Грибоедов Александр Сергеевич
Грибоедов Александр Сергеевич (1795–1829), русский драматург и дипломат. Родился 4 (15) января 1795 в Москве. Подобно своему современнику А.С. Пушкину, Грибоедов принадлежал к состоятельному дворянству и входил в высшие круги светского общества. Литературной славой он обязан лишь одной своей пьесе, стихотворной сатире Горе от ума, представляющей собой великое достижение русского театра.
В пятнадцать лет окончил Московский университет, во время наполеоновского вторжения был зачислен в армию и прослужил два года в кавалерийском полку. С 1815 служил по дипломатической части сперва на Кавказе, затем в Персии.
В 1826, исполняя должность секретаря по иностранной части при главнокомандующем в Грузии генерале А.П. Ермолове, был арестован и доставлен в Санкт-Петербург для расследования предполагаемых связей с декабристами, зачинщиками восстания в столице 14 декабря 1825. Многие из заговорщиков были близкими друзьями Грибоедова, но в конце концов он был оправдан и освобожден.
За успешное содействие в заключении Туркманчайского мирного договора с Персией Грибоедов был в 1828 награжден орденом и назначен послом в Персии. Он стремился скрупулезно выполнять условия им самим составленного договора. Зять шаха Алаяр-хан, у которого из гарема сбежали под защиту русских две армянки, поднял мятеж, и 30 января (11 февраля) 1829 толпа мусульман-фанатиков разгромила русское посольство в Тегеране. Грибоедов погиб со шпагой в руке.
Великая пьеса Грибоедова написана в классической манере, ее можно поставить в один ряд с обличительными творениями Мольера и Шеридана. Разностопный рифмованный ямб звучит естественно и непринужденно, диалоги отличаются живостью и остроумием. Идеалист Чацкий, пылкий молодой человек, вернувшись из заграничного путешествия, попадает «с корабля на бал» и немедленно принимается обличать пороки светского общества – московского, а по существу – любого другого. Все характеры представляют собой яркие типы и вырисованы с поразительным мастерством.
Минуя цензурные рогатки, пьеса широко расходилась в списках; полностью напечатана лишь в 1833. Впервые поставленная в 1831, с тех пор она не сходит с русской сцены.