Дальний Восток

Дальневосточный экономический район (ДВР) обладает многими уникальными чертами, связанными с его обширностью и географическим положением на окраине громадного материка. Сложность в истории освоения, современные глобальные процессы, часто меняющиеся взгляды руководства страны на роль региона в экономике России и мира приводят к рваному ритму развития Дальнего Востока.

К настоящему времени регион остается важной с геополитической точки зрения частью страны и вместе с тем территорией с очаговым сырьевым освоением. В последние годы программные документы ориентируют развитие Дальнего Востока как базисной территории, обеспечивающей экономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с вытекающими отсюда последствиями – добыча и частичная переработка тех ресурсов, которые востребованы в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Район остается главным по вылову рыбы, добыче некоторых полезных ископаемых.

Условия развития хозяйства

Важнейшим фактором развития региона как части России является его географическое положение (физико-географическое и экономико-географическое), а именно, широкий выход к Тихому океану. В последние годы специалисты по Дальнему Востоку стали употреблять название «Тихоокеанская Россия», подразумевая ДВР. ЭГП района оценивается как уникальное, содержащее в себе как благоприятные, так и неблагоприятные предпосылки регионального развития. В XXI в. в изменившихся политико-экономических условиях роль фактора ЭГП в развитии территории существенно возрастает. В регионе удаленность от основных экономических центров России соседствует с близким расположением к важным центрам экономик Китая, Японии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Выход широким фронтом на Тихий и Северный Ледовитый океаны из-за суровости климатических условий не позволяет осваивать эти выгоды ЭГП. Но в то же время наличие значительных пространств в исключительной экономической зоне создает предпосылки для развития ряда отраслей. В марте 2014 г. Комиссия ООН по границам континентального шельфа признала Охотское море полностью российским. Преимущества ЭПГ могут быть реализованы в случае востребованности Северного морского пути.

Ряд субъектов Федерации становится важными транзитными территориями, получая за счет этого определенные дивиденды.

В пределах Дальнего Востока природные условия часто являются мощным фактором, лимитирующим хозяйственную деятельность. Большинство природных показателей на Дальнем Востоке имеет экстремальный характер. Климатические данные определяют и самые низкие температуры в Северном полушарии, и значительные амплитуды температур в течение года, и резкие колебания температур в течение нескольких дней. Для сельского хозяйства опасными являются заморозки в теплое время года. Так в Приморском крае продолжительность периода, когда они возможны, составляет 50-60 дней, то есть последние весенние заморозки могут наблюдаться в южных районах края в начале мая, а первые осенние – в середине октября. Для юго-восточных районов ДВР могут быть характерны сильные дожди (30 мм осадков в сутки), снега (более 20 мм в сутки), ветры. Во многих районах имеют место снежные заносы. На побережье часты штормовые явления, интенсивные дожди с сильным ветром.

Почти вся территория Дальнего Востока расположена в пределах криолитозоны. На 80% площади региона имеются многолетнемерзлые породы.

В некоторых районах ДВР возможны землетрясения высокого уровня магнитуд.

Важнейшим природным условием, влияющим практически на любой вид хозяйственной деятельности, является рельеф. Почти 30% всего Дальнего Востока – это среднегорные и высокогорные пространства, около 70% – районы с горным рельефом. Следует заметить, что в пределах высоких широт из-за суровости условий уже среднегорья оказываются малоиспользуемыми. На равнинные пространства (равнины и холмистые равнины) приходится около 30% территории.

Для большинства субъектов Федерации ДВР существует опасность наводнения. Территория относится к районам умеренного муссонного климата, что создает предпосылки существенных осадков в течение теплого периода года и, соответственно, повышения уровня воды в реках. Весной подъем воды может быть связан с ледяными заторами в нижних частях рек.

В приморских районах значительное влияние на плавание оказывают прибрежные (припай) и дрейфующие льды.

Конечно, такие ограничения усложняют жизнь человека и условия хозяйствования, но в то же время на севере огромные пространства тундры, хотя и климатически суровые, позволяют развивать оленеводство, в южных частях, где климат более мягкий возможно ведение сельского хозяйства ориентированного как на земледелие, так и животноводство. Сложным остается процесс строительства, призванный обеспечить и морозоустойчивость, и сейсмоустойчивость зданий.

Дальний Восток – один из богатейших регионов мира по природным ресурсам. Здесь сосредоточены топливно-энергетические полезные ископаемые, имеются залежи рудных и нерудных ископаемых. Значительны водные, земельные, рекреационные ресурсы. Уникальны запасы аквальных комплексов (рыба и другие представители животного мира океана, ламинария).

Для России Дальний Восток, прежде всего, алмазный край. По разведанным запасам алмазов Россия стоит на первом месте в мире. Основная часть месторождений сосредоточена в Западной Якутии. Месторождения, как правило, крупные – трубки «Мир», «Удачная», «Юбилейная», «Айхал», «Интернациональная», «Сытыканская». Многие из них пригодны для открытой добычи.

Регион является крупнейшим золотоносным районом страны. Золото здесь добывается как из россыпей, так и из коренных пород. Основные территории – Республика Саха (Якутия), Магаданская и Амурская области, Чукотский АО. Имеются месторождения серебряных руд.

