Современная Россия
Период, охваченный статьями раздела «Современная Россия», несмотря на его относительную историческую краткость, чрезвычайно важен и обширен. Политическую, экономическую, культурно-гуманитарную ситуацию в пост-советские годы можно охватить лишь соединив информацию данного раздела с информацией, представленной в статьях целого ряда других разделов, таких как «Социально-экономический портрет России», «Государственное устройство», «Войны и конфликты», «Многонациональная Россия», «Россия в глобальной политике» и др. В данном историческом срезе образовательного ресурса даются лишь пунктирные ориентиры для восприятия современной российской государственности и последних десятилетий развития российского общества как прямого продолжения исторического развития многовековой российской цивилизации.
* * *
После распада СССР наступил новый важный этап в истории российской государственности. Это время можно условно разделить на три основных хронологических этапа.
Первый период (1992-1993 гг.) характеризуется как «постсоветский», во многих отношениях переходный. В сжатые сроки, в условиях продолжавшегося экономического кризиса, в Российской Федерации был осуществлен демонтаж советской экономической системы и заложены основы рыночной экономики. Эти задачи были в основном реализованы в ходе либеральных по содержанию и радикальных по исполнению экономических реформ, начатых правительством Ельцина-Гайдара в январе 1992 г. «Шоковая терапия» привела к резкому снижению уровня жизни населения. Усилились голоса критиков радикальных реформ, в том числе среди членов депутатского корпуса.
Социально-экономический кризис, развал структур управления, сепаратистские тенденции вследствие распада СССР, последствия борьбы Центра за лояльность автономий (политика «автономизации» М.С.Горбачева, призыв Б.Н. Ельцина «берите столько суверенитета, сколько хотите»), - все это вело к росту центробежных настроений в российских регионах. Нараставшее с середины 1992 г. противостояние президентской и парламентской (в лице съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР) ветвей власти привело в 1993 г. к политико-конституционному кризису и параличу власти. Это грозило утратой управляемости и развалом страны. Россия оказалась на пороге Гражданской войны.
В результате победы Ельцина после трагических событий в Москве в октябре 1993 г. в России произошла кардинальная смена политической системы. Была проведена поэтапная конституционная реформа, создана республика, в которой президент получил обширные полномочия. Завершением первого периода стала окончательная ликвидация доставшейся в наследство от СССР системы Советов и принятие в конце 1993 г. ныне действующей российской Конституции.
Второй период в истории российской государственности (конец 1993-2000 гг.) связан с корректировкой курса реформ и попытками экономической стабилизации. В 1998 г. экономику потряс глубокий финансовый кризис (дефолт), оказавший определенное положительное влияние на экономические процессы. Однако параллельно нарастал кризис центральной власти, который усугублялся правительственной чехардой, коррупционными скандалами, военно-политическим кризисом в Чеченской Республике. В этих условиях президент Б.Н. Ельцин подал в отставку и, в соответствии с Конституцией, руководителем государства стал премьер-министр В.В.Путин, избранный вскоре новым президентом России.
В ходе третьего периода (с 2000 года до настоящего времени) Президент РФ В.В.Путин и его администрация в рамках первого и второго президентских сроков сумели стабилизировать ситуацию в стране, провести меры по укреплению властной вертикали. Благоприятная конъюнктура способствовала экономическому росту, который продолжался в России вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008 г. При президенте Д.А.Медведеве и премьер-министре В.В.Путине (май 2008 - май 2012 гг.) были предприняты меры по преодолению экономического кризиса. Преемственность власти была подтверждена возращением на пост президента России В.В. Путина в 2012 г. и деятельностью его администрации до настоящего времени.
Последнее столетие, если несколько расширительно рассматривать его как период с начала XX века до настоящего времени, было едва ли не самым сложным в российской истории. За сто лет дважды Россия распадалась на части, но находила в себе силы к возрождению. За короткий исторический срок она пережила две мировые войны, стоившие ей более 30 миллионов человеческих жизней.
Модернизация страны, начавшаяся в конце XIX в., стремительно продолжившаяся в начале ХХ столетия, оказалась прерванной революцией 1917 г. и гражданской войной. Новый ее этап начался уже в конце 1920-х гг., однако это была уже совсем иная модернизационная модель, которой до этого мир еще не знал. Всего за десять лет в СССР был заложен фундамент индустриальной мощи, ставший основой обеспечения обороноспособности огромной страны в условиях нараставшей военной угрозы. СССР в отдельные периоды занимал второе место в мире по объемам экономического производства. Индустриализация в промышленности, сплошная коллективизация сельского хозяйства, кардинальные изменения основ духовной жизни общества, высокие показатели развития отечественной науки и техники имели как безусловные достижения, так и высокую цену. Однако никто не может отрицать, что всесторонняя модернизация различных сторон жизни российского общества стала возможной благодаря творческому потенциалу и самоотверженному труду нашего народа. Итогом этой модернизации стало построение в стране экономических основ индустриального общества.
Эволюция власти, многочисленные попытки ее реформирования в ХХ в. вновь доказали известную истину - в российских условиях лидирующая власть способна обеспечить мобилизацию усилий общества на решение любой задачи. Ослабление роли государства ведет к кризису власти и распаду страны. Так было в 1917 г., так случилось в годы перехода от советской к пост-советской России. Опасность дезинтеграции была реальной угрозой для России и в 1990-е гг.
Сильная власть в России вовсе не означает отказа от демократии как способа организации общества, принимавшего разные формы в российском обществе в разные исторические периоды. Более того, весь ХХ век и начало века XXI-го были именно временем трудного, мучительного пути к обретению российским народом свободы. На этом пути было немало достижений, но и множество издержек и потерь. Мощный творческий порыв участников революций начала XX века, стремившихся создать общество социальной справедливости и народовластия, привел в итоге к формированию еще более жестокой политической системы, чем та, что была прежде. Сталинский ГУЛАГ, "большой террор", миллионы его жертв подтверждают вывод о том, что сильная власть без развитых демократических институтов превращается в тоталитарную, не ограниченную законом. Но и уход власти из важнейших сфер жизни, как показывает опыт 1990-х гг., способен привести к анархии, росту преступности, создать угрозу территориальному единству и суверенитету страны.
ХХ век был отмечен многими серьезными внешними вызовами. Выстраивая отношения с Россией, Запад нередко не рассматривал ее как равноправного партнера. Он не забывал о собственных интересах, ставил их во главу угла, при этом зачастую не желая считаться и даже просто понять национальных интересов России.
Основой для изменения статуса нашей страны в международных отношениях, ее места и роли в мировой политике был ее экономический и оборонный потенциал.
Но не только он был основой силы и могущества нашего Отечества, многонационального народа России. В самые тяжелые времена, когда, казалось, оставалось надеяться лишь на чудо, люди искали и находили опору в высокой духовности и нравственном примере своих современников и предшественников, без чего нет и не может быть будущего.
В начале XXI столетия перед Россией стоит не только задача преодоления последствий кризиса, доставшегося в наследство от СССР, но и формирования основ информационной цивилизации, совершенствования правового государства, гражданского общества. Решить эти исторические задачи она может в равноправном и честном сотрудничестве ведущих мировых держав Востока и Запада, с опорой на собственные силы.
Век XXI должен стать веком возрожденной и устремленной в будущее России.