Здравоохранение

Конституция РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (Ст. 41). Кроме того, российское государство берет на себя обязанности по финансированию федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения; осуществляет меры по развитию государственной и частной систем здравоохранения; поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Система здравоохранения представляет собой совокупность социально-экономических и медицинских мер, проводимых с целью организации медицинской помощи населению, сохранения и повышения уровня здоровья каждого человека и населения в целом. Как специальная отрасль государственного управления здравоохранение включает в себя систему служб лечебно-профилактической помощи, санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения, подготовки медицинских кадров и развития медицинской науки, а также деятельность по охране здоровья, обеспечению лекарством и т.п.

Охране здоровья граждан как системе мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера уделяется в России особое внимание. Охрана здоровья осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, а также самими гражданами (Федеральный закон № 323 от 21 ноября 2011 (ред. от 13.07.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

От здоровья каждого человека зависит здоровье, а значит и успешность всего общества.  Интегральным показателем эффективности системы здравоохранения является уровень заболеваемости и смертности, а также динамика этих показателей. Организация системы здравоохранения зависит как от политических, экономических, социальных и культурно-исторических факторов.

Увеличение средней продолжительности жизни, снижение общей и младенческой смертности, а также улучшение показателей физического развития людей в значительной мере связаны с  улучшением санитарного состояния страны, с системным осуществлением профилактических и противоэпидемических мер, ликвидацией одних и резким снижением других инфекционных заболеваний. Ярким примером тому служит опыт Советского Союза. Особую роль в сокращении смертности и увеличении продолжительности жизни населения страны  сыграла советская концепция развития общественного здравоохранения, ориентированная на массовую профилактику и предупреждение инфекционных и эпидемических заболеваний, на обязательную вакцинацию и иммунизацию всего населения. В результате страна, пережившая в XX веке несколько разрушительных войн, достигла к середине 1960-х годов средне-европейского уровня продолжительности жизни – около 70 лет, а показатель смертности был один из самых низких за всю историю человечества – 6,7 на 1000 человек. Под достаточно эффективный социальный контроль были поставлены все опасные инфекционные и паразитарные заболевания, эпидемии, болезни органов дыхания и пищеварения, младенческая и материнская смертность.

В современной России также особое внимание уделяется работе амбулаторно-поликлинических учреждений по диспансеризации и проведению профилактических осмотров больных и здоровых людей, что обеспечивает предупреждение, раннее выявление и своевременное лечение различных заболеваний. Современное здравоохранение также уделяет повышенное внимание пропаганде здорового образа жизни, устранению вредных привычек, выявлению лиц с так называемыми факторами риска, т.е. тех, у кого в связи с условиями или образом жизни вероятно возникновение того или иного специфического заболевания.

Основными принципами охраны здоровья и оказании медицинской помощи в РФ являются:

  • соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • приоритет охраны здоровья детей;
  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • доступность и качество медицинской помощи;
  • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • соблюдение врачебной тайны.

Доступность и качество медицинской помощи в современной России обеспечиваются:

  • организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
  • наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
  • возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с ФЗ № 323 от 21 ноября 2011 (ред. от 13.07.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • применением существующих в стране порядков и стандартов  оказания медицинской помощи;
  • предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • установлением в соответствии с российским законодательством требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
  • транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
  • возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Порядки и стандарты оказания медицинской помощи, как и программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи устанавливаются постановлениями Правительства РФ и приказами Министерства здравоохранения РФ.

Согласно данным Росстата, на 1 января 2015 г. число больничных учреждений в России составляло 5,9 тыс., что на 300 учреждений меньше, чем в 2014 году, что связано с процессом укрупнения больничных учреждений. Число амбулаторно-поликлинических организаций в последние годы осталось неизменным – 16,5 тысяч. При этом доля частных клиник в России не превышает 10 % от их общего количества. Совокупные расходы на здравоохранение в России сопоставимы с расходами на образование – около 4,4 % ВВП, что вызывает постоянную критику социально-ориентированных политических партий и общественных организаций.

Автор:  Е. Г. Пономарева
Источник:  ЦПМИ\РАПН