Россия в диалоге цивилизаций
Цивилизационный подход предлагает объяснение взаимодействия различных устойчивых социокультурных образований - цивилизаций, наделяемых статусом социально-политических субъектов, в условиях современного мира.
Диалог как форма межцивилизационного взаимодействия во многом основан на признании плюрализации, множественности социально-политического пространства. Политические проекты и описательные схемы межцивилизационного диалога акцентируют внимание на необходимости поиска оснований взаимодействия между различными цивилизациями, субъектами политического процесса.
Современные процессы перемен, происходящих в мире, видоизменение всего привычного облика социального мироздания приводит к поиску как отдельными личностями, так и социокультурными образованиями новых стратегий взаимодействия. Современный мир становится целостным и требует нового сотрудничества и взаимной безопасности от новых рисков и угроз, он характеризуется новыми беспрецедентными возможностями взаимодействия цивилизаций Востока и Запада. И именно социокультурные образования – цивилизации - берут на себя функции участников диалога в современном динамично изменяющемся мире.
Именно цивилизационная идентичность, гораздо более устойчивая, чем политические и экономические образования, позволяет людям осознавать свое место в этом мире, определять свое отношение к Своим и Другим, надеяться на счастье и стремиться к лучшему. В рамках цивилизационного подхода со временем происходит смена акцентов: от признания непрерывности исторического процесса, от идей поступательного прогресса, универсальности к подчеркиванию самобытности, идентичности.
Цивилизационный анализ предполагает выделение глубинных факторов, архетипических черт и долговременных признаков, которые, составляя своего рода концепцию бытия российского народа, переживают в своей истории не только смену очередных политических режимов и общественно-экономических систем. Ключевые характеристики и коренные интересы России как полиэтнического и многоконфессиональнного субъекта истории выступают необходимой предпосылкой для осмысления ее роли в современном диалоге цивилизаций. Актуальность исследования российской цивилизации обуславливается не только тем вкладом, который внесла Россия в мировую историю, но и наличием широкого спектра мнений о самой сущности российского общества и его места в современном мире. Нередко циркулирующие в общественных дискурсах стереотипные подходы и предвзятые оценки заслоняют подлинную специфику и величие России как цивилизации, чьи лучшие черты неизменно проявлялись в ходе истории и могут служить разрешению противоречий и гармонизации мира. Этим предопределяется статус России как защитника традиционных ценностей цивилизации.[i]
В современном общественно-политическом знании проблема определения цивилизационного статуса России рассматривается в ряде проекций – от внешнеполитической до религиозной, от философской до сугубо идеологизированной, однако сама точка концентрации многочисленных дискуссий очевидна - это специфика российского общества, воспроизводящаяся на протяжении длительного исторического времени.
Устойчивость российской цивилизации поддерживается приверженностью большинства населения к сохранению своих традиционных ценностных представлений, своей концепции бытия, которая, формируясь на протяжении веков, характеризовалась приоритетом идей коллективного спасения, общественных интересов над личными, расположением к духовным ценностям, и важной централизующей ролью государства. Это определяет уникальность и самостоятельность российской цивилизации.
Проблема трансформации российского общества, изменения ценностных установок и социально-экономических характеристик предопределяет обращение к пониманию критериев прогресса. Опыт российских политических и экономических трансформаций свидетельствует, что изменение такой самостоятельной цивилизационно-культурной общности, как Россия, не укладывается в классический модернизационный сценарий, а спор между западниками и славянофилами до сих пор не утратил своей актуальности и со всей очевидностью проявляется в современной дискуссии о цивилизационном статусе России.
Российская цивилизация – одна из наиболее крупных по охвату территории цивилизаций, сформировавшаяся на территории восточной Европы и северной Азии, самобытность которой обусловлена взаимодействием специфических географических, климатических, этнических, конфессиональных, политических, исторических факторов. Понимание сути многообразных процессов, исторически свойственных России, ключевых характеристик полиэтнического и многоконфессионального российского общества как субъекта истории, коренных интересов этой веками сложившейся евразийской социокультурной общности (при гетерогенной этнической и религиозной основе), органической связи между ее прошлым, настоящим и будущим – необходимая предпосылка для осмысления роли России в современном диалоге цивилизаций.
