Большой театр

Большой театр, Государственный академический Большой театр России, ведущий российский театр, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии национальной традиции оперного и балетного искусства. Его возникновение связано с расцветом русской культуры во 2-ой половине 18 в., с появлением и развитием профессионального театра. Создан в 1776 московским меценатом князем П.В. Урусовым и антрепренером М. Медоксом, получившими правительственную привилегию на развитие театрального дела. Труппа сформировалась на основе московской театральной труппы Н. Титова, артистов театра Московского университета и крепостных актеров П. Урусова. В 1778–1780-х спектакли давались в доме Р.И. Воронцова на Знаменке. В 1780 Медокс построил в Москве на углу Петровки, здание, которое стало именоваться Петровский театр. Это был первый постоянный профессиональный театр. Его репертуар составляли драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие не только певцы, но и драматические актеры.

В день открытия Петровского театра 30 декабря 1780 был показан балет-пантомима Волшебная лавка (пост. Я. Парадиз). В то время в театре работали балетмейстеры Ф. и К. Морелли, П. Пенюччи, Д. Соломони, ставившие спектакли Торжество приятностей женского пола, Притворная смерть Арлекина, или Обманутый Панталоне, Медея и Язон, Туалет Венеры. Популярностью пользовались балеты с национальным колоритом: Деревенская простота, Цыганский балет, Взятие Очакова. Из танцовщиков труппы выделялись Г. Райков, А. Собакина. Балетная труппа пополнялась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома (сущ. с 1773), и крепостными актерами труппы Е.А. Головкиной.

Здесь же были поставлены первые русские оперы: Мельник – колдун, обманщик и сват Соколовского (позже ред. Фомина) либретто Аблесимова, Несчастье от кареты Пашкевича, либр. Княжина, Санктпетербургский гостиный двор Матинского и др. Из 25 русских опер, написанных в 1772–1782, более трети были поставлены на московской сцене Петровского театра.

В 1805 здание Петровского театра сгорело, и с 1806 труппа перешла в введение Дирекции императорских театров, играла в различных помещениях. Русский репертуар был ограничен, уступив место итальянским и французским спектаклям.

В 1825 прологом Торжество муз, поставленным Ф. Гюллен-Сор, начались спектакли в новом здании Большого театра (архитектор О. Бове). В 1830–1840-е в балете Большого театра определяющее влияние оказывали принципы романтизма. Танцовщики этого направления – Е. Санковская, И. Никитин. Большое значение для формирования национальных принципов сценического искусства имели постановки опер Жизнь за царя (1842) и Руслан и Людмила (1843) М.И. Глинки.

В 1853 пожар уничтожил все внутреннее помещение Большого театра. Здание было восстановлено в 1856 архитектором А.К. Кавосом. В 1860-е Дирекция отдает Большой театр в аренду итальянскому антрепренеру Мерелли на 4–5 спектаклей в неделю: идет иностранный репертуар.

В связи с этим начались выступления деятелей русской культуры против «италомании». Под влиянием этих выступлений в Большом театре появляются произведения русских авторов: 1859 – Русалка Даргомыжского, 1865 – Юдифь А.Н. Серова. Большую роль в формировании русской исполнительской культуры стала деятельность П.И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки»: Лебединое озеро (1877), Евгений Онегин (1884), Мазепа (1884), Пиковая дама (1891), Спящая красавица (1899) Чайковского, Борис Годунов М.П. Мусоргского, Снегурочка (1893), Ночь перед Рождеством (1898) Н.А. Римского-Корсакова, Князь Игорь (1898) А.П. Бородина.

Одновременно с расширением отечественного репертуара театр осуществлял постановки лучших произведений западноевропейских композиторов: Риголетто, Аида, Травиата Дж. Верди, Фауст, Ромео и Джульетта Ш. Гуно, Кармен Ж. Бизе, Тангейзер, Лоэнгрин, Валькирия Р. Вагнера.

История Большого театра насчитывает имена многих выдающихся оперных певцов, из поколения в поколения передававших традиции русской вокальной школы. В Большом театре выступали А.О. Бантышев, Н.В. Лавров, П.П. Булахов, А.Д. Александрова-Кочетова, Е.А. Лавровская и др. Приход на оперную сцену Большого театра Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой открыли новую страницу в истории исполнительского искусства.

Во 2-й половине 19 в. балетное искусство связано с именами балетмейстеров: Ж. Перро, А. Сен-Леона, М. Петипа; танцовщиков – С. Соколова, В. Гельцер, П. Лебедева, О. Николаева, позднее – Л. Рославлева, А. Джури, В. Поливанова, И. Хлюстина. В балетном репертуаре Большого театра были спектакли: Конек-Горбунок Пуни (1864), Дон Кихот Минкуса (1869), Папоротник, или ночь под Ивана Купала Гербера (1867) и др.

