Гагарин Юрий Алексеевич
Гагарин Юрий Алексеевич (9 марта 1934, село Клушино, Гжатский район, Смоленская область — 27 марта 1968, близ деревни Новосёлово, Киржачский район, Владимирская область) — советский космонавт, военный летчик 1-го класса (1961), Герой Советского Союза (1961), летчик-космонавт СССР (1961), полковник (1963); первый человек, совершивший полет в космос.
Детство и первая профессия
Юрий Гагарин родился в крестьянской семье. Его отец Алексей Иванович Гагарин (1902-1973) работал мельником и кладовщиком, мать Анна Тимофеевна Матвеева (1903-1984) была дояркой и свинаркой, позднее стала заведующей скотофермой колхоза «Ударник». Гагарины воспитывали четверых детей; кроме Юрия, в семье были старший брат Валентин Алексеевич (1924-2006), старшая сестра Зоя Алексеевна (р.1927) и младший брат Борис Алексеевич (1936-1975).
Раннее детство Юрия прошло в родном селе. 1 сентября 1941 года он пошел в школу, но в октябре учеба прервалась: село заняли немецкие оккупанты. 6 марта 1943 года Красная армия, после ожесточенных боев, освободила Гжатск; оккупанты покинули Клушино на три дня раньше, уведя в плен местную молодежь; среди угнанных оказались Валентин и Зоя Гагарины, они вернулись только после войны. Занятия в школе возобновились, однако ущерб, нанесенный отступавшими немцами, был значителен, и Юрий не мог получить полноценное образование.
Осенью 1945 года семья Гагариных, спасаясь от нищеты, переехала в Гжатск, и 22 ноября Юрий пошел в третий класс Гжатской базовой школы при местном Педагогическом училище. В мае 1949 года он окончил шестой класс и желал продолжить обучение, однако бедственное положение семьи вынудило его отправиться в Москву. В сентябре того же года Юрий поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10 при заводе сельхозмашин им. Ухтомского, на отделение литейщиков; одновременно он учился в Люберецкой средней школе рабочей молодежи № 1. 16 декабря 1949 года вступил в комсомол. Юрий Гагарин демонстрировал отличную успеваемость и после завершения обучения, 6 июля 1951 года, подал заявление на поступление в Саратовский индустриально-педагогический техникум, где готовили мастеров-литейщиков.
Во время учебы в техникуме Юрий активно занимался самообразованием, посещал кружок художественного слова и духовой оркестр. Кроме того, он стал капитаном сборной по баскетболу и секретарем Совета Добровольного спортивного общества «Трудовые резервы». Тогда же проявилось его новое увлечение — в физико-техническом кружке Юрий изучал теоретические основы авиации и космонавтики, что документально зафиксировано: 17 сентября 1952 года он прочитал доклад, посвященный Константину Циолковскому.
Военный летчик
26 октября 1954 года Юрия Гагарина зачислили курсантом на отделение пилотов Саратовского аэроклуба Добровольного Общества Содействия Армии, Авиации и Флоту ДОСААФ. Начало его летной карьеры было сопряжено с трудностями: в конце года Юрия отправили на преддипломную практику на завод им. Войкова (Москва), а в феврале следующего года — на педагогическую практику на заводе «Вулкан» (Ленинград). Отсутствие на занятиях в аэроклубе привело к отчислению, но Юрий убедил руководство восстановить его в качестве курсанта, и 23 мая 1955 года он получил допуск к полетам. На учебном самолете «Як-18» Юрий Гагарин выполнил 196 полетов, налетав в общей сложности 42 часа 23 минуты.
27 сентября 1955 года был издан приказ № 58 об окончании обучения курсантов в Саратовском аэроклубе, и через три недели Октябрьский райвоенкомат города Саратова призвал Юрия Гагарина в Советскую Армию, направив служить в 1-е Чкаловское военное училище летчиков (ЧВАУЛ) им. Ворошилова (Чкалов, ныне — Оренбург). 8 января 1956 года Юрий принял военную присягу. Если на первом году обучения курсанты продолжали осваивать «Як-18», то на втором году им пришлось пересесть на новейшие реактивные истребители «Миг-15бис». Общий налет Юрия Гагарина в училище составил 116 часов 41 минуту, в том числе 586 самостоятельных посадок.
