Банковская система России

Банковская система является составляющим элементом (подсистемой) финансовой системы государства.

Банковская система России – совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции. В нее включены Центральный банк, коммерческие банки, кредитно-финансовые организации (инвестиционные, ипотечные, сберегательные и др. банки, пенсионные и инвестиционные фонды, страховые и инвестиционные компании, ломбарды, трастовые организации и др.).

Законы «О Центральном банке РСФСР» и «О банках и банковской деятельности», принятые в 1990 г., заложили законодательные основы функционирования банковской системы современной России.

Банк России – центральный институт банковской системы

В Конституции РФ закреплен принцип независимости Центробанка от других органов государственной власти при выполнении основной функции – защите и обеспечении устойчивости рубля (Ст. 75).

Кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ утверждает Государственная Дума России на основании предложения Президента РФ. Освобождение от должности Председателя ЦБ так же принимает Госдума, если такой вопрос поставлен Президентом РФ.

Федеральный Закон № 86  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 29 июня 2015 г. детализирует конституционные положения.

  • уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, полномочия по владению, пользованию и распоряжению которыми, включая золотовалютные резервы страны, принадлежит ЦБ. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно Закону «государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России –  по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами» (Ст. 2);
  • выполнение функций и полномочий Банком России осуществляется «независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (Ст. 1);
  • Банк России подотчетен Государственной Думе РФ. Помимо назначения и освобождения от должности Председателя Банка России Госдума:
    • назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
    • рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
    • рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
    • принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;
    • проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
    • заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики);
  • по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Основные функции Банка России

К основным функциям ЦБ относятся:

  • Разработка и проведение во взаимодействии с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики;
  • монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения;
  • утверждение графического обозначения рубля в виде знака;
  • являться кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организация ы
  • установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • осуществление надзора и наблюдения в национальной платежной системе;
  • установление правил проведения банковских операций;
  • осуществление обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами;
  • осуществление эффективного управления золотовалютными резервами Банка России;
  • установление и публикация официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю;
  • участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организацияв его составлении;
  • осуществление статистического учета прямых инвестиций в экономику РФ и прямых инвестиций из России за рубеж;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в российских банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • являться депозитарием средств Международного валютного фонда в российской валюте, осуществлять операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения МВФ и договорами с МВФ.

Принципы функционирования банковской системы

Банковская система России опирается на три основных принципа: либерализация ведения банковской деятельности, усиление мер по обеспечению устойчивости банковской системы, приближение положений закона к нормам прямого действия.

Разделение банковских функций дает возможность Центральному банку РФ сосредоточить свое внимание на эмиссионной деятельности, поддержании стабильности банковской системы, денежно-кредитном регулировании экономики, осуществлении законотворческой функции и функции «кредитора в последней инстанции».

Коммерческие банки ближе к интересам клиента, полнее координируют с ним свою деятельность, позволяют более оперативно решать задачи, которые возникают перед ними на современном этапе, и могут составить конкуренцию прочим кредитным организациям.

В настоящее время в России функционируют разные виды банков, в том числе с различной формой собственности: государственной, частной, кооперативной, смешанной (включая иностранный капитал).

В соответствии с российским законодательством государственной считается собственность федеральная и субъектов Федерации. Поэтому государственными могут считаться те банки, капитал которых является достоянием либо РФ, либо республик в составе РФ, краев, областей и других субъектов Федерации, а также банки, в акционерном капитале которых преобладают акции государственных учредителей (например, государственные предприятия и организации).

Автор:  Е. Г. Пономарева
Источник:  ЦПМИ\РАПН