Владимиро-Суздальское княжество
Владимиро-Суздальское княжество — крупнейшее государственное образование в Северо-Восточной Руси 10-13 веков, располагавшееся в междуречье Оки и Волги. До 10 века почти все эти земли были заняты финно-угорским племенем меря. Колонизация края ильменскими словенами и кривичами, начавшаяся в конце 10 века, привела к обрусению мери и формированию великорусской народности.
Водные пути связывали край с Волжско-Камской Булгарией и странами Востока, с путем «из варяг в греки», с Киевской Русью и Новгородом. На пересечении торговых путей в 10-11 веках выросли города Ростов, Белозерск, Ярославль, Муром, Суздаль. Роль административного центра начал играть Ростов. В городах Северо-Восточной Руси высокого уровня развития достигло ремесло: обработка железа и других металлов, гончарное производство, строительное дело. Связь Ростовского края с Киевской Русью выражалась в уплате дани великим киевским князьям. Местные дружины участвовали в походах князя Олега на Киев (около 882) и Царьград (907). Позднее в Ростове княжили сыновья киевского князя Владимира Святославича — Борис и Ярослав, в Муроме — Глеб. Формирование местной землевладельческой верхушки, рост феодальных отношений, закабаление сельского населения вызвали восстания смердов (1024). По разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В это время возвышается Суздаль, куда Владимир Мономах с переходом края в 1093 году в его владение сажал князьями своих сыновей — Ярополка, затем Юрия. В Суздаль переходит из Ростова и летописание. В 1108 году Владимир Мономах основал крепость на реке Клязьме — Владимир.
Юрий Долгорукий укреплял свое княжество и оборонял его от нападений булгар. При нем началась борьба княжеской власти с местной боярской знатью. В ходе этой борьбы выросли новые княжеские города и крепости (Конятин в устье Нерли в 1134 году, Переяславль и Юрьев в 1152 году, Дмитров в 1154). В 1147 году была основана Москва (постройка укреплений в 1156 году). Постройка в новых городах белокаменных храмов положила в 12 веке начало владимиро-суздальской школе зодчества. Новые города, населенные зависимым от князя военным и торгово-ремесленным людом, становятся опорой княжеской власти. После длительной военной и дипломатической борьбы Юрий добился киевского престола (за что и был прозван Долгоруким).
Его сын Андрей Боголюбский (1157-1174) продолжал политический курс отца на усиление княжеской власти и гегемонию Владимиро-Суздальского княжества на Руси. Ее центром он считал не Киев, а Владимир, который сделал столицей княжества (1157), расширил городские укрепления, застроил белокаменными зданиями. В 10 км от столицы, в устье Нерли, была сооружена княжеская резиденция Боголюбово. При Андрее выдвинулось много преданных князю младших дружинников, получавших от него в условное владение земли (милостьники, дворяне). В княжеских городах, особенно во Владимире, умножилось торгово-ремесленное население. С середины 12 века владимирский князь признается великим князем. Организовав поход на Киев и разгромив его (1169), Андрей посадил там князем брата Глеба. Походом на Новгород (1170) Андрей заставил Новгород временно подчиниться своей власти и сменить князя и посадника. Андрей Боголюбский вел борьбу за приоритет Владимира в церковных делах, пытаясь организовать независимую от Киева митрополию. Духовенство Владимира усиленно создавало местные «святыни» и прокламировало особое небесное покровительство делам князя-«самовластца». В среде «милостьников» было создано литературное произведение светского характера «Слово Даниила Заточника». Искусство и архитектура при князе Андрее достигли своего расцвета. Однако в условиях раздробленности на Руси, слабости городов и экономических связей между княжествами централизаторская политика Андрея Боголюбского не могла привести к прочным результатам: в 1174 году он пал жертвой боярского заговора. Убийство Андрея Боголюбского послужило поводом к народному восстанию, продолжавшемуся пять дней. Боярская знать при поддержке рязанского князя Глеба хотела утвердить на владимирском престоле угодных ей князей, однако братья Андрея — Михаилка (умер 1176) и сменивший его Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) одержали верх. Тонкий дипломат и искусный политик, Всеволод продолжал политическую линию отца и брата, успешно боролся с сепаратизмом местной знати. В результате походов 1177, 1180, 1187, 1207 годов было сломлено сопротивление Рязани. В Южной Руси Всеволод усиливал свое влияние с помощью дипломатических интриг, вмешивался во внутренние дела южных княжеств, и ссорил князей между собой, что привело к новому разгрому Киева (1203). Высокий авторитет Всеволода отражен в «Слове о полку Игореве». Летописцы называли его «великим», князья — «господином»; его волю исполнял киевский митрополит.
В 1211 году Всеволод созвал совещание представителей от всех городов Владимиро-Суздальского княжества, которое утвердило передачу княжения его сыну Юрию. Но после смерти Всеволода (1212) ростовское боярство и киевский князь Мстислав Удалой посадили на владимирский престол старшего брата Юрия — Константина. Тот разделил княжество между братьями. Так образовались новые Ростовское, Ярославское, Переяславское княжества. После смерти Константина (1218) Юрий вернулся во Владимир, восстановил господствующее положение владимирского княжества и его авторитет на Руси. Он нанес крупное поражение булгарам (1220), основал в устье Оки Нижний Новгород (1221). Было укреплено владимирское влияние и в Великом Новгороде, где брат Юрия Ярослав активно противодействовал натиску немецких рыцарей и литовских князей на Северную Русь.
Владимиро-Суздальское княжество занимает важное место в истории русского народа. Перенесение политического центра Руси во Владимир сыграло большую роль в последующем образовании великорусской народности и русской нации. В Северо-Восточной Руси была начата борьба за объединение Руси под главенством владимирских князей. В 13-14 веках титул владимирского великого князя считался главным в Северо-Восточной Руси. В 1238 году орды Батыя разгромили Владимиро-Суздальское княжество, опустошили и сожгли его города. Но монголо-татарское иго не смогло уничтожить культурных и политических традиций Владимирской земли. Они были сохранены, восприняты и развиты в процессе «собирания Руси» Москвой в 14-15 веках.