Театр Сатиры

Театр Сатиры открылся в Москве в октябре 1924 обозрением «Москва с точки зрения», руководителем театра был Давид Григорьевич Гутман. Театр разместился в подвальном этаже здания в Большом Гнездниковском переулке, в помещении, в котором раньше находились театр-кабаре «Летучая мышь», а затем «Кривой Джимми», а сегодня работает Учебный театр РАТИ (ГИТИС). Последующие спектакли также были сделаны в жанре обозрений: «Насчет любви», «Спокойно – снимаю», «Мишка, верти», «Семь лет без взаимности», «Мечты, мечты», «Европа что надо» и т.д. Авторами молодого театра были: В. Ардов, Вл. Масс, Л. Никулин, А. Арго, Н. Адуев и др. В театре работали актеры П. Поль, Ф. Курихин, Я. Волков, Р. Корф, Д. Кара-Дмитриев, Е. Милюшкина, И. Зенин, М. Зенин, Е. Неверова, Е. Милютина, О. Дехтерева, Н. Халатова, Я. Рудин, Б. Петкер, Р. Зеленая. Гутман одновременно возглавлял и Театр сатиры в Ленинграде, что осложняло его работу в московском Театре сатиры. Кроме того, труппе надоел репертуар, состоящий из одних миниатюр, артистам хотелось играть другие пьесы, работать с серьезной режиссурой. Из МХАТ-2 был приглашен Б. Сушкевич. Его спектакль Ночь перед рождеством по мотивам повести Гоголя стал этапным для театра. В этот период в театр на должность заведующего музыкальной частью пришел И.О. Дунаевский. Театр начинает сотрудничать с драматургом В. Шкваркиным. Для театра он написал пьесы Чужой ребенок, Страшный суд, Весенний смотр. В 1928–1929 в театр вернулся из Ленинграда Гутман и приступил к работе над новой пьесой В. Ардова и Л. Никулина Тарановщина. Руководителем театра был назначен один из режиссеров МХАТа Н.М. Горчаков. Он руководил театром с 1933 по 1948, если не считать перерыва во время войны. В репертуаре театра появились авторы – Н. Погодин, А. Толстой, К. Финн, В. Киршон, А. Чехов, М. Горький, Б. Шоу, Мольер. Горчаков продолжал работать во МХАТе. Коллектив театра добился от Комитета по делам искусств решения об уходе его из МХАТа. Но Горчаков тяжело переживал свой разрыв с Художественным театром, что осложнило его отношения с труппой. Во время войны театр активно участвовал во фронтовых бригадах и в спектаклях фронтовых театров. Ведущими артистами театра были: Хенкин, Лепко, Любезнов и др. Наиболее известные спектакли, созданные после войны: «Остров мира» Е. Петрова, «День отдыха» В. Катаева, «Свадьба с приданым «Н. Дьячкова, «Вас вызывает Таймыр» А. Галича и К. Исаева. Кроме Горчакова, в театре ставили Н. Петров, С. Герасимов, Э. Гарин, А. Гончаров, Б. Равенских, Э. Краснянский, П. Васильев и др. Свой последний спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» Островского поставил Андрей Лобанов. Несколько лет театром руководил Н. Петров, потом недолго П. Васильев, позже временно художественное руководство осуществляла режиссерская коллегия.

С 1950 по настоящее время (2002) в театре работает В. Плучек, который с 1957 становится главным режиссером. Плучек дебютировал спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова. Совместно с Н. Петровым ставит «Пролитая чаша» Ван Ши-Фу, совместно с С. Юткевичем – спектакли «Клоп» и «Баню» по В. Маяковскому. Лучшие спектакли: «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хихмета (1957), «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (1962), «Безумный день, или женитьба Фигаро «Бомарше (1969), «У времени в плену» А. Штейна (1970), «Гнездо глухаря» В. Розова (1980), «Вишневый сад» А. Чехова (1984), «Самоубийца» Н. Эрдмана (1982, 1986), «Трехгрошовая опера» (1996) и др. В театре работала одна из лучших трупп Москвы: В. Хенкин, В. Лепко, А. Папанов, А. Миронов, Т. Пельтцер, В. Токарская, до сих пор много играют звезды театра: В. Васильева, О. Аросева, Г. Менглет, А. Ширвиндт, М. Державин и др. Свою первую режиссерскую работу осуществил на этой сцене Марк Захаров, здесь он поставил свои известные спектакли «Доходное место» А. Островского, «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта и др. Сегодня Театр сатиры сохраняет свою популярность и является одним из самых посещаемых театров Москвы.

Источник:  Энциклопедия «Кругосвет»