В советское время район выделялся как важнейший по добыче оловянных руд (Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Приморский и Хабаровский края). Сейчас на многих рудниках добыча приостановлена. В этой же полосе сосредотачиваются залежи вольфрамо-молибденовых и свинцово-цинковых руд (7% российских запасов).

В ДВР выявлены крупные запасы железной руды (общие разведенные запасы – 11 млрд т). Важнейшим является Алданский железорудный бассейн (месторождения Таёжное, Десовское). Есть проявления железа в Приамурье.

Почти 45% подтвержденных запасов сурьмы, залегает на Дальнем Востоке (месторождения – Сарылахское, Сентачанское).

На Дальнем Востоке имеются значительные запасы флюорита (более 10 млн т), сосредоточенные в крупных месторождениях Приморского края (Вознесенское, Пограничное, Лагерное).

Представлены также месторождения марганца, ртути, бора и др.

В последнее время на Дальнем Востоке особое внимание уделяется топливно-энергетическим ресурсам. Это и увеличение использования угольных бассейнов, и освоение новых углеводородных месторождений.

Промышленные запасы угля (энергетического и коксующегося) очень велики (около 2 млрд т): Ленский бассейн входит в группу крупнейших мировых месторождений, но он слабо изучен. Более востребованными оказываются месторождения южной части региона: Южно-Якутский бассейн, Эльгинское месторождение (освоение до 2018 г.), месторождения Приморского и Хабаровского краев и др. В целом по экономическому району выявлено 17 крупных угольных бассейнов. Горно-геологические условия позволяют добывать угли как открытым, так и подземным способами.

Степень разведанности начальных ресурсов нефти и газа не превышает 10%. Суммарные разведанные запасы нефти в начале второго десятилетия XXI в. составляли 2,4 млрд т, газа – 4,5 трлн м3. В большинстве случаев нефть считается высококачественной, превосходящей по своим параметрам стандарт Urals. Наиболее крупные месторождения характерны для Республики Саха (Якутия) – Чаяндинское, Талаканское, Среднебутообинское. В Сахалинской области месторождения мелкие, но их более 40, в том числе 8 на шельфе. Перспективным для разведки на нефть и газ считается шельф всех морей, омывающих берега ДВР.

Общий объем речного стока в пределах Дальнего Востока составляет 1848 км3 (43,3% от стока РФ). По водообеспеченности район занимает одну из главных позиций в стране, но ресурсы распределены по территории неравномерно, менее обеспеченным является Приморский край. Ресурсы подземных вод достаточно велики и используются только на 1%.

Полный гидроэнергетический потенциал крупных и средних рек оценивается в 1 трлн кВт/ч электроэнергии. Более половины потенциала приходится на Республику Саха (Якутия), но интенсивнее его использование в южных субъектах Федерации ДВР.

Общая площадь земельного фонда Дальневосточного экономического района составляет 616,9 млн га. Значительную долю занимают лесные земли – 348 млн га (56,4% территории). Площадь земель, покрытых лесом составляет 280 млн га, с запасами древесины более 20 млрд м3. Лесистость колеблется от нескольких процентов в Чукотском АО, до 75% в Приморском крае. Леса в большинстве случаев горные и трудные для освоения. Сельскохозяйственные угодья занимают всего 8 млн га (чуть более 1% ДВР). Существенны территории, потенциально используемые под оленьи пастбища – 197,2 млн га (32%). Значительная часть обрабатываемых земель (90%) находится в южной части района, где не наблюдается многолетней мерзлоты, а сумма активных температур превышает 2000°С. Пестрый литолого-механический состав почв и преобладание летних осадков приводят к необходимости мелиоративных мероприятий. В земледельческой зоне преобладают бурые лесные и лугово-черноземовидные почвы. Почвенно-климатические условия позволяют выращивать зерновые культуры (пшеница, ячмень, овес, кукуруза), сою, картофель и овощи, на юге Приморского края – рис. Условия благоприятствуют возделыванию кормовых культур, как дополнительного источника корма для скотоводства.

Огромными для нашей страны оказываются биологические ресурсы ДВР.

Сырьевая база рыболовства, выраженная в общих допустимых уловах (ОДУ) составляет около 3 млн т, что в целом по России дает около 80% всего потенциала вылавливания морских ресурсов. Прибрежные участки Японского моря, Сахалина и южных Курильских островов являются важнейшим районом для развития марикультуры. Для этой отрасли по данным ученых потенциально возможно использовать до 2 млн га акватории, что даст примерно 3,5 млн т продукции.

Значительные пространства тундры, лесов могут быть востребованы для развития охотопользования. В каждой из природных зон – свой набор охотничьих животных и птицы. Наиболее ценными следует считать пушных зверей, преобладающее значение имеет соболь. По современным оценкам добыча соболя составляет до 2/3 всей пушнины. Согласно данным государственного учета, в целом по России наблюдается рост численности большинства особо ценных видов охотничьих животных.

