Санкт-Петербург
Санкт-Петербург (Петербург; в 1914-1924 гг. – Петроград, в 1924-1991 гг. – Ленинград) – город в Российской Федерации, административный центр Ленинградской области; промышленный, научный, культурный центр России; транспортный узел (железнодорожный, шоссейных дорог); международный аэропорт Пулково; морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной (в дельте реки Невы) порты; конечный пункт Волго-Балтийского водного пути. Население 5,13 млн. человек (2014), русские составляют 92,5% населения.
Санкт-Петербург входит в состав Северо-Западного федерального округа, включает 18 административных районов (с 2005): Адмиралтейский, Василеостровский, Выборгский, Калининский, Кировский, Колпинский, Красногвардейский, Красносельский, Кронштадтский, Курортный, Московский, Невский, Петроградский, Петродворцовый, Приморский, Пушкинский, Фрунзенский, Центральный.
Санкт-Петербург – центр машиностроения (судостроение, энергомашиностроение, приборостроение, радиоэлектроника); черная и цветная металлургия, химическая, легкая, пищевкусовая, полиграфическая промышленность. Метрополитен (с 1955).
В Петербурге находятся научный центр Российской академии наук, научно-исследовательные институты, 43 вуза (университет, консерватория), 16 профессиональных театров (Мариинский театр, Театр оперы и балета имени Мусоргского, Большой драматический театр), библиотеки (Российская национальная библиотека, Российской академии наук), 47 музеев (Эрмитаж, Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, истории Петербурга, антропологии и этнографии имени Петра Великого).
Петербург основан в 1703 году Петром I. В 1712-1728 годах и 1732-1918 годах — столица России.
В Петербурге (Петрограде) произошли три революции: революция 1905-1907 гг., Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. и Октябрьская социалистическая революция 1917 г.
В годы Великой Отечественной войны город выдержал 900-дневную осаду немецких войск (смотри Ленинградская битва). В 1965 году ему присвоено звание «город-герой». В состав города входя три «Города воинской славы»: Кронштадт, Колпино, Ломоносов.
В Петербурге расположен ряд выдающихся архитектурных ансамблей 18-19 веков: комплекс Петропавловской крепости, Александро-Невская лавра, Смольный, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним Дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, площадь Декабристов (бывшая Сенатская) с памятником Петру I («Медный всадник», открыт в 1782 г.), Исаакиевским собором; ансамбль Невского проспекта — Казанский собор, улица зодчего Росси и площадь Островского с Петербургским театром драмы и Российской национальной библиотекой, площадь Искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сад и Инженерный замок.
Среди памятников классицизма и ампира: Академия художеств (1764-1788), Адмиралтейство (1806-1823, архитектор А.Д. Захаров), Горный институт (1806-1811, архитектор А.Н. Воронихин), Нарвские ворота (1827-1834 гг., архитектор В. П. Стасов), мосты.
В 1960 году создан архитектурно-мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище. В пригородах Петербурга — Петродворце (Петергофе), Пушкине (Царском Селе), Павловске, Гатчине — дворцово-парковые ансамбли 18-19 веков.
Историко-архитектурный очерк
Петр I, одержав победу над шведами в 1702 г., решил заложить в дельте Невы новую крепость. День, когда приступили к сооружению бастионов новой крепости, – 13 (27) мая 1703 года — принято считать днем основания Петербурга, хотя первые значительные сооружения появились только спустя три-четыре года. Заложенная на Заячьем острове Петропавловская крепость должна была огнем артиллерии контролировать протоки Невы. В 1706-1740 годах земляные бастионы крепости были заменены каменными, а гранитная облицовка появилась к 1737 году.
Петербург – первый город России, который чуть ли не с основания стал развиваться по заранее разработанному плану (первый план города датирован 1716 г.). Это определило высокий градостроительный уровень и способствовало формированию городских ансамблей, характерных для конца 18 – начала 19 века. Вблизи крепости стала застраиваться Петроградская сторона, где были построены домик Петра и палаты его приближенных. Осенью 1704 года в устье Невы началась постройка Адмиралтейской корабельной верфи с крепостными укреплениями. Полтавская победа в 1709 году и взятие Выборга окончательно укрепили положение Петербурга.
