Государство как политический институт

Значение и важность такого политического института, как государство, в истории и современности России переоценить сложно. В то же время однозначного согласия относительно того, что из себя представляет сама категория «государство» как в отечественной, так и в мировой научной литературе нет. Так что же такое «государство»?

Понятие «государство»

Впервые разные по типу политического устройства, размерам, мощи, религиозной и культурной среды политические образования в работе «Государь» (1513, 1532 гг.) «уравнял» Н. Макиавелли как lostato, что было эквивалентно понятию «политический порядок». С тех пор в научном дискурсе за семейством этих политических порядков закрепилось понятие государство.

Трансформации буржуазных революций с сопутствующими установлениями гражданского общества, капиталистической экономики, формированием новых отношений между государством и обществом, новых коллективных идентичностей, породили государство в современном понимании. В свою очередь принцип суверенности закрепил власть государства за определенной территорией, население которой превратилось в единый субъект, наделенный определенными правами и обязанностями, выраженными сначала в институте подданства, а затем – гражданства.

Итак, в конструировании современного государства важное значение имеет  территориальность, секуляризация и гражданственность. Государство в России невозможно без установления прочной политико-идеологической и культурно-духовной связи между определенной конструкцией политического порядка и населением, как коллективным целым. Показательно, что выдающийся русский философ И.А. Ильин определял государство как «организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками» (Путь духовного обновления. Белград, 1935).

В современной политической науке государство понимается, как правило, через анализ признаков, свойств и функций данного универсального организационно-управленческого института. Основа такого подхода была заложена в работах немецкого социолога М. Вебера, который в ряду   исходных формальных характеристик государства выделял способность устанавливать административный и правовой порядок, в соответствии с которыми осуществляется деятельность государственного и административного аппарата; обладание принудительной и при этом легитимной властью не только над гражданами, но и над всеми находящимися лицами и происходящими на контролируемой им территории действиями. Таким образом, исключительность и универсальность государства как политического института определена прежде всего тем, что  в рамках государственных структур максимально сконцентрированы власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на социальный процесс.

В то же время, государство следует понимать как минимум с двух позиций. Во-первых, как  особый род коллективности, возникшей для удовлетворения общих потребностей и реализации совместных целей. В этом понимании государство представляет форму политического общения, а его главным стержнем является власть.

Во-вторых,  государство есть форма и способ организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма. Что касается социальной сущности государства, то оно – в идеале – может служить интересам общества и личности, но в исторической практике зачастую выступает средством подавления имущими классами неимущих.

Признаки государства

Как политический институт государство обладает рядом качественных признаков, присущих только ему:

  • единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны;
  • особая организация политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов учреждений, непосредственно управляющих обществом;
  • право на легитимное насилие, право и возможность осуществления внутренней и внешней политики;
  • суверенная организация власти: обладает суверенным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения;
  • располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, обеспечивающей его экономическую самостоятельность.

Функции государства

Функции государства, как правило, подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним – относятся политико-управленческие, экономические (хозяйственные), социальные, культурно-идеологические, охранные. Внешние функции включают дипломатическую, внешнеэкономическую и военную деятельность.

Несмотря на разнообразные трактовки, все же можно говорить о консенсусе политологов относительно того, что к числу неотъемлемых функций государства относятся такие, как обеспечение внешней и внутренней безопасности; обеспечение внутреннего порядка; обеспечение легитимности; управленческая способность; создание условий для развития.

Структура государства

Структура государства состоит из представительных органов, надзорно-контрольных органов, органов охраны общественного порядка, органов государственной безопасности, исполнительно-распорядительных органов и судебной системы.

Наиболее важные системы современного государственного аппарата следующие: система органов законодательной власти, система органов исполнительной власти, система органов судебной власти, система органов прокуратуры.

Под принципами организациии деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, содержание и назначение, основные цели и задачи госаппарата. Эти принципы постоянно развиваются и обновляются в соответствии с внутренними и внешними целями и задачами государства. Например, в советский период истории наиболее важными принципами организации и функционирования отечественного государственного аппарата считались следующие: принцип партийного руководства, принцип демократического централизма, то есть строгое подчинение нижестоящих структур и организаций вышестоящим; привлечение (на практике риторическое) широких масс к управлению делами общества и государства; принцип социалистической законности; интернационализма и советского федерализма; научного планирования и т.д.

В современной России эти принципы разрабатываются в соответствии с Конституцией РФ и находят непосредственное выражение в федеральных законах, центральных и ведомственных положениях,  указах и посланиях президента РФ. Среди наиболее значимых следует назвать принципы: оптимального построения и функционирования государственного аппарата, его эффективности, законности и конституционности, высокого профессионализма, соблюдения высоких этических требований членами парламента и чиновниками, их политической лояльности; принципы служения развитию и процветанию России.

Государство в России

Известный русский философ Н.А. Бердяев писал о русском народе как о самом государственном и самом аполитичном одновременно. Иными словами,  в российском социуме причудливым образом уживаются этатизм и анархизм.

Этатизм в общественном сознании россиян есть восприятие государственной власти, государства как первоосновы общественной жизни, как важнейшего фактора этногенеза. Именно поэтому вопрос о судьбе государства всегда был принципиальным для общества. Особая же миссия российского государства заключалась в том, что именно государственная власть была главным фактором культурного движения нации. Эффективность власти оценивалась, в частности, и по ее влиянию на культурный процесс. Государство являлось и творческой, созидательной силой и причиной застоя, и инициатором, генератором общественного развития и его тормозом. Поэтому разрушение государственной формы либо коренные ее изменения каждый раз воспринимались российским сознанием особенно болезненно, почти апокалиптически.

Отсюда установка на всепоглощающее и заботящееся государство. Однако, «стремясь к заботе», государство способно парализовать самостоятельную энергию частных лиц, приучает общество к пассивному выжиданию и даже к  социальному иждивенчеству. Кроме того, отечественный этатизм обычно ставил и ставит государственную власть выше закона, отсюда неверие в закон как в эффективное средство борьбы со злом. Согласно исторической традиции в России именно власть призвана быть защитником правды и справедливости.

Постоянным спутником этатизма в России был анархизм как попытка дистанцирования от общественно-политической жизни вплоть до полнейшего ее отрицания и ухода в замкнутый мир личных забот, с одной стороны, и яростной борьбы с несправедливой властью и ее представителями, с другой. Таким образом, мы наблюдаем своеобразную раздвоенность массового сознания, когда стремление к свободе от государственного вмешательства сосуществует параллельно с желанием и ожиданием сильной власти.

Такая раздвоенность в понимании роли и значения государственной власти особенно ярко проявилась в условиях разрушения единого государства – Советского Союза – и формирования новой формы российской государственности в 1990-е годы. Неолиберальные реформы и снижение доверия к государству привели к тому, что в России стало формироваться требование к государству установить четкие и жестко контролируемые «правила игры», в рамках которых могли бы развиваться страна и общество. Поиск безопасности значительным количеством граждан России в руках сильного государства создает условия для развития российского «неоэтатизма» как  некой новой формы государственной власти. 

 

 

Автор:  Е. Г. Пономарева
Источник:  ЦПМИ\РАПН