К основным чертам российской цивилизации можно отнести: поликонфессиональность, полиэтничность, антиномичность, патернализм, коллективизм, примат политических факторов, централизованные формы политического устроения. Именно эти цивилизационные основания предопределили вектор разноуровневых и разнопорядковых изменений российского общества, модель модернизации, характер взаимоотношений государства (власти) и общества, формы политического участия и поведения, специфику духовно-ценностных предпочтений. При том выбор геополитической и цивилизационной ориентации во многом определяет не только вектор внешней политики нашей страны, но и общее направление ее внутренних социально-политических процессов.
Каждая цивилизация при всей своей специфике и своеобразии – составная часть единой целостной общности – человечества. Было бы некорректным, в условиях цивилизационного многообразия, противопоставлять российскую и иные цивилизации, но при этом важно объективно понимать и показывать их взаимодополняемость, взаимное влияние и цивилизационное своеобразие в контексте межцивилизационного и межкультурного диалога.
Современные глобализационные тренды наряду c экономическими и политическими процессами заставляют искать новые алгориты и технологии межцивилизационных контактов России с различными, в том числе и новыми, партнерами – например, с широким кругом активизировавшихся на мировой арене исламских стран, со странами нового формата БРИКС и др. При этом важно отдавать отчет, что старые участники диалога – Европа, Америка, Африка и др. - остаются, однако они претерпевают серьезные изменения, как меняется и сама Россия. Исторически Запад являлся одним из основных партнеров России в межцивилизационном диалоге, однако сегодня не менее значимыми партнёрами выступают и другие субъекты цивилизационного процесса. Как льмечал Президент РФ, «В этих условиях Россия может и должна достойно сыграть роль, продиктованную ее цивилизационной моделью, великой историей, географией и ее культурным геномом, в котором органично сочетаются фундаментальные основы европейской цивилизации и многовековой опыт взаимодействия с Востоком, где сейчас активно развиваются новые центры экономической силы и политического влияния».[ii] В данных координатах взаимоотношения России и Запада представляются гораздо глубже, чем столкновение прагматических, рационально сформулированных интересов: речь идет o самоопределении обоих политических субъектов во времени и в пространстве, которое, в свою очередь, неразрывно связано с вопросами не только безопасности, но также культурно-цивилизационной идентичности и этики.
Рассматривая место России в современном диалоге цивилизаций, нельзя не акцентировать проблему зарубежной российской диаспоры, которая является носителем культурной традиции российской цивилизации. Она непосредственно соприкасается с живыми носителями других культурно-ценностных систем и вступает с ними в диалог, внося немалый вклад в формирование цивилизационного образа России. «Русский мир», смысловое пространство российской цивилизации, его присутствие в различных уголках нашей планеты значительно расширяют границы цивилизационного диалога России.
Переосмысление проблемы единственно правильного пути развития, признание многовариантности исторического развития, политическая акцентированность различий предопределили выход на первый план тех ценностно-смысловых структур, которые представляются наиболее устойчивыми, выдержавшими проверку историей. Происходящие изменения требуют выработки новых политических и гуманитарных стратегий, позволяющие использовать конструктивный потенциал межцивилизационного взаимодействия и выстраивать новые модели общения в мире, где Россия является самостоятельным и равноправным субъектом исторического творчества.
Для отражения всего многообразия существующих ракурсов исследования темы места и статуса России в современном диалоге цивилизаций, в данном разделе представлены стратегическое выступление Президента РФ по цивилизационным вопросам, аналитические статьи о методологии исследования российской цивилизации, о существующих дискуссиях по определению сущности российской цивилизации, о параметрах и аспектах диалога цивилизаций. Также помещены официальные документы, в которых нашла отражение идея диалога цивилизаций, освещены политические практики такого диалога и вклад России в межцивилизационное взаимодействие.
[i] Об этом см.: Путин В.В. Выступление на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 года. Новгородская область [Электронный ресурс]// http://news.kremlin.ru/news/19243
[ii] См. Путин В.В. Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить. // Известия, 16.01.2012