Юрий Гагарин закончил училище с отличием, и 26 октября 1957 года ему была присвоена квалификация пилота-техника. Он имел право выбора места службы, и 5 ноября новоиспеченный лейтенант получил направление в распоряжение командующего Военно-воздушных сил Северного флота. На следующий день после этого он вступил в брак с Валентиной Ивановной Горячевой (р.1935), студенткой Чкаловского медицинского училища, с которой познакомился за время обучения.
28 ноября 1957 года Юрий Гагарин прибыл в расположение 769-го истребительного авиационного полка 122-й истребительной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота (769 ИАП 122 ИАД ВВС СФ), который располагался в поселке Луостари-Новое на северо-востоке Мурманской области. Первый заполярный вылет на истребителе «МиГ-15бис» Юрий Гагарин совершил 21 марта 1958 года; к октябрю 1959 года он налетал в общей сложности 265 часов и был представлен на должность старшего летчика.
В отряде космонавтов
12 октября 1959 года в поселок Луостари-Новое прибыла комиссия, состоявшая из врачей Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя (ЦВНИАГ). Они должны были отобрать кандидатов для осуществления полетов пилотируемых космических кораблей в рамках проекта «Восток». Прибывая на место, медики просматривали личные дела летчиков, которые подходили по критериям отбора, сформулированным главным конструктором ракетно-космической техники С.П.Королёвым: «Безупречное состояние здоровья при высокой психической устойчивости и общей выносливости организма; высокая летная успеваемость при выраженных задатках воли, трудолюбия и любознательности; активное желание освоить полеты на ракетных летательных аппаратах; антропометрические параметры: рост — не более 170 см, вес — 70-72 кг, возраст — не старше 30 лет». Всего были просмотрены медицинские книжки 3456 человек, а отобрано 352. Позднее общее число потенциальных космонавтов сократилось до 225 человек, среди них был и Юрий Гагарин.
Осенью 1959 года отобранных начали группами вызывать в Москву, чтобы провести более детальное обследование в стенах ЦВНИАГ. Кандидаты прибывали группами по 20-30 человек. Кроме всевозможных анализов и осмотров, их подвергали «нагрузочным пробам»: в барокамере, на центрифуге и на вибростенде. Испытание преодолели только 134 летчика.
11 января 1960 года Главнокомандующий ВВС подписал директиву № 321141, согласно которой была организована специальная воинская часть 26266. Последовал второй этап обследований и тестов, в результате которого 25 февраля 1960 года была отобрана группа из 20 человек. 7 марта приказом № 267 они были зачислены на должность слушателей-космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС (ЦПК ВВС). Руководил группой генерал-лейтенант Н.П. Каманин, назначенный помощником Главкома ВВС по космосу.
В ходе подготовки будущие космонавты изучали теоретические вопросы космических полетов, материально-техническую часть, прыгали с парашютом, испытывали состояние кратковременной невесомости на двухместных самолетах «МиГ-15УТИ». В начале июля 1960 года отряд переехал в подмосковный Зеленый (впоследствии — Звездный) городок. Здесь, в районе платформы «41-й километр» Северной железной дороги, началось строительство ЦПК ВВС. Из-за отсутствия достаточной тренажной базы было затруднительно готовить к полету всех слушателей, поэтому из них были отобраны шестеро: капитаны А.Г. Николаев и П.Р. Попович, старшие лейтенанты Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, В.С. Варламов и А.Я. Карташов. «Шестерка» получила приоритет при доступе к тренажерам; остальные слушатели готовились по менее интенсивной программе, посещая теоретические и спортивные занятия. Позднее по состоянию здоровья из группы выбыли В.С. Варламов и А.Я. Карташов; их заменили капитан В.Ф. Быковский и старший лейтенант Г.Г. Нелюбов.
Специалисты предъявляли завышенные требования к будущим космонавтам, ведь в то время никто не мог точно сказать, какие нагрузки придется выдержать пилоту при первом космическом полете. Слушателей испытывали на центрифуге при перегрузке в 12 g, хотя в полете она не должна была превысить 10 g. Летом 1960 года они проходили десятисуточные испытания в сурдокамере — небольшом изолированном помещении, без связи с внешним миром. Особое значение в ЦПК ВВС придавалось упражнениям, направленным на укрепление вестибулярного аппарата. При тренировках использовались батут, качели Хилова, кресло Барани и рейнское колесо, а также специальные стенды, позволяющие балансировать на неустойчивой опоре.
