Государство

Информационно-аналитический блок «Государство. Политика. Общество» включает четыре раздела: «Государственное устройство», «Государственные деятели», «Социально-экономический портрет» и «Общество», посвященных современной России – Российской Федерации.

Формируя материалы блока, авторы преследовали цель максимально широко и в тоже время концентрированно, емко показать:

Это далеко не полный перечень статей названных разделов. В них читатель найдет также материалы, раскрывающие как базовые понятия политической науки (например, Гражданское общество, Легитимность, Мораль и нравственность, Политические институты, Политические отношения, Экономика), так и особенности российского общества, современной российской экономики и отечественного политического процесса (например, Институт президентства в России, Правительство РФ, Россия в системе международного разделения труда, Семья и брак, СМИ, Судебная система РФ). При написании материалов авторы руководствовались единым принципом: сначала дается определение понятия, вынесенного в название статьи, затем раскрывается специфика конкретного явления применительно к России.

Большинство материалов данного тематического блока исторически ограничено период современной российской государственности. Прежние формы российской государственности и общественного развития, характерные для иных веков, рассматриваются в группах исторических, географических, культурологических разделов. С точки зрения исторического охвата определенное исключение составляет раздел «Государственные деятели». Он максимально историчен и включает более семи десятков персоналий правителей и государственных деятелей России, оказавших существенное (иногда определяющее) влияние на развитие российского государства и общества, начиная с периода формирования древнерусской государственности и вплоть до настоящего времени.

В то же время данный политологический блок статей и материалов не претендует на содержание исчерпывающей информации о современном состоянии государства, политики, общества в современной России – в условиях динамично меняющегося мира это просто невозможно, но стремится побудить читателей к самостоятельным оценкам и размышлениям. Авторы исходили из того, что собранные материалы будут способствовать усвоению ключевых характеристик большой системы «Россия», формированию у читателей концептуальных представлений о логике и содержании российского политического процесса; послужат основой максимально объективной оценки длящейся современности. Расширению знаний о государственном устройстве, социально-экономической системе, политическом процессе в современной России, о проблемах и перспективах развития российского общества служат подобранные авторами разделов Интернет-источники и научная литература.

Политическая, социальная и экономическая реальность сложна, многогранна и не подлежит расчленению. Живое, реальное бытие всегда пронизано связями различных сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной. С одной стороны, общество продуцирует институты и нормы; с другой – оно само оказывается зависимым от них. Именно поэтому собранные в разделах статьи перекликаются и дополняют друг друга. Взгляд на российскую цивилизацию сквозь призму политики, государства будет не полным без взгляда сквозь призму экономики, общественных отношений и частной жизни человека. Однако нельзя объять необъятное, поэтому в ряду событий и явлений, которыми изобилует российская

действительность, основой для концепции проекта стали факторы, институты и формы общественной жизни, являющиеся для системы основными, определяющими вектор ее развития.

Российская Федерация принадлежит русской истории, она плод и продолжение ее, поэтому правильно будет смотреть на текущие процессы как на элемент некой исторической целостности. В свою очередь понимание настоящего требует знания генезиса и эволюции современного российского государства, которое является определяющим фактором развития экономики, социальной сферы, общества в целом. Поэтому именно в обобщающей, вводной статье ко всему блоку считаем целесообразным обратить внимание на базовые вехи этого процесса, которые в значительной степени определяют современное положение Российской Федерации.

Генезис современного российского государства

Формально старт современной российской государственности был дан в момент принятия Первым съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Декларация была принята подавляющим большинством голосов, но не единогласно. 907 депутатов высказались «за», 13 – «против», 9 – воздержались.

В преамбуле документа подчеркивалось, что Съезд, «выражая волю народов РСФСР, торжественно провозглашает государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР». Справедливости ради следует напомнить, что Конституция РСФСР 1978 г. содержала положение о суверенитете республики, провозглашая РСФСР суверенным, но помимо этого советским и социалистическим государством (Ст. 68).

Также в Конституции РСФСР 1978 г. было закреплено право свободного выхода республики из состава СССР (Ст. 69). Декларация сохранила это положения, но с некоторыми уточнениями – право свободного выхода из СССР могло быть реализовано в порядке, устанавливаемом Союзным договором (в это время как раз готовился новый Союзный договор, который так и не был подписан в результате событий августа 1991 г., которые вошли в историю под названием «заговор ГКЧП») и основанном на нем законодательством (Ст. 7).

Принципиальным отличием Декларации от Конституции 1978 г. стало провозглашение верховенства Основного закона России и иных правовых актов над законами и правовыми нормами СССР, за исключением тех, «которые ею добровольно передавались в ведение Союза ССР» (Декларация, Ст. 5). До этого законы СССР были обязательны к исполнению на территории всех союзных республик и в том числе РСФСР (Конституция РСФСР 1978 г., Ст. 76).

Еще одним формальным основанием становления современной российской государственности стало введение поста Президента. В РСФСР в ходе Всесоюзного референдума 17 марта 1991 г. по вопросу сохранения СССР как обновленной федерации (за сохранение Союза тогда высказалось 113, 5 млн чел или 76,43 % от имеющих право голоса) был задан вопрос о введении должности президента республики. «За» это предложение высказался 71 % избирателей.

Закон № 1096-1 от 24 апреля 1991 г. «О выборах президента РСФСР» закрепил итоги референдума и определил процедуру избрания главы государства. Первые президентские выборы в России состоялись ровно через год после принятия Декларации о суверенитете – 12 июня 1991 года. Этот день был объявлен государственным праздником. С 1 февраля 2002 г. официально он называется «День России».

На выборах – в первом туре – победила «двойка» Ельцин-Руцкой, набрав 57,3 % голосов избирателей. Это были единственные в России выборы главы государства сроком на пять лет по т. н. американской схеме, когда итог голосования определял не только кандидатуру будущего президента, но и вице-президента. Должность вице-президента была упразднена 25 декабря 1993 г. в связи с вступлением в силу новой Конституции РФ.

Фактически же процесс становления политической системы Российской Федерации начался с ликвидации СССР. Подписание Союзного договора о создании обновленного Союза ССР было сорвано в результате августовских событий 1991 года. Деятельность КПСС на территории РСФСР Указом Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. была приостановлена (восстановление компартии как КПРФ состоялось 14 февраля 1993 года). В СССР и в самой России активизировался процесс отстранения союзного руководства от рычагов управления и принятия политических решений. 8 декабря 1991 г. в Минске руководители Беларуси (С. Шушкевич), РСФСР (Б.Н. Ельцин) и Украины (Л. Кравчук) подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств, вошедшие в историю как Беловежские соглашения. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главами 11 советских республик (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина) была подписана Декларация о создании Содружества независимых государств (СНГ, Алма-Атинская декларация).

В документе было прописано принципиальное положение: «с образованием Содружества независимых государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Таким образом, воля многонационального советского народа, выраженная на референдуме 17 марта 1991 г. о «сохранении Союза Советских Социалистических Республик как обновленной Федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности», была нарушена.

Определяющим судьбу СССР и России стало 25 декабря 1991 года. В этот день Верховный Совет РСФСР принял Закон № 2094‑I «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». РСФСР получила новое название – Российская Федерация. Почти сразу же Закон был подписан Б.Н. Ельциным. И хотя соответствующие поправки, в том числе уравнивающие названия «Россия» и «Российская Федерация», были внесены в действующую Конституцию РСФСР только 21 апреля 1992 г., это не изменило важности принятого закона.

Тогда же – 25 декабря 1991 г. – Верховный Совет РСФСР ратифицировал Соглашение между РСФСР, Казахстаном, Беларусью и Украиной о совместных мерах в отношении ядерного оружия, подписанное 21 декабря 1991 года в г. Алма‑Ате. В тот же день около 19:00 М.С. Горбачев подписал Указ «О сложении Президентом СССР полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР и упразднении Совета обороны при Президенте СССР», а в 19:00 выступил в прямом эфире Центрального телевидения с заявлением об отставке. 25 декабря в 19:38 с флагштока Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации. Никаких торжественных и иных процедур проводов Президента СССР не было.

