Северный Кавказ
Площадь 354,8 тыс. км2, население 19,6 млн человек. Регион занимает 1,6% территории страны, на него приходится 13,7% численности населения России, 3,1% производимой в стране продукции обрабатывающих производств, 6,8% электроэнергии и более 20% сельскохозяйственной продукции.
В общероссийском разделении труда он выделяется, главным образом, многоотраслевым сельским хозяйством, пищевой промышленностью, сельскохозяйственным, транспортным и энергетическим машиностроением, химической и цементной промышленностью, транспортным комплексом; уникально его курортно-рекреационное хозяйство.
Обширный и разнообразный по своим природным, социально-экономическим условиям и этническим особенностям Северный Кавказ долгое время был экономически слабо развит. В начале XX века представлял собой типичный сельскохозяйственный район, с большими пространствами целинных земель (Сальские степи, Ставрополье), редкой сетью небольших слаборазвитых в промышленном отношении городов, за исключением Ростова-на-Дону, ставшего в дальнейшем центром его экономического развития. Исключение составляла Кубань, которая уже к концу XIX века превратилась в мощный район производства зерна. Основу хозяйствования здесь составляли либо казачье землевладение с коллективистскими началами, либо большие поместья, где крестьяне были наемниками.
Условия развития хозяйства.
Хозяйственному развитию Северного Кавказа благоприятствуют уникальные для России природно-климатические условия (на большей части территории района) – обилие солнечного тепла и света, наличие ценного минерального сырья, удобное ЭГП. Природные ландшафты крайне разнообразны и отличаются друг от друга проявлением степени континентальности, обеспеченностью теплом и влагой, суровостью и снежностью зимы. В орографическом плане здесь четко выделяются равнинная степная, горная и приморско-субтропическая области с характерным для каждой из них сочетанием почв, водных ресурсов, атмосферных осадков, растительности, представителей животного мира. Благодаря положению на границе умеренных и субтропических широт вегетационный период с температурами выше + 10°С продолжается здесь от 170 до 190 дней, тогда как даже в ЦЧР только 139-164 дня. Годовая сумма солнечной радиации на равнинах и в предгорьях достигает 120-140 ккал/см2. Особую роль климатообразующего фактора выполняет Черное море, смягчая летние температуры и утепляя воздух побережья зимой.
Почвенный покров отличается большим разнообразием. Черноземные и каштановые почвы преобладают в равнинной части, на пространстве от Азовского моря до Владикавказа и в полосе предгорий. Бурые пустынно-степные почвы с включениями довольно крупных песчаных массивов, солонцов и солончаков господствуют в восточных районах Ставропольского края и в Дагестане. На склонах гор образовались горно-лесные и горно-луговые почвы.
Сочетание хороших климатических условий и плодородных почв создают лучшие в стране условия для развития сельского хозяйства.
Водные ресурсы района значительны – 69,3 км3; сток формируется, в основном, в границах района, что следует оценивать как благоприятный фактор, однако по водообеспеченности и на душу населения, и на единицу территории Северный Кавказ занимает одно из последних мест в России. Осложняет использование водных ресурсов их крайне неравномерное распределение по территории и сезонам года. Уже сейчас во многих местностях, где активно используют воду для орошения (в бассейнах Дона, Кубани, Терека), сложилось напряженное положение с водой.
Для района в целом характерна низкая лесистость – около 10%. Но здесь сосредоточены самые ценные в нашей стране породы деревьев – 100% буковой и 23% дубовой древесины, распространены граб, явор. Леса Северного Кавказа имеют огромное природоохранное значение, степень их вырубленности (25% лесной площади) превышает допустимую.
Особенно ценны рекреационные ресурсы района. Важнейший среди них – климат. Наибольшей уникальностью и освоенностью характеризуется старейший рекреационный бальнеологический район России – Кавказские Минеральные Воды (КМВ). Несравненны эстетические рекреационные ресурсы Северного Кавказа, играющие важную роль в его хозяйственной специализации. Сама природа соединила здесь заснеженные высочайшие вершины Эльбруса, Дыхтау, Безенгийской стены, Казбека, Тебулосмты с ландшафтами яркой южной природы Причерноморья, создающими особую привлекательность Северного Кавказа для туризма и альпинизма, лечения и отдыха.
На Северном Кавказе расположен старейший в России нефтегазодобывающий район (восток Предавказья). В настоящее время все месторождения мелкие. Основная доля запасов природного газа и нефти сейчас приходится на Ставропольский край – Воробьевское, Журавское, Прасковейское, Чепаковское нефтяные месторождения и Тахта-Кутультинское, Мирненское, Расшеватское газовые. Нефть – лучшая в стране по качеству, малосернистая, малосмолистая, высокопарафинистая, с высоким выходом при переработке светлых продуктов, но освоение сдерживается сложными горно-геологическими условиями и отсутствием средств. Имеющийся каменный уголь – 4% промышленных запасов угля России – почти полностью сосредоточен в восточном крыле Донецкого бассейна в Ростовской области (более 16% от общих геологических запасов всего Донбасса). Преобладают энергетические угли – антрациты. Среди европейских районов России Северный Кавказ занимает первое место по гидроэнергопотенциалу, но его экономический потенциал невелик – 25 млрд кВт/час (для сравнения: та же оценка Волжско-Камского каскада – 56 млрд кВт/час). В недрах Северного Кавказа обнаружены крупные запасы горячей воды и пара, вовлечение которых в хозяйственный оборот возможно в перспективе.
В районе издавна добывают свинец и цинк (от 1,3 до 2% российских запасов). Множество мелких месторождений расположено в сложных горно-геологических условиях и содержит мало полезного компонента (Северная Осетия-Алания). Залежи свинцовых руд есть в Кабардино-Балкарии. В Приэльбрусье расположены залежи молибден-вольфрамовых руд (Тырныаузское месторождение в Кабардино-Балкарии и Кти-Тебердинское – в Карачаево-Черкесии. Балансовые запасы молибдена в Кабардино-Балкарии составляют 10% общероссийских. Наиболее значимые месторождения медных руд находятся в Карачаево-Черкесии – Урупское и Худесское медно-цинковые с содержанием меди свыше 2%, Дагестане (медно-колчеданное месторождение Кизил-Дере) и др. Неосваиваемые в настоящее время месторождения титановых руд – 2,7% общероссийских запасов – есть в Ставропольском крае.
На территории района имеются запасы ртутного сырья. Значительны ресурсы неметаллического сырья (барит, гипс, известняки, туф-травертин и др.).