Хотя все члены приоритетной «шестерки» проявляли рвение при подготовке, Юрий Гагарин отличался высокой инициативностью, хорошей обучаемостью и ровным жизнерадостным характером. 16 июня 1960 года он был принят в Коммунистическую партию Советского Союза, получил партийный билет № 08909627. Лидерские качества Гагарина отмечали как специалисты, работавшие в ЦПК ВВС, так и сослуживцы-слушатели. Его выделяли С.П. Королёв, Н.П. Каманин и другие руководители ракетно-космической программы.
Когда в конце 1950-х годов инженеры-конструкторы приступили к проектированию космического корабля «Восток», они изначально хотели обойтись без скафандра — пилот помещался в герметичный контейнер, который выстреливался из спускаемого аппарата перед приземлением. Однако такая схема оказалась громоздкой и требовала отдельных усилий на тестирование, поэтому в августе 1960 года бюро ОКБ-1 С.П. Королёва переработало внутреннюю компоновку «Востока», заменив контейнер на катапультируемое кресло. Для защиты будущего космонавта в случае разгерметизации корабля требовался скафандр, получивший обозначение СК-1. Его изготавливали по индивидуальной мерке, и специалисты не успевали снабдить скафандрами всю приоритетную «шестерку». Поэтому Н.П. Каманину пришлось выделить «тройку» лучших: свой выбор он остановил на Ю.А. Гагарине, Г.С. Титове и Г.Г. Нелюбове.
В начале октября 1960 года слушатели-космонавты временно переехали в Летно-исследовательский институт (Жуковский, Московская область). Под руководством заслуженного летчика-испытателя М.Л. Галлая они осваивали операции по управлению кораблем «Восток» на специально подготовленном тренажере ТДК. Будучи опытными летчиками, слушатели не только изучали кабину корабля, но и давали рекомендации по улучшению ее внутреннего устройства, выступая рационализаторами проекта. 17 января 1961 года состоялся экзамен, который все шестеро слушателей сдали на «отлично». По итогам рассмотрения результатов экзамена, общей успеваемости космонавтов и личных дел в протоколе была сделана запись: «Комиссия рекомендует следующую очередность использования космонавтов в полетах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович». 25 января приоритетная «шестерка» получила должности космонавтов и квалификацию космонавтов ВВС.
Перед пилотируемым полетом космического корабля «Восток» было проведено два запуска беспилотных аналогов. 9 марта 1961 года на орбиту был выведен корабль 3КА № 1, получивший официальное название «Четвертый космический корабль-спутник». На его борту находились подопытная собака Чернушка и одетый в скафандр манекен «Иван Иванович». Полет прошел без сбоев, однако на этапе схода в атмосфере спускаемый аппарат отделился от приборного отсека с задержкой, что привело к перелету расчетного района приземления на 412 км. 25 марта состоялся запуск корабля 3КА № 2, получившего название «Пятый космический корабль-спутник», с собакой Звездочкой и манекеном на борту. Ситуация повторилась, и спускаемый аппарат приземлился в 660 км от расчетного района. В ходе подготовки этого запуска приоритетная «шестерка» космонавтов побывала на полигоне Тюра-Там (космодром Байконур), ознакомилась с техническими позициями и участвовала в тренировках. Несмотря на проблему перелета, риск для космонавта был признан приемлемым. 29 марта 1961 года Военно-промышленная комиссия (ВПК) Совета министров СССР постановила осуществить пилотируемый запуск корабля «Восток» в период с 10 по 20 апреля.
5 апреля 1961 года приоритетная «шестерка» космонавтов отправилась на полигон Тюра-Там. 8 апреля там состоялось заседание Государственной комиссии по запуску космического корабля «Восток», на котором было утверждено задание космонавту на полет, а Н.П. Каманин выступил с предложением о назначении пилота корабля «Восток»: Ю.А. Гагарин был утвержден первым пилотом, Г.С. Титов — запасным. 10 апреля о назначении первого космонавта было объявлено на торжественном заседании Госкомиссии в присутствии приглашенных журналистов и кинооператоров.
Первый космический полет
Утром 12 апреля 1961 года старший лейтенант Юрий Гагарин (позывной «Кедр») занял место в кабине космического корабля «Восток» (3КА № 3). В 9:07 по московскому времени трехступенчатая ракета-носитель «Восток» (8К72 № Е10316) вывела корабль на околоземную орбиту высотой 181 км в перигее и 327 км в апогее (на 80 км выше расчетной). Наклонение орбиты составило 64° 57’, период обращения — 89,44 мин.