В 1900-е оперный репертуар Большого театра пополнился выдающимися в художественном отношении постановками: первые исполнения опер Римского-Корсакова – Псковитянка (1901), Садко (1906), Моцарт и Сальери (1901) с участием Ф.И. Шаляпина, Пан-воевода (под управлением Рахманинова, 1904) Кащей Бессмертный (с участием А.В. Неждановой, 1917); были осуществлены новые постановки: опер Глинки – Жизнь за царя (с участием Шаляпина и Неждановой, под управлением Рахманинова, 1904), Руслан и Людмила (1907), Мусорского – Хованщина (1912). Ставились оперы молодых композиторов – Рафаэль А.С. Аренского (1903), Ледяной дом А.Н. Корещенко (1900), Франческа да Римини Рахманинова (1906). Кроме Шаляпина, Собинова, Неждановой на оперной сцене Большого театра выступали такие певцы, как Г.А. Бакланов, В.Р. Петров, Г.С. Пирогов, А.П. Боначич, И.А. Алчевский и др. В 1900-х в балетную труппу Большого театра приходит балетмейстер А.А. Горский, который развил традиции русского балета и сблизил его с драматическим искусством. Совместно с Горским работал танцовщик и балетмейстер В.Д. Тихомиров, воспитавший целое поколение танцовщиков. В тот период в балетной труппе работали: Е.В. Гельцер, А.М. Балашова, С.Ф. Федорова, М.М. Мордкин, М.Р. Рейзен, позднее Л.П. Жуков, В.В. Кригер, А.И. Абрамова, Л.М. Банк. Спектаклями дирижировали С.В. Рахманинов, В.И. Сук, А.Ф. Андерс, Э.А. Купер, в оформлении спектаклей принимали участие театральный декоратор К.Ф. Вальц, художники К.А. Коровин, А.Я. Головин.

После Октябрьской революции 1917 Большой театр занимал видное место в культурной жизни страны. В 1920 театру было присвоено звание академического. В 1924 в помещении бывшей Частной оперы Зимина открывается филиал Большого театра (работал до 1959). Наряду с сохранением классического репертуара осуществлялись постановки опер и балетов советских композиторов: Декабристы В.А. Золотарева (1925), Прорыв С.И. Потоцкого (1930), Трупейный художник И.П. Шишова (1929), Сын солнца С.Н. Василенко (1929), Мать В.В. Желобинского (1933), Бэла Ан. Александрова (1946), Тихий Дон (1936) и Поднятая целина (1937) И.И. Дзержинского, Декабристы Ю.А. Шапорина (1953), Мать Т.Н. Хренникова (1957), Укрощение строптивой В.Я. Шебалина, Война и мир С.С. Прокофьева (1959). На сцене Большого театра и его филиала шли оперы композиторов народов СССР: Алмаст А.А. Спендиарова (1930), Абесалом и Этери З.П. Палиашвили (1939).

Исполнительская культура оперной труппы Большого театра в годы Советской власти представлена именами К.Г. Держинской, Н.А. Обуховой, В.В. Барсовой, Е.А. Степановой, И.С. Козловского, А.С. Пирогова, М.О. Рейзена, М.Д. Михайлова, С.Я. Лемешева, Г.М. Нэлеппа, А.П. Иванова, П.Г. Лисициана, И.И. Петрова, М.П. Максаковой, В.А. Давыдовой, И.И. Масленниковой, А.П. Огневцева.

Значительными этапами в истории советской хореографии были постановки балетов советских композиторов: Красный мак (1927, 1949) Р.М. Глиэра, Пламя Парижа (1933) и Бахчисарайский фонтан (1936) Б.В. Асафьева, Ромео и Джульетта Прокофьева (1946). Слава балета Большого театра связана с именами Г.С. Улановой, Р.С. Стручковой, О.В. Лепешинской, М.М. Плисецкой, А.Н. Ермолаева, М.Т. Семеновой, М.М. Габовича, А.М. Мессерера, Ю.Г. Жданова, Н.Б. Фадеечева и др.

Дирижерское искусство Большого театра представлено именами Н.С. Голованова, С.А. Самосуда, Л.П. Штейнберга, А.Ш. Мелик-Пашаева, Ю.Ф. Файера, Б.Э. Хайкина, Г.Н. Рождественского, Е.Ф. Светланова, А.М. Жюрайтиса и др. В оперной режиссуре Большого театра – В.А. Лосский, Л.В. Баратов, Б.А. Покровский. Постановки балетных спектаклей осуществляли А.А. Горский, Л.М. Лавровский, В.И. Вайнонен, Р.В. Захаров, Ю.Н. Григорович.