Дальний Восток выделяется многообразием рекреационных ресурсов. К ресурсам местного значения можно отнести лечебно-оздоровительные, агрорекреационные, культурно-исторические, спортивные, для юга Приморского края – пляжные. Общероссийскую значимость должны иметь пейзажно-эстетические, особенно Камчатка, охотничье-рыболовные, а также экологический и «дикий» туризм.

Важную функцию в экономическом развитии района выполняет транспортная сеть. Но для Дальнего Востока обеспеченность транспортом остается практически самой низкой по стране. Строительство железных дорог и автомобильных трасс, как правило, подчинено экономической компоненте развития территории, поэтому часто дороги становятся инфраструктурными элементами развития промышленности, но не всей территории в целом. Главнейшими для Дальнего Востока являются Транссиб (Транссибирская железная дорога), БАМ (Байкало-Амурская железная дорога), АЯМ (Амуро-Якутская железная дорога), а также федеральные автомобильные дороги «Амур» – Чита – Хабаровск (строительство завершено в 2010 г.) и «Восток» – Хабаровск – Владивосток. Для перевозки грузов используются крупнейшие реки региона.

Освоение территории

Довольно приличные природно-климатические условия как фактор развития народов на юге Дальнего Востока подтверждаются достоверными китайскими источниками. Так первое тунгусо-манчжурское государство Бохай существовало в пределах Манчжурии, Приморского края и северной части Корейского полуострова с 698 по 926 гг. Племена занимались земледелием и частично животноводством. В XII-XIII вв. в бассейне р. Амур правили чжурчжэни (династия империи Цзинь). Только под натиском монголов империя перестала существовать. Также как и на большинстве территорий, монгольские завоевания на юге современного Дальневосточного района России привели к существенной деградации территории, уничтожению земледелия. Территория становится глухой периферией империи Юань (монгольская династия), а потом и империи Мин (китайская династия, правление 1368-1644 гг.).

В начале XVII в. племена чжурчжэней объединяются вновь под предводительством вождя Нурхаци, а его преемник Абахай провозглашает себя императором новой династии Цин. В 1635 г. этнос чжурчжэней вместе с некоторыми более мелкими племенами указом императора получил новое название – маньчжуры. Маньчжурская династия остается на китайском престоле вплоть до 1911 г. Именно в период ее правления Россия приступила к освоению дальневосточных пространств.

Интерес к восточным территориям проявляется сразу же после основания Тобольска. Посылаются различные экспедиции для освоения и посольства для установления границ. В состав нашего государства отдельные территории Дальнего Востока вошли в разное время. Ещё в первой половине XVII в. русские землепроходцы вышли на побережье Охотского моря (казаками под предводительством Ивана Москвитина в 1647 г. основано зимовье Охотск, а в 1649 г. поставлен острог – первое поселение на берегах морей Тихого океана). В 1648 г. Семён Дежнёв, выйдя из устья Колымы, обогнул Чукотский полуостров и в следующем году основал Анадырский острог (не г. Анадырь); вскоре были проведены и сухопутные дороги в бассейн Анадыря.

Южную часть Дальнего Востока исследуют примерно в тоже время В.Д. Поярков (1643-1646 гг.) и Е.П. Хабаров (1649-1651 гг.) они открыли путь из бассейна Лены в притоки Амура и собственно Амур. После их плавания значительное по тем временам количество поселенцев стало осваивать приамурские земли, особенно в его среднем течении. Русские столкнулись здесь с сильным военным противодействием маньчжурской династии. Маньчжуры считали весь бассейн Амура своим. Нежелание мириться с русским присутствием, постоянные нападения крупных сил маньчжуров на небольшие поселения русских по Амуру (крупнейшим был город Албазин (основан Е.П. Хабаровым в 1651 г.)) привели к подписанию Нерчинского договора (1689 г.), по которому весь амурский бассейн оставался за империей Цин, а русские поселения должны были быть уничтожены. Территория оказалась практически опустошенной и с точки зрения населения, и с точки зрения хозяйственного освоения. Такая ситуация предполагала более интенсивные исследования Чукотки, а затем и Камчатки. В конце XVII в. в результате походов В. Атласова в состав России вошла Камчатка, комплексное географическое исследование которой С.П. Крашенинниковым в 1737-1741 гг. явилось замечательным событием в мировой географической науке; в XVIII в. русские проникли на Курильские острова.

Таким образом, почти вся северная и северо-восточная часть Дальнего Востока вошла в состав Русского государства ещё в XVII и начале XVIII в., что создало предпосылки для дальнейших географических открытий на соседних берегах северо-западной Америки.

Дерзкие поступки Г.И. Невельского, который на свой страх и риск стал исследовать нижнее Приамурье в 1849-1850 гг., позволили расширить российское влияние на Дальнем Востоке. Благодаря продуманной политике сибирского губернатора Н.Н. Муравьева уже в 1855 г. вновь возникли поселения русских по Амуру. Были подписаны Айгунский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) договоры. По первому, Амур до самого устья стал границей России с Китаем, по второму Россия приобрела не только Уссурийский край, но и южные порты. Н.Н. Муравьев-Амурский (получивший титул графа Амурского за заключение Айгунского договора) настаивал не ограничиваться данными приобретениями, а продолжить присоединять к России северные и западные территории Китайской империи, включая и соседние регионы – Монголию и Корею.

