Театр им. Моссовета

Театр имени Моссовета, московский государственный, c 1964 – академический. Создан в 1923 под названием Театр им. МГСПС при культотделе Московского Губернского Совета профсоюзов для обслуживания рабочих зрителей. Организатор театра – литератор и режиссер С. Прокофьев.

Вначале театр был передвижным и ставил дешевые спектакли для массового зрителя. В конце 1922 – первые спектакли: Савва Л. Андреева, инсценировки Овода Э. Войнич, и Парижа Э. Золя. В 1925–1940 театр возглавил Е.О. Любимов-Ланской, (1883–1943), выпускник Харьковской драматической школы. Для его постановок были характерны публицистические острота, склонность к социальным характеристикам персонажей, мастерское построение темпераментных массовых сцен. При нем театр превратился в лабораторию новой драматургии: Шторм (1925) и Штиль (1927) В.Н. Билль-Белоцерковского, Цемент по роману Ф.В. Гладкова (1926), Мятеж (1927) по Д.А. Фурманову, Рельсы гудят (1927) и Город ветров (1929) В.М. Киршона. Героико-революционные произведения о гражданской войне, успехах социалистического строительства стали темами театра, а актеры превратились в агитаторов, пропагандистов.

В то время стилем театра стал острый социальный анализ, документально точное, почти натуралистическое изображение событий. Театр увлекался эпическим показом революционной борьбы, созданием социально-политических масок. Главным художником театра в то время был Б. Волков, работавший в стиле конструктивизма. В 1920-х театр МГСПС шел в авангарде советского театра, но в 1930-х такой тип театра и актера уже становился невостребованным. Тогда в театре появились И.Н. Берсенев, С.В. Гиацинтова, С.Г. Бирман – последователи мхатовской школы психологического реализма. За два года (1936–1938), что они служили в театре, И. Берсенев поставил задачу овладения художественным мастерством, преодоления схематизма в создании образа, оправданности психологического рисунка роли. В репертуаре появилась классика: Васса Железнова (1936) М. Горького в постановке С.Г. Бирман, Моцарт и Сальери (1937) А.С. Пушкина в постановке В.В. Ванина, Каменный гость (1937) С. Бирман, Последняя жертва (1938) А.Н. Островского В. Ванина и С.А. Марголина. В 1930 театр получил название: имени Московского Совета профессиональных союзов, с 1938 работает под современным названием.

Этапным в жизни театра стал приход в 1940 Ю.А. Завадского (1894–1977), в будущем – народного артиста СССР, (1948), Героя Социалистического Труда, (1973), лауреата Государственных премий СССР (1946, 1951) и Ленинской премии (1965), профессора ГИТИСа. В 1940–1977 был художественным руководителем театра, принеся с собой опыт учебы у Е.Б. Вахтангова и К.С.Станиславского. От Вахтангова воспринял вкус к яркой театральной форме, праздничности, карнавальности, импровизации и изяществу пластического решения, от Станиславского – мастерство психологического анализа. Завадский был горячим поклонником студийности, эксперимента, сценического парадокса, яркой театральности, иронического гротеска (в 1924–1936 он руководил студией, которая в 1936 была направлена в Ростов, составив основу Ростовского театра им. Горького). Блестящий педагог, Завадский воспитал актерскую школу, представленную несколькими поколениями актеров: это В.П. Марецкая, Н.Д. Мордвинов, О.Н. Абдулов, Р.Я. Плятт, М.Б. Терехова, Г.Л. Бортников и др. Пригласил в театр Ф.Г. Раневскую, Л.П. Орлову. Среди его учеников – режиссеры И.С. Анисимова-Вульф, Ю.И. Еремин, Б.Е. Щедрин, А.Л. Шапс, М.З. Левитин (руководитель театра «Эрмитаж»), А.В. Бородин (руководитель РАМТа), он привел в театр К. Гинкаса и Г. Яновскую (руководители МТЮЗа); Ежи Гротовски (Польша), Сюй Сяо Чжун (Китай), Алехандра Гутьерес (Мексика) – также ученики Завадского.

Помещая в центр спектакля актера, Завадский придавал большое значение изобразительной стороне постановки (его постоянный соавтор – художник А.П. Васильев). Психологическая тонкость, чуткость к жанровому своеобразию драматического произведения, поэтичность, комедийная легкость сочетались в его работах с условной формой спектакля. Среди его лучших постановок лирическая Машенька (1941) А. Афиногенова, искрометная Трактирщица (1940) К. Гольдони, психологическая трагедия Нашествие (1943) Л.М. Леонова, Чайка (1945) А.П. Чехова, гротескная Госпожа министерша (1946) Б. Нушича, Шторм (1951) В. Билль-Белоцерковского, трагически философский Маскарад (1952, 1963) М.Ю. Лермонтова (с Н. Мордвиновым в главной роли), Виндзорские насмешницы (1957, 1967) У. Шекспира.

Этапной стала драма Л. Леонова Нашествие (1943), обратившаяся к теме войны и духовного мира человека. Тему войны развивали спектакли: Русские люди (1942) К. Симонова, Фронт (1942) А. Корнейчука, Бранденбургские ворота (1946) М. Светлова. Большое место в репертуаре занимал цикл комедий А. Софронова, популярного в те годы драматурга: В одном городе (1947), Московский характер (1948), Миллион за улыбку (1959). Современную драматургию также представляли: Дали неоглядные (1957) Н. Вирты, Битва в пути (1959) Г. Николаевой, классику – Сомов и другие (1954) М. Горького, Забавный случай (1942) К. Гольдони, романтическая философская трагедия У. Шекспира Отелло (1944). При Завадском театр впервые обратился к современной западной драматургии (Ж-П. Сартру, Г. Ибсену, Г. Беллю, Т. Уильямсу и др.). Вехой и театральной легендой стал трагический балаган Петербургские сновидения (1969) по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание, – творческое завещание Завадского. Посвятив спектакль Вахтангову, режиссер развивал в нем традиции сценического гротеска; неординарное решение сценического пространства придумал А.П. Васильев. При нем же в 1959 в саду «Аквариум» отстроено новое здание театра на 1300 мест.

