Россотрудничество

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) было создано в сентябре 2008 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315.

Цели и задачи

Россотрудничество реализует проекты, нацеленные на укрепление международных связей, тесное сотрудничество в гуманитарной сфере и формирование позитивного имиджа России за рубежом.

Проводимые мероприятия способствуют преодолению культурных барьеров, негативных стереотипов и иных препятствий на пути к развитию международного сотрудничества.

Образование и наука

В рамках работы по продвижению достижений российских образования и науки за рубежом Россотрудничество реализует ряд проектов и программ, направленных на экспорт российского образования, содействия развитию международного научного сотрудничества, привлечение иностранных граждан на обучение в России за счет средств федерального бюджета, а также взаимодействие с выпускниками российских (советских) вузов, иностранными студентами, обучающ

Общественная дипломатия

Общественные организации и объединения, контакты на уровне городов-побратимов, общественно-политические акции, международные неправительственные организации – важнейшие элементы общественной дипломатии.

Поддержка соотечественников за рубежом

Одной из важных задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед Россотрудничеством, является взаимодействие с другими федеральными органами власти в осуществлении государственной политики, направленной на поддержку соотечественников за рубежом, поддержку их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных законных прав и интересов.

Государственные программы

Стратегические коммуникации российского СМР

Программа «Стратегические коммуникации российского СМР» включает в себя ряд крупных мероприятий, которые призваны объединить все основные заинтересованные стороны для обсуждения актуальных вопросов российского СМР.

2014 г. В 2014 году в рамках Программы Агентство в партнерстве с МИД России провело Заседание Делового Совета при Министре иностранных дел Российской Федерации на тему «Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и российского бизнеса в сфере содействия международному развитию (СМР)». В мероприятии приняли участие главы ведущих предпринимательских объединений России, крупнейших отечественных компаний и банков, а также представители руководства МИД России, Минфина России, Минэкономразвития России, других заинтересованных министерств и ведомств. Данное мероприятие послужило толчком для дальнейшего сотрудничества между государством и бизнесом по вопросам СМР.

2015 г. В соответствии с Перечнем мероприятий председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 гг., утвержденным Президентом Российской Федерации, Россотрудничеству поручена организация встречи в рамках БРИКС старших должностных лиц, курирующих вопросы СМР.

Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года

Межгосударственная программа инновационного сотрудничества призвана создать условия для повышения глобальной конкурентоспособности экономики государств-участников СНГ, трансформировать ее в социально ориентированную экономику знаний, реализовать приоритеты экономического развития на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве, утвердить международный авторитет Содружества как одного из мировых центров технологического лидерства.

Задача Программы – предложить широкоформатный механизм, позволяющий гармонизировать национальные инновационные системы, разрабатывать и реализовывать межгосударственные целевые программы и инновационные проекты других форматов, а также взаимодействовать с национальными целевыми программами стран Содружества.

Решение о разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года было принято Советом глав правительств СНГ 14 ноября 2008 года. Решением СГП СНГ от 21 мая 2010 года Россотрудничество было утверждено заказчиком-координатором Программы. Головным разработчиком Программы, по решению Экономического совета СНГ от 17 июня 2010 года, стал Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

В 2010 году заказчик-координатор и головной разработчик проделали большую работу по подготовке в сжатые сроки проекта этого комплексного документа, который выносился на обсуждение Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом Совете СНГ (25 августа 2010 года, г. Москва) и Экономического Совета СНГ (17 сентября 2010 года, г. Москва).

В силу того, что Программа нацелена на радикальный пересмотр сложившихся форматов взаимодействия и переход от отраслевого к комплексному инновационному сотрудничеству государств-участников Содружества, было принято решение о необходимости изменения изначального формата и названия Программы на Межгосударственную программу инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года, исключив при этом слово «целевая». 19 ноября 2010 года Совет глав правительств СНГ утвердил решение об изменении названия.

