Академия театрального искусства
Российская академия театрального искусства (РАТИ; до 1991 ГИТИС – Государственный институт театрального искусства, с 1934 имени А.В. Луначарского), крупнейшее театральное учебное заведение России. 22 сентября 1878 Министерством внутренних дел России была утверждена программа занятий для музыкально-драматической школы П.А. Шостаковского, через месяц на Страстном бульваре состоялось ее открытие. Развитие школы поддерживалось Обществом любителей музыкального и драматического искусства. В 1883 школа получила статус Музыкально-драматического училища при Московском филармоническом обществе. Училище и Общество находились под покровительством Великого князя Николая Николаевича. Драматические классы училища с 1883 по 1889 возглавлял А. Южин. Основательность подготовки учащихся, артистические дарования выпускников позволили училищу получить новый устав, уравнивающий его в правах с консерваториями, стать высшим учебным заведением. Руководство драматическим отделением с 1889 по 1891 взял на себя известный русский педагог и актер О.А. Правдин.
С приходом Вл.И. Немировича-Данченко (1891–1901) начался новый этап в развитии училища. Немирович-Данченко воспитал блестящую плеяду молодых актеров, составивших гордость отечественного театра и национальной культуры (О.Л. Книппер, М.Г. Савицкая, В.Э. Мейерхольд, Е.М. Мунт, Б.М. Снигирев). Объединение в 1898 в одну труппу выпускников Музыкально-драматического училища и участников Общества искусства и литературы положило начало Московскому Художественно-общедоступному театру. В 1902 училище переехало в Малый Кисловский переулок, где по сей день располагается Академия. С 1918 училище претерпело ряд реорганизаций и переименований, обусловленных изменениями в государственной системе образования. Так, в 1918 оно было переименовано в Музыкально-драматический институт, в 1920 – в Государственный институт музыкальной драмы с драматическим отделением. Драматическое искусство преподавали А. Зонов, А. Чабров, А. Гейрот, Л. Лурье, А. Петровский. Наряду с такими предметами, как дикция, постановка голоса, танец, фехтование, преподавали историю драмы и историю литературы. В 1922 Государственный институт музыкальной драмы был соединен с Государственными высшими театральными мастерскими, руководимыми Вс. Мейерхольдом. Это объединение получило название Государственный институт театрального искусства (ГИТИС).
Обучение велось в 9 «производственных мастерских»: Мейерхольда, Н. Малько (музыкально-драматическая), Б. Фердинандова (опытно-героического театра), Петровского, Н. Фореггера, Н. Аксагарского, национальных меньшинств (латышской, еврейской, армянской). В 1923 в ГИТИС влился Государственный практический институт хореографии с мастерскими драмбалета, синтетического танца, пантомимы и классического танца. Были организованы три факультета: драматический, оперный и хореографический. Драматический факультет состоял из актерского и режиссерского отделений. В 1925 ГИТИС был реорганизован в Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС), просуществовавший до 1931, затем в Театральный комбинат и в 1935 в Государственный институт театрального искусства с тремя факультетами: директорским (трехлетнее обучение), режиссерским (четырехлетнее обучение), актерский (четырехлетнее обучение). В эти годы в ГИТИСе преподавали известные театральные деятели С. Бирман, Л. Баратов, Е. Саричева, Б. Сушкевич, Н. Збруева и др. На базе выпускников ГИТИСа и ЦЕТЕТИСа был сформирован театр «Музыкальной драмы», в спектаклях которого участвовали и студенты института. Традиция непосредственного вхождения в практическую жизнь, формирования у студентов сценических навыков сохранилась и в последующие годы: в 1958 при ГИТИСе был организован Учебный театр, ставший важным звеном в обучении актеров и режиссеров. В 1931 был организован театроведческий факультет с кафедрами истории русского и западноевропейского театра. В 1935 на педагогическую работу в ГИТИС пришли мастера МХАТа Л. Леонидов, М. Тарханов, В. Сахновский, в стенах института стали преподавать О. Пыжова, Б. Бибиков, О. Андровская, И. Раевский, В. Орлов, А. Лобанов, И. Анисимова-Вульф, Ф. Каверин, М. Астангов, Ю. Завадский и другие. Именно в эти годы была развернута масштабная подготовка национальных студий, существующая в самых разнообразных формах до сегодняшнего дня.
Великая Отечественная война не обошла стороной и ГИТИС. Из выпускников актерского факультета был организован фронтовой театр, давший в годы войны более 1500 выступлений. В послевоенные годы ГИТИС расширялся, появились факультеты музыкального театра, эстрады, продюсерский факультет и факультет сценографии.
В 1991 ГИТИС был переименован в Российскую академию театрального искусства (РАТИ). В настоящее время Академия ведет подготовку по всем театральным специальностям.