Экономическая система
Экономическая система – установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических продуктов и благ. В зависимости от вида собственности, вида социального контроля внутри системы, наличия или отсутствия рыночной конкуренции выделяют четыре типа экономических систем: традиционную, централизованную (командную), рыночную и смешанную.
Типы экономических систем
Традиционная экономическая система является самой давней и была основана на нравственном контроле и отсутствии рынка. Собственность на ресурсы в этой системе чаще всего является коллективной, т.е. охотничьи угодья, пастбища, пашни и луга принадлежат всему племени или общине. В самом общем виде традиционную экономику можно охарактеризовать как способ организации экономической жизни, базирующейся на самой простой (примитивной) технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики, строгом следовании традициям и обычаям хозяйственной жизни, а также на примитивных эквивалентах стоимости (денежные знаки либо отсутствуют, либо существуют в очень упрощенном виде).
Рыночная экономическая система – это форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Одним из главных отличительных признаков рыночной экономики является частная собственность на средства производства. Право частной собственности позволяет построить экономический контроль внутри фирмы (компании, корпорации), иметь возможность процветать или разориться в результате рыночной конкуренции. Конкуренция заставляет частного собственника проявлять хозяйственную инициативу, экономить ограниченные ресурсы, рисковать или проявлять осторожность в расходовании средств, искать источники получения прибыли и избегать бесполезных расходов. К основным принципам рыночной экономики относятся: свободная предпринимательская деятельность; многообразие форм собственности на средства производства; рыночное ценообразование; договорные отношения между хозяйствующими субъектами; ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Командная (централизованная, плановая) система сформировалась в ХХ в. в обществах с жесткими политическими режимами. Командная система – это способ организации экономики, при котором земля и капитал находятся в государственной собственности, а распределение ресурсов находится в руках государственных центральных органов в соответствии с государственными планами; способ ориентации и управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности. Таким образом, экономический контроль осуществляется не рынком, согласно принципу «спрос-предложение», а государством.К характерным чертам плановой экономики относятся:
- избыточное огосударствление экономики;
- избыточная централизация производства (свыше 90 % предприятий – это государственная собственность);
- диктат производителя;
- бюрократизация аппарата управления.
Такой тип экономики существовал в СССР до 1989 года.
Рыночная, командная и традиционная экономические модели в чистом виде в современном мире, практически, не существуют. Экономические системы большинства развитых стран сегодня носят смешанный характер. В смешанной экономической системе основой экономики является частная собственность, хотя существует и достаточно крупный государственный сектор. Например, в России в таких компаниях, как ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и целом ряде других, более 50 % акций принадлежит государству, но эти компании не получают государственных планов, подчиняются законам рынка и вынуждены конкурировать с частными предприятиями. В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право иметь в собственности или оперативном управлении средства производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников, и фактически являются равноправными игроками рынка. Деятельность государства финансируется за счет налогов и акцизов, но главным образом за счет его собственной экономической деятельности, обеспечивающей ему необходимую финансовую самостоятельность и имеющей своей целью как раз обеспечение базовых его функций.
Ряд жизненно важных для общества услуг и элементов общегосударственной инфраструктуры финансируются или частично субсидируются за счет бюджета, либо напрямую принадлежат государству: юридические услуги, библиотеки, дороги, школы. Больницы и поликлиники, силовые структуры, сельское хозяйство и связанное производство продуктов питания первой необходимости, топливно-энергетический сектор, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. Государство также осуществляет: регулирование (трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное); защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей, окружающей среды, протекционизм и многое другое.
Модели смешанной экономической системы
Существует несколько моделей смешанной экономики.
Американская модель. Основу американской модели составляет система всемерного поощрения предпринимательства, достижения личного успеха, обогащения наиболее активной части населения. Задача социального равновесия граждан при этом остро не ставится, а прямое государственное вмешательство в экономику является незначительным и охватывает такие вопросы, как определение правил игры на рынке, использование бюджетной системы, перераспределение доходов через налоговые механизмы и другое.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры по контролю за имущественным расслоением.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство располагает всего четырьмя основными фондами, зато более половины государственных расходов направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.
Германская модель: в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Выполняя определенные функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции.
Российская модель экономической системы
8 февраля 2008 г. Президент В.В. Путин на заседании Государственного совета отметил, что «Россия вернулась на мировую арену как сильное государство – государство, с которым считаются и которое может постоять за себя». Утверждение «Россия – сильное государство» отнюдь не преувеличение, а констатация серьезных изменений, произошедших в стране с начала ХХI века. В частности, за последние годы накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику вырос в несколько раз. Капитализация фондового рынка по отношению к 1999 г. выросла в 22 раза. Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в пять раз. До начала мирового экономического кризиса Россия достигла самого большого прироста ВВП за последние семь лет – 8,1 %, а по итогам 2007 г. – опередила такие страны «большой восьмерки», как Италия и Франция, по объему ВВП, рассчитанному по ППС, вошла в семерку крупнейших экономик мира.
В настоящее время по объему ВВП по ППС Россия является пятой экономикой мира, а по номинальному объему ВВП Россия занимает 9 или 10 место (в зависимости от используемого для пересчета курса доллара).
Однако этого мало в сравнении с тем, как развиваются гиганты мировой экономики и с тем, какие амбиции есть у нас. Опережающий рост качественных характеристик продукции и услуг, улучшение на этой основе пропорций обмена являются для России единственной возможностью осуществить прорывной сценарий развития. Результаты экономического развития России последних лет позволяют утверждать, что возможности для реализации такого сценария в России, в принципе, имеются. Более того, период выбраковки неэффективных производств, практически, завершен, а трансформационные факторы роста рыночного качества продукции в российской экономике практически исчерпаны. Именно поэтому главной составляющей качественных приращений российской экономики в перспективе является технологический прогресс, именно поэтому у России нет других инструментов обеспечения высокой динамики производства и экономического прорыва в будущее кроме науки и инвестиций. Только вкладывание средств в наукоемкие технологии и производства способно обеспечить выход России из сырьевой зоны. Пока же ситуация очень неоднозначная, но отчаиваться не стоит. Надо много работать, в том числе и над собой.
В целом модель российской экономической системы может быть названа социально-ориентированной, т.к. развивающаяся в стране система направлена на создание экономических условий для максимально удовлетворения общественных потребностей, социальных запросов населения, повышения качества и уровня жизни.