Географические открытия

«Российская цивилизация», «особый путь»… Суть этих понятий открывается тем, кто окинет взором всю историю становления России, весь путь, пройденный от первых русских князей до современной России как субъекта глобальных мировых процессов.

Роль России в современном мире, оценка уникальности ее вклада в развитие мировой цивилизации, современного мира, является результатом труда многих поколений подвижников и патриотов своей земли, ученых и путешественников, людей, положивших на алтарь служения России не только свой труд и знания, но часто и жизнь, беззаветно преданных своему долгу и следующих своему предназначению, своей мечте, своей вере.

Благодаря этим людям и можно говорить о формировании «русского мира»: мира, объединяющего в себе не только и не столько людей русской национальности, но людей, объединённых причастностью к судьбе России и приверженностью к русскому языку и культуре вне зависимости от страны и континента.

Землепроходцам, первооткрывателям, путешественникам, мы обязаны приращению территории России, расширению ее границ и сфер влияния; людям, демонстрирующим всему миру пассионарность русского народа, потребность в расширении территории России, как задачи формировании единого экономического и политического пространства, как ответа на вызовы, диктуемые внешними и внутренними условиями.

Само понятие «российская цивилизация» объединяет не только 146 миллионов многонационального населения современной России, более 30 миллионов русскоговорящего населения других стран, но и десятки географических названий, территорий, открытых и освоенных российскими путешественниками, учеными и землепроходцами, а также государства, развитие и само существование которых стало возможным благодаря усилиям сотен и тысяч российских людей.

Разумеется, значительное количество экспедиций в течение всей истории человечества ставили своими целями захват новых территорий, приток богатств и товаров, расширение политического влияния. Безусловно, именно войны перекраивали политическую карту мира. Однако, именно пытливое стремление к поиску новых торговых путей, открытие, описание и картографическая съемка новых или присоединенных территорий, изыскания, имеющие, в том числе и чисто научный географический интерес, ввели в мировую историю целую плеяду российских путешественников.

Во многом это объясняется тем, что никогда за всю историю России приращение территории не шло по «западному» колониальному типу. Сила России всегда была в изначальном стремлении к интеграции народов и территорий в состав Российского государства, которая на разных этапах его развития претворялась в жизнь с той или иной степенью успеха. Это стремление в конечном итоге послужило развитию включенных в состав государства территорий и различных народов, сохранению их самобытности, этнической, культурной и языковой идентичности.

Зарождение «российской цивилизации», становления России как субъекта мировых цивилизационных процессов началось примерно с IX-XII века, когда по нынешней территории России прошел знаменитый путь «из варяг в греки» - первый большой трансконтинентальный торговый путь, соединяющий Балтику с Черноморским регионом. Первый крупный торговый путь, обеспечивающий не только поток товаров между двумя мирами, но и развитие русских городов вдоль всего пути следования.

До эпохи Великих географических открытий (XV-XVI века) изучение новых пространств и территорий было уделом одиночек и не носило систематического характера. Но вклад этих одиночек, их рассказы, «скаски», их наблюдения, повлияли на дальнейший ход развития истории. Так, например, «хождение за три моря» Афанасия Никитина (тверского купца, а может быть, даже исполнителя секретной княжеской миссии) было первым документально зафиксированным путешествием европейца в Индию (на 30 лет раньше португальцев). Это был также один из первых этнографических очерков, ядро той фактологической базы, включающей описание населения, быта, обычаев, природы, которые впоследствии легли в основу дальнейшего изучения региона.

Эпоха Великих географических открытий в Европе, когда на Земле стали исчезать «белые пятна», были открыты морские пути в Индию, Африку, открыта Америка, совпала с важнейшим для России периодом – освоением Сибири, Дальнего Востока и вод Северного Ледовитого и Тихого океанов русскими землепроходцами – «служилыми людьми», казаками, купцами, промысловиками и мореходами.

Известно, что русские первыми из европейцев плавали в Европу морем из устья Северной Двины в норвежский Тронхейм (1496 г., русский посланник Григорий Истома).

Поморы, с давних пор жившие на побережье Белого моря, на кочах, плоскодонных парусно-гребных судах, обследовали северные земли, реки, острова (в том числе Новую Землю, Шпицберген). Именно судостроители и мореплаватели Руси первые проникли в полярные моря. Это были достаточно хаотичные и индивидуальные «вылазки» с целью нахождения новых мест для рыбного и пушного промысла (охота за белым медведем, моржами, тюленями, китобойный промысел и т.д.).

Безусловно, масштабный процесс освоения бескрайних территорий Сибири и Дальнего Востока, был связан, прежде всего, с задачей защиты восточных рубежей. В XVI веке Русское государство смогло начать расширение своих границ на Восток. Выполнялись вполне прагматичные задачи поиска новых мест рыбного, пушного, лесного, соляного промыслов; сбор ясака (дани), общение с местными племенами, живущими на просторах Азии, их по возможности мирное подчинение и вовлечение в сферу Русского государства. Зачастую это делалось силами небольших «казачьих» отрядов под предводительством отважных, выносливых и авантюрных по своему духу людей: Ермака Тимофеевича, М. Стадухина, Д. Зыряна, С. Моторы, В. Пояркова, Е. Хабарова, В. Атласова, Ф. Попова, С. Дежнева и других, чьих имен история подчас не сохранила. Память о землепроходцах осталась в топонимике азиатского континента.

Всего с середины XVI до начала XVII века были присоединены территории Казанского ханства, земли Заволжья, Урала, покорено Сибирское ханство.

К началу XVII века благодаря усилиям землепроходцев к Российскому государству были присоединены значительная часть Западной Сибири, пройдены многочисленные сибирские реки, основаны новые поселения, которые в дальнейшем стали центрами освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока (Тобольск, Тюмень, Сургут, Мангазея, Обдорск, Тара и другие). Землепроходцам принадлежит основополагающая роль в становлении экономического развития регионов, освоению их природных богатств.

Перед отрядами землепроходцев ставилась задача вовлечения местных народов: вогулов (манси), остяков (ханты), ненцев, тунгусов (эвенков), бурят, алтайцев, якутов, коряков и многих других в сферу влияния Российского государства при строгом наказе не применять по отношению к ним физической силы.

К началу XVIII века были собраны относительно точные данные о гидрографии и рельефе на колоссальной территории азиатского континента. К этому же времени была также пройдена значительная береговая часть Северной Азии.

Таким образом, формировалось пространство Российского государства: в сложнейших климатических условиях на гигантских таежных и тундровых просторах, горных областях Северной Азии, несмотря на все невзгоды природного, климатического, человеческого и иного характера.

Следующим важнейшим этапом в развитии географических знаний в России является середина 18 века, когда были осуществлены Первая Камчатская (1725-1730 гг.) и Великая Северная экспедиции (Вторая Камчатская) (1733-1743 гг.). В это время Англия, Франция и Голландия делят колониальное наследие Испании и Португалии, а Россия становится Империей. Ею одержаны выдающиеся победы в Северной войне и Персидском походе.

Идея регулярного судоходства по Северному Ледовитому океану с запада на восток возникла на Руси еще в 16 веке. Но именно при Петре I развитие науки и техники получает огромный импульс, потребность в географических знаниях и картографическом описании молодой российской империи увеличивается в геометрической прогрессии. Это делает возможным комплексное исследование региона.

Задачей Первой Камчатской экспедиции было выяснить, соединяются ли севере два континента: Азия и Америка, описать и нанести на карту все открытые острова и земли. Начальником экспедиции был назначен Витус Беринг, датчанин, более 20 лет состоявший на российской службе. В составе экспедиции были помощники Беринга Алексей Чириков и Мартин Шпанберг, геодезист Михаил Гвоздёв.

