Литературные клубы и объединения постсоветской России

С начала 1990-х в Москве и иных крупных городах литературные клубы и салоны стали ведущей формой организации нового литературного сообщества. Значительное влияние на его формирование оказала выходившая в 1990–1993 и объединявшая едва ли не все многообразие литературных групп и направлений московская газета «Гуманитарный Фонд». В 1990 начало издание литературы андерграунда и самиздата Литературно-издательское агентство Руслана Элинина. В 1993–1995 ежегодно проводился литературно-культурологический фестиваль в Крыму «Боспорский форум современной культуры». Постепенно складывавшееся в ходе праздничных и деловых контактов сообщество осознавало себя лидером общероссийского литературного процесса, и к середине 1990-х определилось по ряду важных позиций.

В круг вошли и активно в нем действовали такие разные и по практикуемым эстетикам, и по возрасту авторы, как «шестидесятники» Василий Аксенов,Андрей Битов, Андрей Сергеев, представители «московского концептуализма» – Всеволод Некрасов, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн; «иронисты» (определение условное) Евгений Бунимович, Сергей Гандлевский, Игорь Иртеньев, Нина Искренко, Тимур Кибиров; «метареалисты» Александр Еременко, Иван Жданов и представители более молодого поколения, проявившегося в конце 1980-х – начале 90-х – Дмитрий Воденников, Юлий Гуголев, Данила Давыдов, Григорий Дашевский, Николай Звягинцев, Виктор Куллэ, Михаил Лаптев, Станислав Львовский, Мария Максимова, Андрей Поляков, Елена Фанайлова и мн. др.

Потребности сложившегося нового литературного сообщества во многом совпали с интересами муниципальных культурных центров и государственных библиотек, оказавшихся не у дел в ходе «перестройки» и начавших предоставлять литераторам свои площадки для выступлений.

Петербург и другие города.

В Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде, 1980-х – начале 1990-х прообразом современных форм литературной жизни был «Клуб 81», куда входили в основном звезды тогдашнего питерского андеграунда – Виктор Кривулин, Елена Шварц, Михаил Еремин, Ольга Бешенковская Александр Горнон и др.

Оживление литературной жизни в Петербурге, по свидетельству поэта и литературтрегера Сергея Завьялова, произошло летом 1997. Тогда возникли два салона: «Территория красноречия» (в другой версии – «Мастерская просодики») Ларисы Березовчук в музее А. Ахматовой и «Поэты Петербурга» Cергея Завьялова в музее А.С. Пушкина. Оба проекта завершились через год; заключительной акцией «Поэтов Петербурга» в конце лета 1998 стала «петербургская половина» поэтического фестиваля «Genius loci», представлявшего по 12 известных авторов двух российских столиц сперва в Петербурге, затем через месяц в Москве. Приблизительно тогда же Березовчук переместилась в издательство «Лицей», где ставила до середины 1999 с участием молодых филологов инсценировки собственных произведений на грани поэзии, драматургии и перформанса. Во второй половине 1990-х в Петербурге активно действовало молодежное «уличное» литературно-артистическое объединение «Дрэли куда попало», отличающееся экспериментаторством и широким спектром разнородных поэтик. Кроме того, весь этот период вплоть до 2003 включительно в различных местах устраивал вечера Валерий Шубинский, под эгидой общества «Утконос», состоявшего из него одного. Поэт Дарья Суховей дважды организовала в кафе «Бродячая собака» «Фестиваль молодых и красивых поэтов».

