Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (наст. фамилия Мамин) (1852–1912), русский писатель. Родился 25 октября (6 ноября) 1852 на Висимо-Шайтанском заводе Верхотурского уезда Пермской губ. в потомственной семье священнослужителя. Учился в Висимской начальной школе для детей рабочих (1860–1864), Екатеринбургском духовном училище (1866–1868), Пермской духовной семинарии (ушел после 4-го класса в 1872), на ветеринарном отделении Петербургской медико-хирургической академии (1872–1876, не окончил), на юридическом факультете Петербургского университета (1876–1877, ушел из-за материальных затруднений и обострившегося туберкулеза).
В 1877–1891 жил на Урале, преимущественно в Екатеринбурге (избирался гласным городской Думы); с 1891 – в Петербурге, Царском Селе и Павловске. В годы учения входил в кружок семинаристов-вольнодумцев, испытал воздействие идей Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, П.Л. Лаврова, Д.И. Писарева. Большое влияние на Мамина-Сибиряка оказала естественнонаучная литература (Ч. Дарвин, К. Фохт, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев). С 1875 в газетах «Русский мир» и «Новости» начал репортерскую работу, давшую, по его словам, знание «подноготной» жизни, «умение распознавать людей» и «страсть окунаться в гущу повседневности». В журналах «Сын отечества» и «Кругозор» публиковал остросюжетные истории, не лишенные, в духе П.И. Мельникова-Печерского, этнографической наблюдательности, рассказы о разбойниках, уральских старообрядцах, загадочных людях и происшествиях (Старцы, 1875; Старик, В горах, Красная шапка, Русалки, все 1876; Тайны зеленого леса, 1877; роман В водовороте страстей, авторское назв. Виноватые, 1876, и т.д.). С 1872 Мамин-Сибиряк начал работу над задуманным под влиянием Ругон-Маккаров Э. Золя первым произведением из цикла романов об уральских заводчиках Приваловские миллионы (др. названия Семья Бахаревых, Каменный пояс). Опубликованный в 1883 в 5-й, окончательной редакции, этот роман, наряду с рассказами и очерками В камнях (впервые за подписью Д. Сибиряк), На рубеже Азии, В худых душах» (все 1882), Золотуха, Бойцы (оба 1883) и др., принес Мамину-Сибиряку репутацию видного писателя-«уральца», глубокого знатока «областной» жизни (созвучного одновременному развитию «областнической» литературы в Европе и предвосхитившего современную отечественную беллетристику, посвященную «малой родине»). Следующие романы «уральского» цикла – Горное гнездо, Дикое счастье (первонач. назв. Жилка, оба 1884) упрочили литературные позиции Мамина-Сибиряка, долгие годы испытывавшего тяготы ежедневного многочасового репетиторства, безденежья и непризнания.
Герой самого значительного произведения Мамина-Сибиряка, романа Приваловские миллионы, многими чертами близок типу буржуа-«вырожденца» западноевропейского семейно-социального (Э. Золя, Дж. Голсуорси, Т. Манн) и русского (М. Горький) романа рубежа 19–20 вв. Молодой идеалист пытается получить наследство, находящееся под опекой, с тем чтобы расплатиться с народом за жестокий фамильный грех угнетения и эксплуатации, однако безволие героя (следствие генетической деградации), утопичность самого социального проекта обрекает предприятие на неудачу. Яркие эпизоды заводского быта, раскольничьи предания, картины нравов «общества» и полусвета, образы чиновников, адвокатов, золотопромышленников, разночинцев и др., рельефность и точность письма, изобилующего народными поговорками, пословицами и присловьями, достоверность в воспроизведении различных сторон уральского быта, меткость сатиры (особенно характерной для Горного гнезда, сочетающего щедринский гротеск с мрачной метафорикой Молоха А.И. Куприна) сделали это произведение, наряду с другими «уральскими» романами Мамина-Сибиряка, масштабной реалистической эпопеей, впечатляющим образцом отечественной социально-аналитической прозы.
В задуманном как продолжение Горного гнезда романе На улице (1886; первонач. назв. Бурный поток) Мамин-Сибиряк переносит своих «уральских» героев в Петербург и, рассказывая о взлете и крахе некоего газетного предприятия, подчеркивает отрицательный характер социального отбора в «рыночном» обществе, где лучшие (наиболее «нравственные») обречены на нищету и гибель. Проблема поиска смысла жизни совестливым интеллигентом поднимается Маминым-Сибиряком в романе Именинник (1888), рассказывающем о самоубийстве земского деятеля. В то же время Мамин-Сибиряк явно тяготеет к народнической литературе с ее апологией человека труда, стремясь писать в стиле почитаемых им Г.И. Успенского и Н.Н. Златовратского – в «беллетристическо-публицистической», по его определению, форме. В 1885 Мамин-Сибиряк написал пьесу Золотопромышленники (На золотом дне), не имевшую большого успеха. В 1886 был принят в члены Общества любителей российской словесности. Внимание литературной общественности привлек сборник Мамина-Сибиряка Уральские рассказы (тт. 1–2; 1888–1889), в котором сплав этнографических и познавательных элементов (как позднее у П.П. Бажова) воспринимался в аспекте своеобразия художественной манеры писателя, отмечалось его мастерство пейзажиста.
Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 посвящен роман Три конца. Уральская летопись (1890); в жестких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе Золото (1892), голод в уральской деревне 1891–1892 в романе Хлеб (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов Около господ, 1900). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, «русского Золя», признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.
Красочным языком, мажорной тональностью отличаются исторические повести Мамина-Сибиряка Братья Гордеевы (1891; о демидовских крепостных, обучавшихся за границей) и Охонины брови (1892; их эпохи Пугачевщины на Урале). «Кряжистый», «сильный и смелый» и в то же время «желчно-насмешливый», по воспоминаниям современников, типичный «уральский человек», Мамин-Сибиряк пережил в 1892 счастье взаимной любви и горькую утрату любимой, скончавшейся при рождении их дочери Аленушки. Некоторую вялость, «инерционность» последующего письма отмечала критика в романах писателя Весенние грозы (1893; о повседневной жизни провинциальной интеллигенции), Без названия (1894; о трудовой артели, организованной богачом-филантропом для бедствующих интеллигентов), в сборниках рассказов Ноктюрн (1899), Золотая муха (1903). Одна из лучших книг Мамина-Сибиряка – автобиографический роман-воспоминание о петербургской юности Черты из жизни Пепко (1894); ему тематически близок роман По новому пути (1896; др. назв. Ранние всходы) – о печальной судьбе курсистки в Петербурге. Тема художника, осознающего свою исчерпанность, звучит в связанном с проблемой декаданса и потому несколько неожиданном для писателя романе Падающие звезды (1899), повествующем о влечении русского скульптора к немой англичанке.
Классикой мировой литературы для детей стали многие произведения Мамина-Сибиряка, открывающие высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых (сб. рассказов Детские тени, 1894; хрестоматийные рассказы Емеля-охотник, 1884; Зимовье на Студеной, 1892; Серая Шейка, 1893; Аленушкины сказки, 1894–1896).
Умер Мамин-Сибиряк в Петербурге 2 (15) ноября 1912 г.