В марте-апреле 2011 года Россотрудничество представляло проект Программы на рассмотрение Комиссии по экономическим вопросам, а также Экономического совета СНГ в Ялте 15 апреля 2011 года в установленном порядке.

К заседанию СГП 19 мая 2011 года Россотрудничество и НИУ «ВШЭ» подготовили комплексный документ, вобравший в себя самые передовые методологические, содержательные и принципиальные организационные решения по развитию инновационного пространства СНГ. Он полностью соответствует международным стандартам, а также идеологии и методам формирования инновационных индексов. Документ состоит из пяти подпрограмм, включающих в себя: развитие межгосударственной кооперации в инновационной сфере; объединение научно-технологического потенциала; создание системы кадрового обеспечения; эффективное использование инфраструктуры национальных инновационных систем; а также нормативно-правовое регулирование инновационного сотрудничества на пространстве Содружества.

В ходе состоявшегося в 3 сентября 2011 года в Душанбе Совета глав государств СНГ большинство руководителей стран Содружества выразили желание ускорить процесс принятия Программы.

6 сентября 2011 года под председательством Россотрудничества и с участием Исполнительного секретаря СНГ С.Н. Лебедева состоялось Координационное совещание национальных государственных заказчиков, головного и национальных разработчиков Межгосударственной программы с участием членов Рабочей группы по разработке Программы, Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах и Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.

На Совещании был единодушно одобрен итоговый проект Программы. Также рассматривались мероприятия, обеспечивающие с 2012 года начало ее реализации. Были приняты принципиальные решения по ключевым элементам управления Программой. Так, заказчику-координатору было поручено до конца 2011 года внести на рассмотрение Экономического совета СНГ предложение по Оператору Программы. Было решено возложить на Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах функции Наблюдательного совета Программы, а на национальных разработчиков – функции национальных контактных центров. В свою очередь, головной разработчик Программы (НИУ «ВШЭ») взял на себя функции координационного и методического центра по методическому обеспечению и организации взаимодействия национальных контактных центров.

23 сентября 2011 года на заседании Экономического совета СНГ в Алмате итоговый проект Программы был одобрен шестью странами-участницами, а 18 октября 2011 года Межгоспрограмма была единогласно принята на 58-м заседании Совета глав правительств СНГ в Санкт-Петербурге. Решение о ее утверждении было подписано всеми странами-участницами ее разработки – Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Российской Федерацией, Таджикистаном, Украиной. Принятие Программы открыло путь к началу ее реализации с 2012 года.

Решением Совета глав правительств были также утверждены принципиальные решения по ключевым элементам управления Программой. Так, заказчику-координатору поручено до конца 2011 года внести на рассмотрение Экономического совета СНГ предложение по Оператору Программы. На Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сфере возложили функции Наблюдательного совета Программы, а на национальных разработчиков – функции национальных контактных центров. В свою очередь, головной разработчик Программы (НИУ «ВШЭ») возьмет на себя функции координационного и методического центра по методическому обеспечению и организации взаимодействия национальных контактных центров. Тем же решением СГП СНГ Экономическому совету СНГ предписано при необходимости принимать решения об актуализации Программы по мере ее реализации.

В итоге 9 октября 2011 года Экономический совет СНГ по представлению заказчика-координатора возложил функции Оператора Программы на некоммерческую организацию «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Фонд «Сколково»), который имеет все возможности стать локомотивом реализации инновационных и инвестиционных проектов наших стран.

В соответствии с решением Совета глав правительств СНГ заказчиком-координатором Россотрудничеством совместно с Оператором Программы Фондом «Сколково» был разработан проект Положения об Операторе, который обсуждался экспертным сообществом стран Содружества на Комиссии по экономическим вопросам СНГ 8 февраля 2012 года и был одобрен на Экономическом совете СНГ 20 марта 2012 года. В нем были учтены все предложения, поправки и рекомендации, представленные национальными государственными заказчиками и разработчиками. В результате Положение об Операторе было утверждено решением Совета глав правительств СНГ 30 мая 2012 года.

