Полярные исследования и Северный морской путь.
Пионерами в исследовании арктических полярных морей с давних пор являлись русские мореходы, населявшие берега Белого моря (о поселениях славян на побережье Белоги и Баренцева морей известно с Х века). Поморы, давно освоили западную часть Северного Ледовитого океана, плавали на острова Грумант (Шпицберген) (XV век) и Новую Землю в поисках новых промысловых угодий птиц и животных. Они хорошо изучили природу Арктики, ее сложные климатические и океанографические особенности.
Документально засвидетельствовано плавание по морю от Северной Двины вокруг Скандинавии в Тронгейм (Норвегия) русского дипломата Григория Истомы в 1496 г., то есть задолго до других европейцев.
Идею о возможности плавания вдоль Сибири по Северным моря высказывал еще русский дипломат Дмитрий Герасимов, посланник великого князя Московского Василия Ивановича в Риме. На основе идеи Герасимова писатель Павел Иовий написал книгу, изданную в 1525 г., где как раз приводит мысли посланника о возможном плавании в Китай северным путем.
Эта мысль послужила толчком для того, чтобы европейские державы, Англия и Голландия в первую очередь, стали искать новые торговые пути на Восток (остальные маршруты в 15-16 веках контролировали Испания и Португалия). Английские экспедиции терпели неудачи: в лучшем случае доходили до Карского моря и упирались в сплошные льды.
Голландские экспедиции (1594-1597 гг). во главе с Вилемом Баренцом смогли достичь Новой Земли, официально открыть Шпицберген (на котором по некоторым сведениям уже было русское поселение), но и их ждало фиаско. Цена экспедиций — потеря многих жизней, в том числе, и самого Баренца.
В течение 17-го столетия мореходы плавали от Печоры до Оби, Лены и Енисея. Русские землепроходцы осваивали приполярные области Западной и Восточной Сибири, проходили мощные сибирские реки, шли в богатые ценной пушниной и полезными ископаемыми земли, основывали поселения. Так, в 1601 г. на реке Таз был основан русский город Мангазея, в ту пору единственный морской порт Руси в Сибири, о богатстве которого ходили легенды по всей Европе. Во время расцвета поселения здесь находилось до двух тысяч промышленников и торговцев. Магазея служила отправной точкой для русских, которые шли на Енисей, Таймыр, к Лене. Примерно это же время на территории бывшего Сибирского ханства возникают крепости, остроги, служащие форпостами для освоения огромного края : Тюмень, Тобольск, Берёзов, Сургут, Тара, Обдорск, ставшие впоследствии городами.
Русские землепроходцы Семён Дежнёв и Федот Попов открыли Северо-Восточный проход в 1648 году, но не поняли, какое величайшее открытие они сделали. Об их выдающимся географическом открытии в Москве не было известно несколько десятилетий.
Петр Первый был один из вдохновителей организации экспедиций, организованных для поиска Северо-Восточного прохода и одновременного изучения возможностей навигации в полярных морях. По указу императора снаряжаются камчатские экспедиции под руководством В. Беринга (помощник А. Чириков). В ходе Первой Камчатской экспедиции (годы проведения — 1725-1730), Беринг прошел проливом между Азией и Северной Америкой (пролив, носящий в настоящее время имя Беринга, открыл Дежнев).
Вторая камчатская экспедиция, получившая названия Великой северной проходила в несколько этапов и длилась без малого десять лет, с 1733 по 1743 г. В течение этой декады четыре отряда выдающихся исследователей (Прончищевы. Челюскин, Лаптевы и другие) смогли изучить и нанести на карту практически все северное побережье Российской империи, от Белого моря до Чукотки. Были открыты многие острова и архипелаги, обследованы берега Аляски.
Экспедиция внесла огромный вклад в изучение Арктического региона, а имена ее участников увековечены на географических картах.
Одним из российских ученых, который посвятил много времени изучению Российского Севера, поиску Северного морского пути, был Михаил Васильевич Ломоносов. Он писал: «Северный океан – есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерною пользою, через изобретение Восточно-северного мореплавания…».
В 1764 г. по предложению Ломоносова началась подготовка полярной экспедиции под руководством капитана 1-го ранга Василия Яковлевича Чичагова. Интересно, что к Комиссия, которая рассматривала проект Ломоносова, пригласила в качестве консультантов поморов из Архангельска, которые имели большой опыт плавания в полярных широтах. Их замечания и предложения были внесены в окончательный проект экспедиции. Ученый написал «Примерную инструкцию морским командующим офицерам, отправляющимся к поисканию пути на восток Северным Сибирским океаном».
Как истинный исследователь Ломоносов, предлагал ставить зимовья, наблюдать состояние воздуха по метеорологическим инструментам, промерять морские глубины, склонение и наклонение компаса, вид берегов и островов. Предлагалось изучать всех встреченных представителей фауны и собирать коллекцию. Ломоносов настоял на том, чтобы все корабли были оснащены физическими и астрономическими приборами.
