Архитектура и живопись

Русская архитектура — архитектура, созданная на территории России, за период от возникновения государственности до нашего времени.

Древнерусская архитектура

Киевская Русь

Принятие христианства в 988 году коренным образом повлияло на развитие древнерусского искусства и архитектуры.

Зодчество Древней Руси складывается на основе каменной архитектуры Византии, однако известно, что первые христианские церкви были сделаны из дерева.

Первым произведением монументальной архитектуры принято считать Десятинную церковь в Киеве (989), построенную князем Владимиром рядом с княжеским теремом. По преданию, церковь была воздвигнута на месте мученической кончины первых русских святых Федора и Иоанна. В строительстве участвовали греки, о чем сказано в летописи: «Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек». В основе строительства лежала крестово-купольная система: прямоугольник, разделенный опорами на нефы (коридоры). Перекрытием служили цилиндрические своды, расположенные в форме креста. Купол держался на барабане, который опирался на подпружные арки. В XII после землетрясения церковь подверглась реставрации, что изменило ее внешний облик. Церковь была разрушена в 1240 году ордой хана Батыя.

Главным архитектурным сооружением Киевской Руси считается Софийский собор, построенный в XI веке князем Ярославом Мудрым. Это был пятинефный 13-главый собор, украшенный мозаиками и фресками, выполненными византийскими мастерами, и по праву признанными шедеврами древнерусского искусства. Двухъярусная галерея окружала с трех сторон собор, а снаружи одноярусная. На рубеже XVII–XVIII веков собор был перестроен в стиле украинского барокко, однако мозаичный интерьер и фрагменты росписей остались в сохранности.

Владимиро-Суздальская архитектура

Феодальная раздробленность ослабила роль Киева как столицы Руси, тем самым выведя из тени феодальные центры, где развивались региональные архитектурные школы.

Владимиро-Суздальское княжество на рубеже XII–XIII веков становится значимым культурным центром, где продолжались развиваться византийские традиции. Однако, несмотря на преемственность чужой культуры, архитектура этого периода отличалась от киевской и имела свои индивидуальные особенности. Храмы строятся по той же крестово-купольной системе, однако в качестве строительного материала используется белый камень, а наружные стены декорируются резьбой, что напоминает каменную резьбу романских соборов в Европе.

Князь Юрий Долгорукий был основоположником каменного строительства на северо-западе Руси. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152) считается одним из древних храмов на Владимиро-Суздальской земле. Это одноглавый крестово-купольный храм с тремя апсидами. В сравнении с домонгольскими строениями, он приземист и аскетичен в декоре.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше также датируется XII веком, и имеет ряд декоративных отличий: появляется аркатурный пояс, разделяющий наружную стену храма, перспективный портал с замковым камнем.

Правление Андрея Боголюбского было отмечено новым всплеском строительства. В столице княжества Владимире был построен Успенский собор (1158–1160) — главный кафедральный собор княжества до времени возвышения Москвы. Это был белокаменный шестистолпный храм с тремя апсидами, пропорции его отличались изящностью и стройностью. В соборе сохранились фрагменты фресок Андрея Рублева и Даниила Черного.

Золотые ворота во Владимире (1164) были построены в качестве обороны и торжественного оформления богатой княжеской части города. Пос тройку отличают строгие монументальные пропорции. Надвратная церковь Ризоположения небольшого размера, ее формы пластичные и простые. В Летописи говорится, что князь повелел покрыть ворота листами меди, поэтому они блестели как золотые, поражая современников. Именно так ворота получили свое название. Помимо Золотых, были еще 6 ворот, которые шли по периметру рва вокруг города, однако они не сохранились.

Церковь Покрова на Нерли была создана в 1165 году в память о погибшем сыне Андрея Боголюбского Изяславе. Она по праву считается одним из выдающихся произведений архитектуры. От XII века в ней сохранился основной объем четверика и его декоративное убранство: аркатурно-колончатый пояс и перспективные порталы. В сравнении со Спасским собором в Переславле-Залесском, Покрова на Нерли отличается удлиненностью пропорций.

В конце XII века при князе Всеволоде Большое гнездо во Владимире был построен Дмитровский собор — выдающийся памятник белокаменной резьбы и образец крестово-купольного строения эпохи. Собор одноглавый, четырехстолпный и трехапсидный, отличается стройностью пропорций и богатым декоративным убранством внешних стен: аркатурно-колончатый пояс, перспективные арки и порталы, удлиненный световой барабан также покрыт резьбой. Особую известность ему принесли более 600 рельефов, которыми украшены его наружные стены.

При сыне Всеволода Святославе был сооружен Георгиевский собор в Юрьев-Польском (1230–1234). Его построили на месте обветшавшего древнего храма. О богатейшей каменной резьбе собора в летописи сказано: «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху». В 1460-х годах собор частично обрушился, а в дальнейшем подвергался перестройкам и реставрациям в XVII, XVIII, XIX веках.

Татаро-монгольское нашествие прекратило расцвет белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской архитектуры.

Архитектура Новгорода и Пскова

Величайшим памятником архитектуры считается собор Святой Софии, возведенный внутри кремлевских стен Великого Новгорода, созданный в период с 1045 по 1050 год на месте старого храма. Он был пятинефным, с тремя галереями, в которых располагалось несколько престолов. Стены храма были покрыты фресками, фрагменты которых сохранились до сих пор.

В облике Софийского собора уже прослеживаются общие черты, свойственные новгородской архитектурной школе: монументальность строения, сдержанность и строгость декора, простота архитектурного образа.

В XII веке создаются мощные и величественные соборы: Николо-Дворищенский (1113), собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119).

В эпоху феодальной раздробленности (конец XII века) строятся храмы иного типа, уже не такие значительные по масштабу. Известная постройка этого периода — церковь Спаса на Нередице, построенная из местного известняка. Во время Великой отечественной войны памятник был разрушен из-за воздушной атаки, но благодаря подробным описаниям был восстановлен в 1956–1958 годах. Известны копии древних фресок церкви, сделанные художником Н. А. Мартыновым в XIX веке.

Расцвет Новгородской республики приходится на вторую половину XIV века. Знаменательный памятник этого периода — церковь Федора Стратилата на Ручью. В основе здания куб с четырьмя столбами, увенчанный куполом. Фасады украшены декоративными элементами: нишами и арками. Считается, что ниши фасадов ранее были расписаны фресками, что не характерно для северной архитектуры. Пристройка и колокольня, примыкающие к храму, построены в XVII веке. Роспись стен храма сохранилась фрагментарно, однако является ценным о бразцом средневековой русской живописи.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице знаменита своими фресками кисти Феофана Грека. Храм был построен на средства жителей улицы на месте деревянной церкви. Этот храм отличает изящество и устремленность ввысь из-за фасадных стен, которые имеют треугольную форму, так как крышу позднее сделали восьмискатной. Наружные стены обильно украшены декором: разделены на прясла, оформлены арками и бровками, стрельчатыми и полукруглыми окнами, декорированы каменными или же вырезанными крестами.

Самыми ранними архитектурными постройками Пскова считается Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (XII век). Его архитектура уникальна среди прочих образцов: в основе здание имеет равноконечный крест. Роспись собора была осуществлена греческими мастерами и имеет особую художественную ценность. Ее покрыли штукатуркой в XVII веке и заново раскрыли в 1958 году. Собор сейчас выглядит гораздо приземистей, чем изначально за счет значительного культурного слоя. Окна собора были переделаны в XVII–XVIII веках, неизменными остались лишь окна барабана.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря (1311) сооружен по типу собора Мирожского монастыря, имеющего в своей основе крест. Его росписи датируются первой половиной XIV века и они уникальны в своем роде.

Более поздние знаменательные памятники архитектуры Пскова — это церковь Сергия с Залужья (1582—1588), церковь Николы с Усохи (первое упоминание 1371). Последняя имеет остроконечные завершения фасада и незначительный декор барабана и стен. Среди зданий светской архитектуры известны Поганкины палаты в Пскове. Это жилое здание построено из камней и имеет стены шириной 3 метра.

Архитектура Московского княжества. (XIV–XVI вв.)