Для укрепления связи присоединенных земель и их освоения Н.Н. Муравьев-Амурский предлагал еще до подписания договоров начать строительство Сибирской железной дороги. До введения в строй железной дороги переселенцев возили через Суэцкий канал, вокруг почти всей Азии. Колонизация несколько усилилась только после постройки Транссиба и местной линии Владивосток – Хабаровск (1897 г.).

Земледельческое освоение осуществлялось как крестьянами, так и казаками. Быстро росли города, возникшие в 1850-60 гг. (Николаевск (1850 г.), Благовещенск (1852 г.) Хабаровск (1858 г.), Владивосток (1860 г.)). Они играли роль торговых, транспортных и административных центров, промышленность в них была развита очень слабо. Вне городов промышленное развитие выражалось главным образом в создании ряда мелких золотых приисков.

Значительно позже чем с Китаем Россия стала контактировать с Японией. Первый (Симодский) трактат был подписан адмиралом Е.В. Путятиным в 1855 г. По договору Курильские острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России, а Сахалин продолжал оставаться как совместное, нераздельное владение двух стран. Русские корабли могли заходить в порты Симода, Хакодатэ, Нагасаки, Российская империя получила режим наибольшего благоприятствования в торговле. В 1875 г. по Санкт-Петербургскому договору Япония соглашалась передать Сахалин в собственность России в обмен на все Курильские острова. После поражения в войне 1904-05 гг. и подписания Портсмутского мирного договора Россия признавала Корею сферой японского влияния, уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров, а также отдавала юг Сахалина.

После разгрома Японии во Второй мировой войне и её капитуляции 2 сентября 1945 года Портсмутский мирный договор утратил силу.

Октябрьская революция 1917 г. привела к образованию на Дальнем Востоке значительного количества мелких самоуправляемых территорий с различной политической ориентацией. В апреле 1920 г. была провозглашена Дальневосточная республика, официально независимое и демократическое государственное образование, фактически проводившее политику РСФСР.

Постепенно удалось освободить территории, занятые американцами и японцами (1922 г.), но только в 1925 г. Япония возвращает СССР Северный Сахалин. В 1924 г. решительные меры, принятые правительством СССР, вынуждают Канаду возвратить захваченный ею в 1922 г. о. Врангеля.

Начинается новый этап хозяйственного освоения Дальнего Востока. За годы Советской власти валовая продукция промышленности района выросла почти в 173 раза, посевные площади увеличились в 3,9 раза, а численность населения более чем в 4 раза. В годы первых пятилеток и в период после Великой Отечественной войны молодёжь по призыву партии и комсомола выехала на стройки и предприятия многих городов и посёлков. Помимо этого большую роль в освоении природных богатств сыграли в значительном количестве высланные сюда заключенные. Многие города, например Магадан, были выстроены именно ими.

В начальный период советского строительства были образованы национальные автономии: Якутская АССР (27 апреля 1922 г.), Чукотский и Корякский национальные округа (10 декабря 1930 г.), Еврейская автономная область в составе Хабаровского края (7 мая 1934 г.)

К концу советского периода Дальний Восток специализировался на рыбной промышленности, цветной металлургии, добыче угля, сельское хозяйство в основном ориентировалось на местные потребности сильно выросшего населения.

Население

После начала освоения Дальнего Востока численность населения на его территориях постоянно росла. Максимума она достигла в 1993 г. Даже в тяжелые времена начала XX в. после революций и войн численность населения составляла 1,6 млн чел. Благодаря государственным мерам, к 1940 г. население практически удвоилось (3 млн чел.), а к концу советского периода превысило 8 млн чел. После распада СССР, что повлекло за собой отказ государства от механизма поддержки заселения слабоосвоенных регионов, во всех субъектах Федерации Дальнего Востока численность населения пошла на убыль.

Добывающий характер большинства отраслей промышленности сказался на половом и возрастном составе населения. В советские времена преобладало мужское трудоспособное население, почти не было пенсионеров. Сейчас в связи с отсутствием льгот по переселению на «материк» незначительно увеличились показатели возрастов старше трудоспособного.

Наличие механической убыли населения в последние 20 лет привело к тому, что Дальний Восток стал еще больше, чем в советские годы, испытывать недостаток рабочей силы. Сейчас он представляет собой довольно ёмкую нишу для трудовой миграции. Важно, что доля иностранных работников более высокая, чем в среднем по России (примерно в 2 раза). Особенность регионального рынка труда состоит в том, что формирование трудовой миграции осуществляется в основном за счет граждан из Китая, Северной Кореи, Вьетнама, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии.

Плотность населения в размере 1 чел./км2 является самым низким показателем в РФ. Причем территория заселена крайне неравномерно: на Чукотке и Колыме плотность населения в 10 раз меньше среднерайонной, а в Приморском крае – в 10 раз выше. Только Приморский край имеет показатели выше среднероссийских значений.

