Миротворческое движение
России как глобальной державе постоянно приходится участвовать в урегулировании международных и немеждународных конфликтов, действовать в направлении стабилизации международной обстановки и поддержания международного мира и безопасности. Миротворческая деятельность России имеет многообразные формы. Страна участвует в системе миротворческих операций Организации Объединенных Наций в конфликтных регионах (за время существования ООН проведено 69 операций по поддерданию мира в конфликтных регионах, 16 из них продолжается и в настоящее время). Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН активно участвует в деятельности по изучению кризисных ситуаций, формулированию мандатов ООН на междунарллные операции. Россия постоянно направляет своих дипломатов, военных, полицейских, военных наблюдателей в операции ООН – соответствующую статистику можно найти в обзорных статьях «Участие России в международном миротворчестве», «Участие России в миротворческих миссиях ООН». В период распада бывшей Югославии Россия направила в операции ООН в европейском регионе несколько тысяч (с учетом ротации) российских военных, приобрела позитивный опыт совместных миротворческих действий по мандатам ООН с военными европейских стран, о чем детально рассказывается в статье «Участие России в операциях по установлению и поддержанию мира в бывшей Югославии». Именно тогда в России был принят Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». В раздел вошел ряд документов, отражающих правовые аспекты участия России в миротворческих операциях, в том числе Модельный закон СНГ «Об участии государства в миротворческих операциях».
Однако гораздо большую политическую остроту имеют вопросы проведения операций с российским военным и дипломатическим участием по урегулированию конфликтов на пост-советском пространстве, активизировавшихся в условиях распада СССР: в Центральной Азии (Таджикистан), Южном Кавказе (Абхазия, Южная Осетия), Молдове (Приднестровье).
В разделе приводятся данные об участии специальных воинских контингентов Вооруженных Сил Российской Федерации в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территории государств СНГ. Анализируется практический опыт участия России в миротворческих операциях на территории стран пост-советского пространства: «Роль России в операциях СНГ и ООН в Таджикистане», «Конфликт в Южной Осетии и Абхазии в контексте международного права и практики миротворческих операций», «Участие России в трехсторонней миротворческой операции в Молдове/Приднестровье», и др.
Кроме того, в данном разделе собраны материалы, дающие представление о развитии общественного миротворческого движения в России в советский, ранний пост-советский и современный периоды и его организационной структуре. Рассматривается деятельность таких неправительственных организаций, как Федерация мира и согласия, Российский Пагуошский комитет при Президиуме Российской Академии наук, Российский комитет защиты мира (РКЗМ), Российский комитет «Врачи мира за предотвращние ядерной войны» и др.).
В разделе обсуждается политическая роль в антивоенной деятельности и борьбе за международный мир выдающихся российских ученых и общественных деятелей, которые способствовали развитию российского общественного миротворчества - М.Д. Миллионщикове, В.И. Гольданском, Е.П. Велихове, Г.А .Арбатове, Е.К. Федорове, основателе российского движения врачей против ядерной войны Е.И. Чазове и др.