В ходе полета Юрий Гагарин поддерживал связь с научно-измерительными пунктами полигона Тюра-Там (позывной «Заря-1»), НИП-12 в Колпашево Томской области («Заря-2») и НИП-6 в Елизове Камчатской области («Заря-3»). Выйдя из зоны связи камчатского пункта, «Восток» прошел над Гавайскими островами, пересек Тихий океан, обогнул с юга мыс Горн и приблизился к Африке. Космонавт чувствовал себя хорошо, о чем постоянно докладывал научно-измерительным пунктам. Попробовал «космическую» еду (щавелевое пюре с мясом, мясной паштет и шоколадный соус) и консервированную воду. За космонавтом можно было наблюдать с помощью видиконной камеры системы «Селигер», установленной в кабине. Она передавала всего 100 строк при 10 кадрах в секунду, изображение получалось размытым, однако его хватало, чтобы оценить состояние пилота. Юрий Гагарин наблюдал Землю, звезды и космическое пространство, регистрировал показания приборов, надиктовывая их на бортовой магнитофон и записывая в бортовой журнал.
Сразу после отделения корабля от ракеты-носителя включилось программно-временное устройство «Гранит-5В», которое в 9:51 запустило автоматическую систему ориентации. Когда корабль вышел из тени Земли и был сориентирован по Солнцу, в 10:25 прошло включение тормозной двигательной установки ТДУ-1. Однако из-за сбоя в ее работе в открытые магистрали стал поступать азот, что привело к беспорядочной закрутке корабля.
Юрий Гагарин описывал это так:
«Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Всё кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал момента разделения. Разделения нет».
Штатная схема спуска оказалась нарушена, и разделение отсеков корабля в положенное время не произошло. Только в 10:36, на высоте около 115 км, спускаемый аппарат «Востока» отделился от приборного отсека. Вход космического корабля в плотные слои атмосферы зарегистрировал НИП-10 (Симферополь). В 10:42 при скорости около 210 м/с и на высоте 7 км по сигналу барореле прошел отстрел крышки люка; затем кресло с космонавтом катапультировалось из спускаемого аппарата.
В 10:53 ноги Юрия Гагарина коснулись земли. Весь полет от старта до приземления космонавта продолжался 106 мин., а не 108 мин., как было сразу заявлено в средствах массовой информации. Ошибку обнаружили в начале мая при анализе характеристик полета, но официальную версию решили не менять. Расчетное место приземления находилось рядом с городом Хвалынск, на границе Самарской и Куйбышевской областей, но «Восток», вопреки ожиданиям, спустился не с перелетом, а с недолетом на 180 км — поблизости от деревни Смеловка Саратовской области (в точке с координатами 51°16' с.ш., 45°59' в.д.). В 1965 году на месте посадки был установлен памятник — уменьшенная копия монумента «Покорителям космоса» в Москве.
14 апреля Юрий Гагарин, получивший звание майора, на специальном самолете «Ил-18» прибыл в Москву. На Красной площади состоялся праздничный митинг с участием глав СССР, который транслировался телевидением по всему миру. Вечером на торжественный приеме в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца был оглашен указ о присвоении Юрию Гагарину званий Героя Советского Союза и летчика-космонавта СССР. Там же ему вручили медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина. В честь космонавта был произведен салют из двадцати залпов.
Мировое турне
Первый космический полет вызвал огромный резонанс в мире. От правительств и организаций разных стран мира поступили поздравления и приглашения. С целью укрепления международных связей, после пятидневного послеполетного обследования в ЦВНИАГ, Юрий Гагарин отправился в длительное мировое турне. Зарубежные визиты продолжались с перерывами три года подряд.