Возвышение Москвы над остальными городами способствовало активному развитию градостроительства. Строительные традиции Владимиро-Суздальского княжества были восприняты московскими архитекторами, однако привнесенная уникальность позволяет говорить уже с XIV века об архитектурной школе Московского княжества.

Полностью сохранились четыре памятника архитектуры этого периода: собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, собор Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря, а также церковь Успения на Городке.

Первым памятником этого времени считается церковь Успения на Городке в древней части Звенигорода. Фрагменты росписи приписываются Андрею Рублеву и Даниилу Черному. Архитектура собора близка к образцам северо-западных земель: это однокупольный четырехстолпный храм с тремя апсидами. Церковь поставлена на высокий подклет и слегка сужается к верху, что усиливает ощущение стройности и стремления ввысь. Богата декоративными деталями: поребрики, бегунцы, орнаментальный пояс и перспективные порталы.

Правление Иоанна III вызвало подъем архитектуры, благодаря политическим и экономическим свершениям. Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвел Успенский собор Московского Кремля (1475–1479) на месте первого каменного собора XIV века. Этот грандиозный собор построен из белого камня и кирпича, шесть его опор имеют цилиндрическую форму, что отличает собор от построек этого времени. Собор пятиглавый и имеет пять апсид. Росписью собора занимался знаменитый иконописец Дионисий. В Успенском соборе проходило венчание на царство всех русских царей и императоров, также в нем находится усыпальница русских митрополитов и патриархов.

На Соборной площади в 1484–1490 годах был возведен псковскими архитекторами Благовещенский собор. Изначально он был трехкупольным, но после пожара в XVI веке был восстановлен с дополнительными куполами и знаменитым «Грозненским» крыльцом.

В 1505–1509 годах итальянский архитектор Алевиз Новый построил Архангельский собор Московского Кремля на месте старого, созданного при Иване Калите. Собор кирпичный, но декорирован белым камнем. В украшении стен присутствуют мотивы декора итальянского Возрождения: растительные капители, раковины и др. В Архангельском соборе находится некрополь великих русских князей.

Грановитая палата — одна из важных светских построек XV века, парадный зал для приемов великих князей. Построена по приказу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Названа грановитой по «бриллиантовой» отделке бруста восточного фасада. В XVII веке была частично переделана.

Стены Московского Кремля подвергаются изменениям, начавшимся еще при Иване III. Стены становятся полностью каменными, и превращаются в мощное фортификационное сооружение, возвышающееся над Москвой. Появляются новые башни, сооруженные по самым ведущим технологиям оборонительного строения того времени.

В Кремле также строится на месте церкви Иоанна Лествичника величайший памятник — Колокольня Иван Великий, доминанта кремлевского ансамбля. Архитектором был итальянец Бон Фрязин.

В период правления Елены Глинской, матери Иоанна IV, были построены стены Китай-Города, укреплялись стены многих городов.

Архитектура эпохи Иоанна Грозного

Иоанн Грозный — первый из московских князей был помазан на царство, тем самым сделав Русь правопреемником Византийского государства.

Возвышение Русского царства стало толчком его политического и экономического развития, и как следствие, появились новые формы в архитектуре.

Шатровая архитектура — основное отличие зодчества Московского царства. Здания выполнялись в форме шатра, однако до сих пор учеными ведутся споры откуда пришел этот тип. Большинство сходится на том, что шатровая архитектура перешла из форм деревянного зодчества. Основным отличием этого стиля было то, что храмы не имели внутри себя опор, все строение держалось на фундаменте.

Церковь Вознесения в селе Коломенское — первый каменный храм в шатровом стиле, построенный в 1528–1532 годах в честь рождения долгожданного сына Василия III — Иоанна Грозного. Архитектором был, предположительно, итальянец П. Ф. Ганнибал, однако есть и свидетельства о том, что автором был русский мастер Петрок Малый. Храм построен в виде шатровой башни, которая укреплена пилонами. Вся конструкция окружена галереей и в плане имеет равноконечный крест.

Символом Москвы и памятником этого периода является храм Василия Блаженного (собор Покрова на Рву). Собор возвели по приказу царя в память о взятии Казани в 1555–1561 годах. Построенный псковским зодчим Бармой Яковлевым, который имел прозвище Постник, он был выполнен в форме креста, где по центру расположена основная шатровая церковь. Есть и другая версия, что авторами собора были два архитектора Барма и Постник. Собор в своей структуре имеет десять отдельных храмов, построенных на одном фундаменте. Все престолы освящены в память о значимых датах при взятии Казани. Десятый предел Василия Блаженного был пристроен позже и дал окончательное название с обору. В XVII веке к собору была пристроена шатровая колокольня.

Шатровый стиль оказался неблизок русской архитектуре, вскоре строить подобным образом было и вовсе запрещено. К концу XVI века Москва стремительно разрасталась, сооружались церкви и монастыри в которых строились монументальные пятиглавые храмы, символизирующие мощь царской Руси: Смоленский собор в Новодевичьем монастыре, Успенский Собор в Троице-Сергиевой лавре, а также главные соборы многих провинциальных городов.

Благодаря политике Российского государства, в этот период было построено значительное множество фортификационных сооружений и укреплены старые.

Помимо церковных строений, активно развивается гражданская архитектура: появляется знаменитая Александровская слобода, опричный двор, палаты Романовых в Зарядье, Теремной дворец, Старый английский двор, Воскресенские ворота Московского Кремля и прочие каменные и деревянные постройки.

Русская архитектура после Смутного времени. XVII век

Пережив междоусобицы и разгром Смутного времени, Русское государство было ослаблено и не имело средств на внушительные постройки. Инициативу по созданию новых сооружений взяли на себя купцы и бояре. Таким образом, появилась череда небольших церквей с обильным декором. Примером такого русского узорочья может служить Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652), один из последних памятников шатрового стиля. Патриарх Никон издал указ, запрещающий церковные постройки в этом стиле, так как они не соответствуют византийским образцам.

После запрета шатра, архитекторы стали применять тип бесстолпного храма — восьмерик на четверике, а шатер заменять рядом кокошников, тем самым, сделав узорочье основным стилем Москвы начала XVII века. Яркими примерами могут служить: храм Святой Троицы в Никитниках (1653), церковь Святой Троицы в Останкине (1692), храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1682) церковь Святого Николая «Большой крест» у Ильинских ворот, уничтоженная в 1934 году. Храмам этого типа свойственна изящность, декоративность и устремленность ввысь.

Новое архитектурное направление развивалось и в других городах помимо Москвы. Например, церковь Иоанна Предтечи в Ярославле, ансамбль Ростовского Кремля.

Архитектура конца XVII – начала XVIII веков

Русская архитектура рубежа XVII–XVIII веков испытывала влияние западного барокко. Первые здания, построенные в этом стиле, были в поместьях Нарышкиных под Москвой, что и дало название этому стилю — «нарышкинское барокко». По сути это был синтез элементов исконно русского зодчества и западно-европейских мотивов, проникших через Украину.

Первыми и знаковыми постройками были церковь Покрова в Филях (1693–1696), Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке (ныне разрушенная), Спасская церковь в Уборах (1694–1697), Знаменская церковь в Дубровицах (1690–1697). Это краснокирпичные храмы с белокаменным обильным декором. Колокольни теперь располагались на самом фасаде, а не рядом с церковью, как это было принято ранее.

Монастыри также предстали в новом барочном облике: Крутицкое подворье, Новодевичий и Донской монастыри.

Светская архитектура также стремилась идти в ногу со временем, примером чего может служить Сухарева башня в Москве. Самыми известными архитекторами Московского барокко были Яков Бухвостов (Троицкая церковь в Троице-Лыково) и Петр Потапов (церковь Успения на Покровке).

Деревянное зодчество Русского Севера также заслуж ивает немалого внимания. Церкви строились полностью из дерева без применения молотка и гвоздей. В основе деревянной архитектуры лежит русская изба. Из-за сложности выполнения купола из дерева зодчие применяли конструкцию шатра. Особый интерес представляет 24-купольная Покровская церковь в Вытегре, сожженая в 1963 году и 22-купольная церковь Преображения в Кижах 1714 года.

