Государственное устройство

Государственное устройство – способ политической и территориально-административной организации государства.

В узком смысле государственное устройство – это основы государственного (конституционного) строя: суверенитет, форма правления, территориальное устройство, определяемое на основе принципов унитаризма или федерализма, характер политического режима, который раскрывается через такие понятия, как правовое государство, политический плюрализм, политическое участие, многопартийность.

В максимально широком понимании государственное устройство – это организационные основы и принципы существования государства, дополненные политической и социальной практикой реализации правовых норм, которая в свою очередь зависит от господствующих в обществе традиций, ценностей, социальных норм, от уровня политического сознания и типа политической культуры, от специфики формирования политических институтов и степени их легитимности, от развитости институтов гражданского общества.

Данный раздел содержит понятия и характеристики, формирующие как общие представления о политике, так и раскрывающие особенности государственного устройства и политического процесса современной России. В первом случае обращаем Ваше внимание на материалы Власть, Государство как политический институт, Демократия, Легитимность, Политика, Политическая идеология, Политическая система, Политические институты и Политические отношения, Политические элиты, Политический режим, Политическое лидерство, Суверенитет, Форма правления).

Среди статей, посвященных современной России, есть как характеризующие государство (например, Государственная власть в современной России, Государственные символы, Законодательная власть, Институт президентства в России, Исполнительная власть, Судебная власть, Федеративное устройство РФ), так и посвященные российской политике в целом (см. Избирательная система в современной России, Многопартийность, Партийная система, Политическая социализация, Политическое участие, Принятие политических решений).

Анализ современности требует зачастую обращения к событиям прошлого – ключи от настоящего всегда лежат в прошлом. Поэтому в ряде статей авторы рассматривали эволюцию институтов, практик, явлений (например, Власть в России, Государственная власть в современной России, Государственные символы, Институт президентства в России, Избирательная система, Федерализм и др.).

Становление и развитие современной политической системы в России определено сложнейшими системными трансформациями. Данные процессы протекали одновременно в политике, экономике, обществе и имели как различную продолжительность, так и различные итоги. Выделим основные уровни трансформаций, проходивших в последнюю четверть века в России и определивших современное состояние российского государства и общества.

  • Институциональная трансформация на макроуровне определила формирование таких центральных государствен ных институтов, как президентство, парламент, правительство, суды, а также избирательной системы. Правовое закрепление механизмов формирования, полномочий и прерогатив этих институтов содержится в Конституции РФ. С помощью нормативных, структурирую щих и лимитирующих параметров институциональная трансформация центрального уровня власти воздействует на изменение системы представительства.
  • Трансформация представительных структур затронула территориальное (через партии) и функциональное (через объединения) представительство интересов. Территориальное представительство политических инте ресов через партии должно быть дополнено функциональным с помощью инклюзивной системы общественных объединений самой разной направленности и профсоюзов, располагающих значительным потенциалом политического регулирования. Успех трансформации представительных структур предопределяет консолидацию институтов на центральном уровне и эффективную трансформации поведения.
  • Трансформация поведения означает готовность и способность различных социальных и политических групп реализовать свои интересы посредством демократических институтов (выборы, общественные объединения, НКО и НПО, политические партии, СМИ и др.). Успех трех названных трансформаций помогает формированию гражданского общества, которое в свою очередь стабилизирует политическую систему.

В настоящий момент можно констатировать, что все три уровня трансформации в современной России пройдены. И хотя существует ряд проблем, препятствующих эффективному развитию российского государства (например, бюрократизация, коррупция, некомпетентность чиновников, несовершенство законодательства), в целом следует признать его успешность.

Современная Россия является демократической федеративной республикой, правовым и социальным государством. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а одной из главных обязанностей государства является их соблюдение и защита.

В стране сформировалась устойчивая президентско-парламентская система. Конфигурация системы государственной власти в России и полномочия ее институтов определены так, что глава государства – президент – является главным арбитром, «гарантом Конституции РФ» (Ст. 80), первой и последней инстанцией принятия политических решений, замыкая на себя различные полномочия в сфере нормотворчества, исполнительной деятельности, кадровой политики.

Законодательная ветвь власти – Федеральное Собрание РФ – представляет бикамеральную модель парламента, не предусматривающую единого координирующего парламентского органа, а также совместно реализуемых палатами полномочий.

Несмотря на то, что Государственная Дума имеет определенные возможности по контролю за действиями институтов исполнительной власти, реальные конституционные полномочия в этом отношении (например, право проведения по своей инициативе парламентских расследований, права интерпелляций и т. д.) у ее депутатов и палаты в целом отсутствуют. Возможность участия в кадровых вопросах со стороны нижней палаты также достаточно ограничена (Ст. 111). Такая ситуация компенсируется монопольным правом Государственной Думы на принятие федеральных законов и общеобязательных правовых норм – никакой закон не может быть принят помимо воли квалифицированного большинства депутатского корпуса. Роль представительства интересов регионов призван выполнять Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания РФ.

Влиятельным институтом, который реализует стратегии, выработанные в президентских структурах и одобренные парламентом, является Правительство РФ. Конституция РФ определяет правительство, по сути, как команду президента – оно формируется главой государства. Состав правительства нормативно не определяется расстановкой сил в парламенте и результатами выборов. Это создает возможности для формирования так называемого «технического» кабинета из специалистов-технократов, не принадлежащих к политическим группировкам. Деятельность такого правительства всецело обеспечивается политическим ресурсом главы государства.

С одной стороны, в этом нет ничего плохого. В политической истории России большинство кабинетов формировалось именно по такому принципу, что обеспечивало единство исполнительной власти и, соответственно стабильность. С другой стороны, неучастие депутатского корпуса в формировании правительства может вести к неучету интересов значительного числа избирателей.

Вертикаль судебной власти в России является наиболее централизованной. Все суды, кроме Верховного и Конституционного, относятся к системе федеральных судов. Судьи этих судов назначаются указом Президента РФ и формально в кадровом плане не связаны с региональными и местными органами власти. Хотя судебная власть и находится вне политики, принимаемые судебные решения нередко приобретают политическое звучание.

В заключение отметим, что для успешного развития государства и общества явно недостаточно формального закрепления институтов, правил и норм. Необходимо, что все они работали, а это непосредственным образом зависит от каждого гражданина. Развивать и созидать невозможно без знаний о стране, государстве, обществе. Авторы надеются, что собранные в разделе материалы привлекут внимание широкого круга читателей, неравнодушных к судьбе России.