Данилевский Николай Яковлевич

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) – русский публицист, естествоиспытатель, идеолог почвенничества. В конце 1840-х гг. участвовал в кружках петрашевцев, по делу которых в 1850 г. был выслан из Петербурга.

Основное сочинение Данилевского"Россия и Европа" (1869) было попыткой разрешения проблемы исторической роли России и славянства. Данилевский отрицал реальность существования "человечества" как целого, он признавал носителем исторического прогресса лишь отдельные "виды" (по аналогии с биологическими видами) – "культурно-исторические типы", подразумевая под ними отдельные народы с их особой самобытной цивилизацией, с культурой, не подлежащей передаче и заимствованию. Данилевский указывал 4 разряда исторической деятельности культурно-исторических типов: религиозную, культурную, политическую и социально-экономическую; основные стадии развития социально-исторического типа рассматривал по аналогии с живыми организмами (рождение, развитие, зрелость, смерть): от этнографического состояния к государственному и от государственного – к цивилизованному. Исторический прогресс, по Данилевскому, сопровождается сменой культурно-исторических типов. Данилевский выделял 10 типов, частично завершивших свое развитие, из которых исторически позднейшее место принадлежит европейскому, или романо-германскому типу. Новый, вступающий в пору своего расцвета самобытный славянский тип, по мнению Данилевского, получивший наиболее полное развитие в русском народе, противопоставлен европейскому. Утверждению "мессианской" роли русского народа соответствует борьба с идеей европеизации ("западничества"). В славянстве Данилевским признаются задатки полного развития всех 4 видов исторической деятельности, потенциальное многообразие общественно-политического состава нравственно-политическое превосходство. Исходя из своего тезиса о плодотворности многообразия народов в составе культурно-исторического типа, Данилевский обосновывает требование объединения славянских народов в единое политическое целое (высшая, по его мнению, стадия развития), утверждая политическую программу панславизма.

Источник:  Глобалистика