Российская Федерация с формально-юридической точки зрения унаследовала основные принципы государственного устройства советского периода. Россия осталась федеративным государством с республиканской формой правления. Однако принципиально изменилась идеологическая конструкция: нивелировались и отменялись в законах страны понятия «социалистическая демократия», «государственная идеология», «общенародная и социалистическая собственность», «советская власть». Им на смену пришли общее понимание демократии и принципы правового государства; провозглашалось право частной собственности на землю и другие средства производства. Главой государства стал президент. Все это вместе полностью изменило систему власти. Однако до конца 1993 г. сохранялась власть Советов в лице Верховного Совета и Съездов Советов как федерального, так и регионального уровней. В ходе конституционного кризиса 1992-1993 гг., кульминаций которого стало вооруженное кровопролитное столкновение 3-4 октября 1993 г. в центре Москвы и возле телецентра «Останкино» между сторонниками и противниками парламентской республики, а также штурм верными президенту Ельцину войсками Дома Советов России, вопрос о характере республики был решен в пользу президентско-парламентского типа. Институт президентства стал локомотивом формирования новых политических отношений.

Итак, первый этап (1990-1993) становления российской государственности – условно его можно назвать переходным – самый сложный и бескомпромиссный в процессе трансформации политической системы. Вернее, это был период слома старой (советской) системы и строительства совершенно новой пирамиды власти. Конфликт «центр-союзные республики» закончился разрушением Советского Союза, но так как он не решил всех вопросов перераспределения власти и собственности, то его продолжение по линии противостояния институтов исполнительной и законодательной власти в рамках Российской Федерации выглядит логичным.

Принятие 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме Конституции РФ и проведение первых по новому законодательству выборов в Государственную Думу сформировало новые правила игры – была создана президентско-парламентская система, замыкающаяся на сильный институт президентской власти и резко оппозиционную исполнительной власти Государственную Думу. Именно на этом этапе были заложены основы партийной и избирательной систем современной России. Тяжелейшее экономическое положение большинства населения России, которое стало следствием приватизации и политики разгосударствления, а также обострение ситуации в результате непродуманной политики на Северном Кавказе не позволяли на этом этапе стабилизировать политический процесс и ослабить социальную и политическую напряженность.

Этапы развития российского государства

Второй этап (1994-1996 гг.) развития российской государственности стал испытанием политической состоятельности российского руководства и устойчивости формирующейся системы. Определяющими факторами развития страны в этот период стали масштабный социально-экономический кризис и открытое военное противостояние в Чеченской республике.

Кризис был вызван рядом причин. Самыми значимыми были:

  • либерализация цен (Постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен» от 19 декабря 1991 г.) привела к галопирующей инфляции (индекс потребительских цен вырос почти в 2500 раз), стремительному росту неплатежей (в том числе зарплат и пенсий), обесценению доходов и сбережений населения. К середине 1992 г. большинство российских предприятий остались без оборотных средств;
  • либерализация внешней торговли (Указ Президента РФ № 65 от 29 января 1992 года «О свободе торговли»), осуществленная задолго до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям, создала возможности получения сверхприбылей от продажи сырьевых ресурсов (нефть, цветные металлы, топливо). При такой доходности внешних операций с сырьем, инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а «целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям», что в свою очередь «способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства» (Полтерович В.М. Стратегия институциональных реформ. Перспективные траектории // Экономика и математические методы. 2006. Т. 42. № 1). Еще одним следствием либерализации торговли стал поток дешевых импортных потребительских товаров, хлынувших на российский рынок, что привело к фактическому уничтожению отечественной легкой промышленности;
  • ход и итоги приватизации («Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.», утверждена Постановление Верховного Совета РФ № 2980-I 11 июня 1992 г.) усугубили социально-экономическое положение основной массы населения. Инициаторы приватизации (Е.Т. Гайдар, А.Б. Чубайс) стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. «Обвальный» характер приватизации в условиях, когда в результате либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств, предопределил ее практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства. В результате ряд крупнейших российских предприятий были приватизированы на залоговых аукционах по многократно заниженным ценам по сравнению с их реальной стоимостью – появился класс собственников, заложены основы появления олигархии; в то же время появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности;
  • замена денежных знаков СССР (26 июля – 7 августа 1993 г.). Время проведения (летние отпуска), сроки и требования (по прописке и не более 100 тыс. рублей) реформы привели к тому, что многие люди просто физически не смогли осуществить обмен и потеряли свои сбережения.