Сочетание механизмов реализации Программы и идеи построения новой инновационной экономики уже сегодня способствует не только восстановлению единого научно-промышленного пространства стран СНГ, но и стремительному развитию новых связей между молодыми учеными и инновационными бизнес-кругами Содружества.

Для более масштабного развертывания этой Программы Россотрудничество как заказчик-координатор будет использовать весь свой потенциал, включая развитую сеть российских центров науки и культуры и своих представительств, а также создаваемую в рамках Программы сеть национальных контактных центров в странах СНГ. Таким образом, Агентство во взаимодействии с Фондом «Сколково» планирует создать систему по отбору инновационных проектов, что позволит Фонду и другим институтам развития работать по всему миру.

В интересах выполнения задач, стоящих в рамках реализации Программы, а также с целью содействия инновационному развитию страны Россотрудничество приступило к созданию при своих представительствах за рубежом Центров инновационного сотрудничества с акцентом на формирование социальных сетей инновационного сотрудничества и выполнение функций контактных точек для национальных участников Программы. Они также будут призваны активно заниматься организацией научных, инженерно-технологических обменов и вопросами подготовки специалистов в области инноваций. За последние два года такие центры были открыты в Армении, Азербайджане, Киргизии и Таджикистане.

Начинается наполнение Программы конкретными проектами по приоритетным направлениям инновационного развития государст-участников Содружества, которые уже представили около 150 проектов. В настоящее время активными участниками Программы являются восемь государств-участников СНГ – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина, – но двери открыты и для других государств Содружества.

Программа краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств «Новое поколение»

С 2011 года Россотрудничество является государственным заказчиком-координатором программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2011 года № 1394.

Основными целями и задачами Программы являются:

– Развитие и углубление общественных, деловых и научных связей между Российской Федерацией и иностранными государствами;

– Содействие объективному восприятию в мире происходящих в российском обществе общественно-политических, социально-экономических, научно-образовательных и культурных преобразований;

– Расширение круга конструктивно настроенных по отношению к Российской Федерации активных молодых граждан иностранных государств, привлечение их к участию в укреплении партнерских отношений между Российской Федерацией и государствами которые они представляют.

Основным содержанием Программы является организация краткосрочных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств для ознакомления с общественно-политической, социально-экономической, научно-образовательной и культурной жизнью в Российской Федерации и подготовки предложений по развитию сотрудничества Российской Федерации с государствами, которые они представляют.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из приоритетных направлений совершенствования миграционной политики Российской Федерации.

Государственная программа способствует социально-экономическому развитию России, что невозможно без кардинального изменения демографической ситуации, характеризующейся в настоящее время оттоком населения со стратегически важных для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста.

Основными целями разработанной Государственной программы являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников в Россию, компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Государственная программа Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность»

Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы

С 2011 года Россотрудничество является государственным заказчиком федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года № 492. Государственным заказчиком-координатором Программы является Минобрнауки России.

В рамках своих полномочий и компетенции Россотрудничество отвечает за реализацию следующих международных задач Программы:

– поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

– удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом.

В ходе реализации этих задач Россотрудничество планирует:

– организацию и проведение научно-методических, образовательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на популяризацию русского языка в мире, поддержку зарубежных преподавателей и учителей русского языка и литературы, сохранение языковой и этнокультурной идентичности российских соотечественников;

– оказание системной поддержки национальным учебным заведениям зарубежных стран в обеспечении их учебными, методическими, научными, справочными материалами по русского языку, литературе и культуре России через представительства Россотрудничества и российские посольства за рубежом;

– открытие и оснащение центров коллективного доступа (ЦКД) к российским образовательным ресурсам и специальным дистанционным технологиям в обучении русскому языку.

Источник:  Официальный сайт Россотрудничество