Первый космонавт посетил: Чехословакию (28-29 апреля 1961 года), Болгарию (22-27 мая 1961 года), Финляндию (30 июня - 5 июля 1961 года), Великобританию (11-15 июля 1961 года), Польшу (20-22 июля 1961 года), Кубу (24-28 июля 1961 года), Бразилию (29 июля - 4 августа 1961 года), Канаду (5-6 августа 1961 года), Венгрию (19-21 августа 1961 года), Индию (29 ноября 1961 года - 6 декабря 1961 года), Шри-Ланку (7-11 декабря 1961 года), Афганистан (12-14 декабря 1961 года), Объединенную Арабскую Республику (29 января - 3 февраля 1962 года), Гану (4-5 февраля 1962 года), Либерию (6-11 февраля 1962 года), Грецию (12-13 февраля 1962 года), Кипр (14-15 февраля 1962 года), Австрию (10-15 мая 1962 года), Японию (21-27 мая 1962 года), Финляндию (4-5 августа 1962 года), Данию (5-10 сентября 1962 года), Францию (27 сентября - 3 октября 1963 года), Кубу (10-11 октября 1963 года), Мексику (12-14 октября 1963 года), Соединенные Штаты Америки (15-16 октября 1963 года), Германскую Демократическую Республику (17-22 октября 1963 года), Швецию (1-6 марта 1964 года), Норвегию (7-15 марта 1964 года). В 1965 году Юрий Гагарин также посетил с повторными визитами ГДР (6-11 мая) и Францию (10-22 июня). В ходе визитов Юрий Гагарин встречался с главами государств, политиками, военными, руководителями профсоюзов, учеными, авиаторами и рядовыми гражданами, выступал на митингах, выставках и конференциях, давал многочисленные интервью.
Иностранные правительства отметили вклад Юрия Гагарина в космонавтику рядом высших наград: медалью «Золотая Звезда» Героя Социалистического Труда Народной Республики Болгария и орденом Георгия Димитрова (1961), медалью «Золотая Звезда» Героя Социалистического Труда Чехословацкой Социалистической Республики (1961), орденом Крест Грюнвальда I степени (1961, Польша), орденом «Плайя Хирон» (1961, Куба), орденом «За заслуги в области воздухоплавания» (1961, Бразилия), орденом Государственного Знамени Венгерской Народной Республики (1961), орденом Звезды 2-го класса (Индонезия, 1961), орденом «Ожерелье Нила» (1962, Объединенная Арабская Республика), орденом, знаком и Большой лентой Африканской Звезды к ордену «Свет во тьме» (1962, Либерия), орденом Карла Маркса (1963, ГДР).
Помимо правительственных наград, Юрий Гагарин были присуждены специальные: золотая медаль им. Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений» (АН СССР), медаль де Лаво (Международная авиационная федерация), золотые медали и почетные дипломы Международной ассоциации «Человек в космосе» и Итальянской ассоциации космонавтики, золотая медаль «За выдающееся отличие» и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции, Большая золотая медаль и диплом Международной авиационной федерации, золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, премия Галабера по астронавтике. В 1966 году Юрий Гагарин стал Почетным членом Международной академии астронавтики.
После полета Юрий Гагарин вел большую общественно-политическую работу, был делегатом XXII-го и XXIII-го съездов КПСС от Московской городской парторганизации, депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, членом ЦК ВЛКСМ (избран на XIV-м и XV-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы. Участвовал в создании экспозиций музея Центра подготовки космонавтов Звёздного городка, Государственного музея истории космонавтики им. Циолковского в Калуге, павильона «Космос» Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР в Москве.
Юрий Гагарин был избран почетным гражданином городов: Калуга, Новозыбков, Клинцы, Новочеркасск, Люберцы, Сумгаит, Смоленск, Винница, Севастополь, Саратов, Комсомольск-на-Амуре, Тюмень, София, Перник, Пловдив, Афины, Фамагуста, Лимасол, Сен-Дени, Тренчьянске-Теплице. Ему также были вручены золотые ключи от ворот городов Каир и Александрия (Египет).
Наставник космонавтов
Советское правительство полагало, что Юрий Гагарин должен занять высокий пост, соответствующий его статусу первого космонавта планеты. 23 мая 1961 года он был назначен командиром отряда космонавтов ЦПК ВВС; 20 декабря 1963 года стал заместителем начальника ЦПК ВВС по летно-космической подготовке. Расширение полномочий требовало внеочередного повышения звания, поэтому 12 июня 1962 года Юрию Гагарину было присвоено звание подполковника, а 6 ноября 1963 года — звание полковника.