Архитектура Российской Империи. XVIII век

Основание Санкт-Петербурга стало новой главой в истории русской архитектуры. Петр I планировал создать новую столицу, ориентируясь на голландской и немецкий стиль архитектуры, который, появившись в России стал называться петровское барокко. Центральным его памятником является Петропавловский собор архитектора Доминико Трезини. Как и всей петровской архитектуре, ему свойствены простота, лаконичность и сдержанность форм. Здание собора, построено по типу базилики: вытянутое пространство с запада на восток. На западном фасаде возвышается колокольня с остроконечным шпилем.

Дворец Меньшикова — знаменательное творение петровской эпохи, авторами проекта которого были известные архитекторы Д. М. Фонтана (1710–1712), И. Г. Шедель (1713–1727), Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, Б. К. Растрелли (1717–1719) и др. Здесь устраивались приемы, ассамблеи и торжества. Дворец был роскошно оформлен и представлял собой типичный пример русского барокко: фасады завершены аттиком, оформлены пилястрами и затейливыми фронтонами.

Зимний дворец Петра I представлял собой небольшое двухэтажное здание, скромно декорированное пилястрами и треугольными фронтонами на окнах, крытое черепицей. Он был неоднократно перестроен и частично сохранился в здании ныне существующего Эрмитажного театра.

Царствование императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны отличилось роскошным стилем в архитектуре — елизаветинским барокко — в творениях Бартоломео Растрелли.

Растрелли был автором проектов Зимнего дворца, Петергофа, Смольного собора и Екатерининского дворца в Царском селе. Его произведения значительны, монументальны и богато украшены всевозможными декоративными деталями, скульптурой и яркой позолотой.

В Москве также появились постройки в стиле барокко, знаменитыми авторами которых были Д. В. Ухтомский (проект колокольни Троице-Сергиевой лавры, Красных ворот) и И. Ф. Мичурин (колокольня церкви Параскевы Пятницы, ныне уничтоженная).

Архитектура конца XVIII–XIX веков

В царствование Екатерины II барокко сменил стиль классицизм. Уволив Растрелли, императрица покровительствовала иностранным архитекторам.

Знаковыми строениями эпохи являются Александровский дворец (1792–1796) в Царском селе работы Джакомо Кваренги и Таврический дворец архитектора И. Е. Старова. Это наиболее типичные постройки эпохи классицизма: двухэтажный дворец с боковыми флигелями и центральным портиком с колоннадой. Над центральным корпусом возвышается купол. Старов также был автором Троицкого собора в Александро-Невской лавре (1778–1786) и собора князя Владимира. Кваренги стал автором проектов зданий, ставших символами Санкт-Петербурга: Академии Наук и Смольного института (1806).

Архитектурный облик Москвы в екатерининскую эпоху создавали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Знаменитый Дом Пашкова (1774–1776) Баженова возвышается на холме напротив Кремля. Авторству Казакова принадлежит Большой Царицынский дворец в уникальном готическом стиле и Сенатский дворец в Кремле.

Начало XIX ознаменовалось господством стиля ампир, что означает «имперский». Его отличает театральность, упорядоченность и симметрия. В Петербурге ампир наиболее показательно проявил себя в Казанском соборе (1801–1811) творения А. Н. Воронихина. Ориентируясь на собор св. Петра в Риме, архитектор создал величественное здание с мощной колоннадой, раскрывающейся в сторону Невского проспекта.

Развитие ампира также связано с именем французского архитектора Тома де Томона, создавшего здание Биржи и Большого театра Большого театра в Санкт-Петербурге.

По проекту А. Д. Захарова было создано здание Адмиралтейства (1806–1823), которое воплощает в себе идею русской морской славы. Центр композиции — башня с высоким шпилем, окруженная рядом колонн, ставшая главным символом города и его архитектурным центром.

Исаакиевский собор (1818–1858) по проекту О. Монферана был возведен на месте предыдущего собора для придания городу более торжественного вида. Собор имеет внушительные размеры, окружен четырьмя портиками и несет на себе мощный купол. Интерьер оформлен мозаичными панно, авторами которого были известные художники александровской эпохи. Стены облицованы мрамором.

Карло Росси — известный представитель Петербургского ампира — прославился авторством проектов зданий Сената и Синода.

В Москве в честь победы над Наполеоном создается Большой театр. Изначально автором проекта был А. А. Михайлов, но О. И. Бове внес некоторые изменения в план здания. Манеж, созданный Бове был построен в честь 5-летия победы. В 2004 году претерпел значительные изменения из-за реконструкции после пожара.

Благодаря Николаю I, давшему большую свободу архитектуре, стиль ампир сменился эклектикой, которая проявилась использованием элементов архитектуры прошлых столетий. Так появляется неорусский, неовизантийский, неоготический, неоренессанс, необарокко, неомавританский и др. стили. В конце XIX века возрастает интерес к отечественной истории и культуре. Именно поэтому в России особенно популярен был неорусский стиль, воплощением которого является Храм Христа Спасителя в Москве (1860), построенный в память о победе над Наполеоном по проекту К. А. Тона. Он же был архитектором Большого Кремлевского дворца, в декоре которого использовал элементы и эпохи Возрождения, и древнерусские: наличники с разорванными фронтонами, пилястры, трехскатную крышу и т. д.

Неорусский стиль прекрасно взаимодействовал с другими направлениями архитектуры вплоть до прихода модерна.

Яркие примеры этого стиля находятся под Москвой в усадьбе Абрамцево — терем И. П. Роптера, в Москве — типография Мамонтова, построенная по проекту В. А. Гартмана. Прекрасным образцом является Дом Игумнова на Якиманке Н. К. Поздеева (1888–1895), здание Верхних Торговых рядов А. Н. Померанцева.

Церковная архитектура заимствовала традиции Псковского и Новгородского зодчества, однако многие черты сближают ее с модерном: церковь Спаса Нерукотворного в Клязьме, в Санкт-Петербурге Николо-Александровский храм (уничтожен в 1934), Никольский старообрядческий храм в Москве (1914), Покровский собор Марфо-Мариинской обители (1908-1912) А. В. Щусева. Храм Спаса на Крови (1803–1907) в Петербурге был построен на месте гибели императора Александра II и выполнен в традициях русского зодчества XVII века: богатый кирпичный декор, кокошники, шатровая колокольня, многоглавость и живописность.

В конце века в архитектуре начинает преобладать модерн, наиболее ярко проявившийся в Москве. Этот стиль был востребованным до начала Первой мировой войны. Наиболее выдающийся архитектор этой эпохи — Ф. О. Шехтель. По его проекту был построен знаменитый особняк С. П. Рябушинского. Архитектор отказался от прямых линий, используя биоморфные мотивы, причудливые формы, декор из мозаики и глазурованного кирпича.

Л. Н. Кекушев — еще один известный мастер модерна. Ему принадлежат особняк А. И. Кекушевой на Остоженке, гостиница «Метрополь». Фасады гостиницы спроектировал В. Ф. Валькот, автор проекта особняков Гутхейля (1903) и Якунчиковой (1900) в Пречистинском переулке.

В 1910-х годах модерн уступил место палладианству – синтезу ампира и архитектуры Высокого Возрождения с учетом развития современных строительных технологий. Яркими примерами неоклассики может служить дом Антоновой в Петербурге (1913) В. В. Шауба, Дом с башнями (1913–1915), Музей изящных искусств в Москве, ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина (1912) Р. И. Клейна.

Архитектура ХХ века. Советский период. Новые течения

Как и изобразительное искусство, архитектура послереволюционного периода отказывается от классических форм. Башня Татлина — символ архитектуры авангарда. Это неосуществленный проект монументальной постройки, посвященной III Интернационалу, который представляет собой металлические спирали, расположенные друг над другом, обвивающиеся вокруг центральной оси. По подобному принципу создана и осуществлена Шуховская башня на Шаболовке (1922).

Массовая реконструкция городов (генеральные планы) — была важнейшей задачей архитектуры революции, в первую очередь, это касалось Москвы и Петрограда. Большинство предложений так и осталось на бумаге, однако началось массовая застройка жилыми домами для рабочих.

