Музыка

Окружающий нас мир полон звуков. Абсолютной тишины фактически не бывает сколько-нибудь длительное время, даже ночью, хотя в нашей стране есть законы о соблюдении тишины, - то ветер шумит за окном, то машина едет, то прохожие каблуками стучат по мостовой. Тишины не бывает, а люди создали музыку. И в современном мире, как кажется, её слишком много.

Классическую или академическую музыку точнее следовало бы назвать сложно устроенной музыкой, так же сложно устроенной, как интриги при монарших дворах. В России, как и в других европейских странах, элиты долгое время обходились церковной и народной музыкой. Иван Грозный сам сочинял церковную музыку весьма высокого качества, и она сохранилась до наших дней. Но сочинение церковной музыки требует соблюдения канонов, а когда государство побеждает и растёт, как Российская империя в XVIII-XIX веках, общество разрушает старые и создает новые каноны – вспомним времена и деяния Петра Великого, Екатерины II, Александра I, Александра II Освободителя. Таким эпохам и музыка должна быть подстать, и одними военными маршами и бальными танцами, как ранее, было не обойтись.

При Екатерине II в России появляются первые профессиональные композиторы, которые ещё в значительной степени творят в рамках канонической церковной музыки, но уже используют оркестры с современным набором инструментов. Самыми значительными среди них были Дмитрий Бортнянский, Артемий Ведель, Максим Березовский. Их деятельность – необходимый период «ученичества». Без них не появился бы Михаил Глинка, про которого критик В.В. Стасов, имея в виду также Пушкина, написал: «оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».

Глинка и Пушкин положили начало «золотому веку» русской культуры, захватившему весь XIX век и плавно перетекший в «серебряный». Немного существует в мире музыкальных культур, обладающих национальной оперной школой, признанной в мире, а признание, кроме всего прочего, заключается в том, что опера в других странах исполняется на языке, на котором она была создана. Россия обязана Глинке рождением собственной оперной школы. Он автор первых русских опер - «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Эти оперы, однажды попав на театральные подмостки, уж больше оттуда никогда не сходили, ни в России, ни за её рубежами.

Стасов и ещё Сергей Дягилев сыграли выдающуюся роль в развитии русской музыки, сами не будучи музыкантами. Стасов был вдохновителем «Могучей кучки» - содружества пяти композиторов М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова и Ц.А. Кюи. Они славны не только своим творчеством, но и тем, что составили композиторскую школу, чьи принципы до середины XX века в нашей стране были в музыке господствующими. Но эта была музыка не только для внутреннего потребления. По примеру, «Могучей кучки», в которой было пять композиторов, во Франции композитор Эрик Сати создал свою знаменитую «шестёрку» композиторов. «Шестёрка» использовала, в частности, методы «Могучей кучки» по продвижению своей музыки и понимания социального значения музыки. Собственно, Сати мы обязаны тем, что музыка в современном мире в значительной степени утратила свой сакральный характер и превратилась в привычный фон повседневной жизни. Но когда это произошло, им на смену пришла школа Д.Д. Шостаковича, который вместе с И.Ф. Стравинским и С.С. Прокофьевым определили звучание музыки XX века, а во многом и текущего столетия.

Стравинского миру открыл Сергей Дягилев во время знаменитых «Русских сезонов» в Париже, для которых он сочинил балеты «Жар-Птица», «Петрушка», «Весна священная».

Шостакович ранней мировой славой обязан сам себе и тем, что жил в СССР, на который в 1920-е гг. весь мир, и, прежде, всего европейские интеллектуалы смотрели, как альтернативу всему ходу мировой истории, и считали своим долгом его посетить. Так в 1927 г. в СССР побывали великий немецкий дирижёр Бруно Вальтер и австрийский композитор Альбан Берг – один из представителей нововенской школы, главных музыкальных радикалов XX века. Они познакомились с Шостаковичем и его творчеством и ввели его в актуальный музыкальный контекст. Молодой композитор очень скоро сам начал определять основные тенденции мировой музыки.

Великим русским композитором XX века был С.С. Прокофьев. В своей судьбе он, как бы, объединил жизненные практики Стравинского и Шостаковича. Как и Стравинский, он уехал из России и долго жил в эмиграции, но затем вернулся в СССР, и как Шостакович пережил прижизненную славу, почёт и опалу. Так же, как Стравинский и Шостакович, он был новатором в музыке, но оставаясь на позициях традиции, а не радикализма.

В данном разделе помещены не только статьи с биографиями и культуроведческими статьями о композиторах, но также многочисленные аудиофайлы, воспроизводящие звучание музыки и позволяющие прослушать музыкальные произведения ведущих российских композиторов.

Современная музыка стала иной, и в данном разделе приводятся и обзорные статьи по современной популярной, эстрадной, рок-музыке, разным жанрам.

Современным композиторам и исполнителям опереться на плечи гигантов никогда не поздно, тем более, что в мире музыке они есть, и они из России.