Острейший социально-экономический кризис и война на Северном Кавказе стали фоном борьбы между различными политическими и экономическими группами. Этот период условно может быть назван генезисом олигархической системы.

Третий этап (1996-1999 гг.) – кризис системы – был отмечен формированием крупных олигархических групп, которые по итогам президентских выборов 1996 г. смогли в значительной степени контролировать политический процесс в стране, влиять на принятие политических решений, исходя из своих узкокорпоративных интересов. Экономический кризис августа 1998 г. стал закономерным следствием неэффективности макроэкономической политики, проводимой руководством страны с середины 1990-х годов. От дефолта не спасла даже 1000-кратная деноминация рубля, проведенная 1 января 1998 года (старые и новые деньги ходили в обращении весь 1998 г., цены указывались как в старом, так и в новом масштабе). 17 августа 1998 г. Правительство России и Центральный банк (несмотря на заверения Б.Н. Ельцина о том, что девальвации рубля нем будет) объявили о техническом дефолте по основным видам государственных ценных бумаг, о реструктуризации государственного долга, о резком расширении валютного коридора и о переходе к плавающему курсу рубля. Позже Центробанк фактически отказался от поддержки курса рубля, что привело к обрушению национальной валюты (15 августа 1998 г. официальный курс рубля к доллару США составлял 6,3 рублей за доллар, 1 сентября 1998 г. – 9,33 рубля, 1 октября 1998 г. – 15,9 рубля). Экономический дефолт имел серьезные социальные и политические последствия.

В течение месяца после объявления дефолта ушло в отставку правительство и руководство ЦБ РФ. В сентябре правительство возглавил Е.М. Примаков. Одновременно сменился глава Центробанка, им стал В.В. Геращенко. Однако стране требовались не технические, а системные преобразования. Правительство Примакова проработало чуть меньше года – 19 августа 1999 г. в должности Председателя Правительства был утвержден В.В. Путин.

Четвертый этап (2000-2012 гг.) – реформирование системы – характеризуется поиском путей выхода из сложнейшей политико-экономической ситуации, выстраиванием властной вертикали, закладкой принципов равноудаленности бизнеса и власти, формированием новых правил игры.

Первой крупной политической реформой после президентских выборов 26 марта 2000 г., на которых победу в первом туре (52,94 % голосов избирателей) одержал В.В. Путин, стало изменение порядка формирования верней палаты Федерального Собрания. С августа 2000 г. начался процесс ротации сенаторов, в результате которого губернаторы и главы законодательных органов субъектов федерации как члены Совета Федерации были заменены назначаемыми представителями от исполнительного и представительного органов государственной власти субъекта РФ, работающими на постоянной и профессиональной основе без срока полномочий. По новому принципу Совет Федерации был окончательно сформирован к 1 января 2002 года. Новый Федеральный закон № 229 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» вступил в силу в 3 декабре 2012 года.

Изменения коснулись и нижней палаты парламента – Государственной Думы, а также норм, регулирующих деятельность политических партий, процессы формирования партийной системы и исполнительных органов власти субъектов федерации. 11 июля 2001 г. вступил в силу Федеральный закон № 95 «О политических партиях» (впоследствии дополненный и измененный по некоторым пунктам); 12 июня 2002 г. – ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 14 декабря 2004 г. – закон «О внесении изменений в ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»; 7 декабря 2005 г. – ФЗ № 51 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В результате выборы в Госдуму 2007 и 2011 гг. проходили только по партийным спискам. Главы регионов в соответствии с новым законодательством вплоть до сентября 2013 г. избирались не на прямых выборах, а законодательными собраниями по представлению Президента РФ. С 2013 г. проводятся прямые выборы глав регионов в единый день голосования – во второе воскресенье сентября.

