Литература

В России литература появилась вскоре (по историческим, конечно, меркам) после принятия христианства. Христианство Русь приняла в X веке, а уже в XI веке мы обнаруживаем «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати» Иллариона – киевский митрополит чуть ли не первый достоверно известный по имени автор в нашей литературе. В начале XII века создаётся «Повесть временных лет». В массовом сознании её авторство приписывается монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, но под этим именем скрывается несколько поколений летописцев, как под именем Гомера – несколько поколений аэдов, сказителей народных песен у древних греков. И не российская ли «Илиада» - «Повесть временных лет»?

В конце того же столетия является «Слово о полку Игореве» - в подражание, которому Софроний Рязанский через сто лет сочиняет «Задонщину», и, как часто бывает, история поражения впечатляет больше, чем история победы, но одного без другого не бывает.

Между ними в середине XIII века мы находим «Житие Александра Невского», ставшего навсегда ролевой моделью для успешного российского правителя. А потом ещё были в начале 70-х гг. XV века «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина; переписка Ивана Грозного с князем Курбским – это уже XVI век; «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» в XVII веке, «Недоросль» Д.И.Фонвизина – в XVIII-м…

Сейчас в России все эти книги мало, кто читает, всё больше проходят. За рубежами нашего Отечества всё это мало кому, кроме узкого круга учёных, известно. Но их образы, модели отношений их героев друг с другом, градом и миром – усваиваются нами ещё с младенчества вместе с родным языком, и, наверное, подготовили явление великой русской литературы.

Общим местом является представление о том, что великая русская литература начинается с А.С. Пушкина, что вроде бы, очевидно, почти любому, кто родился и вырос в России и чьим родным языком является русский язык. Окажись русский человек в полном одиночестве, в космическом корабле, летящем со сверхсветовой скоростью, так вот, русский человек никогда не сойдет с ума, если с ним будем собрание сочинений А.С. Пушкина, и он его будет читать.

И ещё вот чем велика русская литература: сейчас, когда кто-то садится писать роман, хоть в станице Вёшинской или в отеле «Палас» в Монтрё или за собственным домашним компьютером в Word´e, он сам, может быть, того не ведая, начинает сочинять «русский роман». Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой своими произведениями раз и навсегда определили, что такое настоящий роман – это архетипическая история мира, прорастающая судьбами героев, вторгающаяся в повседневную жизнь читателя, чтобы придать ей смысл.

А ведь был ещё «Серебряный век». Вряд ли где-либо ещё в короткое время появлялось практически одновременно столько замечательных поэтов, и каждый со своим голосом, темами, судьбой, не менее интересной, чем творчество. Да они и не разделяли жизнь и творчество: Валерий Брюсов – зачинатель всего движения, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Сергей Есенин, Осип Мандельштам и многие, многие, многие другие. Эхо от взятых ими нот достигает нашего разума и волнует душу…

Всякие рейтинги, сравнения, премии условны и не объективны по определению, потому что всех сущностно важных факторов учесть не могут, но всё ж отметим, что из пяти нобелевских премий по литературе русским авторам четыре были присуждены за прозаические произведения – И.А.Бунину по совокупности заслуг, Б.Л. Пастернаку – поэту! – за роман «Доктор Живаго», М.А. Шолохову и А.И. Солженицыну. Пятым нобелиатом был поэт И.А.Бродский – классический поэт, кто продолжал вергилиевскую традицию обращения к граду и миру.

Разумеется, раздел, посвященный литературе, каким бы обширным его ни сделать, не сможет объять всего многообразия ее разных исторических и стилевых пластов. Но важно увидеть литературу как важнейшее проявление российской культуры в ее историко-литературном многообразии и цивилизационном контексте. Literatura