В 1765 г. экспедиция из трех специально построенных в Коле кораблей «Чичагов», «Панов» и «Бабаев» (по именам своих капитанов) должна была от Шпицбергена пройти на восток. Однако, западнее Шпицберген экспедиция, столкнувшись с непроходимыми льдами, повернула назад. В 1766 г. повторная попытка также не увенчалась успехом. Экспедиции не повезло с погодой: постоянно дул ветер, шли дожди вместе с мокрым снегом, постоянно висел туман. Тем не менее, корабли достигли 80 градуса и 30 минут северной широты, так высоко не добирался до этого ни один корабль. При этом были проведены многие научные исследования, которые обогатили знания об полярном регионе.
В 1821-1824 годах прославленный мореплаватель, а позже председатель Русского географического общества Федор Петрович Литке изучал Арктический регион в качестве руководителя экспедиции, издав по окончании «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821-1824 года.
Позже, когда в РГО обратился сибирский золотопромышленник Михаил Константинович Сидоров с проектом согласно которому он был готов пожертвовать деньги любому капитану корабля, который морем придет в устье Енисея, Литке заявил, что такое предприятие просто невозможно. В этом Литке убеждали и Вторая камчатская экспедиция, и его собственная, и Колымская экспедиция Ф.П. Врангеля. Ученый не учитывал тот факт, что поморы ходили по полярным водам с давних пор, используя на своих суднах — кочах паруса только на открытой воде, в отличие от шлюпов, на которых ходили российские моряки времен империи.
Сидоров в отличие от Литке и многих других считал, что открытие прохода морем в устья Оби и Енисея для Сибири не только возможно, но и жизненно необходимо для развития восточных регионов страны. Сидоров по собственному признанию фактически посвятил всю жизнь тому, чтобы положить начало регулярному судоходству из европейских портов по Северному морскому пути. В 1863 г. Сидоров снарядил экспедицию из Обдорска (Салехарда) в Обскую губу до реки Таз. Благодаря своему упорству предприниматель смог добиться того, что с 1869 г. Государственный совет Российской империи разрешил снаряжать купцу Сидорову морские экспедиции через Северный Ледовитый океан. Уже в 1870-х годах в устье Оби стали заходить суда из Европы.
Много торговых рейсов из Европы финансировал красноярский промышленник Александр Михайлович Сибиряков. Он был в числе тех, кто предоставил средства шведскому географу и мореплавателю Н.Э. Норденшёльду под руководством которого экспедиция в составе китобойного парового судна «Вега» преодолела впервые Северный морской путь с запада на восток с одной зимовкой.
Новаторский и даже футуристический проект исследования полярного бассейна и достижения Северного полюса предложил прославленный русский флотоводец Степан Осипович Макаров. В 1896 командовал эскадрой Балтийского флота, изучал Карское море, где познакомился с норвежскими полярными капитанами, в том числе с О. Свердрупом (в свое время ходившим с исследователем и путешественником Фритьофом Нансеном). Собранные Макаровым рассказы о хождении во льдах заставляют его выдвинуть идею создания ледокола для исследования Арктики. Предлагал использовать Макаров ледокол и для достижения Северного полюса.
Показавшаяся фантастической, идея поначалу не получила поддержки Географического общества. Однако Макаров стал читать лекции в Российском географическом обществе под названием «К полюсу — напролом!». После высокой оценки проекта строительства ледокола выдающимся российским ученым-энциклопедистом Д.И. Менделеевым, доведшего бумаги до сведения министра финансов С.Ю. Витте и царя Николая II, адмирал получил согласие на реализацию задуманного. Он лично руководил постройкой ледокола «Ермак», названного так в честь Ермака, знаменитого русского землепроходца.
Макаров лично наблюдал за строительством судна, принимая активное участие в разработке его конструкции. Одновременно ему было поручено провести рекогносцировку Карского моря, являвшегося, как правило, «камнем преткновения» и других морей.
Испытания ледокола прошли 21 февраля 1899 г. в Финском заливе, а уже в марте 1899 г. Макаров перешел на ледоколе из Ньюкасла в Кронштадт, оттуда – в Ревель. Летом оставался на Севере, совершил два пробных рейса к северу от Шпицбергена до 81'21'' с.ш. Несколько раз пришлось возвращать ледокол на доработку в Ньюкасл.
В январе 1901 г. попытка обогнуть на ледоколе Новую Землю и подойти к устью Енисея оказалась неудачной, после чего деятельность ледокола ограничили проводкой судов в Балтийском море. Проект строительства и эксплуатации судов ледокольного типа на время был заморожен. Тем не менее в дальнейшем судьба ледокола «Ермак» сложилась удачно: он пережил своего конструктора на 60 лет и стал родоначальником серии современных ледоколов.
После поражения России в Русско-Японской войне решено было вернуться к идее строительства ледоколов. Морской путь от Кронштадта до Владивостока через Северный Ледовитый океан был почти в два раза короче, чем любой другой путь. Соответственно, если бы Северный морской путь эксплуатировался во время войны, ее итоги могли быть иными. В это же время резко возросло число переселенцев из Европейской России в Сибирь — экономические причины требовали развития судоходства на Севере.
Первым прохождением Северного морского пути российской экспедицией стала гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого, морского офицера, гидрографа и геодезиста, на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914-1915 годах. Экспедиция прошла по Севморпути с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр.