Проведение 2-го Международного Биеннале поэтов в Москве в 2001, собравшего авторов со всех концов Российской Федерации, позволило говорить о любопытной и продуктивной литературной жизни во Владивостоке, что подтверждается деятельностью интересных авторов, как проживающих в самом городе, так и переехавших в Москву, Петербург и дальнее зарубежье, в том числе лауреата Биеннале Алексея Денисова, Игоря Лощилова, Константина Дмитриенко, Евгения Миниярова, Олега Бертолло и др. Во Владивостоке во вт. пол. 1980-х проходили фестивали неформальных творческих молодежных объединений под девизом «Самодеятельность или самостоятельность» при участии студенчества и молодых ученых Дальневосточного научного центра. Контакт рок-музыкантов и молодых поэтов позднее породили «рокнутый театр» Валерия Шелепчука «ПРАВА» (Приморский Авангард) и рэп-поэзию Владимира Калиниченко. Те, кто создавал эти фестивали, в основном вышли из диссидентского театра Сергея Пранца. «В конце 80-х при их активном участии была заложена единственная значимая альтернативная литературно-политическая сцена Владивостока – клуб «Дилетант». Исключительно энергией своего основателя В. Калиниченко клуб и машинописный журнал продержались до начала 90-х годов». С 1994 в городе действует объединение молодых поэтов «Серая Лошадь» (по народному наименованию здания, в котором проходят литературные встречи) – центр, задающий тон литературной жизни Владивостока. Объединение выпускает одноименный литературный альманах, демонстрирующий широкий стилистический диапазон его участников.

В то же время творчество многих авторов, например, воронежских поэтов Елены Фанайловой, Александра Анашевича, Константина Рубашкина или поэтов и прозаиков из Иваново Дмитрия Бушуева и Игоря Жукова трудно связать с каким-либо литературным объединением в их родных городах.

Литературные клубы Москвы.

Одним из первых литературных проектов новой эпохи стал «литературно-творческий клуб» «Образ и мысль», созданный в 1986 в рамках библиоцентра «Просвещение души» (московская библиотека № 175). Со дня основания «Образ и мысль» курировал его основатель, культуролог Михаил Эпштейн; после его отъезда в начале 1990-х на постоянное место жительства в США функцию куратора взяла на себя руководительница библиотеки Софья Олинова, с июня 2000 ее сменила Анна Котова.

В первой половине 1990-х в помещении бывшей редакции газеты «Гуманитарный фонд» – уникального малотиражного издания, объединившего общим информационным пространством деятелей недавнего советского андеграунда, около двух лет действовал клуб «Скарабей», представлявший не только авторов круга этой газеты, но и такие популярные фигуры, как Андрей Макаревич. Примерно в те же годы форму клуба приобрела, в свой последний период, деятельность литературного объединения «Московское время» («второго созыва» – с активным участием поэтов Дмитрия Веденяпина, Григория Дашевского, Виктора Санчука и других, взамен основателей проекта Алексея Цветкова, Сергея Гандлевского, Бахыта Кенжеева, Александра Казинцева, Александра Сопровского, начинавших в 1970-е с издания одноименного поэтического альманаха).

Д. Кузьмин издавал в течение нескольких лет бюллетень «Литературная жизнь Москвы». Ежемесячно на нескольких ксероксных страницах А4 излагались и комментировались основные новости литературных клубов и салонов.

Продолжали возникать новые проекты, некоторые из которых вошли в число лидеров, как, например, салон «Премьера» прозаика Николай Байтова в Зверевском культурном центре на Бауманской. Активно действовали такие проекты, как клубы «Чистый понедельник», «ПушКинг», Клуб литературного перформанса, цикл дискуссий «Воскресенья Сапгира» и мн. др. Кроме того, собственные литературные программы открывали в разное время Литературный Музей на Петровке, Филиал Литературного музея на Трубниковском, Музей Маяковского, Музей Марины Цветаевой, Театр песни «Перекресток», Библиотека имени Ахматовой, Библиотека имени Гоголя, культурный центр «Дом» и другие государственные учреждения. Поэт и издатель Виктор Куллэ проводил поэтические вечера в Политехническом Институте, не без успеха пытаясь возродить былые традиции.

«Вечера в музее Сидура».

Литературно-музыкальный салон «Вечера в музее Сидура» действовал в Москве с 1989 до конца 1990-х при Государственном музее скульптора Вадима Сидура. Главной целью создания салона, по заявлению его кураторов, была «попытка воссоздания атмосферы художественной мастерской Сидура, которая еще в брежневские времена была своеобразным культурным центром, притягивающим поэтов, писателей, ученых, представителей творческого андеграунда Москвы». Цель эта успешно достигалась, обилие в интерьере фантасмагорических, часто шокирующих работ мастера создавало у выступающих и публики нетривиальное настроение. Салон представлял слушателям широкую панораму современных литературных течений и школ, хотя определенное предпочтение отдавалось авторам авангардной ориентации, созвучным поэтике самого скульптора, таким, как Генрих Сапгир, Ры Никонова, Сергей Бирюков. Выпускалась серия поэтических брошюр «Вечера в музее Сидура» (вышло не менее 30), вечера фиксировались на видео. В музее проходили литературные конференции, ежегодные фестивали верлибра, концерты классической и современной музыки. Курировали проект Галина Артемовна и Михаил Вадимович Сидуры.