Указом Петра в 1703 году была создана «Канцелярия от строений», руководившая всеми работами, однако фактически возглавлял все сам Петр. В первой трети 18 века из-за недостатка отечественных зодчих Петр I вынужден был приглашать архитекторов из-за рубежа. В Петербурге работали зодчие разных национальностей: швейцарец Доменико Трезини, итальянец Марио Фонтана, француз Жан Батист Леблон, немец Андреас Шлютер. Наряду с ними работали и русские зодчие: М.Г. Земцов, И.К. Коробов, Г.Н. Усов, П.М. Еропкин.
Архитектура этого периода отличается регулярностью и представительностью при относительной сдержанности декоративного убранства. Это объясняется специфическими условиями строительства: поспешностью, утилитарным характером строительства, недостатком строительных материалов, природными особенностями местности. На рубеже первых десятилетий 18 века активизируется каменное строительство: в 1710-1714 гг.возводится дворец Меншикова на Васильевском острове, с 1713 года начинается строительство Александро-Невской лавры с деревянной церковью, начинает строиться Петропавловский собор и летний дворец Петра в Летнем саду, заложенном в 1704 году. В архитектуре начала 18 столетия отразилась художественная направленность русского зодчества 17 века, характерная ярко выраженной декоративностью (Кунсткамера и здание Двенадцати коллегий). Архитектуру Петербурга той поры условно называют «барокко первой трети 18 века».
Для «прошествия Императорского Величества» и богомольцев к Александро-Невской лавре была устроена замощенная бревнами дорога, позже получившая название «Невской перспективы». Проезд саней и подвод был платный. Особое внимание уделял Петр застройке Васильевского острова, определяя его главной частью города. Однако преимущества левого берега Невы окончательно утвердили основным ядром города материковую, а не островную его часть.
В целях регулирования застройки был принят принцип строительства жилых домов по «образцовым фасадам». Проекты фасадов разрабатывали Трезини, А.В.Квасов, а затем Гесте, Руска и В.П.Стасов. В середине 18 века в городе строятся дворцы, усадьбы вельмож с прекрасными парками, богатые храмы. В это время в Петербурге работают такие крупные зодчие, как В.В.Растрелли, Антонио Ринальди, Валлен-Деламот, С.И.Чевакинский. Они стали представителями самобытного стиля русского барокко середины 18 века. Лучшими примерами этого стиля являются произведения Растрелли – Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы Строганова и Воронцова, а также Никольский собор архитектора Чевакинского.
Зимний дворец занимает главенствующее место в центральном ансамбле города на Дворцовой площади. Это грандиозное здание отличается выразительной пластикой архитектурных деталей, колоннад, фронтонов, обилием скульптуры. Благодаря системе выступов и вертикальному ритму колонн в композиции фасадов это протяженное здание (210 на 175 м) не кажется монотонным. После опустошительного пожара 1837 г. дворец был восстановлен за небывало короткий срок, немного более года (по проектам архитекторов И.Е. Старова, Джакомо Кваренги, А.П. Брюллова).