Район обладает выгодным экономико-географическим положением, имея выход к трем морским бассейнам – Каспийскому, Азовскому и Черному, по которым осуществляются межрайонные хозяйственные связи, и непосредственно соседствует с странами – Украиной, Грузией и Азербайджаном. На территории района в северо-восточной части Черного моря, в Цемесской бухте, расположен самый крупный морской торговый порт России – Новороссийск.
Район важен как транзитная территория для связи с Крымом.
Освоение территории
Находки археологов говорят о наличии здесь стоянок первобытного человека еще с нижнего палеолита.
Достоверно известное освоение территории Предкавказья и межгорных пространств начинается в середине второго тысячелетия до нашей эры. Но отправной точкой сравнительно общепризнанной истории скифов и Скифии считают VIII век до н.э. К началу первого тысячелетия можно относить появление в Предкавказье предков современных чеченцев и ингушей, некоторых народов Дагестана. И почти 2 тыс. лет район плодородных степей Кавказского перешейка был коридором для прохода кочевников в Европу.
Мирных скифов, уживавшихся с греческими государствами Черного моря, потеснили более воинственные сарматы-кочевники, которых ученые считают предками осетин, потому как одним из племен, входящих в эту группу были аланы. Античная история на Кавказе заканчивается Боспорским царством и Кавказской Албанией. В это время официально уже существовала крепость (основание 438 г.) на территории современного Дербента, защищавшая самый узкий участок между горами и побережьем Каспийского моря от северных кочевников.
Затем было Великое переселение народов, которое захватило и Кавказ. Здесь побывали тюркоязычные гунны, авары, тюркюты, расселились хазары, прошли в Европу венгры. Здесь же в середине VII в. существовало государство Великая Болгария, давшая предков современным болгарам, балкарцам, карачаевцам и тюркским народам Поволжья. В конце первого тысячелетия нашей эры из Азии пришли печенеги, которые в союзе с руссами потеснили хазар. И всегда находились территории для развития земледелия, хотя в большинстве случаев степи использовались как пастбища.
В XI в. опять с востока прикочевали половцы (кипчаки) и продержались в «кавказской степи» вплоть до прихода армий Чингисхана.
Ещё с давних времён западная часть Предкавказья была заселена восточными славянами, образовавшими на Таманском полуострове Тмутараканское удельное княжество (X-XII вв.), входившее в состав Киевской Руси.
В первой половине XIII в. в пределы Предкавказья вторглись монголо-татарские армии, захватившие всю Восточную Европу. Хозяйство восточных славян пришло в упадок. Кочевой тип татарского хозяйства затруднял земледельческое освоение плодородных южнорусских степей.
После распада Золотой Орды (cередина XV в.) татары закрепились в Крыму, а другая их часть (ногайцы) обосновалась в степях Предкавказья. Этнический состав этого региона стал еще более пестрым. Считается, что именно в этот период в основном завершается процесс этногенеза современных народов Северного Кавказа.
Почти тысячу лет территория искала свои религиозные воззрения. Язычники уживались с зороастрийцами, ислам сменял христианство, христиане-монофизиты боролись с иудаистами.
Вскоре после падения татарского владычества Южная Русь стала заселяться беглыми крепостными крестьянами и другими людьми (стрельцами, бурлаками), спасавшимися от нужды и крепостнических порядков. Большая часть беглого люда оседала в верховьях Дона и вдоль рек Хопра, Медведицы, Бузулука, Северского Донца. Заселялись также и низовья Терека. Вольные поселенцы стали называться казаками.
В середине XVI в. на Дону создаются первые постоянные казачьи поселения, на них Иваном IV Грозным была возложена задача охранять южные границы Московского государства от нападения татар. В это же время формируется военно-политический союз между Россией и Кабардой.
С 1567 г. начинает создаваться Терская укрепленная линия (крепость Терки-1 (на Сунже), крепость Терки-2 (в устье Терека, 1588 г.)), оформившая на тот период границу и вместе с тем позволившая иметь более тесное взаимодействие с населением, проживавшим южнее этой линии (чеченцы, ингуши, народы плоскостного Дагестана).
С начала XVII в. постепенно формируется идея политики России по отношению к этим землям – присоединение. Донские казаки «воюют» Азов, центральное правительство устанавливает союзно-вассальные отношения с правителями восточной части Кавказа. Походы Петра I позволили укрепиться на Азовском море (захват Азова и строительство Таганрога), присоединить всё западное и южное побережье Каспия. Правда затем Рештский (1732 г.) и Гянджийский (1735 г.) договора с Персией заставили отказаться от всех каспийских завоеваний. Но основывается крепость Кизляр (1735 г.), формируется Терско-Моздокская пограничная линия. В 1770-х гг. оборонительная линия устанавливается на всём пространстве между Азовским и Каспийским морями (Азово-Моздокская (Кавказская) укрепленная линия).
Георгиевский трактат (1783 г.) – заключение военно-политического союза с царем Картли и Кахетии Ираклием II – позволил усилить российские позиции в Закавказье и частично переселить осетин за Большой Кавказский хребет. Главной крепостью на новой дороге на юг становится Владикавказ (1784 г.).
В этот же период на завоеванные земли по побережью Азовского моря переселяются из Оттоманской империи греки, из Крыма – армяне, приезжают немецкие колонисты.
Среди горских народов быстрыми темпами стал распространяться ислам. Усиление русского влияние в Предкавказье привело к восстанию чеченских обществ под предводительством Ушурмы (Шейха Мансура). В течение шести лет его отряду с помощью турецких сил удавалось вести военные действия в западной части Кавказа.
В 1791-92 гг. создается Кубанская укрепленная линия, куда была переведена часть Черноморского казачьего войска и Донского казачьего войска. Впоследствии было построено несколько укрепленных линий (Сунженская, Черноморская береговая, Лабинская, Урупская, Белореченская), определивших расселение русских (казаков) и местных народов, повлиявших на современное административно-территориальное деление Северного Кавказа.
Накануне XIX в. русские вплотную подошли к предгорьям Кавказа, населённым горскими племенами и народностями. На западе – в Закубанье и горах Западного Кавказа – жили различные черкесские племена (натухаевцы, бжедухи, темиргоевцы, абадзехи, бесленеевцы, абазинцы, убыхи), в центре кабардинцы (тоже «черкесы») и осетины, на востоке многочисленные народности Дагестана. В горах на западе обосновались карачаевцы и балкарцы, на востоке – ингуши и чеченцы. Ингушам и чеченцам в начале XIX в. разрешалось селиться в пределах укрепленных казацких городков на равнинных пространствах.
В 30-х годах XIX в. продвижение российских войск на Северном Кавказе встретило упорное сопротивление. Началась длительная и изнурительная Кавказская война. Идеологической основой для многих горских народов становится мюридизм, важнейшим постулатом которого является беспрекословное подчинение своему руководителю. Идеи создания исламского государства и война с «неверными» на территории Кавказа привели к кровопролитным действиям во многих районах. Война окончилась в 1864 г. парадом российских войск в поселке Кбаада (Красная поляна).
Экономические изменения на Северном Кавказе особенно резко сказались в период этого массового переселения. Сельское хозяйство начало здесь приспосабливаться к запросам внутреннего русского и иностранного рынка. Развитие товарного земледелия вытеснило кочевое животноводство с равнины (из кубанских и ставропольских степей) в горные районы. Но и в горных районах развивалось земледелие.
Во второй половине XIX столетия началось железнодорожное строительство, способствовавшее вовлечению в хозяйственную жизнь страны новых районов. Ещё в 1871 г. Ростов-на-Дону был соединён с Москвой железной дорогой через Харьков. Несколько лет спустя железная дорога от Ростова-на-Дону была доведена до Владикавказа. В 1887 г. от Тихорецкой проводится ветка до Краснодара, а затем до Новороссийска. Железные дороги были подведены к важнейшим портам на Чёрном, Азовском и Каспийском морях. С постройкой железной дороги Москва – Ростов-на-Дону – Баку Северный Кавказ получил удобную связь с центральными районами страны и с Закавказьем.
Улучшение путей сообщения способствовало экономическому освоению Кавказа, его сельскохозяйственной и промышленной эксплуатации. Из центральной России усилился приток фабричных изделий, вытеснявших изделия местного кустарного производства.
Вместе с тем строительство железных дорог оказало влияние на изменение направления сельского хозяйства в сторону полеводства. В связи с развитием товарного земледелия большие трансформации произошли в структуре посевных площадей. Просо и ячмень стали вытесняться пшеницей и кукурузой. С развитием капитализма появились крупные землевладельцы – поставщики зерна. Наряду с зерновым хозяйством повысилось значение технических культур (подсолнечника, табака), бахчеводства, садоводства и виноградарства. Товарный характер стало приобретать и животноводство, создавались крупные хозяйства, имевшие от одной до пяти тысяч голов овец.
Начала развиваться промышленность по переработке сельскохозяйственных продуктов (табачная, спиртовая, винодельческая, крахмало-паточная, салотопенная, маслобойная), а также горнодобывающая промышленность: добыча угля, нефти, полиметаллов,, цементных мергелей.
В связи с развитием капитализма складываются крупные центры промышленности (Ростов-на-Дону, Грозный, Владикавказ, Новороссийск).
Борьба за советскую власть на Северном Кавказе была особенно ожесточённой. Кубань и Дон с их прослойкой крепкого казацкого населения почти в полном составе не восприняли новый строй. Но пришедшая Красная армия уже в начале 1920 г. установила здесь власть Советов. Советское административное деление территории впервые отражало границы расселения различных национальностей. В январе 1921 г. была образована Горская АССР в составе следующих округов: (Чеченский, Наздрановский (Ингушетия), Владикавказский (Осетия), Кабардинский, Балкарский, Карачаевский). В начальный период существования этой республики также выделялись Дигорский округ и Сунженский казачий. Отдельными образованиями были Владикавказ и Грозный. Декретом ВЦИК от 7 июля 1924 г. ГАССР была упразднена, и на её территории были созданы Северо-Осетинская, Чеченская и Ингушская автономные области, Сунженский казачий округ (с правами губернского исполкома), город Владикавказ как самостоятельная единица, непосредственно подчинённый ВЦИК РСФСР.
В период индустриализации СССР на Северном Кавказе были созданы мощные предприятия, оснащённые передовой техникой. В целом ряде прежде отсталых национальных районов сформировались промышленные центры, содействующие развитию всего хозяйства и культуры этих районов.
Основные производящие сельскохозяйственную продукцию районы Кубани и Дона были в числе первых, осуществивших коллективизацию крестьянских хозяйств.
До Великой отечественной войны на Северном Кавказе была создана крупная нефтяная промышленность, стали в больших объемах добывать уголь в восточных частях Донбасса, появились предприятия обеспечивавшие развитие основной отрасли специализации – сельского хозяйства (например, Ростсельмаш).
Во время Великой отечественной войны в 1942-44 гг. тотальной депортации были подвергнуты карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, ногайцы. Их национальные административные образования были расформированы, земли переданы другим. В 1957-1958 гг. были восстановлены национальные автономии чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев; этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории.
В послевоенный период получили развитие горнодобывающая промышленность, производство оборудования и предметов потребления, стало высокоинтенсивным сельское хозяйство. В общесоюзном разделении труда Северный Кавказ выделялся как район перерабатывающих и индустриально-аграрных циклов, представленных наиболее полно многоотраслевым сельским хозяйством, высокоразвитой пищевой промышленностью и разнообразным машиностроением, сложившихся на основе переработки местного и привозного сырья, развитой топливно-энергетической базы (газ, уголь, нефть, гидроэнергоресурсы), выгодного экономико-географического положения и высокой обеспеченности трудовыми ресурсами. Дополнительно были созданы нефтеэнергохимический цикл и предприятия цветной металлургии.
Население
Северный Кавказ – это район национальной мозаики – «этнический заповедник», по выражению Л.Гумилева. Народы, населяющие древние горы Кавказа, всегда отличались своей самобытностью. На западе Северного Кавказа проживают народы абхазо-адыгской группы северо-кавказской языковой семьи – адыги, черкесы, кабардинцы, абазины. На нахско-дагестанских языках этой же семьи говорят проживающие в восточной части района ингуши и чеченцы (вайнахи), а также народы Дагестана. Язык осетин, занимающих сейчас центральные части Северного Кавказа и территорию Южной Осетии, и татов, живущих в Дагестане, в основном в его южной части, принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков.
Наиболее многочисленны на Северном Кавказе русские – более 58% общей численности населения района. Больше всего русских проживает в Краснодарском крае – 4,5 млн чел. (88,3% общей численности региона). В Ростовской области русские составляют 3,8 млн чел. (90,3%). В Ставропольском крае – 2,2 млн чел. (80,9%).
С XIX-XX вв. в официальных документах Российской империи стали отмечать казаков – лиц, принадлежащих к казачьему сословию, имевших особые права и обязанности. Казаки сторожили государственные и внутренние этнические границы и служили в личном конвое царя. В годы советской власти казачество практически перестало выделяться среди остального населения СССР. В настоящее время казачьи общества возрождены. Большая часть казаков проживает в Ростовской области и на Кубани.
Чеченцы являются вторым по численности народом Северного Кавказа (7% его населения). Аварцы (примерно 4,5% населения Северного Кавказа) – наиболее многочисленный народ Дагестана. Далее следуют по рангу численности армяне (более 3%), даргинцы, кабардинцы, осетины, кумыки, ингуши, лезгины, украинцы, карачаевцы.
Территория Северного Кавказа отличается пестротой религиозного состава. Большая часть населения исповедует православие. Коренное население республик Северного Кавказа исповедует ислам суннитского толка. В Северной Осетии больше православных, часть населения – мусульмане. Многочисленны также монофизиты, шииты и представители других конфессий.
Плотность населения в среднем по району выше среднероссийской в 6,6 раза, а сельского населения (25,5 чел. на км2) – более чем в 11 раз. Наиболее плотно заселены Ингушетия (114,4 чел. на км2, не считая Московской области (157,2 чел. на км2) и федеральных городов – это самый высокий показатель в России), Северная Осетия (89,2) и Чеченская республика (81,5). Самая низкая плотность населения среди регионов Северного Кавказа в Карачаево-Черкесия (33,5 чел. на км2). Для района характерно чередование по всей его территории густонаселенных ареалов со слабозаселенными.
Северный Кавказ в некоторых из его регионов уникален для России параметрами естественного движения населения. Так, Чеченская республика и Ингушетия по коэффициентам естественного прироста сопоставимы с самыми быстро растущими странами мира – 23,7‰ и 23‰, соответственно. В Дагестане этот показатель также высок – 12,9‰. В то же время, Ставропольский край, Адыгея, Краснодарский край имеют отрицательные показатели естественного прироста населения, а в Ростовской области он самый низкий в районе и составляет -3,4‰.
Во всех субъектах Федерации Северного Кавказа ожидаемая продолжительность жизни при рождении выше, чем в среднем по России. Особенно высокими показателями отличаются Ингушетия и Дагестан.
На изменение численности населения влияют не только процессы естественного движения, но и миграции. В пределах европейской России Северный Кавказ всегда был районом самого большого притока мигрантов, а также существенного внутреннего перераспределения жителей.
В отличие от других районов страны переселенцы обосновывались здесь не только в городах, но и в сельской местности, что было важным фактором прироста сельского населения. В настоящее время в регионах Северного Кавказа миграция остается важным направлением перемещения населения. Район входит в число первых в России по приему мигрантов – более 12% всех прибывших по стране в целом.
Наибольшей «популярностью» у мигрантов пользуется Краснодарский край. «Запредельные» коэффициенты миграционного прироста в некоторых республиках во второй половине 1990-х – первой половине 2000-х гг. были связаны с военными действиями, которые происходили на территории Чеченской республики. Значительны эти показатели в Северной Осетии-Алании, Карачаево-Черкесии, Дагестане и Кабардино-Балкарии.
Более половины (53,8%) жителей района – горожане. Это самый низкий процент городского населения среди экономических районов России. В Ростовской области и Северной Осетии-Алании показатель намного выше среднего по району – 66,9% и 64,4%, соответственно, а в Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Дагестане и Чеченской республике – это самые низкие показатели в стране (менее 50%).
Сеть городских поселений представлена, в основном, средними и небольшими городами. Однако самый крупный город района – Ростов-на-Дону – является городом-миллионером, Краснодар относится к числу крупнейших, а Сочи, Махачкала, Ставрополь и Владикавказ – крупные города России. Среди городских поселений выделяются города – административные центры и столицы казачества (Краснодар, Новочеркасск), крупнейшие транспортные центры (Ростов-на-Дону, Новороссийск, Владикавказ), а также города-курорты и всероссийские здравницы (Сочи, Ессентуки, Пятигорск, Кисловодск, Железноводск). На Северном Кавказе находится самый древний и самый южный город в России – Дербент (основан в 438 году).
На Северном Кавказе населённые пункты, не имеющие статуса города, разделяются на посёлки городского типа (рабочие или курортные) и сельские населённые пункты (посёлки, сёла, станицы, хутора, аулы). По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., на территории Северного Кавказа находятся 7 крупных поселков городского типа с населением более 20 тыс. чел. (Горячеводский, Иноземцево (Ставропольский край), Яблоновский (Адыгея), Мостовской, Ильский, Ахтырский (Краснодарский край)). Как правило, помимо административных функций и центров развития сферы услуг, пгт имеют промышленные предприятия разного уровня значимости и профиля.
В 2010 г. на территории Северного Кавказа насчитывалось 2314 сельских населенных пунктов. Для равнинных территорий характерны очень крупные станицы (до 25-60 тыс. жителей). Станица – казачья административная сельская единица. Станицы как населённые пункты в настоящее время существуют во всех субъектах Федерации района. Здесь их около 470. Среди крупнейших сельских населённых пунктов с населением более 20 тыс. жителей – 13 станиц и 5 сел. По людности станицы часто превышают небольшие города, например, Орджоникидзевская (61,8 тыс. чел.), Каневская (48,2), Ленинградская (36,9), Динская (34,8), Павловская (31,3).
Для горных районов характерны, в основном, мелкие и средние населенные пункты.
На Северном Кавказе, так же, как и в России в целом, в половой структуре населения доля мужчин меньше, чем женщин, и колеблется от 46,3% (средний показатель по России) до самого высокого в Чеченской республике – 49,1%. Повышенная по сравнению с другими регионами доля мужского населения в Чеченской республике объясняется высокой долей лиц молодых возрастов, в которых доля мужчин, как правило, больше. В Чеченской республике население моложе трудоспособного составляет 34,5%. Это самый высокий показатель среди всех регионов России. Другой пример: средний возраст жителей республики Ингушетии едва превышает 22 года, в то время как в целом по России – 39 лет.
Структура и территориальная организация хозяйства
Специализацию района в территориальном разделении труда определяют агропромышленный, машиностроительный, транспортный и курортно-рекреационный комплексы. Достаточно развита энергетика, представленная, как отдельными отраслями топливной промышленности, так и различными типами электростанций.
Доля Северного Кавказа в ВВП России на протяжении последнего десятилетия изменилась мало и составляет около 7%. При этом разрыв в ВРП между крайними регионами (Краснодарский край и Ингушетия) огромен, достигая 47 раз.
Контрастны и показатели ВРП на душу населения. Ни один регион Северного Кавказа «не дотягивает» даже до среднего показателя по России, а 8 из 10 регионов находятся в нижней четверти рейтинговой таблицы.
Вклад регионов в основные отрасли хозяйства – производство электроэнергии и продукции обрабатывающей отрасли промышленности – у большей части регионов невелик (доли процента). Наибольший – у Краснодарского края: 2,3% и 1,7%, соответственно. В противоположность этому, в сельском хозяйстве район – ведущий в России: на него приходится 1/5 часть стоимости всей производимой в стране сельскохозяйственной продукции.
В экономике района занято 42,5% населения (8200 тыс. человек). Распределение численности занятого населения по отраслям экономики отличается от других регионов, здесь доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем промышленности (соответственно 17,6% и 14,2%).
На Северном Кавказе во всех регионах (кроме Ингушетии) доля занятых в сельском хозяйстве в 2, а то и 3 раза превышает среднюю по стране. Исключение составляют два региона – Ростовская область и Ставропольский край. В них не только промышленность в целом, но и ее обрабатывающие отрасли (определяющие динамику развития) создают большую, по сравнению с сельским хозяйством, стоимость.
Агропромышленный комплекс
Северный Кавказ с 1929 г. известен в России как важнейший производитель сельскохозяйственной техники (первая сфера АПК). ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» – крупнейшее отечественное предприятие, осуществляющее производство зерноуборочных комбайнов и иной сельскохозяйственной техники.
В Краснодарском крае в постсоветский период появилось несколько предприятий, выпускающих сельскохозяйственную технику: ООО «Кубаньэлектромаш» (ст.Северская) – проектирование и производство техники для фермерских и личных подсобных хозяйств, ООО CLAAS (дочернего предприятия немецкой фирмы) в г.Краснодар – выпуск зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, а также тракторов.
Производство различных видов сельскохозяйственной техники имеется в Зернограде (завод сельскохозяйственных машин); пос. Орловском (ОАО «Корммаш») в Ростовской области. В Краснодарском крае (ст.Павловская, ЗАО МЗ «РЕММАШ») производит машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства; в Ставропольском крае (г.Светлоград) – культиваторы, плуги, погрузчики, стогометатели, ПО «Пятигорсксельмаш» – машины и оборудование для птицеводства; в Кабардино-Балкарии (г.Прохладный) – производство разбрасывателей минеральных удобрений, «Буденновский машиностроительный завод» – предприятие производит сеялки-культиваторы, измельчители-разбрасыватели широкий ассортимент запасных частей к сельскохозяйственной технике. «Майкопский машиностроительный завод» выпускает гидравлические манипуляторы для сельского хозяйства и многих других отраслей экономики. Близки к сельскохозяйственному машиностроению предприятия в Лабинске (Краснодарский край) – оборудование для животноводческих ферм, химической промышленности; в Северной Осетии – Ардонский ремонтно-механический завод; в Донецке (Ростовская область) – находится ОАО «Донецкий экскаватор» (дорожная, мелиоративная, строительная и сельскохозяйственная техника).
Помимо машиностроения существенное развитие получила основная химия – производство минеральных удобрений. Крупнейшим предприятием является ОАО «Невинномысский азот» («ЕвроХим»). Небольшой завод есть в Гудермесе, он специализируется на производстве минеральных удобрений для садоводства и виноградарства. Единственный завод по производству фосфорных удобрений расположен в Белореченске в Краснодарском крае (принадлежит ОАО «ЕвроХим»).
Вторая сфера АПК – сельское хозяйство. Важнейшими факторами развития сельского хозяйства являются – агроклиматические и почвенные условия, различающиеся по территории района, что предполагает возможность дифференциации направлений отрасли. Во всех субъектах Федерации доля сектора превышает 10%, в некоторых республиках показатель приближается к 20% (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания).
Площадь сельскохозяйственных угодий района равна 25,7 млн га, что составляет 72% площади СКР (в 6 раз больше, чем в целом по России). Наиболее сельскохозяйственно освоенными, естественно, являются равнинные территории (Ростовская область – 87,5% и Ставропольский край – 83,4%).
В структуре посевных площадей существенное значение имеют зерновые культуры (66%), как наиболее эффективные в рыночной экономике. В посевах зерновых культур преобладают озимая пшеница и кукуруза, гречиха, в засушливых степях – просо. Северный Кавказ – основной производитель риса в России. Возделывается рис, в основном, на поливных землях Краснодарского края (главный район рисосеяния Кубань), а также в Ростовской области и в Дагестане.
Северо-Кавказский экономический район дает около 1/4 производства сахарной свеклы. Посевы в основном сосредоточены в Западном Предкавказье.
Район производит почти 1/3 семян подсолнечника России. При этом в пределах района почти ничего не поменялось: так же как и 20 лет назад лидирует Ростовская область, занимая под подсолнечник 40% площадей данной культуры в районе, второе место за Краснодарским краем – 30% площадей и третье место – Ставропольский край (18%).
Район дает почти 1/4 валовых сборов овощей.
В районе собирается до трети плодов и ягод, почти 100% винограда страны, 100% чая. По производству винодельческой продукции и плодоовощных консервов район занимает в России первое место. Самый древний очаг виноградарства находится в Дагестане, где в районе Дербента эту культуру выращивали еще две тысячи лет назад. Широко развито виноградарство в Анапо-Новороссийском районе, на Тамани и в Ставрополье, а также в Ростовской области и др.
Общее производство растениеводческой продукции остается самым значительным в стране.
Животноводство района также отличается сложной структурой, отражающей природные условия в каждом конкретном регионе. На Прикубанской низменности существенны все основные отрасли: скотоводство молочного направления, свиноводство, птицеводство. Дальше на восток увеличивается доля мясного скота, намного больше становится овец. Уникальной можно считать специализацию восточных районов Ростовской области, горных районов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии – пуховое козоводство.
Среди крупнейших игроков, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию следует назвать: ОАО «Астон» (Ростовская область) – растительное масло, мука и крупы, корма для животных, пищевые ингредиенты; группа компаний «Юг Руси» (Ростовская область, Краснодарский край) – лидер российского рынка бутилированного масла (32,9%), производят также муку, овощные консервы; Продимекс-холдинг (Краснодарский и Ставропольский край) – сахаропереработка; группа компаний «Разгуляй» – один из крупнейших национальных агрохолдингов, объединяющий три отраслевых направления – сахарное, зерновое, в том числе рис, молочное; «Байсад» (Ставропольский край) – макаронные изделия, мясная продукция, кондитерские изделия; «Фанагория», «Абрау-Дюрсо», «Шато ле Гран Восток», ЗАО «Прасковейское» – виноделие.
Больше количество холдингов имеют на Северном Кавказе свои филиалы, например, «ЮНИМИЛК» (Лабинск), Вимм-Билль-Дан (Тимашевск), Бондюэль (Новотитаровская), «МАКФА» (Георгиевск). Продолжается концентрация производства в отдельных холдингах. Так «ЮНИМИЛК» объединилась с Danone, став крупнейшим производителем молочной продукции в России, компания Вимм-Билль-Дан с 2011 г. на 100% принадлежит компании Pepsi-Cola (Bermuda) Limited.
Как элемент третьей сферы АПК в районе представлены предприятия легкой промышленности, использующие местное сельскохозяйственное сырье для получения готовой продукции – шерсть (ковроткачество).
Научный потенциал, являющийся основой инновационного развития АПК только в Краснодарском крае, представлен более 40 научно-исследовательскими институтами, университетами, филиалами научно-исследовательских и научно-образовательных учреждений, опытными хозяйствами и станциями, малыми инновационными предприятиями.
Топливно-энергетический комплекс
Для района важную роль играют местные источники энергии. Почти 200 лет назад здесь зародилась нефтеперерабатывающая промышленность. Значимая добыча нефти начата на территории Краснодарского края в 1864 г. Нефтегазовые месторождения в Краснодарском крае тянутся вдоль северного склона Большого Кавказа. В Ставрополье месторождения рассредоточены, на территории края находится крупнейшее в мире Северо-Ставропольское подземное хранилище газа. В Чеченской республике самое известное месторождение – Гудермесское. Важным резервом для наращивания запасов и добычи углеводородов является акватория Каспийского моря Дагестана. Центрами переработки нефти являются Краснодар, Туапсе, пос. Афипский, пос. Ильский и г. Новошахтинск.
В восточном крыле Донбасса в Ростовской области добывается каменный уголь – антрацит (5,3 млн т). Добыча производится на шахтах в городах Гуково, Зверево и др. Единственное предприятие, которое производит кокс на базе добываемого здесь угля – ОАО «ДОНКОКС» (г. Гуково). Угольная отрасль нуждается в модернизации, поэтому в городе Шахты развивается научная база для ее технического перевооружения.
В процессе реструктуризации угольной промышленности (с 1995 г.) закрыто около 60 угольных шахт, в настоящее время работает 9. Численность занятых сократилась почти в 15 раз. Обеспечение занятости трудящихся, высвобожденных с предприятий угольной отрасли, имеет важное социальное значение.
Роль гидроэнергоресурсов в топливно-энергетическом балансе района невелика, хотя гидроэнергопотенциал достаточно высок – 127 млрд кВт•час. Экономически эффективная часть достигает 16 млрд кВт/час. На Северный Кавказ приходится 5,2% производимой в России электроэнергии. Основная роль отводится тепловым электростанциям. На природном газе и нефтепродуктах работают Ставропольская ГРЭС (ОГК-2, 2,4 млн кВт), Невинномысская ГРЭС («Энел Россия» (ОГК-5), 1,7 млн кВт), Краснодарская ТЭЦ («Лукойл-Кубаньэнерго», 1,0 млн кВт), Волгодонская ТЭЦ-2 (0,42 млн кВт) и многие другие. В качестве основного топлива Новочеркасской ГРЭС (ОГК-2, 2,4 млн кВт), используется уголь и газ.
Почти все ГЭС малой мощности, за исключением Чиркейской (1,0 млн кВт) и Ирганайской (0,4 млн кВт) на р. Сулак в Дагестане. Плотиной Цимлянской ГЭС (211 тыс. кВт) образовано крупное Цимлянское водохранилище, используемое, в первую очередь, в интересах водного транспорта, ирригации и водоснабжения.
Значительное количество ГЭС и ГАЭС малой мощности построены на реках бассейна Кубани и Терека.
Одним из крупнейших предприятий энергетики Юга России, обеспечивающим около 16% годовой выработки электроэнергии на Северном Кавказе, является филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» – Ростовская (Волгодонская) АЭС мощностью 2 млн кВт.
Металлургия на Северном Кавказе представлена несколькими предприятиями верхних этажей черной металлургии, а также предприятиями вольфрамо-молибденовой, свинцово-цинковой, медной и ртутной промышленности. Старейшие предприятия черной металлургии района расположены в Ростовской области («Таганрогский Металлургический Завод» (ОАО «ТАГМЕТ», работает с 1896 года) Сулинский металлургический завод («Стакс»), основанный еще в 1872 году).
В процессе реструктуризации завода «Ростсельмаш» в 2003 г. из его состава как самостоятельное предприятие выделен Ростовский литейный завод (РЛЗ). В 2004 г. Ростовский литейный завод был объединен с Ростовским заводом цветного литья.
ОАО «Магнит» (в прошлом – Новочеркасский завод постоянных магнитов) в советское время был крупнейшим в мире производителем постоянных магнитов.
В последние десятилетия появилось несколько новых предприятий, определяющих лицо металлургии Северного Кавказа. В Новороссийске в 2002 г. на основе созданной базы металлолома возникло литейное производство (сейчас ООО «Новоросметалл») с проектной мощностью до 360 тыс. т литой заготовки. В 2007 г. российской группой металлургических компаний «Эстар» был запущен в г.Шахты Ростовский электрометаллургический завод (РЭМЗ). У ряда компаний есть намерения строительства передельных заводов в Ростовской области (г. Шахты, Каменск-Шахтинский) и Краснодарском крае (г. Армавир).
К действующим предприятиям цветной металлургии относится завод «Электроцинк» (Владикавказ), вошёл в состав холдинга «Уральская горно-металлургическая компания». Завод производит цинк, свинец, кадмий, серную кислоту, цинк-алюминиевые сплавы, полипропилен.
ОАО «Гидрометаллург» (г. Нальчик) – крупное предприятие цветной металлургии по производству вольфрамового ангидрида и молибденового концентрата (на мировом рынке вольфрама ОАО «Гидрометаллург» занимает нишу на уровне 3-4% от мирового потребления). В настоящее время основным потребителем продукции «Гидрометаллурга» является владикавказский завод «Победит» (крупнейший производитель тугоплавких металлов и твердых сплавов в России).
Предприятия цветной металлургии также расположены в гг. Белая Калитва, Армавир, Новочеркасск.
К цветной металлургии следует относить добычу медных руд в Карачаево-Черкесии на Урупском месторождении. В Краснодарском крае добычей и обогащением медной руды занимается ООО «МЕДЭКО» (штаб-квартира в г. Новороссийске).
Машиностроительный комплекс. Наличие собственной металлургической базы (производство черных и цветных металлов, а в прошлом и металла с Украины), благоприятные транспортные условия для сбыта продукции, обеспеченность квалифицированными кадрами, потребность самого района в различных машинах и оборудовании способствовали развитию машиностроения, представленного здесь всеми крупными отраслями производства: тяжелым машиностроением, включая энергетическое, общим (сельскохозяйственное и транспортное), средним (авиационное, автомобилестроение, станкостроение и судостроение), точным и ВПК.
Северный Кавказ – важнейший в России центр энергетического и тяжелого машиностроения. В 1978 г. в городе Волгодонске Ростовской области был официально принят в эксплуатацию «Волгодонский завод тяжелого машиностроения» (ВЗТМ), впоследствии «Атоммаш». «Атоммаш» был создан как специализированное предприятие по выпуску ядерных реакторов и другой необходимой техники для АЭС. В сложный период кризиса завод выпускал оборудование для металлургии и нефте-газохимического комплекса, газотурбинных ТЭЦ. В конце 2012 г. «Атоммаш» стал производственным филиалом ЗАО «АЭМ-технологии», входящего в состав машиностроительного дивизиона ОАО «Атомэнергомаш» государственной корпорации «Росатом».
АО Таганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик» (крупнейшее в России и Европе предприятие по производству котельного оборудования для электростанций) – входит в состав российской энергомашиностроительной компании ОАО «Силовые машины».
Предприятия, производящие энергетическое оборудование, располагаются также в Ростове-на-Дону, Таганроге, Благодарном (Ставропольский край). Развитие этой отрасли машиностроения способствовало возникновению опытно-конструкторских и инжиниринговых компаний (Волгодонск, Таганрог, Краснодар).
На Северном Кавказе находятся значимые предприятия тяжелого машиностроения, производящие машины и оборудование для металлургической промышленности (Волгодонск, Миллерово, Сальск, Аксай, Шахты, Таганрог, Азов).
В Краснодарском крае сформировался куст предприятия по обеспечению нефтяной промышленности оборудованием: компрессорный завод «Борец» (г. Краснодар), ОАО «Краснодарский завод «Нефтемаш».
К тяжелому машиностроению тяготеют предприятия металлообрабатывающей промышленности, чрезвычайно развитой в регионах Северного Кавказа. Она представлена в городах Новороссийск, Шахты, Батайск, Таганрог, Краснодар, Гулькевичи, Моздок.
На Северном Кавказе развито транспортное машиностроение. Здесь находится Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), основанный еще в 1936 г. как паровозостроительный. В 2003 г. стал частью ЗАО «Трансмашхолдинг». К отрасли приписан Армавирский завод тяжелого машиностроения. Входит в украинский машиностроительный холдинг ОАО «Азовмаш». Основная продукция предприятия – грузовые вагоны, деповской ремонт, изготовление автоприцепов, автобусных остановок и т.п. Вагоноремонтные заводы представлены во Владикавказе, Новороссийске, завод производящий аппаратуру для ремонта железных дорог в Армавире.
В нескольких промышленных центрах развито станкостроение и производство инструментов. Ростовский завод специнструмента, техоснастки (РЗ СИТО) производит штампы для горячей и холодной листовой штамповки, профилегибочный и валковый инструмент. ЗАО «Краснодарский станкостроительный завод Седин» – одна из ведущих компаний станкостроения – специализируется на токарно-карусельном оборудовании и комплексных автоматизированных токарно-карусельных технологиях крупногабаритной металлообработки. Станки производят Ейский станкостроительный завод (ЕСЗ); «Кропоткинский машиностроительный завод» (ОАО «КрЭМЗ»), ОАО «Завод шлифовальных станков» (Дербент). Производителями станков для деревообрабатывающей промышленности являются ОАО «Станкозавод» в Нальчике и АО «Красный металлист» в Ставрополе. Крупные заводы по производству различных инструментов размещены в Ростов-на-Дону, Армавире, Ставрополе, Тереке (завод «Терекалмаз») Георгиевске (завод «Специнструмент»), Гудермесе (ООО «Гудермесский завод мединструментов»).
Северный Кавказ – район молодого автомобилестроения. Оно стало развиваться с появлением здесь в 1998 г. ООО «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ), ориентированного на сборку по лицензии седанов компакт-класса Hyundai Accent, полноразмерных бизнес-седанов Hyundai Sonata, внедорожников Hyundai Santa Fe Classic и малотоннажных грузовиков Hyundai Porter. На базе «Таганрогского комбайнового завода» работает также ООО «Ростовский завод грузовых автомобилей», выпускающий 18-местные пассажирские автобусы Hyundai County. Завод входит в состав ФПГ «Дон-Инвест». Центральный офис компании находится в г. Ростове-на-Дону.
В Черкесске успешно развивается автомобильная компания Derways («Дервэйс»), много раз менявшая модельный ряд выпускаемых автомобилей и начавшая в 2011 г. производство третьей модели китайской фирмы Haima. Компания планирует построить в Невинномысске автозавод для производства среднеразмерных кроссоверов и легковых автомобилей до 100 тысяч автомобилей в год.
Автомобилестроение, возможно, станет важной отраслью в Чеченской республике. В Аргуне располагается ОАО «Чеченавто». В конце 2010 г. на заводе собран первый малотоннажный грузовик «Ворд» (в переводе с чеченского языка «телега»), в 2011 г. – запущена сборка автомобиля «Лада Приора».
В регионах Северного Кавказа представлены производства, обеспечивающие выпуск автомобилей: автомобильных кузовов, прицепов для большегрузных автомобилей; поршневых колец (Ставрополь), автозапчастей для иномарок и отечественных автомобилей (Михайловск, Ставропольский края), автомобильные глушители (Баксан, Кабардино-Балкария).
В авиационной промышленности Северный Кавказ прославился на весь мир в 1986-87 гг., когда сначала с суши, а потом с воды впервые в воздух поднялся А-40 «Альбатрос» (летающий танк, летающая лодка) – советский многоцелевой самолёт-амфибия, созданный на ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева» (основные акционеры предприятия: НПК «Иркут» (39,6%), ОАО "Авиационная холдинговая компания «Сухой» (38%)). Проект был остановлен после распада Советского Союза. Сегодня предприятие разрабатывает и изготавливает опытные образцы авиационной техники. В Ростове-на-Дону расположена одна из самых известных в мире авиастроительных компаний и одновременно первенца серийного вертолётостроения – ОАО «Роствертол» (производит вертолеты линейки «Ми»). Ремонтные авиапредприятия расположены в Таганроге, Шахтах (Ростовская область), Ейске (Краснодарский край).
