Русский мир

Социально-политические координаты современного мира позволяют развивать стратегические идеи, концепции и проекты, использующие цивилизационную специфику и интегративные устремления людей. Одной из таких концепций является концепция «Русского мира», объединяющая носителей российской цивилизационной идентичности. Часто под русским миром понимают единое цивилизационное, социокультурное и наднациональное пространство, охватывающее людей, обладающих духовными и ментальными признаками «русскости», объединённых причастностью к России и приверженностью к русскому языку и культуре. По различным оценкам вне России в настоящее время проживает около 35 млн. человек, считающих себя русскими, и почти 60 млн. тех, кто называет русскую культуру родной. С каждым годом Россия проявляет все больший интерес к «русскому миру», людям, которые в силу самых разнообразных причин оказались за пределами Родины, но несмотря на это проявляют неподдельный интерес к России.

К сожалению, согласно данным председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонида Слуцкого, русский мир, под которым он подразумевает русскоязычное культурное и образовательное пространство в мире, стремительно уменьшается. Прежде всего это связано с тем, что произошло значительное отступление русского языка на мировой арене. Прекращается деятельность многих зарубежных домов дружбы, культурных центров, бесплатных языковых курсов при посольствах. Также было отмечено сильное сокращение численности иностранных студентов, обучающихся в России. В некоторых регионах и сферах место русского языка, как правило, занимает английский язык, который существенно потеснил в конце ХХ века не только русский, но и другие языки международного общения.

Концептуальное наполнение понятия «Русский мир» как ценностной геополитической доктрины сформулировано как право и обязанность России стать в современном мире самостоятельным и равноправным субъектом международных отношений, поскольку исторически она является субъектом оригинального культурно-исторического творчества, выступая не просто как одна из стран мирового сообщества, но как особая цивилизационная общность. Интегративной основой и ценностным наполнением идеи русского мира представляется русская культурная доминанта, объединяющая огромное количество людей, которые чувствуют сопричастность своих судеб с судьбой Отечества. Ключевым в понимании русского мира является то, что «Русский мир шире наций, границ, политических систем, шире идеологий».[i] Это концепция объединения на основе сопричастности к России и приверженности к русскому языку и культуре, это цивилизационное понятие.

Идея большого Русского мира и ее стратегический ценностный характер постоянно подчеркивается Президентом РФ. Основными представляются следующие идеи концепции: важность русского языка и русской культуры; важная роль православной церкви и религии; наднациональный характер и многонациональность традиций в рамках русского мира; единство российского, украинского и других славянских народов и их тесная историческая взаимосвязь с истоками становления политической и социокультурной общности. Ключевой особенностью данной концепции являются цивилизационные координаты, в которых подчеркивается роль именно русского народа в создании исторической русской государственности как «государства-цивилизации», что возможно только в масштабах такого «исторического», а никак не «национального» государства: «Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура».[ii] Принадлежность к русскому миру объединяет людей, которые любят Россию. Это люди, "которые либо сами русские по духу, по крови, либо это люди, которые считают своей миссией продвижение русской культуры".[iii]

Важнейшим социальным и политическим вопросом является забота о русском языке и росте влияния российской культуры, поскольку именно объединяющая роль русского языка и наднациональной характер русского мира составляет его основу. На сегодняшний день русский язык – это язык домашнего общения и коммуникации для нескольких миллионов выходцев из бывшего СССР, которые проживают за рубежом, и многие из них останутся там постоянно. Русским языком пользуются на работе те, кто в той или иной степени связан деловыми интересами с Россией, он употребим в тех коллективах, где существенная концентрация русскоязычных граждан. В 2013 году Президент РФ подчеркнул: "Огромную объединяющую роль в тысячелетней истории России всегда играл русский народ и русский язык. Именно русский язык был главным выразителем и носителем народного единства, скреплял большой русский мир, который простирается далеко за пределы нашей страны. Русский мир никогда не строился по принципу национальной, этнической исключительности, он всегда был открыт для тех, кто чувствует себя частью России и считает Россию своей Родиной".[iv]

