Судебная система РФ

Судебная власть – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти, подчиненной принципу разделения властей. В такой государственной системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также процедурой назначения судей на их должности. При этом судебная власть обладает возможностью отмены законов, указов президента и постановлений правительства, если они будут признаны ею неконституционными. Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной ветви власти каком-либо иным властным институтом.

Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть осуществляется на основании принципов равенства перед законом и судом, участия граждан в осуществлении правосудия, гласности в деятельности судов, состязательности, независимости, несменяемости, неприкосновенности судей.

Структура и условия единства судебной системы РФ

Судебная система РФ представляет совокупность судебных органов различной компетенции и всех уровней, действующих на территории России. Назначение судебной системы – защита конституционного строя РФ, прав и свобод граждан, обеспечение соответствия Конституции РФ актов законодательной и исполнительной власти, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов.

Законодательной основой функционирования судебной системы являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», федеральные законы о высших судебных органах РФ и иных федеральных судах, устанавливающие компетенцию, порядок образования, структуру и основные функции этих судов.

  • Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поскольку Россия по виду государственного устройства является федеративным государством, в ней действуют следующие суды, составляющие судебную систему РФ.
  • Федеральные суды: Конституционный суд, Верховный суд, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
  • Суды субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Эта структура судебной системы РФ установлена Законом о судебной системе. В зависимости от компетенции судебную систему РФ можно представить следующим образом:

  • Конституционная юстиция. Она включает Конституционный суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным судом.
  • Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т.д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
  • Арбитражные суды. В эту систему входят федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров.

Провозглашая наряду с системой федеральных судов существование судов субъектов Федерации, Закон о судебной системе исходит из единства судебной системы РФ, которое обеспечивается:

  • установлением судебной системы Конституцией и Федеральным конституционным законом;
  • применением всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, принципов и норм международного права и международных договоров РФ, конституций (уставов)_ и других законодательных актов субъектов РФ;
  • соблюдением всеми судами и судьями правил судопроизводства, установленных федеральными законами, а также применением Конституции РФ  и других законов;
  • признанием обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • закреплением подчиненных и иных взаимосвязей в иерархии судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • обеспечением единого статуса судей;
  • финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судопроизводство в Конституционном суде, Верховном суде, арбитражных и военных судах ведется на русском языке, а в других федеральных судах общей юрисдикции может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судо-производство у мировых судей и в других судах субъектов ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Принципы функционирования судебной системы РФ

Основополагающими принципами судебной системы РФ являются принципах независимости, несменяемость и неприкосновенность судей, а также гласность, состязательность, равенство.

В целях справедливости и беспристрастности осуществления правосудия в РФ законодательно закреплен и гарантирован принцип независимости судей.

Независимость судей, помимо того, что они подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные из них закреплены в Конституции РФ:

  • несменяемость судей;
  • неприкосновенность;
  • возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом.

Независимость судьи обеспечивается также запретом вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, вынесением судебного решения с соблюдением тайны совещательной комнаты.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Заработная плата (денежное  содержание) судьи не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности.

Судья имеет право на отставку – почетный уход с должности но собственному желанию. При этом за ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Независимость судей гарантируется также предоставлением им за счет государства материального и социального обеспечения. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы МВД обязаны принять необходимые меры к обеспечению их безопасности.

Несменяемость судей – одна из гарантий их независимости от исполнительной и законодательной власти. Несменяемость судьи означает, что он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, а его полномочия могут быть приостановлены или прекращены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом.

Неприкосновенность судей – необходимое условие предотвращения какого-либо воздействия на судей, а также недопущения ущемления их прав при отправлении ими правосудия. Однако неприкосновенность судей не должна вести к нарушению принципов равенства всех перед законом и судом, неотвратимости ответственности за правонарушение и не может являться препятствием для привлечения судьи к ответственности. В отношении судьи уголовное дело может быть возбуждено только Генеральным прокурором при наличии на это согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Виновным в совершении преступления судью, как и любого другого гражданина, вправе признать только суд, вынося обвинительный приговор.

Принцип гласности судебного разбирательства состоит в том, что суд рассматривает уголовные и гражданские дела в открытых заседаниях. Любые граждане могут свободно войти в зал судебного заседания и находиться в нем во время слушания дела. Рассмотрение дела в закрытом заседании может допускаться только в случаях необходимости в строгом соответствии с законом. К таким случаям относится рассмотрение дел, касающихся охраны государственной тайны.

Разбирательство дела в суде осуществляется на основе принципа состязательности. Это означает, что обвинение отделено от суда, решающего дело. Обвинение и защита осуществляются сторонами, наделенными равными правами.

Принцип равенства всех перед законом и судом означает, что суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Полномочия судей и требования к ним

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ  «О статусе судей в РФ» полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. При этом:

  • судьей Конституционного суда может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;
  • судьей Верховного Суда может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;
  • судьей Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
  • федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет;
  • судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через десять дней после открытия вакансии. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через десять дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в СМИ с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи.

Любой гражданин, соответствующий вышеперечисленным требованиям, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией. Следует отметить, что даже сдавшему экзамен кандидату может быть не разрешено занять судейскую должность, если он допустил «порочащий его поступок».

При том, что полномочия судьи РФ не ограничены определенным сроком, законом предусмотрен предельный возраст пребывания в должности судьи (за исключением судей Конституционного суда) – 65 лет.

Прокуратура РФ как гарант соблюдения законности

Прокуратура как  системе органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ, законов, действующих на территории РФ, занимает особое место в организации правопорядка и соблюдения законности в РФ.

Прокуратура РФ играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укрепление законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений закона и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан и организаций.

Прокуратуре посвящена Ст. 129 Конституции РФ. Однако необходимо знать, что, несмотря на то, что эта статья включена в главу «Судебная власть», это не делает прокуратуру субъектом судебной власти, поскольку таковым в соответствии с Конституцией может быть только суд.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Федеральным законом «О прокуратуре РФ». В этом законе закреплены задачи и функции органов прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, порядок формирования, основы службы в органах прокуратуры. В соответствии с Конституцией РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Автор:  Е. Г. Пономарева
Источник:  ЦПМИ\РАПН