Национальный состав характеризует процесс освоения Дальнего Востока: доля русского населения в среднем по региону составляет около 90%. Минимальна доля русских в двух национально-территориальных образованиях (Республика Саха (Якутия) – 37%, Чукотский АО – 50%). В каждом из субъектов Федерации соответствующую долю имеют представители коренных народов Дальнего Востока и Севера Сибири. Доля якутов в Якутии 49%, эвенков – 2%, эвенов – 1,5%. Чукчи составляют 25% населения Чукотки, эскимосы – 3%, эвены – 3%, чуванцы – 1%. На Сахалине – 5% корейцев, на Камчатке – 2% коряков. Везде на Дальнем Востоке представлены украинцы, белорусы, татары. В большинстве случаев (кроме земледельческих районов), пришлое население живет в городах.

Промышленный характер освоения территории во все времена создавал предпосылки для развития городских поселений. Удельный вес городского населения постоянно рос (с 1959 по 1989 г. – на 8,3 процентных пункта). В постсоветские годы процесс урбанизации стабилизировался, численность городского населения стала уменьшаться. Сейчас в среднем по ДВР доля городского населения составляет 75,1% при максимальном показателе 95,8% в Магаданской области и минимальном – 64,9% в Республике Саха (Якутия). За счет закрытия промышленных предприятий городские поселения с малой численностью населения пришлось частично перевести в сельские, а некоторые вообще исключить из списка населенных пунктов. По данным на начало 2014 г. в составе субъектов Федерации ДВР насчитывалось 66 городов, из которых 50 были менее 50 тыс. чел., и только 2 (Хабаровск и Владивосток) – более 500 тыс. чел. Свыше 10% всех российских поселков городского типа сосредоточено на Дальнем Востоке, примерно половина из них имеет численность до 3 тыс. чел.

В системе городских поселений ДВР резко выделяется два города Владивосток (600,4 тыс. чел.) и Хабаровск (593,6 тыс. чел.). В них проживает почти треть горожан района. Здесь в отличие от городов европейской части почти нет агломерационного эффекта, только небольшие поселки являются периферией города, да и то, многие из них в последние годы вошли в состав городской черты.

Крупных городов два – Якутск (286,5 тыс. чел.) и Комсомольск-на-Амуре (257,9 тыс. чел.). Численность в обоих растет небольшими темпами.

Большие города (Благовещенск – 217,6 тыс. чел., Южно-Сахалинск – 190,2 тыс. чел., г. Петропавловск-Камчатский – 181,6 тыс. чел., Находка – 165,1 тыс. чел., Уссурийск – 158,4 тыс. чел., Артем – 102,5 тыс. чел.) «выжили» только благодаря инвестиционной привлекательности, поэтому их стагнация или рост связаны с наличием тех или иных предприятий. Исключением могут быть названы Благовещенск и Петропавловск-Камчатский, которые росли благодаря своему административному ресурсу и специфике географического положения: Благовещенск как пограничный торговый город, Петропавловск-Камчатский как военно-морская база.

Сельское население в последние десятилетия уменьшилось абсолютно из-за миграции в города самого района и за его пределы. Правда, существенное количество городских населенных пунктов было преобразовано в сельские, поэтому доля сельского населения с 1990 г. чуть возросла.

Расселение несет в себе особенности освоения, промышленные пункты почти везде приурочены к расположенным поблизости месторождениям, иногда в очень неудачных с точки зрения строительства местностях, сельские поселения, как правило, находятся на берегах рек, как наиболее удобных трассах перемещения и летом, и зимой.

Большинство населения – православные. В районах преобладания местного национального населения часто имеют место традиционные верования – шаманизм.

Структура и территориальная организация хозяйства

Район относится к территориям ресурсного освоения, поэтому доля добывающих отраслей в ВРП в целом по ДВР достигает почти 1/3. Причем имеет место внутренняя дифференциация данного показателя: есть регионы, где он существенно выше среднерайонного показателя (Сахалинская область – 60,9%, Республика Саха (Якутия) – 43,7%, Чукотский автономный округ – 41,8%), а есть, где намного ниже (Еврейская автономная область – 0,4%, Приморский край – 1,2%, Камчатский край – 4,0%, Хабаровский край – 5,4%). Отрасли обрабатывающей промышленности в каждом регионе свои, поэтому будут рассмотрены в соответствующих отводится цветной металлургии.

Данная отрасль представлена горнопромышленными предприятиями, занимающимися добычей и первичной переработкой сырья, а также частично выпуском готовой продукции. Наиболее развита цветная металлургия в Магаданской области и Республике Саха (Якутия). Большинство добываемых ресурсов имеет общероссийское значение. На Дальнем Востоке добываются почти все российские алмазы, олово, вольфрам, более 2/3 золота, существенное количество серебра, платины, свинца и цинка.

Промышленные месторождения алмазов на Дальнем Востоке России связаны с кимберлитовыми трубками, приуроченными к древним платформам с докембрийским фундаментом. В настоящее время основной алмазодобывающей компанией в России является «АЛРОСА». По данным на 2010 г., «АЛРОСА» – крупнейшая в мире в этой отрасли. Группа «АЛРОСА» добывает 97% всех алмазов России, доля добычи алмазов на мировом рынке в стоимостном выражении – 25 %. Все месторождения сосредоточены в Западной Якутии.

