Культура

В той части образовательного ресурса «Российская цивилизация...», которая посвящена развитию российской культуры, собраны разделы, представляющие основные культурные измерения современного общества: Литература, Музыка, Архитерктура и Живопись и другие формы изобразительного искусства, Театр. Но трактуя культуру общества в широком смысле, нельзя также не включить в перечень культурных проявлений Науку и технологии, а также физическую культуру и Спорт.

В самом широком значении этого слова «культура», охватывающая культуру как духовную, так и материальную, означает всю цивилизационную человеческую деятельность и её материализованные и одухотворенные результаты. Деятельность людей всегда протекает в определённом пространстве и времени. Основным пространством для российской культуры на протяжении большей части её истории была Восточно-европейская равнина. С тех пор как Великий ледник отступил на север, эта земля видела множество разных народов: от баснословных племен, скрывшихся за Уральскими горами, до калмыков, совершивших последнее Великое переселение на рубеже XVI-XVII вв. из глубин Центральной Азии на Нижнюю Волгу. Дорогами им служили следы Великого ледника – широкие ровные степи и бесчисленные реки и озёра Восточно-европейской равнины.

Трудно переоценить значение одного ключевого события в истории России и российской культуры. В «Повести временных лет» в записи за 862 г. сказано «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды. И встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Этот короткий текст породил тысячи, если не десятки тысяч страниц самых разнообразных толкований и выводов, что, несмотря на легендарный, если не сказать «сказочный» характер истории, делает её, безусловно, фактом истории и культуры, причём, в самом, что ни на есть позитивном ключе. Разноплемённое сообщество жителей северо-западной окраины Восточно-европейской равнины обретает имя – «Русь», греческой лингвистической формой которого является название «Россия», политическую традицию – важнейшие проблемы решать с помощью общественного договора - и вектор движения, развития, расширения пространства.

Ислам также стал одной из мировых религий, утвердившихся на Восточно-европейской равнине. В 922 царь волжских булгар Алмыш принял ислам из Багдадского халифата. Путь, которым пришли к нему мусульманские миссионеры был речным – по Волге. Эхо этого события длится и длится в есенинских строках о Москве – «Золотая дремотная Азия опочила на куполах». Этим же волжским путём прошли варяги. Они за три десятка лет проложили торговый путь из Скандинавии в Багдадский халифат через Восточно-европейскую равнину, считая от основания в середине VIII века Староладожской крепости, Альдейгьюборга скандинавских саг и до 80-х гг. того же столетия, которыми датируются начало производства в Старой Ладоге бус по арабской технологии и первый клад арабских серебряных монет.

К моменту правления Рюрика на северо-западной окраине Восточно-европейской равнины, варяги уже вполне освоили волжский торговый путь в Багдадский халифат. И что им могло помешать принять ислам, ведь приняли же его их соседи волжские булгары? Но нет, варяги Рюрика ищут альтернативу, и, по каким бы, скорее всего прагматическим, причинам они её не искали, результат получился весьма исторически поворотным. В 882 г. князь Олег - родич Рюрика и правитель при малолетнем рюриковом сыне Игоре отправляется в поход на юг. Он прокладывает новый торговый путь «из варяг в греки», из Скандинавии в Византийскую империю. И Русь попадает под влияние византийской культуры, что замечательно описано во всё той же «Повести временных лет». В записи от 987 г. князь Владимир слушает рассказ своих послов – «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького…»

Византийская империя и её столица город Константинополь – центр тогдашней ойкумены, обитаемой и знаемой людьми Земли. Центр притяжения всеобщего внимания. Пророку Мухаммеду приписывают слова: «Константинополь обязательно будет завоеван, и насколько прекрасен тот Амир, и насколько прекрасно то войско, что завоюет его». По образцу Византийской империи Оттон отстраивает Священную Римскую империю германской нации. В Константинополе заканчивается важнейший торговый путь древности и средневековья – Великий шёлковый путь. Современники расцвета Византийской империи, который она переживала в конце X - первой половине XI века говорили: «Если бы мир был бы одной страной, то однозначно Константинополь был бы единственной ее столицей». Соприкосновение с византийской культурой в пору её цветения и византийским государством в пору его силы предопределило ещё несколько особенностей российской культуры – особая роль православной церкви в жизни государства и общества, ориентация на лучшие образцы, а за неимением таковых – стремление превзойти всё бывшее примером до сих пор. Поэтому Русь восприняла в первую очередь ту часть высокой византийской культуры, которая была сугубо религиозной, и прошла мимо светской византийской культуры, наиболее яркими проявлениями, которой была светская поэзия и развлекательный роман, восходящие к античной языческой традиции. Язычество на Руси было своё.