Постановки других режиссеров театра: Лиззи Мак-Кей (1955) Ж-П. Сартра, Нора (1959) Г. Ибсена, Король Лир (1958) У. Шекспира, Ленинградский проспект (1962, 1969) И.В. Штока, Дядюшкин сон (1964) по Достоевскому, – все в постановке И.С. Анисимовой-Вульф; Василий Теркин (1961) А.Т. Твардовского, постановка А.Л. Шапса, в 1972 в постановке Б.Е. Щедрина, Странная миссис Сэвидж (1966) Дж. Патрика, постановка Л.В. Варпаховского (с Ф. Раневской и Л. Орловой в главных ролях), Глазами клоуна (1968) по Г. Беллю, постановка Г.Л. Бортникова и Ю.П. Белова, Дальше – тишина (1969) В. Дельмара (с Р. Пляттом и Ф. Раневской), Турбаза (1974) Э.С. Радзинского в постановке А.В. Эфроса, Эдит Пиаф (1970) В.И. Легентова, постановка Б.Е. Щедрина, Вечерний свет (1975) А.Н. Арбузова, Царская охота (1977) Л. Зорина с М. Тереховой в постановке Р.Г. Виктюка, Правда хорошо, а счастье – лучше (1980) А.Н. Островского, постановка С.Ю. Юрского, Пять углов (1981) С.Б. Коковкина, Гедда Габлер (1983) Г. Ибсена в постановке К.М. Гинкаса, ОБЭЖ (1981) Б. Нушича, постановка М. Беловича, Печка на колесе (1983) Н.А. Семеновой, постановка Б.Е. Щедрина, Вдовий пароход (1984) И. Грековой и П.С. Лунгина, постановка Г.Н. Яновской.

С середины 1980-х театром руководит П.О. Хомский. Он продолжил тему Достоевского, поставив Братьев Карамазовых (1979). Среди его наиболее известных спектаклей: мюзикл Э. Ллойда Уэббера Иисус Христос суперзвезда, (1990), Белая гвардия (1993) М. Булгакова, Ошибки одной ночи (1994) О. Голдсмита, Фома Опискин (1995) по Достоевскому, Скандал? Скандал... Скандал! (Школа злословия Р. Шеридана, 1998), Куколка (1999) Т. Уильямса, Мамаша Кураж и ее дети (2000) Б. Брехта. В целом Хомский продолжил линию психологического реализма. Также поставил музыкально-пластические номера и спектакли.

В 1990-х, когда началось движение театров малых форм, здесь открылась малая сцена – «Сцена под крышей», где П.Н. Фоменко поставил в 1991 известный спектакль Калигула А. Камю с О. Меньшиковым в главной роли. В театре отсутствует единая стилистика и наряду с Хомским работают такие разнохарактерные режиссеры, как Б. Щедрин, Ю. Еремин, А. Житинкин, Л. Хейфец, С. Виноградов, М. Вайль, В. Саркисов. Среди поставленных ими спектаклей: Игра (1996) Я. Кеслера, Не будите мадам Ж. Ануя и Мадам Бовари Г. Флобера, (оба 1998) постановка Ю.И. Еремина, Утешитель вдов Д. Маротта и Б. Рондоне и Милый друг (1998) Г. де Мопассана, Венецианский купец (1999) Шекспира с М. Козаковым-Шейлоком, все – в постановке А. Житинкина, Вишневый сад (2000) А.П. Чехова, постановка Л.Е. Хейфеца. Из последних работ театра: Король Лир У. Шекспира, Муж, жена и любовник по Вечному мужу Ф. Достоевского с О. Остроумовой и В. Гафтом, Ученик дьявола Б. Шоу в постановке П. Хомского, Страсти по Митрофану (1998) (Недоросль Фонвизина) режиссер Б. Щедрин. Из спектаклей малой формы, идущих на «Сцене под крышей»: Дама! Дама! Еще раз дама (Игроки Н. Гоголя) в постановке Ю. Еремина, Заповедник С. Довлатова, Мой бедный Марат А. Арбузова, постановка Ю. Еремина.

В репертуаре 2003 – 25 спектаклей, но количество не всегда соответствует их качеству. Выделяется Серебряный век (2002) М. Рощина в постановке Ю. Еремина, получивший общественный резонанс, и выведший Еремина в режиссеры первого ряда.

В составе труппы в разные годы: В.П. Марецкая, Н.Д. Мордвинов, Л.П. Орлова, Р.Я. Плятт, Ф.Г. Раневская, Л.В. Марков, Б.В. Иванов, А.А. Консовский, И.П. Карташева, Г.Л. Бортников, А.М. Адоскин, Н.И. Дробышева, Г.С. Жженов, Е.Ю. Стеблов, В.И. Талызина, Л.В. Шапошникова, Г.Г. Тараторкин, М.Б. Терехова, И.В. Муравьева, О.М. Остроумова, С.Ю. Юрский, Н.М. Тенякова, С.С. Годзи, В.В. Сошальская, О.А. Анофриев, И.С. Саввина.

Автор:  Ярошевич Е.
Источник:  Энциклопедия «Кругосвет»