Евразийство
Евразийство – идейно-политическое и философское течение, возникшее в российской эмиграции 1920-х гг. Евразийцы трактовали Россию как "Евразию", особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры (основой которой является великорусская культура). Начало евразийству положил выход сборника статей Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Флоровского, П.П. Сувчинского "Исход к Востоку" (София, 1921). К евразийской школе относилась целая плеяда ярких и талантливых литераторов, философов, историков, публицистов, экономистов первой волны эмиграции. Среди наиболее известных – географ, экономист и геополитик П.Н. Савицкий, философ Л.П. Карсавин, филолог и культуролог Н.С. Трубецкой, историк Г.В. Вернадский (сын выдающегося русского естествоиспытателя), музыковед и искусствовед П.П. Сувчинский, религиозные философы и публицисты Г.В.Флоровский, В.Н. Ильин, Б.Н. Ширяев, критики и литературоведы А.В. Кожевников (Кожев), Д.П. Святополк-Мирский, правовед Н.Н. Алексеев, востоковед В.П. Никитин, писатель В.Н. Иванов, экономист Я.Д. Садовский. Евразийские кружки работали в Праге, Берлине и Белграде.
Евразийцы попытались "создать новую русскую идеологию, способную осмыслить происшедшие в России события и указать молодому поколению цели и методы действия" (Савицкий). Следуя идеям поздних славянофилов (Н.Я. Данилевского, Н.Н. Страхова, К.Н. Леонтьева), евразийцы противопоставляли исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада. Однако они распространяли свой патриотический национализм также на другие народы, населяющие Российскую империю, – тюркскомонгольские и др. Евразийство было преимущественно правым, консервативным, традиционалистским, имперским и державным, но вместе с тем существовала и его левая версия – т.н. национал-большевики (Устрялов, "сменовеховцы") которые восприняли режим большевиков как новое парадоксальное выражение русского национализма и империализма. Наилучшей государственной формой в России, по их мнению, должен был стать советский строй, освобожденный от коммунистической диктатуры, который будет наилучшим образом обеспечивать народную власть. В полемический спор с евразийцами включились либералы-западники, а также Н.А. Бердяев, П.М. Бицилли, А.А. Кизеветтер, П.Н. Милюков и др. Постепенно многие евразийцы пришли к признанию закономерности революционных событий 1917 и оправданию большевизма. На рубеже 1920-1930-х гг. евразийство пошло на убыль.
Евразийские идеи получили известность в СССР в 1970-1980-х гг. (прежде всего благодаря трудам Л.Н. Гумилева). В начале XXI в. активным идеологом евразийства выступает А.Г. Дугин. Идеи евразийства разделяет и президент Казахстана Н.А. Назарбаев и др.
Концептуальными основаниями евразийства являются: мультилинейный подход к оценке общественно-исторического процесса, отрицание единого для всего мира пути социально-исторического развития в рамках единой общечеловеческой цивилизации; восприятие Евразии (понимаемой как срединная часть континента – от Маньчжурии до Карпат) в качестве самостоятельной географической, социально-исторической, социокультурной, цивилизационной целостности, отличной от Запада и Востока; признание необходимости для Евразии собственного пути развития, основанного на национальном своеобразии, культурных традициях, духовных ценностях, морально-нравственных нормах евразийских народов, связанных друг с другом многовековым сосуществованием и взаимодействием.