Образование как социальный институт

Образование – один из важнейших видов деятельности современного общества, один из способов становления личности посредством получения накопленных человечеством знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.  

Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. Образование выполняет ряд важных функций. Среди основных –  экономическая, социальная (социализация), культурная, воспитательная.

 В современной России образование регулируется Федеральным законом № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» с принятыми Государственной Думой изменениями и дополнениями. Государственная политика РФ в области образования основывается на следующих принципах:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

Система образования в нашей стране представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Эта система представляет собой сеть реализующих соответствующие программы образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Гражданам России гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (Конституция РФ. Ст. 43, п. 1).

Государство обеспечивает гражданам РФ право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования; гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законом «Об образовании». В среднем ежегодно на образование в РФ тратится 4,3 % от ВВП.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство в нашей стране полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов РФ для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных образовательных учреждений.

Кроме того, государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее – с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Также государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти

Федеральные государственные образовательные стандарты

В нашей стране установлены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы), представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Исключение из этого принципа сделаны только для Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, которые имеют «особый статус», для нескольких федеральных университетов, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» и  «национальный исследовательский университет», а также для федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ.

В настоящее время действует  29  образовательных учреждений, имеющих статус «национальный исследовательский университет « и десять федеральных университетов:

  • Балтийский федеральный университет им. И. Канта;
  • Дальневосточный федеральный университете;
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет;
  • Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского;
  • Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амонова;
  • Северо-Кавказский федеральный университет;
  • Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова;
  • Сибирский федеральный университет;
  • Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина;
  • Южный федеральный университет.

ФГОСы, а также устанавливаемые выделенной категорией вузов  требования должны обеспечивать единство образовательного пространства и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в РФ. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

Образовательные программы

Образование в российских образовательных учреждениях ведется на базе образовательных программ (ОП), которые определяют содержание образования определенного уровня и (или) направленности. В РФ реализуются следующие образовательные программы:

  • общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств);
  • профессиональные (основные и дополнительные);
  • профессиональной подготовки.

Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К основным профессиональным относятся программы:

  • начального профессионального образования;
  • среднего профессионального образования, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
  • высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
  • послевузовского профессионального образования.

В целях создания условий для художественного образования и эстетического воспитания граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств, в России реализуются интегрированные ОП среднего профессионального образования в области искусств в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающим получение этими гражданами основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования, удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся, направленных на развитие их творческих способностей, право на обучение по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения с учетом особенностей содержания и организации учебного процесса (ФЗ «Об образовании», Ст. 9).

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. В РФ законодательно закреплены четыре уровня профессионального образования:

  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование – бакалавриат;
  • высшее образование – специалитет, магистратура;
  • высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Автор:  Е. Г. Пономарева
Источник:  ЦПМИ\РАПН