В результате экспедиции был вторично пройден пролив между Азией и Америкой (впервые пролив, названный впоследствии Беринговым, был пройден казаком Семеном Дежневым в 1648 г.), открыто несколько островов, составлена карта побережья северо-восточной Азии, хотя основная задача - достичь берегов Америки - не была решена.

После оценки результатов Первой Камчатской экспедиции была снаряжена Вторая Камчатская экспедиция (1733-1743 гг). Она получила также название Великой Северной, в силу своего размаха (было пройдено все побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Печоры до мыса Большой Баранов Камень - Мыс Семена Дежнева) и в силу больших задач, которые перед ней стояли. Начальником экспедиции был опять назначен Беринг, его помощником – Чириков. Масштабы экспедиции впечатляют: несмотря на тяжелейшие условия, сложную ледовую обстановку, большие человеческие потери, в рамках экспедиции было нанесено на карту 13 тысяч км. берега, собран большой массив информации о климате, гидрологии и океанологии региона. Навсегда в историю и географические карты вошли имена Дмитрия и Харитона Лаптевых, Чирикова и самого командора Беринга, погибшего во время зимовки на Командорских островах. Было достигнуто побережье Америки, доказано существование пролива между Америкой и Азией.

Вскоре начинается новый этап развития России – колонизация и освоение побережья Северной Америки («Русская Америка»: Аляска, поселение в Калифорнии — крепость Росс).

Именно в рамках этой задачи в 1803-1806 годах было задумано и осуществлено Первое российское кругосветное путешествие. Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева» осуществили кругосветное путешествие, доказав возможность сообщения с Русской Америкой морем. Огромный географический, богатый этнографический материал, первый официальный контакт с правительством Японии – результат этой экспедиции. Кроме того, прекрасная организация перехода, включая комплектацию команды и снабжения экспедиции на долгие годы становится эталоном для всех судов: на всем протяжении пути потери в команде из-за болезней были минимальны, что для того времени было просто чудом.

Уже в первой половине XIX века было совершено около 20 кругосветных плаваний российских судов, больше, чем английских и французских кругосветок, вместе взятых. Некоторые российские мореходы совершают кругосветные путешествия дважды и трижды. Василий Михайлович Головнин, под командованием которого совершено кругосветное путешествие на шлюпе «Диана», на шлюпе «Камчатка» совершает кругосветное путешествие в 1817-1819 годах. На этом шлюпе мичманом служит 19-летний мичман Федор Литке; в 1826-1829 годах уже в чине капитана-лейтенанта на шлюпе «Сенявин» Федор Петрович Литке совершает свое второе кругосветное путешествие с востока на запад, в результате которого было исследовано азиатское побережье Берингового пролива, собраны богатейшие научные материалы, открыты новые острова, были проведены многочисленные геофизические наблюдения.

Кроме того, начало XIX века ознаменовалось важнейшим открытием мирового значения, честь которого принадлежит именно российским морякам: в 1819-1821 годов шлюпы «Восток» и «Мирный» под управлением Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева совершили кругосветное путешествие в высоких южных широтах. Был открыт самый южный материк - Антарктида. Помимо открытия Антарктиды были описаны и нанесены на карту новые острова, проведен целый ряд метеорологических и океанографических исследований. Таким образом, был решен давнишний вопрос о существовании Южной «терра инкогнита», долгое время будораживший воображение человечества.

Ухудшение отношений России с Англией и Францией во второй половине XIX века, (особенно после Крымской войны 1853-1856 гг.), привело к смене парадигмы во внешней политике России и росту интереса к развитию экономических и политических связей со странами Азии. Для расширения влияния России в регионе, закрепления достигнутых новых рубежей на Юге были необходимы в том числе и новые географические данные о регионе, в ту пору мало изученном. С этой задачей блестяще справился Петр Петрович Семенов, впоследствии за свои заслуги получивший приставку к своей фамилии– Тян-Шанский, и ставший главой Русского географического общества. В 1856-1857 г. он совершил путешествие на Северный Тянь-Шань, составил его орографическую схему, выявил ряд геологических особенностей региона, в частности, опроверг гипотезу о вулканическом происхождении этой горной системы.