Среди 15 субъектов Федерации – крупнейших производителей золота – дальневосточных оказывается шесть. Они дают почти 50% всего российского производства золота в слитках и экспорта золотосодержащих концентратов. В районе лидирует Амурская область (стоящая на втором месте в России) – более 30 т, далее следуют Республика Саха (Якутия), Чукотский АО, Хабаровский край, Магаданская область, дающие примерно чуть больше 20 т каждая. Все крупнейшие золотодобывающие компании, представленные на российском рынке, работают и на Дальнем Востоке («Полюсзолото» – Магаданская, Амурская области и Республика Саха (Якутия); «Петропавловск» – Амурская область; «Полиметалл» – Магаданская область, Хабаровский край, Чукотский АО; Чукотская ГГК; Nordgold N.V. – Республика Саха (Якутия), Амурская область и др.).

Оловянная промышленность в настоящий момент переживает сложные времена. В период СССР на единственный в стране оловянный комбинат в Новосибирске работали 24 горно-обогатительных комбината из Забайкалья, Якутии, Чукотки и других территорий Дальнего Востока. Сейчас большинство предприятий закрылось, хотя мировая цена на олово в последние годы существенно увеличилась. Работает только рудник «Солнечный» недалеко от Комсомольска-на-Амуре.

Есть проблемы с добычей свинцово-цинковых руд, вольфрамового сырья. Часто именно эти металлы на находят спроса на российском рынке. На юге Приморского края имеются запасы флюорита (Ярославский ГОК). Минерально-сырьевой базой ОАО «Ярославский ГОК» являются крупнейшие в мире Вознесенское и Пограничное месторождения флюорита с эксплуатационными запасами флюоритовой руды 51 млн т, которые могут обеспечить работу комбината более чем на 50 лет.

Рыбная промышленность является одной из основных отраслей в экономике ряда субъектов Федерации ДВР. В советские времена добыча рыбы замыкала на себя многие другие отрасли, обеспечивающие переработку и сохранность сырья.

ДВР – важнейший регион по вылову ракообразных, устриц и других водных беспозвоночных (96% общероссийского улова).

Ведущими рыбодобывающим регионами являются Сахалинская область, Приморский и Камчатский края (вместе примерно 85% добычи). В этих же субъектах Федерации концентрируются основные мощности по обработке добытых ресурсов. Дальний Восток выделяется производством рыбных консервов, в том числе и непосредственно на судах.

Топливно-энергетический комплекс оказывает существенное влияние на структуру экономики почти всех регионов ДВР.

В топливной промышленности большое значение имеет добыча угля. В настоящее время все регионы ДВР добывают 35 млн т. Выделяются месторождения коксующихся углей: Южно-Якутский бассейн, Эльгинское месторождение (лицензия на разработку Группа «Мечел»), энергетических: Приморский и Хабаровский края («СУЭК»), Сахалинская область («Сахалинуголь»).

С начала 2000-х гг. добыча нефти и газового конденсата в субъектах Федерации ДВР увеличилась до 21 млн т (практически в 5 раз). Это произошло в первую очередь за счет разработки новых месторождений Сахалина («Эксон НЛ», проект Сахалин-1, начало 2005 г., «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД», проект Сахалин-2, освоение новых ресурсов 2009 г.) и Южной Якутии («Ленанефтегаз» (контроль «Сургутнефтегаз») освоение новых ресурсов 2009 г.). Роль Дальнего Востока в общероссийской добыче возросла 1,2 до 4,1%.

Переработку нефти на Дальнем Востоке осуществляют два крупных НПЗ – Комсомольский (контролируется «Роснефтью») и Хабаровский (контролируется «Альянсом»), а также мини-НПЗ компании «Петросах» на Сахалине. В сентябре 2012 г. компания «Роснефть» в районе Находки (п. Первостроителей) заложила первый камень на площадке строительства Восточной нефтехимической компании (нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплексы).

Добыча газа на Дальнем Востоке составляет около 30 млрд м3. Значительное повышение добычи связано с освоением месторождений Сахалина в 2007 г.

Предполагается создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР. Координировать деятельность поручено ОАО «Газпром». Трубопровод соединит в общую систему газопроводов России месторождения Ковыктинское и Чаяндинское с выходом на юг Приморского края (почти по трассе нефтепровода). Это позволит не только газифицировать многие районы Дальнего Востока, но и усилить химическую отрасль. Будут созданы газоперерабатывающий и гелиевый заводы в Белогорске, завод СПГ в Хасанском районе Приморского края. Также увеличится добыча газа на Сахалине и возрастет мощность завода СПГ (Корсаковский район) – современная проектная мощность 9,6 млн т в год.