Развитие технологий сделало конструктивизм лидирующим направлением в архитектуре. Братья Веснины создали первый проект конструктивистского здания — Дома труда в Москве — передающего пролетарские и индустриальные идеи об аскетизме и простоте внешних форм. Расцвет конструктивизма приходится на 1930-е годы, создается новый тип общественных зданий: дворец культуры ЗиЛа братьев Весниных, общежитие-коммуна Текстильного института И. Николаева. Мировое признание получил К. С. Мельников, однако в 1936 году он был признан советской общественностью непригодным за формализм. Дом Мельникова (1927–1929) — одноквартирный дом, памятник архитектуры авангарда, был экспериментальным проектом. Автор хотел воплотить идею круглого здания, которую впоследствии можно было бы использовать при строении других построек. Также известен проект Мельникова — Дом Культуры им. С. М. Зуева — красноречивый памятник конструктивизма.

Теоретиком рационализма был А. К. Красовский. Этому стилю свойственны лаконичность и строгость, в его основе был интерес к человеческому восприятию внешних форм. Н. А. Ладовский был лидером этого направления и основал объединенные мастерские (обмас) при ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские, созданные в Москве в 1920 году). Единомышленники Ладовского организовали Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА).

Еще в 20-х годах, было развернуто широкое строительство трех-, пятиэтажных домов по типовым секциям. Жилой комплекс на Шаболовке, построенный по проекту АСНОВА, при использовании типовых секций имеет художественную индивидуальность и выразительность.

В 1930 году архитектором Щусевым был возведен мавзолей Ленина на месте деревянной постройки. Новое здание было в виде ступенчатой композиции из железобетона с кирпичными стенами, облицованными гранитом.

Архитектура Советского Союза 1935–1955 годов

Международный конкурс на строительство Дворца Советов в Москве стал отправной точкой новой тоталитарной эстетики. Сформировавшаяся сталинская архитектура отличалась монументальностью, стремлением к классическим формам. Среди построек довоенного периода можно выделить Дом на Набережной, корпус санатория «Барвиха» Б. М. Иофана. По проекту Чечулина были построены: комплекс зданий на Триумфальной площади, КЗ Чайковского, станции метро Комсомольская, Динамо, Охотный ряд, Киевская.

После 1945 года началось активное восстановление объектов, разрушенных во время войны, однако в то же время возводились и новые здания: семь «сталинских высоток» были построены в значимых точках Москвы. Это Здание Московского университета (1948–1953) по проекту Л. В. Руднева, жилой комплекс на Котельнической набережной Д. Н. Чечулина и А. К. Ростковского, гостиница «Украина», гостиница «Ленинградская», Здание на площади у Красных ворот, Министерство иностранных дел и жилой дом на Кудринской площади.

Другим примером сталинского монументализма является выставочный центр в Москве, созданный для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в 1954 году — ныне ВДНХ. Каждый из павильонов оформлялся в стиле его страны-представителя.

Станции метро Москвы и Санкт-Петербурга — также яркие примеры архитектуры этой эпохи. Они построены в 1940-х и 1950-х годах. Каждая из них знаменита своей уникальностью и монументальностью, богатым декором, необычным дизайном.

Жилые дома строились с использованием классических элементов: колонны, пилястры, фронтоны и др.

Советская архитектура 1955–1985 годов. Хрущевско-Брежневский период

После смерти Сталина, столкнувшись с медленными темпами сооружения зданий, ЦК КПСС издает постановление о разработке новых технологий строительства и отказа от «декоративных излишков» в архитектуре. Новые здания были простых форм и лишены декора, их роль сводилась к функциональности и отражению технического прогресса. Примером может служить Государственный Кремлевский дворец (1960) М. В. Посохина, Останкинская телебашня (1963–1967) Н. В. Никитина. Дома-книжки на Новом Арбате, построенные по желанию Хрущева соответствовать Америке, значительно повредили исторический облик Москвы.

Засилье коммунальных квартир и плохие условия жизни граждан привели к разработке типового проекта жилого пятиэтажного дома. Автором проекта был В. П. Лагутенко, который предлагал использовать при строительстве дешевый, и как в будущем выяснилось, недолговечный материал. «Хрущевки» стали строиться повсеместно, и именно они способствовали появлению понятия «спальный район».

Правление Брежнева отмечено большей свободой и разнообразием в выборе архитектурных форм. Дом советов РСФСР, ныне Белый Дом (1965–1979), по проекту Чечулина имеет схожие черты со зданиями сталинского периода.

Современная архитектура России

После распада Советского Союза перестал осуществляться государственный контроль за архитектурой. По мере того, как государство финансово укреплялось, в 2000-х годах стали появляться небоскребы, считавшиеся в советские годы наследием Запада. Так появился знаменитый бизнес-центр «Москва-Сити».

Жилой комплекс-небоскреб «Дом на Мосфильмовской» представляет собой двухсотметровую башню и дом-пластину, которые соединены небольшим корпусом.

Разработку многих проектов зачастую доверяют западным архитектором. Норман Фостер — автор около десяти амбициозных проектов, которые во многом изменили бы облик Москвы. Ни один проект не был осуществлен.

Возникает также неоклассика сталинской архитектуры — жилой комплекс «Триумф-Палас».

Один из примеров продуманной архитектуры — жилой комплекс «Гранатный, 6». Здание продолжает традиции архитектуры ХХ века, при этом используется каменная резьба на фасадах в древнерусском и византийском стиле.

Традиция массовой застройки жилых домов сегодня активно продолжается, однако стоимость проектов современного типового жилья зачастую не соответствует его качеству.

Многообразие новой современной российской архитектуры первых десятилетий XXI века можно будет оценить лишь со временем, с достаточной историко-культурной дистанции.

*   *   *

Русское изобразительное искусство — художественно-изобразительное искусство мастеров, проживающих на территории России, за период от возникновения государства до нашего времени.

Изобразительное искусство Древней Руси (X–XII вв.)

Древнерусским искусством принято считать период от возникновения Киевского государства в IX веке до реформ Петра I в XVII веке.

Древняя РУСЬ, приняв христианство в 988 году, переняла от Византии не только религию, но и художественные приемы. С началом строительства храмов, началось распространение настенных росписей, мозаики, и появилась икона. Слово «икона» происходит от греческого слова eikon — образ. Изображение Христа, Богоматери и святых призвано быть посредником между молящимся и божественным миром. «Икона есть видимый образ невидимого, данный нам ради сладости понимания нашего» — сказал Иоанн Дамаскин, объясняя суть этого явления.

Домонгольская живопись Древней Руси сохранилась весьма фрагментарно. Ярким примером может служить икона Богоматери Владимирской, По преданию, икону написал евангелист Лука. Летописи она известна с первой половины XII века. Божья Матерь изображена по типу «умиление», нежно обнимая Богомладенца, предчувствуя страдания собственного Сына. Эта икона стала образцом для подражания и множества списков.

Мозаики в Соборе Святой Софии в Киеве (1037) были выполнены византийскими мастерами. Мозаикой выложены центральный купол и алтарь. Сохранились купольное изображение Христа-Пантократора, и некоторые фрагменты ангелов и святителей. Самая известная мозаика собора — «Оранта» в конце центральной апсиды. Богоматерь в позе моления с поднятыми ввысь руками. Под ней изображено причащение апостолов (Евхаристия). Еще ниже рядом: древние святые отцы и праотцы. Остальное пространство храма расписано фресками. На стенах сохранилось множество граффити.

В небольших северных городах храмы украшали фресками. Так, Софийский собор в Великом Новгороде (1045–1050) был расписан уникальными, фрагментарно сохранившимися фресками: фигурами пророков и архангелов в куполе. Также в паперти сохранилось древнее изображение свв. Константина и Елены.

Из древнейших новгородских икон известна «Ангел Златые власы» (ГРМ), датируемая XII веком. «Устюжское Благовещение» (ГТГ) — также одна из немногих домонгольских икон, созданная в Великом Новгороде.

Искусство периода феодальной раздробленности и монгольского ига (XII–XIV вв.)

Нашествие татаро-монгольского ига на Киев в 1240 году прервало связи с Византией. Однако это не породило забвение христианской культуры, но сделало изобразительное искусство более самобытным. Это ознаменовалось появлением региональных художественных школ.

