Восток и Запад

Восток и Запад – традиционное евроцентрическое (западное) разделение мира на "мы" и "они". В данной системе координат категория "Запад" предназначена для нашей, "лучшей, более цивилизованной и развитой" цивилизации, в то время как "Восток" обозначает "нижний мир" других, остальных, с которыми мы не хотим иметь ничего общего. Этот водораздел восходит к ощущению греками и римлянами "внешнего мира", в пределах которого они противопоставляли себя всем другим народам, презрительно называемым "варварами". В позднем Средневековье и раннем Новом времени эта ценностная категоризация повторилась в образе "цивилизованной Европы", противопоставленной "варварским Азии и Африке", что иногда маскировалось менее жестким противопоставлением Оксидента и Ориента. Но категория "ориентального", предназначенная для Других, имеющих письменную традицию, исключала большую часть Африки.

Колониализм и последующее распространение власти Европы на весь мир, казалось, подтверждали стереотип европейского превосходства. Интересно, что в XVIII и XIX вв. понятие "Запада" было расширено вплоть до включения британских колоний, где большинство населения состояло из белых переселенцев (Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия). Таким образом, за гранью оказались бывшие испанские и португальские колонии в Латинской Америке, завоевавшие независимость в начале XIX века. Их креольское население (то есть смесь европейцев, негров и индейцев) преодолело идеологический порог "расовой чистоты", который столь ревниво охранялся в британских колониях, где видимый цвет кожи определял положение человека в обществе. Очевидно, что самый верхний ярус предназначался исключительно для белых европейцев. Это вытолкнуло Российскую империю за границы Запада, хотя русский империализм явно стремился к западной колониальной модели. Во-первых, не было согласия относительно того, является ли Россия частью Европы (Оксидента) или Азии (Ориента). Во-вторых, идеологи расизма в XIX в. определяли русских как "нечистую смесь" славян и азиатских монголов. Принадлежность к "чистым" славянам не особенно помогала, так как из-за ложного этимологического сходства самоназвания этого этноса со словом "slave" (раб), на Западе считали, что славяне – потомки рабов и потому неполноценны.

В терминах европейской геополитики до XVIII в. более значимой была противоположность Севера и Юга. Например, война 1700-1721 гг., в которой, помимо прочих, участвовали Московия (Россия), Дания, Швеция, Речь Посполитая, Бранденбург-Пруссия и Саксония, стала известной как "Великая Северная война", а не "Восточная" или "Восточно-Западная". С этой точки зрения успешные в военном и экономическом отношении государства Скандинавии и Центральной Европы, наравне с Великобританией и Францией, принадлежали к "высшему Северу", противопоставленному "низшему Югу", отождествлявшемуся с Испанией, Португалией, южной частью Апеннинского полуострова и Османской империей. Россия, которая только входила в европейскую политику, не была включена в эту схему и по-прежнему трактовалась как неевропейский Ориент.

Российская империя "сдвинулась" в Европу посредством радикального расширения на запад в результате разделения Речи Посполитой в конце XVIII в. Затем, в 1813-1815 гг., русские армии, в союзе с западноевропейскими врагами Наполеона, продвинулись на запад до самого Парижа и покорили имперскую Францию. После наполеоновских войн ось Восток-Запад сменила в европейской геополитике ось Восток-Запад сменила в европейской геополитике ось Север-Юг. После этого категория "Востока" совпала с категорией "Ориента", отождествленного с Россией, а также с Османской империей и пришедшими ей на смену балканскими государствами. Восточная половина Австро-Венгрии также подпала под эту категорию. По аналогии после Первой мировой войны национальные государства, возникшие в зоне от Балкан до Балтийского моря между Германией и Россией, обычно воспринимались как часть Востока. Другие системы категорий определяют их как отдельную общность Центральной Европы или же как некую дефектную часть (Западной) Европы, что отразилось в презрительном обозначении этого региона как "Новой Европы". Когда большевистская Россия трансформировалась в СССР, уничижительный ярлык "Востока" прилип к ней, а Центральная Европа и Балканы стали аномалией или буферной зоной между Западом и Востоком.

Вторая мировая война переродилась в холодную, мир разделился между Западом во главе с США и Востоком во главе с СССР. Уже в 1950-е гг. французские государственные деятели и ученые не соглашались с биполярным видением мира и предложили тримондиальную схему, в которой Запад был "первым миром", советский блок и другие коммунистические государства Европы и Азии – "вторым миром", а колонии и постколониальые государства были объединены в "третий мир". Так как логика холодной войны была глобальной, у стран третьего мира не было другого выбора, кроме как присоединиться к коммунистическому или капиталистическому блоку. В 1960-е гг. возникло Движение неприсоединения, которое некоторым образом утвердило отдельное существование третьего мира. Однако понятия "первый и второй мир" никогда широко не употреблялись. Вместо них для обозначения американского и советского блоков употреблялись категории "Запад" и "Восток". Следовательно, после 1945 г. традиционное евроцентричное разделение между Востоком и Западом было спроецировано на весь мир. В последние два десятилетия холодной войны понятие "третьего мира" также стерлось и стало синонимом категории "развивающиеся и слаборазвитые страны". Прочный политический союз с США и/или быстро растущее процветание превратили в часть Запада Японию, Южную Корею, Южную Африку, Сингапур и Гонконг.

После распада советского блока и окончания холодной войны были предложены новые глобальные схемы классификации. Сначала, когда в былых европейских сателлитах СССР началась системная трансформация, казавшаяся продолжением волны демократизации, развернувшейся в Латинской Америке 1980-х гг., существовала тенденция разделять государства мира на демократические и недемократические. В 1993 г. американский политолог Сэмюэл П. Хантингтон предположил, что мир состоит из десяти различных цивилизаций, формирующихся на основе религии, этничности, истории, географии или близости. По-прежнему находясь в рамках биполярного мира, он пришел к заключению, что "мы" – Запад – все еще против "них" – остальных. Этот диагноз материализовался в начале XXI в., когда Запад во главе с США, похоже, нашел вместо исчезнувшего СССР нового врага в виде аморфного (и, следовательно, более непредсказуемого и опасного) исламского мира.

В разговорах об экономическом развитии после окончания холодной войны доминирует риторика глобализации. Однако, за несколькими исключениями, этот процесс, похоже, приносит выгоду богатому Западу, а бедные страны ставит в еще худшее положение. Критики говорят, что термин "глобализация" – новый эвфемизм для "экономической колонизации", когда отношения между былыми колонизаторами и колонизируемыми сменяются подобными отношениями между глобализаторами и глобализируемыми. Это подсказало ООН новые категории развития – "Богатый Север" и "Бедный Юг", которые определяются не географически, а в зависимости от общего уровня процветания в государстве. Помимо этого старое противопоставление Запада и Востока по-прежнему появляется в западном интеллектуальном дискурсе как краткое политическое обозначение для обозначения "нас" (богатого Севера) и "остальных" (бедного Юга).

Восток и Запад – это проблема, вытекающая из сложившегося в истории, политике и культуре традиционного разделения мировой цивилизации на два самостоятельных, хотя и взаимодействующих мира, истоки и черты каждого из которых определяются различным географическим положением, различной истории и различными культурно-историческими типами (локальными цивилизациями). Западный и восточный миры никогда не были разделены пропастью, но, напротив, тесно и плодотворно взаимодействовали, хотя нередко и воевали. Связи Востока и Запада уходят в глубокую древность. В становящейся Европе издавна был осознан глубокий интерес к Египту, Финикии, Карфагену, Персии, позже к Индии, Китаю, Японии. Многие культурные импульсы для своего развития Европа получила как раз оттуда, с Востока. Прежде всего это относится к иудео-христианскому учению. "Явилось с Востока христианство и покорило Запад и свою священную "Книгу" – Библию – дало этому Западу" (Ольденбург). Походы Александра Македонского в Персию и Индию, нашествие на Европу гуннов, монголов, Тамерлана, арабов в Испанию многократно соединяли Восток и Запад в военном, культурном, торговом и биологическом (генетическом) отношении. Торговые пути и сношения по своей эффективности нисколько не уступали военно-завоевательским свершениям, а во многом и превосходили их. Великий шелковый путь, торговля пряностями, опоясывающие землю морские путешествия – вот неполный перечень связей Запада и Востока.

Арабы и евреи помогли Европе сохранить и развить греческое научное наследие, которое в соединении с христианской идеологией дало Европе ее духовную форму, способствовало Возрождению, Просвещению, научно-техническому и политическому (становление и укрепление демократии) прогрессу. Вместе с экспансионистской (и колонизаторской) политикой Запада (начало которой положено еще крестовыми походами) на Восток устремились новые культурные и научно-технические импульсы, но также и новые политические идеи. Экономический и научно-технический эффект этого воздействия к концу XX в. оказался столь заметным (Япония, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Индия, ряд стран исламского мира), что ныне уже нет оснований говорить о традиционной отсталости Востока. Речь может идти уже только культурной самобытности, которая по-прежнему заметно и ярко отличает лицо Востока. И, возможно, прав был Нильс Бор, когда для оценки извечного историко-географического соотношения применил свой методологический принцип дополнительности: Запад и Восток не отменяют и не поглощают, но лишь дополняют друг друга. В современной глобализирующемся мире проблему Восток-Запад можно рассматривать и под углом зрения, предложенным немецким писателей Германом Гессе: "В мудрости Востока и Запада мы видим уже не враждебные, борющиеся силы, но полюса, между которыми раскачивается жизнь".

Автор:  Камуселла Т.
Источник:  Глобалистика