Государственная власть в современной России

Государственная власть как возможность и способность государства через систему формальных норм и институтов осуществлять руководство и управление процессами общественного развития в пределах своей территории была и остается определяющим фактором развития России. Государственная власть всегда формализована, легализована и закреплена в правовой форме. Она реализуется специальным государственным аппаратом и выполняет арбитражную роль в обществе. В силу своих исключительных характеристик и полномочий государственная власть призвана не только организовывать и регламентировать общественные отношения, но и обеспечивать эффективность и работоспособность всей политической системы. В свою очередь достижение данных характеристик невозможно без должного уровня легитимности власти, которая обеспечивается не только спецификой ее происхождения, но и социально-экономической результативностью деятельности госаппарата, а также готовностью граждан воспринимать конкретную власть как адекватную данному периоду развития.

Государственная власть в России осуществляется посредством комплекса политико-правовых институтов и норм, объединенных в единый государственный механизм. В свою очередь эффективность его деятельности зависит не только от количества и качества публично-правовых организаций, но и от того насколько они объединены единым государственным началом. Государственная власть – это своего рода корпоративный дух, воплощенный в институциональную форму.

Принципы формирования и особенности функционирования государственной власти

Система государственной власти в России строится на основании Конституции РФ, согласно закрепленным принципам разделения властей (ст.10) и федеративного устройства (ст.5). Сложность властной организации современного этапа развития страны заключается в том, чтобы обеспечить не только рассредоточение власти между законодательными, исполнительными и судебными институтами, но и сохранить целостность государственной власти на всей территории государства при максимально эффективной реализации принципов федерализма.

В настоящее время федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти. Во взаимоотношениях Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления единая иерархическая система отсутствует. Тем не менее, отношения вертикальной зависимости имеют место и здесь. Например, Федеральное собрание РФ имеет возможность принятия в строго оговоренных случаях решения о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

В Советском Союзе высшие органы государственной власти обладали формальными признаками и не могли без партийного вмешательства принимать политические решения, как на союзном, так и на республиканском уровнях, не говоря уже об уровнях автономных республик и округов. Так, согласно Конституции СССР 1977 г. государственная власть формально принадлежала народу и осуществлялась через Советы народных депутатов, составляющих основу политической системы страны. Все другие государственные органы были подконтрольны и подотчетны советам (ст.2). Высшими органами государственной власти и управления были:

  • Верховный Совет СССР (законодательный и представительный орган), состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты состояли из равного числа депутатов. Совет Союза избирался по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области и один депутат от каждого автономного округа. Это был непостоянно действующий орган законодательной власти. Сессии верховного Совета созывались два раза в год для утверждения законопроектов. Постоянного действующим органом был Президиум Верховного Совета СССР, состоящий из 39 человек;
  • Совет министров СССР (правительство) – высший исполнительный и распорядительный орган власти – формировался Верховным Советом;
  • Верховный суд СССР также избирался Верховным Советом. Однако, приоритет советов и прежде всего Верховного Совета СССР был лишь формальным, так как руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы провозглашалась Коммунистическая партия (ст.6).

Следует помнить, что государственная власть – это один из видов власти, субъектом которой выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, объектом же является – население страны. Субъектно-объектный (государство-общество) характер государственной власти дополняется такой сущностной чертой, как монополия на легальное, легитимное и универсальное принуждение от имени общества, обладание юридическим верховенством в обществе, универсальностью и суверенностью. В результате государственная власть представляет собой «публичное явление социально-политического характера»; является «основной формой проявления политической власти определенной социальной общности (народа, класса и др.)» и обладает «специализированным аппаратом для регулирования общественных отношений, верховенством в обществе» (Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.: Юрист , 1996).

Таким образом, государственная власть представляет системно организованную совокупность институтов, располагающих средствами силового и «мягкого» принуждения, что обеспечивает общеобязательный характер государственных решений.

Конфигурация государственной власти в современной России

В современной России на общефедеральном уровне систему органов государственной власти образуют такие институты, как Президент РФ, Правительство РФ, двухпалатный парламент – Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации. Федеральными органами судебной власти являются Конституционный и Верховный суды. Высший Арбитражный суд был упразднен 6 августа 2014 года.

В конфигурации системы государственной власти современной России центральное место занимает институт президентства, а глава государства – президент – является главным арбитром и эпицентром принятия политических решений, замыкая на себя различные полномочия в сфере нормотворчества, исполнительной деятельности и кадровой политики. Таким образом в современной России в несколько сглаженном виде воспроизводится историческая схема властестроительства, когда «государство и государственный интерес мыслились не иначе, как конкретно – в форме живой личности государя и государева дела» (Заозерский А.И. Царская вотчина в России ХVП века. М.: Соцэкгиз, 1937).

Пирамидальное строение власти в современной России, при всех возможных негативных проявлениях такой модели, предопределяется объективными факторами: важностью и одновременно сложностью решения задач государственного управления огромной страной в условиях наложения внутреннего и мирового кризисов. Множественность центров власти и большая распыленность государственных органов с не всегда четко и предметно очерченными полномочиями и компетенциями потенциально создают возможности структурных противоречий, которые могут приобретать конфликтные формы. В таких условиях возникает необходимость в сильном арбитражном институте, полномочия которого позволяли бы своевременно и эффективно разрешать спорные политические, экономические и правовые ситуации.