Будучи командиром отряда космонавтов, Юрий Гагарин участвовал в подготовке и осуществлении пилотируемых полетов космических кораблей: «Восток-3» (11-15 августа 1962 года, А.Г. Николаев), «Восток-4» (12-15 августа 1962 года, П.Р. Попович), «Восток-5» (14-19 июня 1963 года, В.Ф. Быковский), «Восток-6» (16-19 июня 1963 года, В.В. Терешкова), «Восход» (12-13 октября 1964 года, В.М. Комаров, К.П. Феоктистов, Б.Б. Егоров), «Восход-2» (18-19 марта 1965 года, П.И. Беляев, А.А. Леонов).
Несмотря на высокую занятость, Юрий Гагарин собирался совершить новый полет в космос. В феврале 1963 года он прошел медицинское обследование, чтобы получить аттестат годности и принять участие в одном из существующих проектов. Сначала руководство воспротивилось инициативе космонавта, но затем было вынуждено уступить. С сентября 1965 по апрель 1967 года Юрий Гагарин проходил подготовку по программе «Стыковка» к полету в качестве командира активного космического корабля 7К-ОК («СОЮЗ») в составе 2-го экипажа. Параллельно, в сентябре 1966 года, он был приписан к группе «Л-3», которая готовилась к высадке на Луну, а в январе 1967 года — к группе «Л-1», сформированной для беспосадочного пилотируемого облета Луны. 30 марта 1967 года Юрий Гагарин сдал комплексные экзамены (теоретическая подготовка и практика управления кораблем на тренажере «Волга») с оценкой «отлично». Во время старта космического корабля «Союз-1» 23 апреля 1967 года он был дублером пилота корабля — летчика-космонавта В.М. Комарова. К сожалению, при возвращении на Землю космонавт В.М. Комаров погиб, что сделало будущие полеты Гагарина проблематичными.
Советская ракетно-космическая программа развивалась. Чтобы соответствовать возрастающим требованиям, первые космонавты должны были получить высшее образование. 1 сентября 1961 года десять членов отряда ЦПК ВВС во главе с Юрием Гагариным поступили в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского. Обучение проходило по индивидуальной программе с учетом текущей загруженности космонавтов и продолжалось семь лет. В октябре 1965 года определилась общая тема выпускных дипломов — проект «Орбитального самолета-перехватчика», взлетающего на ракете-носителе и приземляющегося на аэродром. В качестве основы был взят «Космический летательный аппарат» («КЛА»), разработанный сотрудниками академии и представляющий собой многоразовый высокоманевренный корабль с решетчатыми крыльями. С.П.Королёв предложил упростить схему «КЛА», заменив решетчатые крылья обычными. Каждый из космонавтов получил свой самостоятельный раздел исследований, который увязывался с остальными. Юрий Гагарин координировал работу и определял компоновку летательного аппарата, выступая в качестве «главного конструктора». Окончательный вариант «Орбитального самолета-перехватчика» был утвержден в 1966 году. По чертежу-эскизу Юрия Гагарина была изготовлена деревянная модель для аэродинамических исследований, получившая название «ЮГ». Однако осенью 1967 года специалист по динамике полета дал отрицательное заключение, указав, что не решена проблема посадки, и посоветовав установить на аппарат воздушно-реактивный двигатель. Такое конструктивное изменение требовало пересмотра всего проекта, и Юрий Гагарин предложил создать стенд-тренажер для проверки существующих решений. Космонавт самостоятельно провел на нем 200 зачетных «посадок», причем как в идеальных условиях, так и с учетом бокового ветра. Моделирующий тренажер Гагарина можно с полным основанием считать первым в нашей стране пилотажным стендом. 17 февраля 1968 года Юрий Гагарин защитил дипломный проект, получив квалификацию летчик-инженер-космонавт и диплом с отличием. Госкомиссия по итогам защиты рекомендовала ему продолжить обучение в заочной адъюнктуре академии. Тема диплома в будущем должна была стать темой кандидатской диссертации.
После полета Юрий Гагарин занимался публицистикой, пропагандируя идею космической экспансии. Несколько переизданий выдержала его автобиографическая книга «Дорога в космос» (1961, лит. зап. С. Борзенко и Н. Денисова). В дальнейшем был выпущен адаптированный иллюстрированный вариант «Вижу Землю...» (1968, лит. зап. В. Ардатовского и В. Михайлова). Кроме того, Юрий Гагарин опубликовал ряд статей в газетах, журналах и сборниках: «Вас ждет воздушный океан» (1961), «Звездное время» (1961), «Металл и характер отливаются в труде» (1961), «Вперед, всегда вперед» (1962), «Лыжню — летящим по волнам» (1963), «Поэзия звездных высот» (1963), «Слово к писателям» (1963), «Штурмующие небо» (1963), «Дважды воскресший» (1964), «Есть пламя!» (1964), «К молодым друзьям космонавтов» (1965), «Наши ряды растут» (1965), «Время коммунизма, время космоса» (1967), «Ступени во Вселенную» (1968). Доклады, интервью и статьи Юрия Гагарина были изданы в сборнике «Есть пламя!» (1968, 1971). В соавторстве с психологом В.С. Лебедевым он написал научно-популярная книгу «Психология и космос» (1968).
Гибель космонавта
Юрий Гагарин старательно поддерживал летную форму. Однако на период подготовки к защите дипломного проекта взял перерыв. Тренировочные полеты он возобновил 13 марта 1968 года. До 22 марта он успел выполнить 18 полетов на самолете «МиГ-15УТИ» (№ 612739) с инструктором, общей продолжительностью свыше 7 часов. 27 марта состоялся «зачетный» полет, после которого Юрий Гагарин получал допуск к самостоятельному пилотированию на «МиГ-17». После выполнения задания (упражнение № 2 Курса боевой подготовки истребительной авиации) космонавт доложил о возвращении на аэродром, однако в 10:30 радиообмен прекратился, и больше на связь он не выходил. В 14:50 поисковые вертолеты обнаружили место падения «МиГ-15УТИ» — южнее поселка Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Юрий Гагарин и его инструктор, полковник Владимир Сергеевич Серёгин, погибли.
В Советском Союзе был объявлен траур. 29 марта урны с прахом погибших выставили в Краснознаменном зале Центрального Дома Советской Армии (ЦДСА). Проститься с космонавтом пришли десятки тысяч людей. 30 марта после траурной процессии урны были установлены в нишах Кремлевской стены. У Юрия Гагарина остались сиротами две дочери: Елена Юрьевна (род. 17 апреля 1959) и Галина Юрьевна (род. 7 марта 1961 года).
Для выяснения обстоятельств авиакатастрофы была создана Правительственная комиссия, которую возглавил генерал-полковник Д.Ф. Устинов, занимавший должность секретаря ЦК КПСС. Участники расследования достоверно установили, что самолет был полностью исправен до момента разрушительного удара о землю, а пилоты находились в ясном сознании и делали всё возможное, чтобы вывести «МиГ-15УТИ» из штопора. Хотя результаты расследования засекречены до сих пор, в марте 1987 года профессор С.М. Белоцерковский и летчик-космонавт А.А. Леонов заявили, что причиной сваливания «МиГа» Юрия Гагарина в штопор могло стать «внезапное препятствие»: стая птиц, шар-зонд или посторонний самолет. В июне 2013 года А.А. Леонов вновь повторил эту версию, добавив, что катастрофа произошла исключительно по вине другого самолета — истребителя «Су-15», случайно оказавшегося в зоне тренировочных полетов.
В целях увековечения памяти Юрия Гагарина город Гжатск и Гжатский район Смоленской области переименованы в город Гагарин и Гагаринский район. В городе Гагарине открыт Объединенный Мемориальный музей Ю.А. Гагарина. Имя Юрия Гагарина присвоено Военно-воздушной академии в Монино. Учреждена стипендия им.Ю.А. Гагарина для курсантов военных авиационных училищ. Международной авиационной федерацией учреждена медаль им.Ю.А. Гагарина. Имя Юрия Гагарина носят Центр подготовки космонавтов, учебные заведения, научно-исследовательское судно, улицы, проспекты и площади многих городов. Именем Юрия Гагарина названы кратер на обратной стороне Луны и малая планета № 1772. В честь Юрия Гагарина назван редкий минерал «гагаринит», найденный в шахтах Восточно-Казахстанской области Казахстана. Имя Юрия Гагарина носят пассажирские лайнеры «А-320» (бортовой № VQ-BBB) и «Sukhoi Superjet 100» (бортовой № 95007).
В 2011 году имя Юрия Гагарина было присвоено космическому кораблю «Союз ТМА-21», стартовавшему с космодрома Байконур 5 апреля 2011 года. Ежегодно 12 апреля в память о полете Юрия Гагарина жители России и стран СНГ отмечают День космонавтики, а США и Западной Европы — Ночь Юрия (Yuri's Night).