В 1760-х годах, в царствование Екатерины II, в архитектуре происходят перемены. Стиль барокко вытесняется классицизмом. Ясная, простая и вместе с тем величественная и выразительная в художественном отношении архитектура античного мира казалась лучшим воплощением архитектурных идеалов в России второй половины 18 столетия. Увлечение передовых слоев дворянства идеями просветительства привело к осуждению абсолютизма Елизаветы Петровны, своеобразным олицетворением которого был стиль барокко. Выпускники основанной в 1757 г. императорской Академии художеств получили право на поездку за границу за государственный счет. Из-за границы, в свою очередь, приезжает работать в Россию ряд зодчих, мастеров классицизма: Валлен-Деламот, Ринальди, Чарльз Камерон, Кваренги. На первом этапе классицизм еще сохранял элементы барокко (А.Ф. Кокоринов, Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен, В.И. Баженов). Это направление в архитектуре проявилось отчасти в облике здания Академии художеств (1765-1788 гг.). После смерти Кокоринова строительство заканчивалось под руководством Фельтена и Е.Соколова. Переходным от барокко к классицизму явилось здание церкви Владимиркой Божией Матери (1761-1769). В 1768-1785 гг. по проекту Ринальди неподалеку от Летнего сада был построен Мраморный дворец с признаками барокко, особенно сказавшимися в интерьерах.
В конце 18 века наступает период строгого классицизма с последовательным использованием классических форм в чистом виде. В начале 19 столетия высокий классицизм в совершенстве развил проблему ансамбля и синтеза пластических искусств. Классицизм в России, в частности в Петербурге, получил своеобразную выразительность. Использование классических ордеров архитекторами, работавшими в России, отличается творческой самостоятельностью и оригинальностью. Таврический дворец, построенный по проекту Старова в 1789 г., прекрасно выразил образ монументального дворца-усадьбы. Исключительная роль в ансамблевой застройке центра Петербурга принадлежит зодчим А.Н.Воронихину, А.Д.Захарову, К.И.Росси, авторам наиболее значительных зданий. Огромное влияние на формирование городского района близ Невского проспекта оказало прекрасное творение Воронихина — Казанский собор (1801-1811). При его строительстве впервые была применена конструкция кованого решетчатого металлического купола диаметром 17 м. В 1837 году на площади перед собором установили памятники М.И.Кутузову и Барклаю-де-Толли скульптора Б.И.Орловского. Правильное понимание роли Невы в архитектурном облике города проявил зодчий Тома де Томон, застроивший стрелку Васильевского острова и создавший выразительное здание Фондовой биржи (1805-1810 гг.). Стоящие перед Биржей ростральные колонны-маяки высотой 34 м у подножья дополнены 5-метровыми аллегорическими скульптурами из камня. Формирование городского центра у Невы потребовало перестройки старого Адмиралтейства, построенного еще при Петре архитектором И.К.Коробовым. Полная реконструкция Адмиралтейства была осуществлена в 1806-1823 гг. по проекту выдающегося мастера классицизма Захарова, создавшего комплекс, ставший высотной доминантой центра города.
Тотчас после Отечественной войны 1812 года был создан «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному местам». Его возглавляли Росси, Стасов, А. Михайлов, а также инженеры А.А. Бетанкур, П.П. Базен, А. Готман. Комитет определял места для общественных и промышленных зданий, а также рассматривал проекты всех без исключения строений. Именно в период деятельности Комитета возникли такие крупные ансамбли, как ансамбль Михайловского дворца, Александринского театра, Главного штаба, Сената и Синода, автором которых был выдающийся мастер Карл Росси. В ансамбле Дворцовой площади против Зимнего дворца Росси расположил протяженное здание Главного штаба, создав в центре его двойную монументальную арку, символизирующую военную мощь России. Арка увенчана триумфальной колесницей Победы, выполненной по модели скульпторов В.И. Демут-Малиновского и С.С.Пименова.
В 1858 году закончен и освящен Исаакиевский собор, который строился 40 лет (автор проекта Огюст Монферран). Четыре больших портика собора украшены 48 колоннами высотой 18 м. Всего на соборе 112 колонн из монолитного полированного гранита. Собор венчает позолоченный купол, внутренний диаметр которого 22 м. Панораму Петербурга трудно представить без этого золотого шлема, видимого за многие километры. Великая Отечественная война оставила следы на стенах и колоннах собора.