Постановочную культуру Большого театра тех лет определяло художественно-декорационное оформление Ф.Ф. Федоровского, П.В. Вильямса, В.М. Дмитриева, В.Ф. Рындина, Б.А. Мессерера, В.Я. Левенталя и др.

В 1961 Большой театр получил новую сценическую площадку – Кремлевский Дворец съездов, что способствовало более широкой деятельности балетной труппы. На рубеже 1950-х и 1960-х в театр пришли Е.С. Максимова, Н.И. Бессмертнова, Е.Л. Рябинкина, Н.И. Сорокина, В.В. Васильев, М.Э. Лиепа, М.Л. Лавровский, Ю.В. Владимиров, В.П. Тихонов.

В 1964 главным балетмейстером стал Ю.Н. Григорович, с именем которого связана новая веха в истории балета Большого театра. Почти каждый новый спектакль был отмечен новыми творческими поисками. Они проявились в Весне священной И.Ф. Стравинского (балетмейстер Н. Касаткина и Васильев, 1965) Кармен-сюите Бизе–Щедрина (А. Алонсо, 1967), Спартаке А.И. Хачатуряна (Григорович, 1968), Икаре С.М. Слонимского (Васильев, 1971), Анне Карениной Р.К. Щедрина (М.М. Плисецкая, Н.И. Рыженко, В.В. Смирнов-Голованов, 1972), Эти чарующие звуки… на музыку Дж. Торелли, А. Корелли, Ж.-Ф. Рамо, В.-А. Моцарта (Васильев, 1978), Чайка Щедрина (Плисецкая, 1980), Макбет К. Молчанова (Васильев, 1980) и др.

В оперной труппе тех лет выделяются имена Г.П. Вишневской, И.К. Архиповой, Е.В. Образцовой, М. Касрашвили, З. Соткилавы, В.Н. Редькина, В.А. Маторина, Т.С. Ерастовой, М.А. Шутовой, Е.Е. Нестеренко и др.

Общей тенденцией Большого театра 1990–2000-х стало приглашение зарубежных режиссеров и исполнителей, для постановок на сцене Большого театра: балеты Собор Парижской Богоматери, Три карты (Р. Пети, 2002–2003), Светлый ручей Д.Д. Шостаковича (А. Ратманский, 2003), опер Дж. Верди Сила судьбы (П.-Ф. Маэстрини, 2002) и Набукко (М.С. Кисляров), Турандот Дж. Пуччини (2002), Похождения повесы И.Ф. Стравинского (Д. Черняков), Любовь к трем апельсинам С.С. Прокофьева (П. Устинов). За этот период были возобновлены балеты Лебединое озеро Чайковского, Раймонда А.К. Глазунова, Легенда о любви А.Д. Меликова (постановка Григоровича), оперы Евгений Онегин Чайковского (Б. Покровский), Хованщина Мусоргского, Руслан и Людмила (А. Ведерникова), Игрок Прокофьева (Рождественский).

Балетная труппа Большого театра представлена именами: Н. Цискаридзе, М. Перетокина, А. Уварова, С. Филина, Н. Грачевой, А. Горячевой, С. Лунькиной, М. Александровой и др. Оперная – И. Долженко, Е. Околышева, Е. Зеленской, Б. Майсурадзе, В. Редькина, С. Мурзаева, В. Маторина, М. Шутовой, Т. Ерастовой и др. Оперная труппа театра имеет стажерскую группу.

Пост художественного руководителя театра в 1990-е занимали В. Васильев и Г. Рождественский, с 2001 главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра является А.А. Ведерников, дирижерами оперных и балетных спектаклей являются П.Ш. Сорокин, А.А. Ведерников, А.А. Копылов, Ф.Ш. Мансуров, А.М. Степанов, П.Е. Клиничев.

Современное здание Большого театра представляет собой главное сооружение архитектурного ансамбля Театральной площади (архитектор А.К. Кавос). По внутреннему устройству театр состоит из пятиярусного зрительного зала, вмещающего более 2100 зрителей и отличающегося высокими акустическими качествами (длина зала от оркестра до задней стены – 25 м, ширина – 26,3 м, высота – 21м). Портал сцены – 20,5 х 17,8 м, глубина сцены – 23,5 м. Над сценой помещено табло для титров.

В 2003 спектаклем Снегурочка Римского-Корсакова (постановка Д. Белова) была открыта новая сцена Большого театра. Премьерами 2003 стали балет Светлый ручей Шостаковича, опера Похождения повесы Стравинского и опера Макбет Верди.

 

Автор:  Ревенко Н.
Источник:  Энциклопедия «Кругосвет»