Форма правления
Способ организации верховной государственной власти определяется формой правления, под которой также понимаются принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, различают монархии и республики.
Монархия
При монархической форме правления верховная государственная власть осуществляется единолично и передается по наследству. В классическом варианте монархии обладают рядом характерных признаков:
- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
- власть монарха суверенна и верховна и включает в себя все три ветви власти;
- передача власти монарха по наследству, население к данному акту не имеет никакого отношения;
- юридическая безответственность монарха.
Учитывая различные сочетания этих признаков, выделяют несколько видов монархий:
- абсолютная монархия: вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть; народ политически пассивен. В современном мире абсолютные монархии остались преимущественно в странах с традиционными политическими отношениями – Саудовская Аравия, Бруней и некоторые др.
- конституционная монархия: власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, что фиксируется в конституции, которую монарх не вправе изменить.
В России абсолютная монархия просуществовала до начала марта 1917 года. 2 марта император Николай II подписал Манифест об отречении. В данном документе император отрекался от власти за себя и своего сына Алексея – наследника престола – в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича, который на следующий день также отказался от власти. Это событие положило конец монархическому правлению в России, прервало цепочку престолонаследия династии Романовых и способствовало углублению революционных процессов в стране.
Разновидности конституционной монархии:
- парламентская монархия, при которой монарх выполняет представительную функцию; законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству во главе с премьер-министром. В этом случае монарх может номинально сохранять определенные полномочия, однако он пользуется ими только по инициативе правительства или вообще не прибегает к ним. Такие полномочия монарха предусмотрены в качестве резервных, на случай какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента, на практике, как правило, не применяется (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания и др.);
- дуалистическая монархия предполагаетразделение властных полномочий между правительством, формируемом монархом и ответственным перед ним, и парламентом, избираемым народом. Монарх также может обладать правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента и выполнять ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания и др.).
Кроме того, у монархий могут быть определенные особенности. Например, государства, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью являются теократическими (Ватикан). Существуют также выборные монархии – государства, представляющие собой объединение нескольких монархий, главы которых из своей среды выдвигают единого правителя (Малайзия, ОАЭ).
В современном мире монархия – это форма правления, выполнившая свою историческую миссию. В странах Западной Европы и в Британском содружестве монархия –скорее, дань традиции, сохранение преемственности поколений, красивый образ. Свои главные функции по стабилизации общества, легитимации политического режима монархия выполняет в доиндустриальных и частично индустриальных странах Востока.
Республиканская форма правления
Республика – форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, т.е. источником власти является народ.
Республика обладает рядом характерных признаков:
- выборность высших органов государственной власти населением на определенный срок;
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; институты трех ветвей власти выполняют различные функции по управлению государством;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.
Различают три вида республики: президентская, парламентская и смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская).
В парламентской республике единственный демократический законный институт – парламент, правительство находится в зависимости от парламентского вотума доверия. Всенародные прямые тайные и равные выборы решают одновременно вопрос о составе парламента и правительства, которое формируется из членов победившей партии или коалиционно. Глава правительства входит в нижнюю палату парламента и имеет право ее роспуска. Правительство имеет право законодательной инициативы, а в некоторых случаях – право вето на законопроекты (ФРГ). Президент избирается прямым народным голосованием либо депутатами парламента и выполняет в основном представительские функции (Германия, Венгрия, Польша и др.).
В президентской республике президент – глава государства и одновременно глава исполнительной власти – наделен значительными конституционными полномочиями. Президент и парламент избираются отдельно прямым голосованием на определенный срок, обладают равной легитимностью ивзаимонезависимы. Конституционно закреплено жесткое разделение властей. Президент политически ответственен перед народом, а правительство перед президентом. Парламент не имеет права отзыва правительства, но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия. Президент, как правило, не вправе распустить парламент (США), но у него есть право вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов. В то же время парламент вправе выдвинуть обвинения против президента и начать процедуру импичмента.
В смешанной (президентско-парламентской) республике правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом. Глава государства – президент, но он не является главой правительства. Президент вправе распускать парламент и объявлять досрочные парламентские выборы в случаях, предусмотренных конституцией. Партийная принадлежность президента, премьера и членов парламентского большинства может не совпадать и может быть необязательной. У президента есть право вето на решения парламента и право законодательной инициативы, кроме того, все законы вступают в силу после подписания их президентом, а его указы и распоряжения также имеют силу закона. У президента и парламента могут быть разные сроки полномочий,
Современная Россия представляет собой тип смешанной республики. Все формальные характеристики данного типа республики зафиксированы в Конституции РФ.