Единство социально-политического и культурного пространства русского мира рассматривается и через призму исторического становления. Во многом данная цивилизационная проекция пересекается с позицией Русской православной церкви. Не случайно, восстановление канонического общения между РПЦ и Русской православной церковью за границей маркировало, по мнению Президента РФ, возрождение единство русского мира поскольку «сейчас для очень многих соотечественников, живущих вдали от России, именно церковь является подчас единственным «островком» Родины. Эта незримая связь помогает им сохранять национальную культуру и традиции, родной язык, ощущать свою сопричастность делам Отечества".[v] С точки зрения Русской православной церкви и её Главы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла главными критериями русского мира являются историческая принадлежность к Святой Руси, общая цивилизационная принадлежность, а также объединяющая роль православия: "Русский мир не ограничивается государственными границами; это не политический феномен и не социальный проект, а многовековой опыт осмысления нашими народами основ бытия, поиск высшей правды и стремление к утверждению традиционных нравственных начал в личной и общественной жизни".[vi]

Русский мир также объединяет соотечественников, живущих за рубежом. С одной стороны это явление может рассматриваться в рамках стратегии «мягкой силы», сохранения культурного русскоязычного пространства как центра притяжения соотечественников, поддержки информационного пространства и деятельности русскоязычных СМИ, как европейских, так и российских, направленных на внешнюю аудиторию. "Русскоязычная пресса Европы может внести свой полезный вклад в объединение "русского мира" – мира науки, знаний, богатейшей истории и традиций".[vii] С другой стороны, существует вариант понимания Русского мира в узком смысле этого слова как совокупности наших соотечественников за рубежом, сохраняющих связь с Россией и с русским языком. Такое понимание было озвучено Президентом РФ В.В.Путиным во Вступительном слове на Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом. В данном русле анализируется феномен российских диаспор, при констатации основной роли в их идентификации русского языка: "Диаспора из России становится именно русской диаспорой, а не тривиальной миграцией или совокупностью всех выходцев из страны потому, что она осознает и воспроизводит своё единство во внешнем мире на основе главной культурно отличительной черты – а именно на основе русского языка. Утратившие эту черту, как правило, теряют свою принадлежность к Русскому миру".[viii]

По своей структуре российская диаспора, к которой применимо более емкое название «русский мир», весьма неоднородна и условно может быть разделена на диаспору в странах ближнего и дальнего зарубежья. Формирование российской зарубежной диаспоры, «русского мира» происходило на протяжении веков. Важно подчеркнуть, что под диаспорой следует понимать ту часть эмигрантов, которые не просто покинули пределы России, но сохранили языковую, культурную и духовную связь с Отечеством. Русский мир является, несомненно, одним из важнейших факторов культурно-цивилизационного разнообразия современного мира. Вместе с тем, наличие мощной зарубежной диаспоры требует проведения четкой государственной политики взаимодействия с зарубежными соотечественниками, учитывающей специфику их положения в конкретных странах и регионах. Переосмысление позиции государства в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, налаживание партнерских отношений с зарубежной российской диаспорой из плоскости дискуссий переросло в конкретные шаги.

Одним из приоритетов политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, при созданной нормативной базе, является содействие консолидации диаспоры. Укрепление позиций российской диаспоры за рубежом тесно связано со способностью соотечественников добиваться сплоченности, консолидировано выступать во взаимоотношениях с окружающим миром, в том числе с Россией, для чего был создан Всемирный конгресс соотечественников, в соответствии с решением которого сформирован и работает Координационный совет российских соотечественников. Примечательна резолюция IV Конгресса соотечественников, как концентрированное выражение идеологии практики объединения людей, носителей цивилизационной российской идентичности.. Пятый Всемирный конгресс соотечественников (5-6 ноября 2015 г., Москва) посвящен вопросам консолидации русского мира, с участием порядка 400 представителей общественных организаций и соотечественников из 97 стран. К настоящему времени практически во всех странах мира с крупной российской диаспорой созданы страновые координационные советы соотечественников, В качестве примера можно привести русскую диаспору в странах Арабского Востока, объединяющую многочисленные общественные организации соотечественников в странах проживания.