С самого начала российское государство и культура формировались из множества разнородных элементов, но для всякой культуры первостепенное значение имеет язык, на котором она создаётся, язык, которым мыслит себя и мир, себя в мире человек. Язык российской культуры – русский язык с самого начала её существования. Христианизация, привнесшая на Русь основные культурные институты – письменность, школу, библиотеку, литературу - с самого начала создавалась на языке, понятном большинству населения в отличие от языков христианского Запада и мусульманского Востока.

Высокая культура Руси, таким образом, была православной вплоть до Петра I. Ей пришлось пережить несколько серьёзных испытаний – это погром крестоносцами в 1204 г. Константинополя, монгольское нашествие, иго Золотой Орды, поход Мамая на Русь, поход Тамерлана на Русь, завоевание мусульманами – турками-османами православного мира, Флорентийскую унию Константинопольского патриархата с Римско-католической церковью, падение Константинополя в 1453 г., свержение ига. Всё это вместе придало российской культуре ещё несколько существенных черт – это настороженное отношение к окружающему миру и одновременно чувство избранничества, что нашло своё воплощение в знаменитой идеологеме «Москва – Третий Рим», сформулированной монахом Псковского Елеазарова монастыря Филофея в его послании к великому московском князю Василию III около 1524 г.

Христианский православный характер российской культуры не мешал ей воспринимать достижения совсем иных культурных миров. Через Орду особенно интенсивно воспринимались практики политической культуры исламских государств и Китая, которые со временем распространились и на всю российскую культуру – идеологизация и формализация деятельности, жёсткий контроль за соблюдением канонов.

Казань – столицу одного из ханств, образовавшихся на руинах Золотой Орды, присоединил к России Иван Грозный. Вера в особое предназначение России вела Ивана Грозного в походы на Казань и в Ливонию, заставляла учреждать Земский собор, выборное местное самоуправление и Опричнину. Время Ивана Грозного было временем формирования ещё одной очень важной черты российской культуры – способности к учению и не только у тех, к кому испытываешь симпатию, но и у тех, кого, возможно, не любишь или боишься, но ценишь их достижения. Иван Грозный, создавая стрелецкое войско, брал за образец янычар османских султанов. Но эта наука не принесла успеха. Швеция и Речь Посполитая остановили движение России на Запад, а в Смутное время и сами перешли в наступление. Одной из причин Смуты было пресечение династии Рюриковичей на московском престоле с гибелью царевича Дмитрия в 1591 г. в г. Углич.

Смута едва не погубила Россию. В 1612 г. поляки завладели соборами Московского кремля. Их государство – речь Посполитая вполне могла продвинуть свои границы до Волги и Русский православный мир тогда бы, вероятно, исчез. Речь Посполитая возникла в результате объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского во время Ливонской войны. После этого православное в своём большинстве население Великого княжества Литовского стало подвергаться гонениям и понуждению к обращению в католичество или унию, но местное православное духовенство получило возможность спорить по вопросам веры с католиками и оттачивать своё мастерство убеждения, в чём не было нужды у православного духовенства в Московском государстве. Поэтому и первые православные учебные заведения на пространстве бывшей Руси возникли именно в Литве, например, Киевская братская школа в 1615 г. Гонения на православных, впрочем, усиливались, и многие люди за защитой потянулись в Москву.

В Московском государстве начинается движение за исправление служебных книг и обрядов. Одни сторонники реформ полагали, что образец для исправлений нужно искать в древнерусских книгах и обрядах. Другие, как раз выходцы из Литвы или их сторонники, и среди них патриарх Никон, считали, что за образец нужно брать греческие, ведь оттуда было принято крещение. Реформы Никона привели к расколу российского общества на никониан и старообрядцев, и энергия этого раскола была так велика, что проявляла себя вплоть до революции 1917 г., когда значительную часть российских предпринимателей составляли старообрядцы – Гучковы, Мамонтовы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, Третьяковы, Щукины и многие другие, которые одновременно либо сами участвовали в политической оппозиции самодержавию, либо финансировали её, а часто то и другое вместе. Но с другой стороны они же были меценатами, которые финансово обеспечили расцвет российской культуры начала XX века, вошедший в историю как «Серебряный век».