Законодательная ветвь власти в РФ при всех внешних демократических атрибутах представляет собой на практике довольно жесткую бикамеральную модель организации парламента, не предусматривающую единого координирующего парламентского органа, а также совместно реализуемых палатами полномочий. Несмотря на то, что Государственная Дума имеет определенные возможности по контролю за действиями институтов исполнительной власти, реальные конституционные полномочия в этом отношении (например, право проведения по своей инициативе парламентских расследований, права интерпелляции и т.д.) у ее депутатов и Государственной Думы как палаты в целом отсутствуют. Возможность участия в кадровых вопросах со стороны этой палаты также достаточно ограничена (Конституция РФ, ст. 111). Такая ситуация компенсируется монопольным правом Госдумы на принятие законов – никакой закон не может быть принят помимо воли большинства депутатского корпуса.

Роль представительства интересов регионов призван выполнять Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания РФ. Поскольку Конституция подробно не раскрывает порядок формирования этой палаты, ограничиваясь лишь фиксацией оснований представительства и его квоты, данный порядок определяется федеральным законом и менялся уже трижды. В 1994-1995 гг. Совет Федерации избирался по двухмандатным округам. В период с 1996 по 2000 гг. палата формировалась из глав исполнительной и законодательной властей субъектов федерации по принципу «пост занимает первый». С 2000 г. органы законодательной и исполнительной власти делегируют своих представителей в состав Совета Федерации.

Влиятельным институтом, который реализует стратегии, выработанные в президентских структурах и одобренные парламентом, является Правительство РФ. Это влияние основано на двух китах: финансах и монополии на силу. Особое внимание следует обратить на коллегиальность в работе правительства. Наиболее важные вопросы не решаются Председателем правительства единолично, а всегда выносятся на заседание кабинета министров. Более того, общество, как правило, достаточно информировано о его деятельности. Однако характер принятия решений на заседаниях правительства принципиально иной, чем в палатах парламента. Несмотря на столкновение различных групп интересов, которые имеют место в кабинете, решение по существу вопроса всегда принимается не голосованием, а Председателем правительства.

Конституция РФ определяет правительство, по сути, как команду президента. Оно формируется главой государства. Состав правительства не определяется расстановкой сил в палатах парламента и результатами выборов. Это создает возможности для формирования так называемого «технического» кабинета из специалистов-технократов, не принадлежащих к политическим группировкам. Деятельность такого правительства всецело обеспечивается политическим ресурсом главы государства. С одной стороны, в этом нет ничего плохого. В политической истории России большинство кабинетов формировалось именно по такому принципу, что обеспечивало единство исполнительной власти и, соответственно стабильность. С другой стороны, неучастие депутатских объединений в формировании правительства приводит к неучету интересов значительного числа избирателей. Правда, результаты, начиная с декабрьских выборов 2003 г. в Государственную Думу большинство депутатского корпуса, как и правительственных чиновников принадлежит к партии «Единой России», что позволяет проводить единую политическую линию.

Вертикаль судебной власти в России является наиболее централизованной. Все суды, кроме Верховного и Конституционного, относятся к системе федеральных судов. Судьи этих судов назначаются указом Президента РФ и формально в кадровом плане не связаны с региональными и местными органами власти. Хотя судебная власть и находится вне политики, нередко принимаемые судебные решения приобретают политическое звучание (дела ЮКОСа, Норильского никеля, бывшего Генерального прокурора Ю. Скуратова, бывшего мэра Владивостока А. Черепкова и т.д.).

Двухуровневая система государственной власти

Создание эффективно работающего механизма государственной власти в России осложняется не только политико-культурными особенностями прошлого, историческим опытом и сложной социально-экономической ситуацией, но и наличием двухуровневой системы власти: центр – регионы. Формально принципы федерализма позволяют в большей степени реализовать демократические ценности, создать условия для удовлетворения интересов и потребностей каждого индивида. Однако существующая на практике модель федерации вызывает не только множество вопросов, но и является зачастую источником ряда проблем. То, как развивались федеративные отношения после распада СССР привело страну к региональному произволу, распаду внутреннего политического и экономического единства, к национальным конфликтам, к войне на Северном Кавказе. Поэтому процесс реформирования федеративных отношений, укрепление связей между субъектами федерации представляется как совершенно необходимый и своевременный.

В 2000-2003 гг. федеральным центром был предпринят ряд инициативных действий, направленных на укрепление вертикали власти и создание новых механизмов взаимоотношений между центром и регионами. В частности, были усилены позиций федеральной власти на региональном и субрегиональном уровнях за счет создания федеральных округов как межрегиональных центров государственного управления (Указ Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г). В настоящее время в РФ существует девять федеральных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский и Крымский). Было также осуществлено статусное разграничение носителей федеральной и региональной власти (внесение изменений в формирование Совета Федерации); приведено в соответствие с Конституцией РФ договоров между центром и регионами, а также разграничение предметов ведения между различными уровнями публичной власти; создан механизм политической и правовой ответственности субъектов РФ и муниципальных образований за ненадлежащее осуществление властных функций.

В настоящее время существующее четкое разграничение полномочий между центром и регионами, а также передача ряда прерогатив центра на уровень субъектов и муниципальных образований создали благоприятные условия для успешного развития федерализма в стране, что является в свою очередь залогом эффективно действующей государственной власти.

Автор:  Е.Г. Пономарева