Традиционной отраслью среднего машиностроения для Северного Кавказа было судостроение. Здесь никогда не было судостроительных «гигантов», однако действовавшие предприятия заполняли важную нишу по выпуску судов малой грузоподъемности или специализированной продукции, отвечающей текущим потребностям хозяйственной жизни территории. Таковыми являются: ЗАО «Азовская судоверфь» в устье реки Дон, ЗАО «Цимлянский судомеханический завод», ЗАО «Ахтарская судоверфь» (Приморско-Ахтарск), ЗАО «Новороссийский завод «Красный двигатель». В Таганроге и Туапсе – судоремонт.
Северный Кавказ имеет развитое точное машиностроение, выпускающее продукцию двойного назначения (Таганрог, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Армавир и др.). Практически в каждом крупном городе за советский период были созданы предприятия, способные обеспечить занятость местного населения. Они могли производить узкий ассортимент деталей, обеспечивающих развитие, в том числе и оборонных отраслей. Сейчас многие производства закрыты.
Химическая промышленность района характеризуется наличием нескольких крупных предприятий отрасли, а также производством товаров народного потребления.
Наиболее развита в районе основная химия, производящая в основном удобрения. Химия органического синтеза представлена ОАО «Каменскхимволокно» (Каменск-Шахтинский) – является лидером отечественного рынка синтетических волокон и одним из ведущих химических предприятий страны. ООО «Новошахтинский завод полимерных изделий» выпускает резиновые и пластмассовые изделия, пластмассовые плиты, трубы и профили. «Прикумский завод пластмасс» (Буденновск) производит полиэтилен высокой плотности, полипропилен, бензол, винилацетат, бутилен-бутадиеновая фракция и пр. На основе этих продуктов создано производство полиэтиленовых водонапорных труб. В Ростове-на-Дону, Черкесске – производство резинотехнических изделий. В Буйнакске работает шиноремонтный завод. Предприятия бытовой химии особенно разнообразны в Ростовской области.
На Северном Кавказе представлен самый высокий «этаж» химической промышленности – фармацевтика, которая почти полностью сконцентрирована в Ставрополе.
В районе развита деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, но, как правило, предприятия обеспечивают потребности самого района, за исключением производства паркета из твердолиственных пород деревьев.
Легкая промышленность в СКР насчитывает десятки крупных и средних предприятий и мелких фирм, отдельных цехов и участков. Ассортимент продукции отрасли составляют: хлопчатобумажная и шерстяная пряжа, ткани, ковры и ковровые изделия, обувь. Наиболее известны предприятия Махачкалы – ОАО «Каспийская мануфактура», основным видом деятельности которой производство хлопчатобумажных тканей, пряжи, суровых тканей и марли, чулочно-носочных изделий, постельного белья, и ОАО «Дагтекстиль», где, помимо прядения хлопчатобумажных волокон, еще производят чулочно-носочные изделия. Гардинная фабрика – ОАО «Моздокские узоры» (Северная Осетия) – это один из лучших российских производителей гардинно-тюлевого и сетчатого полотна, тканей, вышитых изделий. Шахтинский хлопчатобумажный комбинат (ХБК) во времена своего расцвета и полной активности являлся самым крупным ХБК Европы, сейчас это ЗАО «Дон-Текс» (специализируется на выпуске высококачественных сорочечных и плательных тканей, а также тканей для постельного белья и спецодежды). ООО «Донецкая Мануфактура М» (город Донецк Ростовской области) специализируется на производстве домашнего текстиля – махровых, вафельных и гладкотканых изделий. Шерстопрядильная фабрика работает в Дербенте.
Северный Кавказ известен своей кожевенной и меховой промышленностью. Крупным предприятием в своей области является ОАО «Таганрогский кожевенный завод».
Для района характерно крупное швейное производство, развита обувная, трикотажная отрасли (Махачкала, Кизляр, Буйнакск, Хасавюрт), ориентированные, в основном, на выполнение государственных и муниципальных заказов. Наиболее известным предприятием в этой области на Северном Кавказе является ОАО «Глория Джинс».
Продукция промышленности строительных материалов представлена достаточно широко. Здесь сложилось крупное производство цемента на природном сырье (ЗАО «Кавказцемент» (Черкесск), ОАО «Новоросцемент» (Новороссийск).
Во многих субъектах СКР действуют предприятия по добыче и переработке строительного сырья. Работают комбинаты крупнопанельного домостроения.
Район в связи с выгодами своего экономико-географического положения обладает развитым транспортным комплексом, представленным всеми его видами.
Железнодорожный транспорт дает значительную часть перевозок грузов и пассажиров. Перевозки на территории района осуществляет Северо-Кавказская железная дорога (филиал ОАО «РЖД») с центром в Ростове-на-Дону.
Через район проходят важнейшие автомобильные дороги, обеспечивающие транзит из центральных районов России на юг (трасса «Дон» («Кавказ»)), а также связь соседними странами: трасса А147 (Е97) Джубга – Сочи – граница с Абхазией, трасса – А161 (Е117) Владикавказ – Нижний Ларс – граница с Грузией, трасса А164 (Транскам) до границы с Южной Осетией и др. Плотность автодорог достаточно высока, что позволяет району находиться на лидирующих позициях.
Через территорию района проходят важнейшие нефтепроводы – Каспийский трубопроводный консорциум (выход в Южной Озереевке – Новороссийск), Баку – Новороссийск, ответвления от основных трубопроводов из Сибири и Поволжья на Новороссийск и Туапсе.
Северный Кавказ одним из первых стал добывать природный газ и транспортировать его по системе трубопроводов в экономически развитые части Европейской России (Ставрополь – Москва, Краснодарский край – Ростов-на-Дону – Серпухов – Санкт-Петербург). Сейчас район выполняет в основном транзитные функции. По территории проходит трасса «Голубого потока», строится «Южный поток». Для обеспечения бесперебойности подачи газа в газопровод «Южный поток», скорее всего, потребуется проектирование дополнительных компрессорных станций и прокладка новых линий газопроводов, в том числе и на территории СКР. В последние годы построен газопровод для снабжения Южной Осетии (Дзуарикау – Цхинвал).
В пределах Северо-Кавказского экономического района располагаются два крупных портовых комплекса (Новороссийск и Туапсе), обеспечивающие российские экспортно-импортные операции.