Таким образом, этот период отмечен также реформированием вертикали власти по линии «центр-регионы». Данная тенденция нашла отражение в создании Федеральных округов (ФО), что формально не привело к изменению федеративного устройства РФ. Однако содержательно создание новых территориально-административных единиц способствует сохранению и развитию устойчивых связей между регионами огромной страны. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» было создано семь округов. 19 января 2010 г. из Северо-Кавказского округа был выделен Южный ФО, а 21 марта 2014 г. был образован Крымский ФО. В настоящее время в стране 9 федеральных округов.

На этом этапе состоялось также окончательное закрепление механизмов формирования и функционирования институтов президентской власти, чему способствовали регулярные и очередные выборы главы государства. 14 марта 2004 г. на второй срок подряд президентом был избран В.В. Путин (71,31 % голосов избирателей). 2 марта 2008 г., набрав 70,28 % голосов избирателей, президентом был избран Д.А. Медведев.

31 декабря 2008 г. вступил в силу Федеральный закон РФ № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы». На основании этого закона с 2012 г. Президент избирается сроком на шесть лет, а Государственная Дума с 2011 г. – на пять лет. Соответствующие поправки были внесены в Ст. 81 и Ст. 96 Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация сегодня

4 марта 2012 г. на очередных президентских выборах главой государства сроком на шесть лет был избран В.В. Путин (71,31 % голосов избирателей). Формально это событие дает начало пятому этапу в развитии российского государства, главной характеристикой которого является процесс укрепления большой системы «Россия». В условиях глобализации граница между внутренними и внешними факторами развития носит пунктирный характер. Иными словами, внешние императивы задают вектор внутреннего развития. В новейшей истории России определяющими внешними побудителями стали проведение Зимней Олимпиады в Сочи (7-23 февраля 2014 г.) и масштабный украинский кризис, одним из следствий которого стало воссоединение Крыма и Севастополя с Россией.

Напомним, что на референдуме 16 марта 2014 г. за «воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта федерации» высказались 96,77 % жителей полуострова и 95,60 % жителей Севастополя. 17 марта 2014 г., опираясь на результаты референдума, Верховный Совет Автономной Республики Крым провозгласил Крым независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой Севастополь имел особый статус. Тогда же Верховный Совет Крыма и Севастопольский горсовет обратились к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав РФ в качестве нового субъекта со статусом республики, а Севастополь – как город федерального значения.

В тот же день Президент РФ В.В. Путин подписал Указ о признании независимости Республики Крым и одобрил проект Договора о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым. 18 марта 2014 г. договор был подписан: в составе Российской Федерации были образованы два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты его ратификации Федеральным Собранием – 21 марта 2014 г., но временно применялся с даты подписания.

Обращаясь 4 декабря 2014 г. к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием, Президент России В.В. Путин особо отметил важность этих событий: «В этом году мы вместе прошли через испытания, которые по плечу только зрелой, сплоченной нации, по‑настоящему суверенному и сильному государству. Россия на деле доказала, что способна защитить соотечественников, с честью отстаивать правду и справедливость».

Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией, а также продолжающийся украинский кризис, вылившийся в полномасштабную гражданскую войну на юго-востоке Украины, в значительной степени определяют развитие современной российской государственности, формируя совершенно новый внутриполитический климат в стране, но и определяя многие проблемы внешней политики (усиление конфронтации с западными странами, рост санкционного давления).

В ряду внешних факторов, влияющих на внутриполитическое развитие России, следует назвать создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор «О Евразийском экономическом союзе» был подписан 29 мая 2014 г. в Астане (Казахстан) и вступил в силу 1 января 2015 года. ЕАЭС был создан с целью всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик стран-участников и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов, что, в частности, достигается посредством обеспечения максимальной свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. На 1 июля 2015 г. членами ЕАЭС являются Армения, Беларусь, Казахстан и Россия.

Приоритетами развития современного российского государства являются сохранение реального государственного суверенитета, создание инновационной динамично развивающейся и конкурентоспособной экономики, повышение жизненного уровня населения, создание условий для успешного развития человеческого капитала и институтов гражданского общества. Реализация поставленных задач невозможна без максимально широких и системных знаний о наших достижениях и существующих проблемах. Формированию таких знаний служит предлагаемый читателям проект «Российская цивилизация» и конкретный информационно-аналитический блок – «Государство. Политика. Общество».