Важным направлением политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, способствующим установлению межкультурного диалога, является информационное обеспечение. По данному направлению осуществляется целый ряд мер, прежде всего, направленных на поддержку печатных изданий соотечественников, взаимодействие с русскоязычными СМИ, создание интернет-порталов, например «Русский век» – портал для российских соотечественников, учрежденный Министерством иностранных дел России, а также созданный в 2015 году телеканал «Русский мир».

Культурно-символические механизмы скрепления Русского мира должны иметь воплощение в конкретных инструментах сохранения, продвижения и трансляции ценностного наполнения. В качестве институционализированных практических механизмов по укреплению и продвижению стратегии русского мира и консолидации его носителей следует особо отметить такие организации, как: Россотрудничество, Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, Фонд "Русский Мир", Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, программы "Русский язык", "Русская школа за рубежом", ориентированные на российские образовательные стандарты, Президентская программа "Новое поколение", русскоязычные СМИ в Европе, Национальный фонд русского языка, задача которого заключается в развитии русского языка в России, а также программы изучения русского языка в ближнем и дальнем зарубежье, популяризации русского языка и литературы в мире.

Так, например, в задачи деятельности фонда « Русский мир» входят: поддержка и развитие преподавания русского языка в России и за рубежом; поддержка национальных и международных организаций и объединений преподавателей русского языка и литературы; поддержка деятельности российских диаспор за рубежом по сохранению их культурной идентичности; поддержка зарубежных русскоязычных и российских средств массовой информации, взаимодействие с Русской православной церковью и другими конфессиями в деле продвижения русского языка и российской культуры и др. Ежедневно по миру проходит 10-15 мероприятий, связанных с деятельностью Фонда «Русский мир», в некоторых странах интерес к деятельности Фонда вырос многократно. В общественном сознании россиян можно зафиксировать четкое проявление глубинных цивилизационных черт в поисках образа Русского мира, который больше связан с долговременными приоритетами. Сегодня можно говорить о теоретически адекватной и поддерживаемой обществом трактовке данного проекта как поддержке принадлежности людей к особой цивилизации со своими ценностями, исторически сложившимися в России.

В данном разделе помещены ряд концептуальных статей наиболее значимых авторов по осмыслению и концептуализации цивилизационного потенциала «Русского мира»: академика В.А.Тишкова о смыслах и стратегиях русского мира, профессора В.А.Никонова о цивилизационном характере русского мира, профессора Н.В.Нарочницкой об исторической преемственности и единстве в понимании русского мира. В разделе также содержится фактологическая и статистическая информация о русской диаспоре за рубежом.

[i] Никонов В. Всемирное и национальное. // Стратегия России. 2007.№12. С.22

[ii] Путин В.В. Россия: национальный вопрос. // Независимая газета, 23.01.2012.

[iii] Фонд "Русский мир" продолжит работу во всех странах. 03.11.2014.// Официальный сайт РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL http://ria.ru/society/20141103/1031536830.html

[iv] Торжественный приём по случаю Дня народного единства4 ноября 2013// Официальный сайт Президента Российской федерации. [Электронный ресурс]. URL http://www.kremlin.ru/news/19562

[v] Выступление на торжественном приёме по случаю восстановления единства Русской православной церкви. 19 мая 2007// Официальный сайт Президента Российской федерации. [Электронный ресурс]. URL http://www.kremlin.ru/transcripts/24266

[vi] Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам VIII Ассамблеи Русского мира 3 ноября 2014. //Официальный сайт Московского Патриарха. [Электронный ресурс]. URL http://www.patriarchia.ru/db/text/3823040.html

[vii] Письменное интервью газете "Русская мысль". 23 ноября 2006//Официальный сайт Президента Российской федерации. [Электронный ресурс]. URL http://www.kremlin.ru/transcripts/23919

[viiii] Тишков В.А. Русский мир: смыслы и стратегии. //Стратегия России. №7, Июль 2007 [Электронный ресурс]. URL http://www.valerytishkov.ru/cntnt/novye_publikacii/russkij_mi1.html