Крупным культурным центром было Владимиро-Суздальское княжество. Особенностью Владимиро-Суздальских храмов является каменная резьба — декоративное убранство наружных стен. Яркий пример тому — Дмитровский собор во Владимире. Рельефные изображения святых, животных, птиц, грифонов, и растительные мотивы превращают верхнюю часть стены в сплошной декоративный орнамент. Также примечательна резьба Георгиевского собора в Юрьев-Польском. Языческие мотивы присутствуют только на наружных стенах, внутри стены храма расписаны Евангельскими сюжетами.

Крупнейшим центром художественной жизни был Новгород. В отличие от Киева и Москвы, он избежал порабощения во время татаро-монгольского ига, поэтому в нем сосредоточилась художественная жизнь, отличающаяся своеобразием и сдержанностью, которые свойствены северным городам.

Знаменитый иконописец из Византии Феофан Грек (около 1340 – около 1410) нашел на Новгородской земле благоприятные условия. Известным его творением являются росписи церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле, фрески храма Спаса на Ильине улице. Художник наполнил свои образы динамикой и духовным напряжением, они как бы парят в пространстве. Также он был выдающимся иконописцем, автором образов Преображения, Донской Богоматери, Успения Богоматери.

Искусство централизованного государства на Руси (XV–XVIвв.)

После свержение татаро-монгольского ига в сложении древнерусского искусства главную роль играла Москва, ставшая центром объединенного русского народа. Своего расцвета живопись достигает с появлением вошедшего в историю художника Андрея Рублева. Его работы совмещают духовное восхождение и аскезу с византийской эстетикой. Особая мягкость и глубина отражены в образах Живоначальной Троицы, иконах Звенигородского чина и Успения Богоматери (ГТГ).

Еще один живописец, прославивший Московское княжество, — Дионисий. Его образы утонченны, пропорции удлинены. Влияние мастера было столь велико, что появилась целая «школа Дионисия». Некоторые из сохранившихся его работ: фрески Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре, Успенского собора Московского Кремля, икона митрополита Петра в житии, митрополита Алексия в житии, Богоматерь Одигитрия.

В 1551 году Стоглавый собор Иоанна Грозного для искоренения ереси и суеверий, установил строгие правила для иконописцев. В нем говорится: «Писати живописцем иконы с древних проводов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии живописцы».

Изобразительное искусство XVII века

В XVII в. стремительно развивалось искусство книжной миниатюры. Сосредоточием книжного производства была Оружейная палата в Кремле, где работали лучшие мастера, создавая также ювелирные изделия, эмали, оклады и т. д.

Среди живописцев выделяется Симон Ушаков (1626–1686). Его образ «Нерукотворный Спас» (ГТГ) отражает современное ему стремление к внешней красоте, обмирщению образа. В это время художники стараются передать внешний мир в реалистичных традициях, изображая перспективу, светотень и эмоции на иконах. Большое влияние имеют западно-европейские художественные традиции.

Живопись XVII века ознаменовалась появлением парсуны (искаженное от слова «персона») — первые изображения в иконописном стиле светских лиц и ныне живущих знатных особ, или же надгробные портреты. Прежде всего, это изображения царей — Иоанна Грозного и Феодора Иоанновича, князей — портрет М. В. Скопина-Шуйского.

Изобразительное искусство XVIII века

Первая половина XVIII века

Реформы Петра I оттенили церк овное искусство, выведя на первый план светские сюжеты и образы, заимствованные в Западной Европе. С началом строительства Санкт-Петербурга в Россию приглашалось множество зарубежных мастеров, которые обучали российских художников новым методам и идеям просвещения. Быстрыми темпами шло развитие науки и издательского дела.

Несмотря на следование иностранным образцам, Российская империя выработала собственную художественную школу, создававшую живопись, скульптуру и графику, которая отличалась от западной своей оригинальностью и самобытностью. Мастера портретного жанра передавали характер и особенности человека. Таковы портреты Петра I, напольного гетмана, и другие работы И. Н. Никитина.

А. М. Матвеев, получивший художественное образование в Амстердаме и Антверпене, тонко передает настроение и глубину в камерном автопортрете с женой. Особенности характера и частность он вносит и в парадные портреты княгини Голицыной и Петра I.

Работы российских мастеров И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова и И. П. Аргунова отличало от западных художников стремление передать внутренний мир изображаемого и реальность происходящего. Такие портреты как М. А. Румянцевой, Петра III, А. М. Измайловой кисти Антропова трезво и честно, избегая сарказма, рассказывают о своих героях.

Благодаря активному градостроительству на европейский лад, интерес к скульптуре в XVIII веке невероятно вырастает. Русские ценители отдают предпочтение античной пластике, в Россию прибывает Венера Таврическая, произведшая небывалый резонанс в публике. В оформлении Летнего Сада используют классическую скульптуру: обнаженных богов и богинь. Множество античных героев украшают царский парк в Петергофе.

Итальянский архитектор Б. Растрелли (1700(?)–1771), нашедший в России вторую родину, создал величественный бюст Петра I. Также известны его скульптурные портреты Анны Иоанновны, Меньшикова, автопортрет, бронзовая конная статуя Петра I.

Вторая половина XVIII века

Имена крупнейших русских художников Ф. С. Рокотова (1735?–1808), Д. Г. Левицкого (1735–1822) и В. Л. Боровиковского (1757–1825) связаны с Императорской академией художеств. О создании Академии ратовал еще Петр I, однако она была открыта только в 1757 году. Ориентируясь на художественные академии Европы, она осуществляла контроль над творческой жизнью, имела непосредственное влияние на развитие искусства.

Примечательны парадные портреты Левицкого. Они призваны показать весь блеск аристократии, но в серии портретов «Смолянок» за сценическими образами и пышными шелками выпускниц Смольного института проглядывают живые девушки со своими личными чертами, мимикой, особенностями.

Живопись Боровиковского созвучна взглядам сентиментализма. Она внесла представление об идеальном человеке, гармонирующим с природой и своими эмоциями. Его женские образы нежны и пленительны, а мужские полны доблести и чести. Портреты М. И. Лопухиной, Н. И. Куракиной, Е. Н. Арсеньевой женственны и умиротворены, но не лишены индивидуальности. Его автопортрет полон созерцат ельности и наблюдательности.

Во второй половине XVIII века ярко выделился исторический жанр. Основоположником его был А. П. Лосенко (1737–1773 ). За создание картины «Владимир и Рогнеда» он получил звание академика исторической живописи. Его полотна выдержаны в стиле классицизма, полны драматизма, театральности и пафоса. Благодаря Лосенко история России по своей значимости встала наравне с античностью.

С распространением парковой культуры получил свое развитие жанр пейзажа. Идеалистичные пейзажи-панно, воспевающие естественную красоту природы, творил С. Ф. Щедрин (1745–1804). Восхваляя новую столицу, Ф. Я. Алексеев (1753(?)–1824) писал городские пейзажи, ориентируясь на итальянские образцы Каналетто.

В середине XVIII века переживала свой подъем скульптура. Академия Художеств воспитала множество талантливых скульпторов, раскрывших свои свои способности в разных жанрах. В жанре портрета работал Ф. И. Шубин (1740–1805). В своих знаменитых портретах Павла I, А. М. Голицына, П. А. Румянцева и других значимых личностей эпохи, он соединил классическую гармонию с передачей индивидуальных, психологических особенностей своих моделей.

Создание памятников заняло важную нишу в развитии скульптуры. В этом жанре успешно работали знаменитые скульпторы И. П. Мартос (1754–1835) и М. И. Козловский (1753–1802).

«Медный всадник» Э. Фальконе (1716–1791) — вершина пластического мастерства и техники. Эта знаменитая статуя повлияла на творчество многих русских художников.

Новый стиль — классицизм — набирает силу в конце XVIII века. Под воздействием идей просвещения, ориентируясь на античные образцы, скульпторы создают мощные образы героев, преданных своему народу и государству.

Творения Козловского полны патетики и силы: памятник Суворову в Санкт-Петербурге в образе воинственного Марса, «Геркулес на коне», «Бдение Александра Македонского». «Сампсон, раздирающий пасть льву», подобно Гераклу, является композиционным центром Большого Каскада в Петергофе.