«Классики 21 века».

Салон «Классики XXI века» открылся 25 мая 1994 как совместный проект Библиотеки имени Чехова на Страстном бульваре и Фонда поддержки некоммерческих издательских программ поэта и издателя Руслана Элинина, под кураторством Елены Пахомовой. Фонд стал продолжением деятельности Элинина, началом которой послужила в конце 1980-х созданная им «Библиотека неизданных рукописей», переросшая затем в Литературно-издательское агентство – одно из первых и самых активных в Москве частных издательств, специализирующихся на авторах бывшего андерграунда и самиздата. Встречи в салоне проходят практически еженедельно, с перерывом на летние каникулы, проводятся круглые столы, посвященные животрепещущим проблемам современной литературы, литературно-музыкальные вечера, выступления поэтов и прозаиков. В салоне ведется работа по созданию банка данных о новых изданиях, литературных дебютах и т.п., создается обширный аудио- и видеоархив. Совместно с телекомпанией АРТ подготовлен цикл телепередач по современной русской поэзии, частично показанный по 31-му телеканалу, НТВ и др.

Георгиевский клуб.

Открыт 3 ноября 1995 редактором отдела практики журнала «Новое литературное обозрение» Татьяной Георгиевной Михайловской при Московском союзе писателей в Георгиевском переулке. Здесь московской аудитории впервые было представлено творчество Виктора Летцева, Наума Ваймана, Михаила Новикова, Юрия Зморовича и др. О литературных симпатиях куратора клуба говорят прошедшие здесь мемориальные вечера, каждый из которых внес значительный вклад в осмысление творческого наследия и человеческого облика ушедшего автора, – в частности, Нины Искренко, Арво Метса, Андрея Сергеева, Генриха Сапгира.

Проект был официально закрыт куратором 5 октября 2001 ввиду его «исчерпанности». Многими авторами и экспертами был отмечен неоценимый вклад Георгиевского клуба, как высокопрофессиональной творческой мастерской, в формирование и развитие московской литературной жизни. По оценке поэта и критика Натальи Осиповой, Георгиевский клуб, «выполнявший роль посредника между авторами разных направлений и поколений, работал на устранение разорванности литературного и культурного пространства».

Эссе-клуб.

Открылся 2 октября 1996 как специальный проект развития жанра устной эссеистики журнала «Новая Юность». Для ведущих клуба внимание к эссе носит программный характер. К реализации проекта причастны Рустам Рахматуллин, Василий Голованов, Гела Гринева, Виталий Пуханов, Сергей Олюнин, Николай Малинин.

По определению создателя клуба Рустама Рахматуллина, «…важно понимать, что предметом эссе не обязательно должна быть литература. Эссе-клуб – это клуб для обсуждения любых тем, и в этом его выгодное отличие от т.н. литературоцентричных клубов».

«Мозговые штурмы» и встречи с авторами в эссе-клубе касались новых вышедших книг, тем барокко, исторических проблем, геопоэтики, насилия в поэзии, критериев художественности, массовой культуры, Интернета и, конечно, определения эссеистики.

Самим организаторам лучшим способом времяпрепровождения в клубе представляется «вечер импровизационных тем», когда половина времени уходит на аннотирование, обсуждение и выбор тем для будущих заседаний. Присутствующие чувствуют себя при этом авторами вечера в максимально возможной степени.

«Авторник».

Клуб (первоначально – салон) «Авторник» существовал под эгидой Союза молодых литераторов «Вавилон». Его создатель и руководитель – издатель и культуртрегер Дмитрий Кузьмин. В «Авторнике» проводились вечера нескольких циклов. Цикл «Антифон» – два автора, представляющих разные литературные поколения, читают свои произведения в режиме «обмена репликами». Второй – «Альтруистический» – также диалогичен: известный автор выступает с чтением произведений другого, зачастую слушателям не известного. Программа «Редкий гость» предоставляет слушателям возможность встретиться с поэтами и прозаиками, проживающими за рубежом или в далеких российских городах и потому нечасто выступающими на московской литературной сцене.

С 1998 проводятся коллективные вечера-альманахи «Текущие тексты», где авторы читают свои последние сочинения. В рамках «Авторника» реализуются также два проекта других организаторов: цикл Ильи Кукулина «Женское письмо», выявляющий специфику творчества современных литераторов-женщин, как правило, младшего поколения, и «Подвальный цикл» Данилы Давыдова, знакомящий аудиторию с маргинальными, рискованными литературными стратегиями.

Крымский клуб.

Крымский клуб в Москве (Крымский геопоэтический клуб) открылся 25 октября 1995 по окончании последнего, третьего Боспорского форума современной культуры в Крыму и фактически является – по составу авторов, по игровой стилистике своих акций, по тяготению к футурологической, социологической и отчасти политологической проблематике – его московским продолжением. «Праздник болтовни как жанр искусства имеет глубокие средиземноморские корни, и я приветствую Боспорский форум, как продолжение великих традиций», – давнее напутствие Сергея Аверинцева стало своего рода внутренним девизом для обоих проектов. По замыслу куратора, Крымский клуб представляет собой «трикстерную» форму, пародию на серьезное международное футурологическое объединение, основанное гуманистом Аурелио Печчеи – Римский клуб.

Сложился ряд дискуссионных циклов: «Первые чтения» (конференции в жанре «игрового литературоведения», посвященные творчеству «живых классиков», с их участием – В. Аксенова, А. Битова, В. Некрасова, Д.А. Пригова, Л. Рубинштейна); «Литераторы – людям», посвященный силовым структурам, традиционно вызывающим у писателей острые эмоции – КГБ/ФСБ, милиции, армии, разведке, с участием высших и рядовых чинов этих ведомств; цикл VIP-встреч с крупными учеными, дипломатами, знаменитыми шпионами и т.д. в закрытом клубе «Дума». Стоящий особняком цикл «Зоософия» в Институте проблем экологии и эволюции РАН посвящен раскрытию образа различных групп животных в отечественной и мировой литературе и искусстве. Еще один цикл – «Круглый стул» – являет собой своеобразную эссенцию жанра «ток-шоу»: выступающий располагается не в конце зала, а в центре концентрических рядов стульев, на вращающемся кресле. Из звучащих со всех сторон вопросов он отвечает только на наиболее ему интересные, поворачиваясь к вопрошающему.

Презентация российскому слушателю «новой волны» украинской словесности стала постоянной темой Крымского клуба, по инициативе которого в 1999 в Москве проведен первый российско-украинский фестиваль искусств «Южный Акцент».

Клуб литературного перформанса и салон «Премьера».

Клуб литературного перформанса поэта Светы Литвак и прозаика Николая Байтова открылся в 1996. Первая акция – «Праздник рифмы» – стал в дальнейшем главным его «фирменным» мероприятием. Клуб сразу заявил о спонтанной природе своей деятельности, проводя мероприятия на разных литературных площадках и в разные дни недели.

«…Простейшим литературным перформансом является прочтение текста вслух или издание его в виде книги. Уже эти действия сопровождаются жестами, которые могут быть художественно осмыслены и выполнять самостоятельную (в той или иной мере независимую от текста) эстетическую задачу. В результате возникает новый художественный объект, внешний относительно текста, который мы и будем называть литературным перформансом. Примером может служить хотя бы иллюстрированное издание текста или book-art (рукописные и малотиражные издания), привлекающий в последние годы все большее внимание. Положение самого текста в перформансе может быть очень непростым, напряженным, даже конфликтным, но для нас важно, чтобы это положение было центральным. Только в том случае, когда текст является, так сказать, главным героем всех пертурбаций, – этот перформанс будет литературным в нашем понимании» – заявляли кураторы проекта Света Литвак Николай Байтов.

Первоначально внимание в Клубе уделялось, в основном, исполнению текстов и различным видам театрализации этого исполнения (перформансу в узком значении этого слова). Одна из акций весной 1997 была посвящена book-art'у (искусству авторской книги).

Осенью 2000 Николай Байтов открывает в «Зверевском центре современного искусства» салон «Премьера». «...Здесь исполняются произведения преимущественно новые, представляющие в сознании автора очередной его шаг – куда-то, в неизвестность, – и которые ему интересно опробовать перед публикой и собратьями по перу. (…) Мы приглашаем к нам всех, кто чувствует, что нуждается в испытательном полигоне для своих новаций».

«Кризис клуба», поиск новых форм.

К концу 2001 произошло постепенное («Вечера в Музее Сидура») или одномоментное (Георгиевский клуб, «Вечера в Политехническом») прекращение работы доброй половины основных центров московской литературной жизни.

20 февраля 2002 в помещении бывшего Георгиевского клуба прошел круглый стол Крымского клуба с участием кураторов основных московских литературных проектов «Кризис клуба: разочарованность или уход в поиск».

По мнению Татьяны Михайловской, куратора закрывшегося Георгиевского клуба, выжили те клубы, которые предлагают что-то помимо собственно звучащей литературы, – например, публикацию текстов, как Классики XXI века, и Авторник. Были высказаны предположения о необходимости ухода от заданности сценария литературных акций, а также о спасительном для многих проектов усвоении игрового элемента в работе. По мнению писателя, соруководителя Эссе-клуба Леонида Костюкова, «перспективы литературного проекта склоняются менее в пользу салона, более в пользу клуба, то есть желательна менее жесткая программа, более свободная форма акций. Я бы пошел с большей охотой на мероприятия с более расплывчатой концепцией, ходил бы на кредите доверия, зная только состав участников. Жестко заданное мероприятие становится мне все менее интересным».

Несмотря на «кризис жанра», отмечаемый в деятельности литературных салонов и клубов в конце 1990-х – начале 2000-х, – появились новые популярные литературные площадки, работа которых построена на иных организационных и концептуальных принципах. Так наметилась новая тенденция – клубы и салоны стали сосуществовать с бизнесом и объединяться с книжными магазинами – до этого они располагались по большей части в библиотеках, музеях, частных помещениях и мастерских художников. Речь в данном случае не идет о «встречах с писателями», которые проводят крупные книжные магазины в утилитарных рекламных целях. Речь идет о более или менее постоянной «литературной составляющей» деятельности клубов определенного культурного или политического направления (Проект ОГИ, «Фаланстер»), либо о регулярном, специально организованном литературном мероприятии («Букбери»).

Наиболее известна система клубов Проект ОГИ – первая точка была открыта в 1998 в Москве. Это комбинация издательства, клуба, интернет-сайта, книжного магазина-библиотеки и кафе. Название система клубов получила от «Объединенного гуманитарного издательства», выпускающего книги по филологии, литературоведению, художественную литературу и литературу для детей. Действуют пять кафе-клубов в разных местах центра столицы, объединенных общей концепцией и художественным решением интерьеров дизайнера А. Бродского. Открыты филиалы в Самаре и Львове.

По словам одного из организаторов ОГИ Дмитрия Ицковича, Проект ОГИ предлагает своим посетителям формат «тусовки» как образ жизни: «На самом деле, тусовочный образ жизни это производство… Понятный образ – поэт, который пишет в кафе стихи. Он в это время не отдыхает, нет разделения между отдыхом и работой. Это не как на заводе – пришел, отпахал и пошел пиво пить. Скорее это некоторый процесс жизни нон-стоп, плохо разделенный на форматы. Для таких людей очень важная вещь – наличие в ОГИ книжного магазина. Для них книги – не чтиво, не отдых, а процесс жизни, это связано с профессией, связано с присутствием в культуре… Реально же тусовки литературные были всегда, и ресторан ЦДЛ никогда не стоял пустой. …Главный атрибут клуба – внутренняя комфортность. Если тебе нужно большое количество приятных лиц, ощущение социальной близости с людьми, незакрепощенности, открытости – это к нам».

Замысел организаторов предполагает создание в клубах атмосферы, способствующей общению и контактам, – особому сочетанию публичного и частного, что напоминает диссидентскую кухню 1970–1980-х, вынесенную в публичное пространство, но сохранившую элементы интимной задушевности.

Организаторам ОГИ удалось подружиться с коммерцией и сделать свое начинание доходным: «Мы не спонсоры, мы хотим зарабатывать, делать внятный понятный бизнес. …этот бизнес связан с культуроцентричностью. И у нас это получается!»

В ОГИ было проведено более 500 культурных мероприятий – встречи с известными поэтами и писателями, презентации новых книг и журналов, выставки, концерты российских и зарубежных музыкальных групп. Вот уже несколько лет в стенах ОГИ проводится вручение литературной премии Андрея Белого, проходят мероприятия Дней Поэзии и Фестиваля поэзии, выступления молодых поэтов, авторов, ориентированных на молодежную аудиторию, и т.д. Здесь царит демократичная обстановка. Клубы ОГИ популярны среди молодежи, большинство посетителей – студенты гуманитарных и творческих вузов, а также публика, работающая в области ТВ, масс медиа и в художественной сфере.

Другой популярной литературной площадкой стало в Москве литературное кафе при книжном магазине Букбери на Никитском бульваре, 17, начавшее свою деятельность в октябре 2003. Сеть книжных магазинов Букбери создана по модели и в соответствии с know-how английской фирмы Waterstone's team, имеющую похожую сеть книжных магазинов в Англии. Встречи с литераторами в кафе Букбери по вторникам – просветительское направление работы этой книжной сети.

Подбор приглашенных авторов и ведение литературной программы Букбери находятся на попечении арт-директора – критика и литератора Глеба Шульпякова, полагающего, что его основная задача – предложить гостям 45 минут хорошей поэзии или интересный разговор. Он отмечает, что в деле организации встреч с наиболее актуальными и состоявшимися отечественными авторами, отражающими «нерв» современной литературы, гонорарная система, существующая в Букбери, – для них немалое подспорье.

Большой интерес вызвали встречи в литературном кафе Букбери с Еленой Трегубовой, Эдуардом Лимоновым, Дмитрием Приговым. Здесь выступали поэты Евгений Рейн, Олег Чухонцев, Григорий Кружков, Игорь Иртеньев, Илья Кормильцев, Вера Павлова. Появлялись и зарубежные гости – Фернандо Мариас из Испании, журналист Чарльз Маклин, который поведал на презентации книги о виски и культурном и культовом значении этого напитка в английской культуре, был проведен вечер турецкой прозы. В стенах кафе можно познакомиться как с неизвестными именами в литературе, так и новыми издательствами – например, «Ультра-культура», публикующем книги о скинхедах, лимоновцах и т.п. Здесь переводчик Кафки Рудницкий рассказывал о работе над текстами и письмами великого австрийца и т.д.

В московском книжном магазине Фаланстер (Бол. Козихинский пер., 10) также проводятся литературные встречи и презентации – их объединяет общая антиглобалистская направленность. Тут выступали литераторы, общественные и культурные деятели левой ориентации – Мишель Турнье, Гейдар Джемаль, Борис Кагарлицкий, кинорежиссер Квентин Тарантино, поэты Андрей Родионов, Всеволод Емелин и др.

В конце 20 – нач. 21 вв. литературная жизнь в северной столице продолжается в виде литературных программ различных культурных учреждений или ресторанных заведений. Таковы кафе «Подвал Бродячей Собаки» на площади Искусств и «Борей-Арт» на Литейном, литературный клуб «XL» при Библиотеке им. Л.Н.Толстого, литературный клуб Дома Ученых, литобъединение «Пиитер», Театр поэтов «Послушайте!» в помещении «Культурного центра на Пушкинской», Музей Ахматовой, «Лицея», Дом журналиста. В начале 2003 переехавший из Пскова Всеволод Рожнятовский организовал салон на территории Европейского университета.

Деятельность литературных салонов и клубов в целом отражает степень коммуникативной активности и интереса к литературе и близким ей областям. Проекты в этой сфере чутко реагируют на запросы и реалии сегодняшнего дня в плане тематики и форм организации литературных программ и встреч.

Источник:  Энциклопедия «Кругосвет»