Первая мировая война только подчеркнула значимость Северного морского пути для России. Спешно стал строиться самый северный незамерзающий порт страны — Романов-на-Мурмане (с 1917 г. — город Мурманск и в настоящее время — порт приписки всех атомных ледоколов страны).
Большевики, пришедшие к власти в 1917 г., прекрасно понимали важность этого региона и стратегическую значимость морской трассы. Одной из первых резолюций Совнаркома в 1918 г. было постановление об организации экспедиции для исследования Северного морского пути, которая должна была быть оснащена хорошо снаряженными кораблями и авиацией. Однако из-за Гражданской войны планы на столь масштабный проект были заморожены.
Но уже спустя 3 года, в 1921 году был создан Морской научный институт для изучения морей и земель Советской Арктики. В течение всего десятилетия совершаются Карские и Северо-Восточные экспедиции, собирающие и изучающие метеорологические и океанологические режимы полярных морей, и одновременно делающие все новые географические открытия.
В 1932 году в СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть). В этом же году впервые в истории Арктики была достигнута цель, к которой шли несколько столетий, и о которой мечтали десятки отважных мореплавателей – был открыт для свободного плавания Северный морской путь. Ледокол «Александр Сибиряков», названный в честь Александра Михайловича Сибирякова, (капитан В.И. Воронин, начальник экспедиции - геофизик, профессор, О.Ю. Шмидт) прошел от Архангельска до Берингова пролива за 65 дней за одну навигацию.
В 1933 г. – по пути «Сибирякова» следует пароход «Челюскин» от Мурманска к Берингову проливу. У входа в Тихий океан корабль вынесло обратно в Чукотское море, где пароход был раздавлен, а «челюскинцев» сумели спасти летчики, которые за успешное выполнение операции по спасению впервые в истории страны получили звания Героев Советского Союза. В 1934 г. ледокол «Литке» проходит за одну навигацию в обратном направлении из Владивостока в Архангельск.
К началу Великой Отечественной войны Северный морской путь в целом был освоен, в единую транспортную систему страны вошли все крупные порты Европейской части России и Дальнего Востока, порты сибирских рек: Нарьян-Мар, Игарка, Диксон, Тикси и другие. По нему шли доставки грузов и обеспечивалось снабжение всей Сибири и Дальнего Востока.
В это же время с активным освоением Северного морского пути появилась насущная потребность в актуальной метеорологической информации для успешной навигации. Полярный исследователь и океанолог Владимир Юльевич Визе предложил идею для исследования Арктического региона высаживать ученых на дрейфующие льдины в полярных областях (в свое время Нансен высказывал мысль о том, что дрейф льда может быть использован для экспедиционных целей). Полярный исследователь, получивший в дальнейшем за свою деятельность, звание Академика, Шмидт развил эту мысль, разработав детальную концепцию доставки ученых вместе с необходимым оборудованием в район Северного полюса на самолетах.
Проект первой дрейфующей станции «Северный полюс-1» был одобрен. Руководителем программы был назначен Шмидт, начальником станции стал Иван Дмитриевич Папанин, опытный полярник, в будущем контр-адмирал и дважды Герой Советского Союза. Он, а также радист Э.Т. Кренкель, геофизик Е.К. Федоров, океанограф П.П. Ширшов провели на льдине, занимаясь метеорологическими и океанологическими наблюдениями, 9 месяцев. За это время станция на льдине проплыла более 2000 км, собрала уникальный материал, который позволил обогатить научные знания о климате, океанологическом режиме морей Арктики.
За время существования Советского Союза программа дрейфующих станций успешно развивалась, а с 1954 года исследования в Центральной Арктике велись непрерывно. До 1991 г. была проведена 31 экспедиция, в 1991 г. программа была приостановлена и возобновила свою работу уже в XXI веке.
Мечта флотоводца С.О. Макарова осуществилась в 1977 г.: атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса.
Северный морской путь был открыт для международного судоходства в 1991 году, после распада СССР. При этом объем перевозимых грузов и число судов, проходящих по нему резко упало.
В 2001 г. была принята Морская доктрина РФ, в которой Арктическое региональное направление считается одним из приоритетных. В 2015 г. в новой редакции Морской доктрины подтверждается рост значения Северного морского пути, увеличение ледокольного флота России, уделено внимание экологической ситуации в полярном регионе. Все это позволяет надеяться на возрождение Северного морского пути.
Имена героических полярников исследователей также обогатили географическую карту мира:
Именем В.Я. Чичагова названы горы на Аляске и Шпицбергене, заливы в Тихом океане, острова в Тихом океане и на Новой Земле.
Именем С.О. Макарова названы 17 географических объектов на Тихом океане, в Арктике и Антарктиде.
Именем В.Ю. Визе назван остров в Карском море, ледник, мыс и бухта на острове Новая Земля.
Именем О.Ю. Шмидта названы остров в архипелаге Северная Земля, мыс на побережье Чукотки, подледная равнина в Антарктиде.
Именем И.Д. Папанина назван мыс на Таймырском полуострове, остров в заливе Сиваш, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане.