Социализация

Социализация – процесс накопления людьми опыта и со­циальных установок, соответствующих определенным соци­альным ролям, и формирования социальных качеств (знаний, на­выков, ценностей); процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные ка­чества не передаются по наследству, они усваиваются, вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.

Этапы социализации

За свою жизнь индивид проходит несколько этапов социализации.

  • Первый этап: ранняя (первичная или начальная) социализация, охватывает период детства и юности. Связана с приобретением обще­культурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликт­ность данного возраста связана с тем, что возможности и способ­ности ребенка значительно превышают предписанные ему прави­ла, рамки поведения.
  • Второй этап: вторичная (продолженная) социализация – это профессиональная социализация, которая связана с овладением специальны­ми знаниями и навыками. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей, происходит включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адапта­ция в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.
  • Третий этап: условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. Характеризу­ется изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, т.е. усвоения новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо пре­жних, недостаточно освоенных или устаревших.

Агенты социализации

Существенную роль в процессе вхождения человека в общественные отношения играют  «агенты социализации». Под ними понимаются институты, группы,  от­дельные индивиды, которые оказывают значимое влияние на социализацию.

На каждом этапе жизненного пути существуют свои аген­ты социализации. В младенческий период главными агентами социализации яв­ляются родители или люди, постоянно заботящиеся и общающи­еся с ребенком. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей, ими становятся друзья, воспитатели, другие люди, окружающие ребенка. Кроме этого, в процесс социа­лизации в современном обществе активно включаются средства массовой информации.

Исключительно важным в процессе социализации является возраст от 13 до 18 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важными в этот период являются: изменение роли агентов социализации; изменения в ценностных ориентациях, включая существова­ние параллельных систем ценностей; усиление восприимчивости к негативным оценкам окружа­ющих; несовпадение между уровнем социальных притязаний и низ­ким социальным статусом; противоречие между усилением ориентации на самостоятель­ность и усиливающейся зависимостью от родителей.

Значительную роль в социализации играет образование как социальный институт и как процесс, посредством которых общество передает ценности, навыки и знания новым поколениям, формирует определенную социальную среду, отношение к обществу, государству, стране. Как агент социализации образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценке су­ществующих знаний; способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со спо­собностью к обучению.

Исключительно важным агентом социализации является шко­ла. В школе вырабатывают представление об общественных цен­ностях, таким образом, осуществляется воспитание будущих граждан. В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, выраба­тывают навыки подчинения старшим.

Роль конфликта в процессе социализации

Социализация происходит не только в комфортной обстановке научения, приобщения к ценностям. Она развивается и во время конфликтных ситуаций. Социальных конфликтов немало, и они очень осложняют жизнь. Чтобы их не было, нужно с детства воспитывать в человеке уважение к другим, культуру поведения, терпимость и бережное отношение ко всему, что его окружает.

Все конфликты можно разделить на несколько видов.

  • Внутриличностный – столкновение происходит в душе самого человека. В течение жизни у каждого наступает такой момент, когда он задумывается о смысле своей жизни, сопоставляет свои достижения с достижениями других людей, разочаровывается в своих целях и интересах. Нестойкую личность это может надломить, и вся оставшаяся жизнь пойдет без надежд на будущее и стремления изменить что-то в своей жизни. Только тот, кто готов к возник­новению внутреннего конфликта, кто верит в свои силы и полон решимости бороться за счастье, выстоит, пересмотрит некоторые свои представления и пойдет дальше.
  • Межличностный – разногласия возникают между двумя или более членами группы, но при этом главными сторонами являются личности, а не группы людей. Такие ситуации встречаются постоянно: в час пик в общественном транспорте, на работе, даже в самой благополучной семье время от времени случаются столкновения.
  • Межгрупповой – в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели. Большинство самых опасных конфликтов относятся именно к этой катего­рии: национальные, расовые, религиозные и большая часть производственных. Часто в этом случае большую роль играют групповые лидеры, которые способны как раздуть конфликт до ог­ромных масштабов, так и попытаться урегулировать его.
  • Конфликт принадлежности – человек входит в две группы, которые конкурируют между со­бой. Вспомните трагическую историю Ромео и Джульетты. Их семьи враждовали между собой, а двое влюбленных оказались в сложной ситуации. В такое же положение попадает представитель оппозици­онной партии, вошедший в правительство, или футболист, играющий против команды своего род­ного города. Человек в таких конфликтах должен сделать свой выбор, не боясь его последствий и понимая свою ответственность.
  • Конфликт с внешней средой – неприятие государственных организаций, законов, норм, пра­вил, традиций и обычаев. В такое противостояние вступают преступники, революционеры, неко­торые представители интеллигенции, отдельные журналисты. В нормальном демократическом обществе каждый имеет право выступить с критикой государственной политики и положения в стране, а недовольные люди могут повлиять на ситуацию в ходе выборов в органы власти. Если же законы не предусматривают открытых путей разрешения конфликта или народ в них разочаровывается, то возникают тайные общества, распространяется запрещенная литература, поднимаются восстания.

Каждый из представленных видов конфликтов имеет свои последствия. И совсем не обяза­тельно, что они окажутся отрицательными. Так, например, люди или группы в ходе конфликта раскрывают свои цели и ожидания, что позволяет остальным, при желании, лучше понимать их; внутри конфликтующих сторон усиливается сплоченность и взаимопонимание, это особенно заметно в периоды потрясений и  войн, когда народ объединяется для отпора врагу во имя общей цели – защиты Родины, несмотря на существовавшие ранее внутренние противоречия и разногласия.

Наконец, в результате конфликта всех его участников часто возникает желание перемен, обновления. Даже неудачные революции и восстания влекли за собой изменение государственной политики, приня­тие новых законов и принципов управления.

Вместе с тем, никогда не следует забывать о том, что конфликт ведет и к озлоблению, гибели людей, материальному ущербу, потере времени, беспорядку и неустойчивости. В случаях, когда нерешенные проблемы или обиды остаются и после прекращения конфликта, тлеющие угли неприязни могут в любую минуту вспыхнуть вновь. Именно поэтому необходимо предотвращать конфликты на самой ранней стадии их возникновения, осуществляя превентивные меры – действия, направленные на предотвращения конфликтов.

Автор:  Е. Г. Пономарева
Источник:  ЦПМИ\РАПН