Плисецкая Майя Михайловна

Плисецкая Майя Михайловна (20 ноября 1925, Москва — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) — советская и российская балерина, балетмейстер; народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1985), лауреат Ленинской премии (1964), кавалер ордена Почетного легиона (1986).

Майя Плисецкая родилась в семье советского хозяйственного деятеля Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахиль Мессерер, сестра и брат которой, Суламифь Мессерер и Асаф Мессерер, были профессиональными танцовщиками. В 1930-1940-х годах они оба были ведущими солистами Большого театра, а затем стали балетными педагогами. Детство Майи частично прошло на Шпицбергене, где ее отец был генеральным консулом СССР и начальником угольных рудников. В 1937 году ее родители были репрессированы, отец был расстрелян, мать отправлена в лагерь. Майю воспитывала тетка С. Мессерер, которая привела ее в хореографическое училище. После его окончания (1943) Плисецкая была принята в Большой театр и стала его ведущей балериной.

В 1945 году стала первой исполнительницей партии феи Осени («Золушка» С.С. Прокофьева, 1945), затем в 1959 году с огромным успехом исполнила партию Хозяйки Медной Горы в балете «Каменный цветок» того же автора (балетмейстер Ю. Н. Григорович).

Среди лучших ее ролей: Мехменэ Бану («Легенда о любви» А.Д. Меликова, балетмейстсер Григорович, 1965), Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе—Р.К. Щедрина, балетмейстер Альберто Алонсо, 1967), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.И. Чайковского), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б.В. Асафьева), Китри («Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Царь-Девица («Конек-Горбунок» Р.К. Щедрина), Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева).

Выступала в спектаклях зарубежных трупп: «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви», Марсельский балет, 1973); «Болеро» (1975), «Айседора» (первая исполнительница, 1976), «Леда и Лебедь» («Балет ХХ века», Брюссель, 1979); «Федра» (Балетная труппа театра г. Нанси, 1984; театр «Одеон», Париж, 1985; Римская опера, 1985), «Эль Ренидеро» (театр «Колон», Буэнос-Айрес, 1990).

Плисецкая проявила себя и в качестве балетмейстера, поставила балеты: «Анна Каренина» Щедрина (1972, совместно с Н.И. Рыженко и В.В. Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии), «Чайка» Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии), «Раймонда» А.К. Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии).

«Лед и пламень»

В 1983-1984 годах являлась художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-1990 годах — балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид), где возобновила балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля и выступила в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего. В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» Щедрина, где балерина исполнила главную партию.

Плисецкая — универсальная балерина, обладающая редчайшей индивидуальностью и незаурядным сценическим темпераментом. Ей подвластны любые партии: от утонченных лирических героинь (Одетта, Аврора, Лебедь) до острохарактерных, мятущихся героинь (Мехменэ Бану, Кармен, Зарема). Несмотря на свои исключительные данные — большой шаг, сильный и высокий прыжок, виртуозное вращение, необыкновенно гибкие, пластичные руки, красивую длинную шею — перед ней в первую очередь всегда вставала задача проникновения во внутренний образ героини, и это ей почти всегда удавалось. В ней удивительно сочетается яркость эмоциональных контрастов с чистотой линий и совершенством форм.

Плисецкая и кино

Плисецкая, являясь многогранной творческой личностью, пробовала себя и в других видах искусства. Она снялась как драматическая актриса в художественных фильмах «Чайковский» (1970) и «Анна Каренина» (1975), создав яркие запоминающиеся образы. Ее хореографические работы запечатлены на пленку в таких фильма-балетах, как «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Кармен-сюита» (1978), «Дама с собачкой» (1986), «Фантазия» (по мотивам «Вешних вод» И.С. Тургенева, 1976). Творчеству Плисецкой посвящены документальные фильмы «Майя Плисецкая» (1964; новая редакция 1981), кинофильм «Балерина» (1969), телефильм-концерт «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» (1987).

Бесстрашие истинного художника

По документальным фильмам, телевизионным передачам, репортажам, фотоальбомам Плисецкая неизменно предстает в ореоле постоянного успеха, с победной улыбкой на устах, с торжеством в сияющих глазах, утопающей в море цветов. Однако на ее долю выпало немало испытаний: в детстве — арест родителей, вынужденное сиротство; позднее — постоянный контроль за ее жизнью, долгий запрет на выезд за рубеж, непрекращающаяся борьба за право быть самой собой с «властями» (будь то бдительное око КГБ, чиновники министерства культуры, руководство Большого театра).

Плисецкую всегда отличало бесстрашие — творческое и поведенческое. В самых сложных творческих и жизненных ситуациях Плисецкая отчаянно шла на риск, бросая вызов привычным представлениям об исполнительских и возрастных возможностях, об интерпретациях тех или иных классических партий, о самих темах, доступных балету. Мужественно идя «против течения», она сохранила собственную независимость. Будучи обладательницей самых престижных регалий, сотрудничая с выдающимися хореографами мира, балетными труппами Римской оперы и мадридского «Театро лирико насиональ», «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара, Плисецкая вынуждена была уйти в 1988 году из родного Большого театра, которому балерина отдала почти полвека жизни. Она не всегда вписывалась в ситуацию «единомыслия», царившую в Большом театре.

Майя Михайловна обладает редчайшим даром: едва появившись на сцене и не сделав еще ни одного движения, она властно приковывает к себе внимание, завораживая зрителей уже самим своим присутствием, внутренней значительностью, магией личности. Неповторимость великой балерины проявилась и в ее вызвавшей колоссальный интерес книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая...» (1994). Эту книгу она посвятила своему мужу, композитору Р.К. Щедрину. Специально для Плисецкой он написал балеты «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», взяв за основу знаменитую оперу Бизе, превратил ее в «Кармен-сюиту».

Автор:  Белова Е.П.
Источник:  «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия»