Политическое участие

Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике, в конечном счете, показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека.

В самом широком смысле политическое участие понимается как действия – индивидуальные и групповые, имеющие своей целью оказать влияние на результаты деятельности как отдельных политических институтов, так политической системы в целом. Современное политическое участие – это сложное и многомерное явление, располагающее самым широким набором методов, способов и приемов оказания влияния на политические институты и решения: сбор подписей, открытые петиции, публичные выступления, ведение блога, активная работа в сети Интернет, голосование (причем, не только у избирательных урн, но и на улицах, на порталах СМИ, в социальных сетях), митинги, шествия, пикетирования, забастовки и т.п.

Благодаря такому инструментальному отношению к политике участие характеризует только конкретные формы практических действий человека, целью которых является воздействие на власть. Таким образом, к политическому участию относятся только реально совершаемые в политике действия индивида или группы. В этом смысле политическое участие предстает как качественно иной, практический уровень включенности индивида в политическую жизнь, заставляющий его совершать там конкретные поступки.

В то же время некоторые формы пассивного отношения индивида к политическим процессам, в частности абсентеизм (неучастие в выборах), может быть в конкретной ситуации расценен как конкретный поступок.

Среди практических действий людей политическим участием могут быть признаны только их целенаправленные поступки, т.е. те действия, которые специально и сознательно проектируются и осуществляются ими в политическом пространстве. Иначе говоря, к участию относятся лишь собственно политические действия, а не поступки, которые могут вызывать политические последствия. Например, сознательно спланированный приход на митинг может быть квалифицирован как политическое участие индивида, а его случайное появление там – не может.

Использование конкретных форм, способов и методов политического участия, которых существует великое множество, зависит как от личностных качеств действующего индивида, так и от характера политического режима, от типа политической культуры, от доминирующих в обществе традиций и ценностей, а также от конкретной ситуации.

В самом общем виде можно выделить мобилизованное и автономное политическое участие. Первое характеризует те формы вовлечения индивида в политику, которые исходят, прежде всего, от властных институтов и  создают условия для включение личности в политические отношения помимо ее воли. Разновидности автономного политического участия, напротив, демонстрируют действия, которые индивид предпринимает, во-первых, самостоятельно обращаясь к политическим формам защиты своих интересов, а во-вторых, столь же автономно выбирая формы и каналы проявления своей активности. В этом смысле политическое участие наиболее полно отвечает своей природе и сущности как инструменту разрешения индивидуальных и групповых  проблем. В то же время современное демократическое государство нередко выступает в качестве инициатора и организатора политического участия со стороны граждан, не заставляя при этом индивида действовать помимо его воли. На этом принципе построены все избирательные кампании, референдумы, демонстрации и т.п. в поддержку того или иного политического решения и в честь государственного праздника.

В свою очередь и мобилизованное и автономное участие могут проявляться как индивидуальное и массовое (коллективное); как легальное (конвенциональное) и нелегальное; как традиционное и новое; как постоянное и эпизодическое.

В современных условиях особое значение для государства  и общества имеют протестные формы политического участия. Политический протест представляет собой разновидность негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или на конкретные действия властей, затрагивающие его. К наиболее распространенным источникам политического протеста, как правило, относятся слабую приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, неудовлетворенность существующим положением вещей, а также отсутствие должного внимания властей к текущим запросам населения. Однако политический протест возникает не только там, где имеют место неэффективные действия государства, но и там, где наличествуют интересы внешних игроков. Наличие последних определило применение в целом ряде стран технологий т.н. «цветных революций», в результате которых политическое участие наиболее активных групп населения приобрело неконвенциональный характер и привело к государственным переворотам.

Автор:  Е. Г. Пономарева
Источник:  ЦПМИ\РАПН