С 1870 по 1888 год, несмотря на клубок сложнейших политических взаимоотношений на огромной азиатской территории активно вел свои исследования Николай Михайлович Пржевальский, русский военный географ. В обстановке постоянно возникающих восстаний местного населения, сложных отношений с Циньской династией, волнений среди уйгуров и дунган Николаем Михайловичем были пройдены, изучены и нанесены на карту тысячи километров территории Восточного Тянь-Шаня, пустыни Гоби, Тибета, исследованы истоки Хуанхэ, открыты озера (Лобнор) и горные хребты, найдено несколько новых видов животных.

Этот регион неоднократоно исследовался на рубеже XIX и XX веков; масса уникальных данных была собрана в рамках активной деятельности М.Н.Певцова, (заменившего Пржевальского после его смерти), Г.Н. Потанина, путешественника и этнографа, В.А. Обручева, геолога и путешественника, учениками Пржевальского В.И. Роборовского и П.К. Козлова, военных географов. Они занимались изучением геологии, орографии Центральной Азии, природы Центральной Азии, проводились зоологические, энтомологические, а также археологические, этнографические исследования региона.

Значительный вклад в исследования Центральной Азии в XX веке внес ученый, художник, путешественник и философ, Николай Константинович Рерих, получивший мировую известность и признание. Своими работами и общественной деятельностью Рерих способствовал поиску общности и духовного единства между Востоком и Западом.

В это же время по-прежнему волнует умы ученых и общественных деятелей мысль об освоении побережья «русской Арктики» и плавания по Северному морскому пути. Активная исследовательская и практическая работа велась С. О. Макаровым, выдающимся флотоводцем и ученым. Он стал идеологом использования ледоколов в Северном Ледовитом океане, предложив концепцию использования мощных ледоколов для осуществления полярных исследований, а также для практических целей - транспортных перевозок в высоких широтах. При активном участии Макарова был построен первый в мире ледокол «Ермак», переживший своего создателя на многие десятки лет.

Идеи Макарова об использовании кораблей ледокольного типа были поддержаны другим выдающимся российским ученым Д.И.Менделеевым. Однако наиболее полное и практическое развитие они получили уже в Советской России, когда ледоколы (в том числе позже - атомные) стали активно использоваться для изучения Полярного региона и проводки грузов вдоль Арктического побережья России. В 20-х годах 20-го столетия стали совершаться на регулярной основе Карские и Северо-Восточные экспедиции. В 1932 году, советский ученый-полярник Отто Юльевич Шмидт впервые совершил переход по Северному морскому пути от Архангельска до Петропавловск-Камчатского за одну навигацию на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», открыв новые возможности для освоения и развития северных территорий России.

Кроме того, именно Шмидт, развив идею ученого-полярника В.Д.Визе, был одним из авторов проекта создания дрейфующих станций, позволяющих получать регулярную информацию о метеорологической и ледовой обстановке региона. Проект дрейфующей станции «Северный полюс – 1» (СП-1) под руководством И.Д. Папанина был осуществлен в 1937-1938 гг. За уникальными работой, дрейфом на льдине и спасением знаменитых «папанинцев» советским ледоколом «Таймыр» следила вся страна.

Результаты экспедиции легли в основу программы, продолжавшейся до 1991 года («Северный полюс-31»). В 2003 году прерванная программа дрейфующих станций возобновила свою работу. В 2013 г. проведена работа дрейфующей станции «Северный полюс-40».

Идет второе десятилетие XXI века, человечество продолжает осваивать космос, обживает морские глубины, изучает и использует природные недра. Но история географических открытий, осуществленных российскими землепроходцами, путешественниками, исследователями, продолжается. В 2012 г. Российская экспедиция достигла поверхности подледного озера Восток в самом сердце Антарктиды. В 2013 г. в архипелаге Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане был открыт остров Яя.

Открытия продолжаются!