Театр
Как и всюду в мире, началом театра в России был народный театр – скоморохи и балаганы. Эти явления народной культуры не столько поражали зрителя своим искусством, сколько развлекали, подчас довольно грубыми способами, и тем примиряли простого человека со своей тяжёлой долей – посмеялся над шутками и ужимками скоморохов, и легче стало хоть от того, что хлеб ты свой зарабатываешь не столь по-шутовски.
История профессионального российского театра восходит к придворному театру Алексея Михайловича, но то был театр для домашнего пользования, который открыл эпоху театрального «ученичества».
Учению препятствовало то, что театр в России не имел поначалу никакой естественной почвы для развития. Театральное дело полностью зависело от прихотей царского двора и вельмож, а они воспринимали новую форму зрелища, с одной стороны, как обязательное следование моде, а с другой - как забаву. Большую часть XVIII века в России театральные спектакли представляли либо труппы крепостных актёров, либо иностранные гастролёры. Но постепенно количество перерастало в качество, формировалась театральная культура, вначале в среде дворянства, затем, как и многое другое, её перенимали городские сословия. И вот, наконец, появились энтузиасты театрального дела, которые начали формировать национальный русский театр. Их энтузиазм был поддержан верховной властью. Особую роль тут сыграл А.П. Сумароков в конце царствования Елизаветы Петровны. Он был плодовитым драматургом и директором первого постоянного русского театра, конечно же императорского. В нём играла труппа Ф.Г. Волкова – вероятно, первого настоящего русского театрального режиссёра. Сумарокова за его бурную деятельность прозвали «отцом русского театра». Кстати, он первым в России перевёл на русский язык «Гамлета» Шекспира.
Во второй половине XVIII века русский театр состоялся. Были написаны десятки, если не сотни пьес, по ним были сыграны тысячи спектаклей. По крайней мере, одна из пьес того времени – «Недоросль» Д.И.Фонвизина до сих пор находится в репертуаре российских театров, а реплики её персонажей закрепились в качестве идиом в русском языке - кому не знакомо: «не хочу учиться, а хочу жениться».
В XIXвеке прогресс театрального дела в России идёт по нарастающей. Для театра пишут выдающие русские писатели. Многие из пьес, выходивших из-под их пера, закладывали целые направления в театральном искусстве, которые до сих разрабатываются. Это сделали одной пьесой - А.С. Грибоедов («Горе от ума») и М.Ю. Лермонтов – («Маскарад»);несколькими пьесами - А.С. Пушкин («Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Женитьба», «Игроки»). В этих пьесах чудесным образом соединялись новизна формы с метафизическим содержанием.
Во второй половине XIX века Россия посредством театра уже открывала не метафизические законы бытия, а саму себя. И случилось это благодаря творчеству А.Н.Островского. Как кажется, созданные им характерные герои и коллизии его пьес живы и поныне.
Узнав себя в театре А.Н. Островского, поплакав, посмеявшись над собой, российское общество попыталось выразить назревшую жажду исторических перемен. Эту жажду перемен в новую эпоху и одновременно невозможность к ним приступить воплотил в своих пьесах А.П. Чехов.
Революцию – каждый свою – в театральном искусстве вслед за тем совершили К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, А.Я. Таиров. Они превратили в первой трети XX века Россию, а затем СССР в место, откуда по всему миру разошлись театральные новации, и это редкие случаи, когда умопостигаемый вербальный смысл пьесы не вступал в конфликт с необычной формой спектакля и актёрской игры.
Современный театр в СССР и в РФ продолжил свое развитие. Весь мир рукоплещет спкетаклям труппы Большого театра. Многие отечественные театры – и не только столичные – стали эпицентрами культурной жизни городов, регионов, всей страны. Большой театр, Малый театр, Александринский театр, знаменитый МХАТ – Московский художественный академический театр, Театр имени Евгения Вахтангова, Театр имени Вл. Маяковского, Театр Сатиры, Театр им. Моссовета – эти и другие театры стали знаковыми проявлениями российской театральной культуры.