«Серебряному веку» предшествовал «Золотой век» российской культуры, который охватывает 1820-1850-е гг. Его также в значительной степени питала энергия раскола, но на этот раз не религиозного, а вызванного вестернизацией элиты, проведённой Петром I. Постепенная вестернизация элиты началась медленно и постепенно сразу после Смуты. Россия, едва не погибшая под ударами Швеции и Речи Посполитой, пошла к ним на выучку. Резонно же учиться у сильного врага! Сначала образцом для подражания российская элита выбрала Речь Посполитую, вероятно, по причине общеславянских корней. Но при Петре I её сменила Швеция, оттуда заимствовались институты – рекрутский набор, система коллегий, организация военно-морского флота и Голландия с Германией как источники технических инноваций. Франция была главным источником «пищи духовной» и искусства жить, что особенно стало актуальным в связи с модой на философию просвещения, уже при Елизавете Петровне и Екатерине Великой. При этих же правителях Россия совершает с некоторыми откатами продвижение на Запад – в состав России входят земли немецкого культурного круга – Лифляндия, Эстляндия, Курляндия, бывшие земли Древней Руси – Белоруссия и Украина, а также Литва. Тогда же экспедициями Беринга и Чирикова на Камчатку завершилось присоединение к России Северной Евразии и началось освоение Аляски.

Ещё в 80-х гг. XVI века Ермак, спасая измученную Ливонской войной и Опричниной страну, вывел российскую культуру на просторы Сибири. В 1763 г. М.В.Ломоносов – первый российский учёный заметил: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Ломоносова, хотя он и не знал Петра I, вполне можно назвать «птенцом гнезда петрова». Будучи творцом возрожденческого типа, то есть интеллектуалом – универсалом, Ломоносов задал основную ролевую модель для всех последующих поколений российских и советских учёных, которые никогда не были чужды изящным искусствам.

За год до известного высказывания Ломоносова император Пётр III издал «Манифест о вольностях дворянских», которым дворянство из служилого сословия окончательно превращалось в привилегированное. Российские дворяне получили свободу, в том числе, и не служить. Итак, дворяне получили досуг, у них имелся достаток благодаря труду крепостных крестьян, и пусть, далеко, не все, но многие из них стали тратить и то и другое на приобщение к лучшим образцам тогдашней литературы и искусства, и это всё были иностранные источники. Не мудрено, что спустя поколения среди российских дворян появились люди, которые, с одной стороны, имели амбиции и способности превзойти великих учителей, а с другой, конкретное историческое событие - победу России над Наполеоном, которая дала новый толчок социальному и культурному развитию. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, М.И. Глинка и многие другие деятели мирового масштаба задали одновременно непревзойдённые образцы творчества и основали собственные традиции, открыв дорогу последователям.

В это же время в пореформенной России рождается замечательное явление - «русский роман». И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский создают особую форму литературного текста, в котором пристальное всматривание автора в мотивы поступков своих героев на фоне великих исторических потрясений позволяет им сделать открытия в области человеческой психологии и законов истории, сравнимые с открытием Америки или устройства атома.

В 1938 г. в Париже Георгий Иванов опубликовал книгу «Распад атома», в которой «сводил счеты» с высокой российской культурой, чьим апофеозом стал серебряный век: «По чужому городу идет потерянный человек. Пустота, как морской прилив, понемногу захлестывает его. Он не противится ей. Уходя, он бормочет про себя - Пушкинская Россия, зачем ты нас обманула? Пушкинская Россия, зачем ты нас предала?» А Пушкинская Россия никого не обманывала, она просто стала другой – Советской Россией. На всемирной выставке 1937 г., которая проходила в Париже, Иванов мог увидеть символ этой новой России – статую «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

Общество, культура, вселенная не стоят на месте, постоянно развиваются. Перемены могут быть незаметными, и то, что, как казалось, не может перевернуть мир, переворачивает его.

Во второй половине XIX века в Москве жил библиотекарь Николай Фёдоров, создавший оригинальное философское учение, которое сам называл «Общее дело». Суть его сводится к тому, что главной задачей человечества должно стать воскрешение всех когда-либо живших людей и победа над смертью средствами науки. В связи с этим человечество должно будет осваивать вселенную. Идеи Фёдорова вдохновили К.Э. Циолковского на создание теории космических полётов. Фёдорова ценили Достоевский, Лев Толстой, Фет, Владимир Соловьёв. Он оказал реальное влияние на творчество Брюсова, Маяковского, Андрея Платонова, Велимира Хлебникова. Сергей Королёв – генеральный конструктор советских космических кораблей был вдумчивым читателем книг Фёдорова.

Культура – это бесконечная связь времен, переплетение мыслей и смыслов, образов и достижений.

Российская культура многогранна, уникальна и выводит Россию в цивилизации подлинно глобального масштаба.