Электроэнергетика. В отличие от многих районов России энергетическая система Дальнего Востока не входит в состав объединенной энергосистемы страны. Она локализована (РАО ЭС Востока). Помимо этого в пределах ДВР существуют еще пять изолированных энергосистем. Почти 70% энергии генерируется на тепловых электростанциях и около 30% на ГЭС. Общая выработка электроэнергии составляет 50 млрд кВт/ч в год. Крупнейшие предприятия отрасли: Бурейская ГЭС (РусГидро, 6 млрд кВт/ч) Зейская ГЭС (РусГидро, 6 млрд кВт/ч), Приморская ГРЭС (4,7 млрд кВт/ч), Нерюнгринская ГРЭС (3,0 млрд кВт/ч), Хабаровская ТЭЦ-3 (2,9 млрд кВт/ч), Артемовская ТЭЦ (2,1 млрд кВт/ч), каскад Вилюйских ГЭС (2,1 млрд кВт/ч), Южно-Сахалинская ТЭЦ-1 (2,1 млрд кВт/ч). Для обеспечения работы локальных промышленных предприятий в районе сосредоточено значительное количество малых генерирующих мощностей. Для повышения обеспечения потребности в электроэнергии строится Нижне-Бурейская ГЭС проектной мощностью 320 МВт.

В период советского строительства были отрасли, которые не получили значительного развития в Дальневосточном районе. К таким направлениям относится черная металлургия. Были проекты строительства металлургического комбината на нескольких площадках в разных субъектах Федерации ДВР. И в советское время, и сейчас работает только одно предприятие – ОАО «Амурметалл» (г. Комсомольск-на-Амуре). Оно выплавляет сталь электрометаллургическим способом. Имеются сортопрокатный, листопрокатный цеха и цех гнутых профилей.

Ряд отраслей на Дальнем Востоке за постсоветское время резко снизили свои показатели. Одной из таких является машиностроение. Развитие машиностроительного комплекса обеспечивало необходимость выполнения государственной оборонной функции (производство и ремонт военной техники), помогало необходимыми машинами и оборудованием, в том числе их ремонтом, развитию добывающих отраслей промышленности, а также отраслей союзной специализации (рыболовство, транспорт и т.п.).

До сих пор существенную часть машиностроительного комплекса Дальнего Востока составляют оборонные предприятия (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Владивосток, Арсеньев, Большой Камень), продукция которых характеризуется высоким качеством и уникальностью, благодаря чему может иметь устойчивый спрос на мировом рынке военных товаров.

Другие отрасли машиностроения представлены следующими направлениями: Приморский край – приборостроение (Владивосток, Партизанск); судостроение (Владивосток, Находка, Славянка, Преображение и др.), Хабаровский край – тяжелое машиностроение, судостроение, авиастроение (Комсомольск-на-Амуре); приборостроение (Хабаровск). В Амурской области – судоремонт (Благовещенск), транспортное и сельскохозяйственное машиностроение (Шимановск), В Еврейской автономной области работают АО «Биробиджанский завод силовых трансформаторов», авторемонтный завод (г. Биробиджан). Уже 25 лет функционирует Нерюнгринский ремонтно-механический завод (Южная Якутия). Он выполняет заказы горнодобывающих предприятий на ремонт крупногабаритной техники, осуществляет сборку новой техники для карьерных работ.

Новым начинаем компании «СОЛЛЕРС» в машиностроении Дальнего Востока является создание площадок и строительство на них цехов по сборке автомобилей известных марок. «SOLLERS-Дальний Восток» – первый автомобильный завод в Приморском крае. Его производственные мощности на данный момент составляют 35 тыс. автомобилей в год. На предприятии производиться широкая линейка корейских внедорожников «SsangYong». Также во Владивостоке на одной из площадок (brown field) в 2012 г. началась сборка кроссоверов Mazda CX-5 и седана Mazda-6. В 2013 г. совместное предприятие ОАО «СОЛЛЕРС» и Mitsui & Co («СОЛЛЕРС-БУССАН») стало выпускать во Владивостоке автомобили серии Toyota Land Cruiser Prado.

На Дальнем Востоке почти полностью исчезли предприятия, перерабатывавшие лесные ресурсы. Запасы древесины составляют 25% от российских, хотя площади, покрытые лесом – почти треть российской лесопокрытой территории. Конечно же, выделяются самые крупные субъекты Федерации – Республика Саха (Якутия), где сосредоточено 43% всей потенциальной древесины, и Хабаровский край – 25%. В настоящее время Дальний Восток дает всего 10% необработанной древесины в стране, по абсолютным показателям это в 2,5 раза меньше, чем в конце советского периода. Выделяются Хабаровский (52%) и Приморский (31%) края. Они же лидеры по производству деловой древесины.

Существенно уменьшилось значение химической промышленности. Среди остатков этого направления промышленности – «Горно-химическая компания Бор» – один из крупнейших в мире производителей боросодержащей продукции (г. Дальнегорск). Новым производством является гелиевый завод в Находке.

Остается обслуживающей промышленность строительных материалов. Производятся цемент (Приморский край, Еврейская АО, Республика Саха (Якутия)), кирпич, сборные железобетонные конструкции.

Легкая промышленность, как и везде в стране снизила свои позиции, так как именно на Дальнем Востоке потребительский рынок стал ориентироваться на изделия из Китая.

Ряд показателей предприятий пищевой промышленности имеет положительные тенденции. За счет роста покупательной способности населения имеет место увеличение выпуска потребительских продовольственных товаров. Наиболее крупные предприятия пищевой промышленности приурочены к городам (преимущественно административным центрам регионального и муниципального уровня).