Изобразительное искусство XIX века

Первая половина XIX века

Это яркий период в русском искусстве, отмечен небывалом развитием литературы, живописи, архитектуры и скульптуры. До 1930-х годов господствующим стилем был классицизм, однако потом он принял форму строгих правил, системы. Так возникает академизм — следование канонам и предписаниям Академии Художеств. Академической живописи свойственны сдержанность и официальность.

Романтизм привнес в живопись интерес к личности человека, его значимости в окружающем мире. Это мировоззрение было противоположно классическим идеям о героическом и самоотверженном гражданине. Но романтизм в России приобрел героическую окраску, не пренебрегая историческими и религиозными сюжетами.

Знаменитый портретист О. А. Кипренский (1782–1836) наделял изображаемых наилучшими человеческими качествами. Не отрицая романтизма, он также следовал классическим канонам в стремлении показать сдержанного человека со всеми его талантами и благородством. Ср еди его полотен знаменитые портреты героев Отечественной войны 1812 года, Пушкина, Батюшкова, Жуковского.

Ученик Боровиковского А. Г. Венецианов (1780–1847) на своих полотнах воссоздал множество сцен из крестьянской жизни, идеализируя и воспевая ее. Был одним из родоначальников бытового жанра.

В. А. Тропинин (1776–1857) стремился показать живого, будничного человека в его повседневности. В таких его произведениях, как «Портрета сына», «Кружевница», «Гитарист» прослеживается влияние реалистических тенденций в искусстве.

К. П. Брюллов (1799–1852) был первым художником России известным заграницей. «Последний день Помпеи» — знаменитое его полотно, которое было представлено всей Европе. Художник много работал в Италии, восприняв колорит этой страны, сочность красок, богатство образов. Его талант раскрылся как в портретной живописи, так и в монументальных творениях.

А. А. Иванов (1806–1858) привнес в русскую живопись глубину философской мысли, став мастером не только портрета, пейзажа, но и библейского жанра. Его талант выразился в картине «Явление Христа народу», где каждый персонаж и его характер были отдельно проработаны в серии эскизов. Пейзаж поражает своей материальностью и реалистичностью, а образ Христа божественный и вещественный одновременно.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества было основано в 1833 году, открывая череду новых художественных учебных заведений.

Вторая половина XIX века

Во второй половине XIX века преобладает реализм. Молодые художники Академии Художеств взбунтовались против ее вездесущего контроля над изобразительным искусством. Они требовали право писать работы на собственные темы, не желая работать в классическом стиле. Получив отказ, и покинув стены учебного заведения, создали Товарищество передвижных выставок. К числу передвижников принадлежали Перов, Крамской, Шишкин, Репин и Суриков, Мясоедов, Саврасов, Ге, Поленов и т. д.

Предпринимать и меценат П. М. Третьяков (1832–1898) коллекционировал работы русских художников, одним из первых оценил значение передвижников. Благодаря его интересу к искусству и благотворительности, знаменитые сегодня полотна стали доступны широкому кругу людей XIX века. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию живописи в дар Москве, так была основана Третьяковская галерея.

На смену лирическому и идеализированному реализму начала века пришел критический реализм с его горечью и осуждением человеческой натуры.

Творчество передвижников отразилось во всех жанрах живописи.

Выражая свой протест академизму, помимо «высоких» тем, художники стали обращаться к образам крестьян и рабочих, выражая художественными методами пессимизм и разочарование в окружающей действительности.

По заказу Третьякова был выполнен ряд портретов знаменитых личностей и выдающихся деятелей: Ф. М. Достоевкого кисти В. Г. Перова (1833–1882), портрет Л. Н. Толстого авторства Н. Н. Ге (1831–1894), портрет Н. Некрасова в период последних песен И. Н. Крамского (1837–1887), портрет композитора М. Мусоргского кисти И. Е. Репина (1844–1930), и ряд других. Каждый портрет полон психологизма и глубины человеческих переживаний.

Мастера пейзажа внимательно и чутко относились к изображению русской природы, видя в ней не романтичную противоположность цивилизации, а поэтическое обаяние, созвучное человеческой душе.

Одним из главных принципов изображения у передвижников было беспристрастное отражение действительности. Таким реалистом в пейзажной живописи выступил И. И. Шишкин (1832–1898). Его произведения «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом бору» показывают не только интерес к природным явлениям, но и воспевают красоту и мощь русских лесов и полей.

В произведении А. К. Саврасова (1830–1897) «Грачи прилетели» художник изобразил неотделимость природы от человека. «Московский дворик» В. Д. Поленова (1844–1927) призван увидеть поэзию в самом обыденном.

В конце 80-х годов признанный пейзажист И. И. Левитан (1860–1900) искал новые пути развития русского искусства. Для него изображаемая природа олицетворяла Родину. Работая на реке Волге, он создал ряд полотен, в которых отражены сила и бесконечность русской природы, как отблеск русской души. «Над вечным покоем» полно раздумий о бренности человеческой жизни и духовном восхождении.

Работая в историческом жанре, рассуждая о роли личности в истории, ее самобытности и свободе, В. И. Суриков (1848–1916) создает свои знаменитые картины «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы».

И. Е. Репин (1844–1930) работает в духе обличительного искусства. В попытке осознать роль человека, его глубину и характер, печалясь о своем народе, создает «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии». Рассуждая о судьбе революционных движений, пишет «Не ждали».

В. М. Васнецов (1848–1926) воспевал в своих картинах и монументальных работах древнерусских героев, богатырей и князей, сказочных персонажей. Работая над декорациями и создавая костюмы для исторических героев, пишет полотно «Царь Иван Васильевич Грозный». Образ царя мрачен, но полон силы и уверенности. Наблюдая за характером русского народа, создает знаковое произведение «Богатыри».

М. В. Нестеров (1862–1942) противопоставлял умерщвляющему быту тишину монастырской жизни благообразие святых и созерцательность природы. «Видение отроку Варфоломею» повествует не только об отроке, ставшим чудесным образом способным к учению, но и о душевной чистоте и нравственном пробуждении.

Поборник реализма В. В. Верещагин (1842–1904) создает серию картин и зарисовок, посвященных русско-турецкой войне, где он выступал военным художником. «Апофеоз войны» — гора черепов, в понимании мастера это воплощение идеи о войне.

Развитие скульп туры во второй половине века было не так стремительно, как живописи. В выборе тем и художественных методов она ориентировалась на академизм.

Одним из ведущих мастеров эпохи был П. К. Клодт (1805–1867), ставший родоначальником русской реалистической скульптуры. Всемирно известные конные скульптуры Аничкова моста демонстрируют стадии покорения животных укротителем. Конная статуя Николая I олицетворяет помпезность и мощь, тогда как в памятнике И. Крылову прослеживаются более камерные мотивы.

По проекту М. О. Микешина (1835–1896) в Великом Новгороде создается памятник «Тысячелетие России». Это важное событие, момент осознания значимости для мировой культуры русского искусства и истории. Памятник представляет собой державу на постаменте в форме колокола. Он делится на три художественных ряда, на каждом из которых изображены различные фигуры, представляющие ту или иную эпоху. Памятник венчает фигура ангела с крестом в руке и коленопреклоненная женщина, символизирующая Россию.

Важным произведением второй половины XIX века является памятник Екатерине II. В его создании участвовали скульпторы М. А. Чижов (1838–1916), А. М. Опекушин (1838–1923) и М. О. Микешин. Помимо строгого и официального образа царицы, на нем изображены великие деятели ее эпохи: Потемкин, Суворов, Державин и др.

Памятник А. С. Пушкину, созданный Опекушиным, был установлен в Москве в 1880 году. В отличие от большинства монументов той поры, фигура поэта значительна, однако полна портретного сходства и индивидуальной характеристики. Пушкин стоит, полон раздумий над своим произведением, голова его опущена, а правая рука покоится на груди под сюртуком.

Повторяя путь живописи, активно развивается жанровая скульптура. Таковы работы Пименова «Парень, играющий в бабки», П. А. Ставассера «Мальчик, удящий рыбу», В. П. Крейтана «Сеятель». Близкими работами по духу с передвижниками были скульптуры М. А. Чижова «Крестьянин в беде», «Мать-крестьянка, обучающая свою дочь родному слову», «Дети, играющие в жмурки».

В историческом жанре работал скульптор М. М. Антокольский (1843–1902). Его прославили работы «Иван Грозный» и «Петр I». Эти исторические персонажи наполнены содержанием и глубиной мысли, что так особо ценилось в передвижнической среде. В поздних его работах исследователи отмечают отход от реализма в сторону идеализации: «Христос перед народом», «Иоанн Креститель», «Спиноза», «Умирающий Сократ».

Изобразительное искусство конца XIX– начала XX века

Реалистическое направление в искусстве к концу XIX века стало сдавать свои позиции. На рубеже веков стал господствовать стиль модерн. Ему свойственны витиеватые линии, биоморфные мотивы, использование новых материалов и технологий.

В живописи проявляется декоративная условность, ковровая орнаментальность, четкие, будто скульптурные образы.

Ярким представителем стиля модерн был М. А. Врубель (1856–1910), чье искусство выступало под девизом «декоративно все». «Демон» — определяющий образ в творчестве Врубеля. В его образе нет стремления к победе собственных сомнений, а лишь уныние и безнадежность. Кисти Врубеля принадлежат многие портреты, один из них — предприниматель и мецентат Мамонтов. Сказочност ь и потусторонность художник выразил в своих произведениях «Пан», «Царевна Лебедь» и других мифических образах.

Врубель использовал в своем творчестве разные техники, порой смешивая жанры и виды искусства. Он занимался также скульптурой и рисунком. Участвовал в монументальных росписях храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Идея «чистого искусства» породило появление журнала «Мир искусства». Этот журнал стал центром художественной жизни в предреволюционный период.

Художники, объединившиеся вокруг «Мира искусства» побуждали к изучению истории России, пробуждали интерес к художникам XVIII века, развивали музейную деятельность. Они способствовали развитию иллюстрации (И. Я. Билибин (1876–1942), К. А. Сомов (1869-1939)) и театрально-декорационного искусства (Л. С. Бакст (1866–1924) , Н. К. Рерих (1874–1947))

А. Н. Бенуа (1870–1960) — основоположник «Мира искусства», художник, и критик. Свое творчество посвятил стремлению к прошлому, ретроспективе. Множество его работ изображают Версаль, его архитектурное убранство. Бенуа создает акварельную серию Последние прогулки Людовика XIV, иллюстрации к «Пиковой даме», и «Медному всаднику» А. С.Пушкина.

В своем творчестве К. А. Сомов (1869–1939) как и Бенуа воспевал XVIII век. Его образы скульптурные и маскарадные, он не искал в них индивидуальности и психологизма.

Работы М. В. Добужинского (1875–1957) посвящены современности, человеку и городу XX века: «Человек в очках» — одно из известных его произведений.

А. Я. Головин (1863–1930), художник, близкий по взглядам к мирискуссникам, работал в жанре портрета и театральной декорации. «Шаляпин в роли Олоферна» — синтетический образ, соединяющий портрет артиста и героя театра.

3. Е. Серебрякова (1885–1967) — создала серию детских и женских портретов, отличающихся ясностью цветовых решений, изящностью и поэтичностью («За туалетом. Автопортрет»), ню («В бане»), крестьянских образов и пейзажей. Занималась монументальной живописью: неосуществленные эскизы фресок Казанского вокзала. Эмигрировав во Францию и путешествуя по миру, создала цикл марокканских картин.

Многие художественные деятели рубежа эпох собрались вокруг купца и мецената С. И. Мамонтова, организовав так называемый «Мамонтовский кружок».

В мамонтовской усадьбе Абрамцево работали многие именитые художники: братья Васнецовы, Репин, Левитан, Коровин, Врубель, и т. д., а также известные скульпторы, актеры и музыканты. Были организованы гончарные мастерские, поддерживалось воссоздание народных промыслов, изучение фольклора. Целью Мамонтовского кружка был синтез народного творчества, воспринимавшегося романтически-трогательно, и современного искусства.

Скульптура конца XIX — начала XX века

Скульптура также как и живопись претерпевала изменения. Благодаря влия нию новых течений, скульпторы старались воплотить новые образы и идеи в своих работах. Монументальная скульптура была уже не так популярна, тогда как портрет и декоративная пластика активно развивались.

Памятник Александру III скульптора П. П. Трубецкого — значительная монументальная работа начала века. Образ полон величественности и русской силы, композиция выстроена четко и размеренно.

Также Трубецкой был автором многих портретов и жанровых сцен («Мать и дитя», «Дети», «Портрет Ф. И. Шаляпина» и др.).

Заслуживают внимания памятник Пушкину Р. Р. Баха, памятник Н. В. Гоголю Н. А. Андреева, памятник Ивану Федорову С. М. Волнухина.

На рубеже веков появляются новые материалы, не знакомые доныне классической скульптуре. Это дерево, керамика, фарфор. В скульптуре начинают использовать различные цвета.

М. Врубель активно занимался скульптурой и декоративной пластикой, создавая такие произведения как «Демон», «Египтянка», «Царь Берендей» и др.

А. С. Голубкина (1864–1927), ученица О. Родена, создает ряд образов, наполненных индивидуальностью, психологизмом и социальным окрасом: «Старость», «Материнство», «Портрет Карла Маркса». Ее скульптуры воссоздают видных деятелей, пролетариев, портреты частных лиц, а манера исполнения насыщена динамизмом, экспрессией. Голубкина максимально использует фактуру материала для передачи эмоционального настроя.

С. Т. Коненков (1884–1981) крупнейший скульптурный мастер реализма. Он создавал образы рабочих и крестьян, одна из первых его работ «Камнебоец». Многие его работы посвященны былинам и эпосу («Старичок-полевичок», «Жар-Птица», «Стрибог»), античной мифологии («Кора», «Атланты», «Ника»).

Авангард

В начале ХХ века набирает силу русский авангард. Он объединяет в себе течения в искусстве, возникшие как протест традиционному, это переломный момент в истории русской культуры. В ХХ веке помимо технического прогресса, происходит множество глобальных событий, изменивших мир и взгляды человечества.

Началом авангардистского искусства принято считать объединение «Голубая роза», созданное в 1907 году.

Выставка современного шокирующего искусства в 1910 году «Бубновый валет» породило одноименное художественное объединение, объявившее протест академическому искусству. Также существовали следующие авангардистские кружки: «Ослиный хвост», «СОЮЗ молодежи».

Абстракционизм — одно из направлений авангарда. Проявился в отказе от реалистичного изображения действительности. Задача абстракционизма — создать впечатление и различные ассоциации у зрителя путем необычных сочетаний форм и цвета. Основоположниками были В. В. Кандинский ( 1866–1944) («Незнакомому голосу», «Фуга», «Ущелье» ), К. С. Малевич (1879–1935), в последствии ставший основателем супрематизма, Н. С. Гончарова (1881–1962) и М. Ф. Ларионов (1881–1964) («Танцовщица в движении»), в будущем создатели лучизма. Кандинский выразил свое понимание живописи в работе «О духовности в искусстве» (1911).

Кубизм — близкое к абстракционизму течение, которое своей целью ставило изображение реальности с помощью пересекающихся линий и условных геометрических фигур. Основоположником кубизма считают Пабло Пикассо. В России кубизм просуществовал недолго, преобразуясь в кубофутуризм, которому свойственны раздробленность предметов на части, энергия. Каждая стадия движение изображается отдельно. Русскими художниками, работавшими в этом направлении, были Д. Д. Бурлюк (1982–1967), К. С. Малевич, Н. С. Гончарова, О. В. Розанова (1886–1918) и другие.

«Черный квадрат» К. Малевича был представленный на выставке «Ноль-десять» стал точной отсчета существования супрематизма, стиля к которому обратились многие кубофутуристы. Супрематизм — происходит от латинского suprem — высший, то есть доминирование цвета над формой и содержанием произведения. Живопись этого направления выражалась сочетанием разных цветовых плоскостей и простых геометрических форм. Основы и особенности нового течения К. Малевич описывает в своей работе «От кубизма и футуризма к супрематизму».

Конструктивизм как направление сложился в 20-х годах, однако началом его принято считать работы В. Е. Татлина (1885–1953), автора Башни III Интернационала и серии рельефов и контррельефов. Они были созданы под влиянием кубизма, однако уже имели индивидуальные признаки. Они были далеки от реальности, не имели себе ничего подобного и были сделаны из геометрических форм.

Конструктивизму свойственны строгость, сдержанность, геометризм и монументальность.

М. З. Шагал (1887–1985), в отличие от многих художников, не отказывается от фигуративной живописи, однако сочетает ее с авангардными течениями: экспрессионизмом, кубизмом, сюрреализмом и примитивизмом. Его известные работы «Над городом», «Прогулка», «Летящая деревня» отличаются фантастичностью, яркостью, лаконизмом и поэтичностью.

П. Н. Филонов (1883–1941) — автор теории «органической формы»: все детали картины должны взаимодействовать друг с другом, одна органически вливается в другую. Он также не отказывается от традиционной живописи, но испытывает влияние экспрессионизма и кубофутуризма, его образы геометричны. «Цветы мирового расцвета», «Симфония Шостаковича», «Человек в мире» — работы в которых автор изображает временные процессы: рост, развитие, угасание, звук.

Искусство советского периода

В революционный период и во время гражданской войны массовое агитационное искусство стало особенно востребовано. Мастера плаката ориентировались на русскую журнальную графику и лубок, создавая лаконичные, броские и условные работы. В жанре плаката работали А. П. Апсит, П. Моор («Ты записался добровольцем?»), В. Н. Дени и др.

Серия сатирических плакатов «Окна РОСТА» — важное место в истории развития советского плаката. Особую роль сыграли работы художника М. М. Черемных и поэта В. В. Маяковского, который был автором не только подписей, но и рисунков.

Революционный настрой непосредственно повлиял на живопись и графику. Художник К. Юон изобразил революцию в космическом масштабе в работе «Новая планета». Отражение революционной действительности в глазах художников можно наблюдать в произведениях К. С. Петрова-Водкина «Смерть комиссара», «1918 год в Петрограде» и Н. Куприянова «Броневики».

В 1922 году была создана Ассоциация художников революционной России. Одним из выдающихся представителей был Исаак Бродский, создавший «канонические» произведения: «Ленин в Смольном» и «Выступление Ленина на Путиловском заводе».

Советская скульптура 1918–1934 годов

«О памятниках республики» — Ленинский декрет 1918 года, оглашающий план агитации народных масс с помощью монументальной скульптуры, посвященной деятелям революции и культуры (план «Монументальной пропаганды»). Скульпторы за короткое время должны были создать массу произведений из дешевых и доступных материалов.

Татлин создает в 1920 году башню III Интернационала, символизирующую новое искусство, революционные стремления.

Известный портрет «Ленин — вождь» создан Н. А. Андреевым.

Иван Шардр создает серию скульптур людей соцтруда: «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», а также памятник Горькому для площади Белорусского вокзала.

В 20-х годах появляются работы В. Мухиной: проект «Освобожденный труд», «Крестьянка», «Рабочий и колхозница» — скульптурная группа, принесшая славу художнице.

Открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве — решительный шаг в развитии скульптуры Советского союза. В скульптурном оформлении участвовал также С. Т. Коненков. Кроме того он создавал скульптуры, реализуя план «Монументальной пропаганды»: барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов», «Степан Разин».

Социалистический реализм

На I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году были сформулированы основные правила нового метода литературы и искусства — соцреализма. Это был жесткий идеологический контроль и пропаганда, призванные восхвалять героев социалистического труда, революционеров, рабочих, крестьян. Сюжет художественного произведения обязан был отразить революционную действительность, стремление к светлому будущему, и материалистические взгляды.

Картина Б. Иогансона «Допрос коммунистов» четко передает все принципы соцреализма: значительные эмоции, цельные образы и монументальные формы.

«Сталин и Ворошилов в Кремле» — известная работа художника соцреалиста С. Герасимова.

Теме крестьянства были посвящены работы А. Пластова.

А. Дейнека пишет работы на темы возведения новой архитектуры, спорта и авиации: «Будущие летчики», «На стройке новых цехов», «В Донбассе». Работает над мозаиками станции метро «Маяковская» (Москва).

Знаменитая «Новая Москва» Ю. Пименова — символ новой жизни, радости перемен: реконструкции Москвы и непривычной роли женщины.

Великая Отечественная война

Великая Отечественная война значительно повлияла на развитие искусства. Как и в революционный период, главным жанром изобразительного искусства был плакат. Над плакатами работали мастера прошлого, а также молодые художники, прославившиеся такими известными плакатами как «Родина-мать зовет!», «За Родину!», «Воин Красной армии, спаси!».

Советские художники ведут живописную хронологию войны: А. Дейнека работает над картинами военной темы: «Оборона Севастополя», «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», С. Герасимов создает «Мать партизана». К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». Также появляются произведения, восхваляющие героев прошлого: П. Корин «Александр Невский», А. Бубнов «Утро на Куликовом поле».

Скульптура Великой Отечественной Войны

Скульпторы работали, создавая вдохновляющие на борьбу с врагом образы. Такие скульпторы как Н. Томский, И. Першудчев, В. Мухина создают ряд портретов воинов и героических личностей.

В годы войны не было возможности возводить памятники, однако делались важные проекты, которые осуществляли в будущем: Памятник Михаилу Ефремову, «Воин-освободитель» и др.

Послевоенный период

В послевоенный период в изобразительном искусстве становится востребованным исторический и революционный жанры.

В 1950 году создается масштабная работа Иогансона «Ленин на III съезде Комсомола».

Возникает интерес к бытовому жанру, например, картина А. Лактионова «Письмо с фронта».

Активно развивается графика, создается множество иллюстраций к художественным произведениям.

Скульпторы после войны призваны создавать монументальные образы героев войны и Героев социалистического труда: Н. Томский «Памятник Черняховскому», Ю. Микенас «Памятник 1200 гвардейцам». Создаются памятники историческим деятелям, деятелям искусства и культуры: П. И. Чайковскому работы В. Мухиной, Юрию Долгорукому скульптора С. Орлова, А. С. Пушкину руки М. Аникушина.

На местах боевых действий и концлагерях появляются мемориальные комплексы, такие как «Мамаев курган» в Сталинграде, «Мать-родина» на Пискаревском кладбище и др.

Изобразительное искусство в период развитого социализма (1960–1980 гг.) ознаменовалось появлением сурового стиля в живописи. В суровом стиле проявилось стремление к досталинским художественным образцам 1920-х годов, желание покончить с официальностью и парадностью.

«Наши будни», «Геологи» — известные работы П. Никонова, выдающегося художника этого направления.

Братья Смолины в полотне «Стачка» передают силу толпы, делая ее единым целым.

На рубеже 1960–1970 годов помимо официального искусства развивались новые художественные течения и поиски, которые приводили порой к отсутствию самого объекта искусства, так появились перформансы и хеппенинги.

В 1974 году бульдозеры смели выставку нонконформистов (противостоящих общественному мнению) в Москве, что привело к эмиграции многих известных художников.

Актуальное искусство в Роcсии. 1985–2010-е годы

Приход к власти М.С. Горбачева снял всяческие табу, искусство более не подлежало контролю государства. Стали проходить персональные выставки запретных ранее художников: Малевича, Филонова. Музеи открывали свои запасники, знакомя публику с произведениями, скрытыми еще в 30-е годы. Обретение художественной свободы способствовало образованию художественных группировок и ряду известных галерей: «Риджина», Галерея М. Гельмана, L-Галерея, «Айдан», XL.

Значительные фигуры современной художественной жизни: И. Кабаков — художник, иллюстратор, теоретик, Э. Булатов — один из основоположников соц-арта, а также Сотрудничество «Ко́мар и Мелами́д», Д. Пригов (1940–2007) — писатель, художник и скульптор.

Начиная с 2000 года искусство встает на коммерческие рельсы, возникают новые галереи: Stella Art Gallery, RuArts, проходят многочисленные аукционы. В 2003 году происходит знаковое событие: Разгром выставки «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре, что дало повод к спорам между официальной позицией и современным искусством.

Придерживаясь классического направления, в живописи работают: И. С. Глазунов, А. М. Шилов.

Современные скульптуры З. К. Церетели, А. Н. Ковальчук, М. М. Шемякин, Э. Неизвестный создают новые образы, работают на территории России и за рубежом.