Исаакиевская площадь была задумана архитектором Чевакинским еще в 1762 г., однако окончательно она оформилась в начале 20 столетия. Во второй половине 19 века в городе появляется большое количество доходных домов различного вида, особняки купцов и промышленников. Возникают совершенно новые типы сооружений: банки, торговые пассажи, железнодорожные вокзалы, большие заводы. В архитектуре шел активный процесс стилизаторства и эклектичного использования различных стилей. Все больше используются новые технические достижения: железобетон, металлические конструкции, большеформатное стекло. Произведения архитекторов А.И. Штакеншнейдера, Н. Ефимова, Ф. Брюллова, К.А. Тона оказали большое влияние на облик города.
В самом конце 19 века в архитектуре формируется стиль, получивший название «модерн». Примерами этого архитектурного направления являются дом купца Елисеева и здание компании «Зингер» на Невском проспекте, Царскосельский вокзал, особняк балерины Кшесинской и др. В противовес этому направлению ряд зодчих возводит здания, в которых возрождает приемы русского классицизма и итальянского Возрождения. Это течение, получившее название «неоклассицизма», представлено работами М. Лялевича, В.А. Щуко, А. Белогруда, И.А. Фомина.
Сразу после Октябрьской революции были созданы первые архитектурно-планировочные организации. В работу активно включились крупные петроградские архитекторы А.И. Гегелло, В.Г. Гельфрейх, А.С. Никольский, Л.В. Руднев, И.А. Фомин. За Нарвской, Московской, Выборгской заставами разворачивается строительство жилых домов и общественных зданий. Появляются новые типы сооружений: Дома культуры, клубы, фабрики-кухни, дома-коммуны, а позднее Дома советов. Архитектура этого периода отличается своеобразной выразительностью, чрезвычайной простотой и обычно характеризуется понятием «конструктивизм». Его смысл заключается в максимальном выявлении конструктивной основы здания в соответствии с его функциональным назначением. В середине 1930-х гг. конструктивистская архитектура уступает место поискам стиля, который бы отвечал принципу «национальный по форме, социалистический по содержанию». В ленинградскую архитектуру пробивают себе дорогу приемы и формы из арсенала классического зодчества, прежде всего русского.
Генеральный план, принятый в 1935 г., предусматривал комплексную застройку в районе бывших окраин. Эти работы были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. За годы блокады в результате артобстрелов и бомбардировок было выведено из строя более 5 млн кв. м жилой площади, полностью или частично сожжено свыше 3 тысяч жилых домов, около 400 школ, сотни предприятий. Сильно пострадало около 200 историко-архитектурных памятников. Ряд памятников, таких как Медный всадник и скульптуры Аничкова моста, удалось укрыть или зарыть в землю. Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда. В первое послевоенное пятилетие развернулись работы по восстановлению разрушенных жилых домов, промышленных зданий, реставрации памятников архитектуры. Подвиг ленинградских реставраторов, восстановивших памятники Ленинграда и его пригородов, не имеет аналогов в истории зодчества.
В 1951 году был принят откорректированный генеральный план, в котором большое внимание уделялось реконструкции и благоустройству городского центра. Среди крупнейших достижений послевоенного строительства следует назвать создание первой очереди метрополитена и закладку двух грандиозных парков — Московского и Приморского с гигантским стадионом на 100 тысяч человек. В начале 1950-х гг. в Ленинграде впервые была осуществлена идея заводского изготовления зданий. Упрощенное архитектурное решение панельных зданий заводского изготовления можно назвать «техницизмом в архитектуре». По генеральному плану осуществляется грандиозный градостроительный замысел выхода города к морю. Ленинградцы получили доступ непосредственно к просторам залива, к приморским набережным и паркам.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 года № 1643-1 городу возвращено его первоначальное историческое наименование – Санкт-Петербург. 21 апреля 1992 г. Съезд народных депутатов РСФСР утвердил это решение и внес соответствующую поправку в ст. 71 Конституции РСФСР.
В Санкт-Петербурге торжественно отмечались юбилеи Северной столицы: в 1803 г. – 100-летие, в 1903 г. – 200-летие, в 1953 г. – 250-летие Ленинграда, в 2003 г. – 300-летие.