Сельское хозяйство. Целенаправленная политика государства за весь период освоения Дальнего Востока предполагала развитие сельскохозяйственного направления освоения для обеспечения всего местного населения необходимыми продуктами питания. К концу советского периода сельскохозяйственная продукция производилась во всех регионах Дальнего Востока: в северных с преобладанием животноводческого направления, в южных – примерно с равными пропорциями растениеводства и животноводства.

В настоящий момент земли сельскохозяйственного назначения занимают менее 10% всей территории ДВР. На сельскохозяйственные угодья приходится 1,3% площади района. В основном все земли сосредоточены в южных частях Дальнего Востока (1/3 – в Амурской области, и по 20% в Приморском крае и Республике Саха (Якутия)). Почти 60% пашни сконцентрировано в Амурской области.

Агропромышленный комплекс является значимой для жизни населения отраслью хозяйственного комплекса района. Многие сельскохозяйственные предприятия выполняют социальные заказы муниципалитетов или федеральных органов власти.

Растениеводство как отрасль может иметь большое значение только для южных регионов. Важными для территории с точки зрения общегосударственной специализации оказываются такие продукты как зерно (соя), картофель и овощи для обеспечения продовольственной безопасности каждого конкретного региона.

Особое значение для Дальнего Востока имеют посевы сои. В регионах ДВР производится до 60% зерна сои, что требует внимательного отношения к хозяйствам, выращивающим данную культуру. Максимальные сборы имеют место в Амурской области (40% от сборов в России), Приморском крае (9,3%).

Картофелеводство представлено во всех регионах ДВР. В последние годы валовые сборы данной культуры в районе растут. По продовольственному картофелю регионы ДВР могут обеспечить себя полностью (за счет внутреннего перераспределения).

Примерно такие же тенденции и в овощеводстве: в южных регионах заметен рост валовых сборов, в северных – усиление проблем.

Животноводство. Отрасль после распада СССР и начала экономического кризиса стала малоэффективной, с большим количеством проблем, решение которых связано с обеспечением кормами имеющегося поголовье животных. По птице ситуация аналогичная. Оленеводство как отрасль характерна для северных регионов округа (разведение северных оленей), для центральных частей (эвенкийский лесной олень), южных регионов (маралы).

Транспорт выполняет важную функцию в экономическом развитии района. Но в отличие от других территорий страны здесь важнейшее значение имеет сочетание видов транспорта, позволяющее завозить необходимые грузы и пассажиров в уделенные уголки территории. Железнодорожный транспорт является основным видом магистрального транспорта. На его долю приходится свыше 80% грузооборота и около 40% внутреннего пассажирооборота на территории. Но все железные дороги находятся в южной части района. Общая протяженность Транссиба со всеми ответвлениями в пределах ДВР почти 4000 км, БАМа – почти 3000 км, АЯМа – более 1000 км. Новая дорога связала Эльгинское угольное месторождение с основной сетью (321 км)

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на 1000 км2 территории) также самая низкая в стране – 8,2 км. Но для перевозки грузов часто используются зимники, прокладываемые по руслам крупных рек.

В пределах Дальневосточного экономического районах действуют 28 морских портов, в том числе 6 в Арктическом бассейне и 22 в Тихоокеанском бассейне. Основные порты – Восточный (грузооборот 42,5 млн т), Ванино (грузооборот 20,3 млн т), Находка (грузооборот 17,0 млн т), Владивосток (грузооборот 13,2 млн т), Де-Кастри (грузооборот 7,4 млн т), Посьет (грузооборот 5,8 млн т). Действует паромная переправа Ванино-Холмск.

Сложности доставки грузов и пассажиров в отдаленные районы способствуют развитию авиационного транспорта. Имеется более 100 аэродромов способных принимать различные типы самолетов.

Дальний Восток имеет высокие показатели среди экономических районов России по обеспеченности собственными легковыми автомобилями и опережает среднероссийский показатель: на тысячу жителей здесь приходится 273 легковых автомобиля. На первом месте в стране по этому показателю находится Камчатский край – 423 автомобиля, на втором, Приморский край – 347. В большинстве случаев на Дальнем Востоке используются праворульные автомобили, привезенные из Японии.

Протяженность внутренних водных судоходных путей более 23 тыс. км, в основном используются реки в пределах Республики Саха (Якутия). По ним осуществляется завоз грузов и продуктов в районы в течение летних месяцев (северный завоз).

Дальний Восток выделяется значительным развитием науки. Научно-исследовательский сектор региона представлен научными центрами Дальневосточного (Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Магадан, Южно-Сахалинск) и Сибирского отделения (Якутск) РАН.

В состав каждого центра входят по несколько исследовательских институтов, которые ведут фундаментальные и прикладные исследования практически во всех областях знаний, ориентированных, прежде всего, на научную проблематику, связанную с восточными регионами России. Образовательный потенциал представлен университетами федерального значения: Дальневосточным и Северо-Восточным.

Автор:  Даньшин А.И
Источник:  ЦПМИ/МГУ