Автономия

Автономия – самоуправление. Обладать автономией – иметь право, способность и статус самостоятельно (но в согласованном объеме) управлять собственными  делами.

Происходит от греч. «autos» - сам и «nomos» - закон; буквально: «самозаконие».

В зависимости от местной традиции, автономия трактуется также как: право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-нибудь части государства, самоуправление; право или состояние самоуправления, самоуправление страны или региона, свобода от внешнего контроля или влияния, независимость; состояние существования или действия отдельно от других, власть и право страны, группы и т.д. управлять собой, свойство или состояние самостоятельного управления, в частности: право самоуправления, самоуправляющееся государство.

В Российской Федерации автономия – это также одна из форм самоопределения этнических общностей в рамках единого государства, где под самоопределением подразумевается свободное политическое и культурное позиционирование этнической общности относительно других этносов, включая государствообразующий, а также центральной (федеральной) власти. Таким образом, автономия предполагает перераспределение полномочий между центральной властью и автономными единицами, а также кооперацию и координацию их действий в политике. Местными органами автономия рассматривается, в первую очередь, как принцип действовать самостоятельно и независимо (от центральной власти) в пределах своей компетенции.

В то же время автономию можно рассматривать как определенное государственное образование. «Автономная самоуправляющаяся область всегда налицо там, где известная часть общего союза имеет самостоятельную сферу действия, образует из себя отдельную автономную власть, но эта власть не входит как необходимая часть в образование общегосударственной суверенной власти…» (Ященко А. Теория федерализма. Юрьев, 1912. С. 343). 

Традиционно различают две основные формы автономии: национально-территориальную и национально-культурную. В современной этнополитологии говорят о следующих типах: политическая, административно-территориальная и персональная (или культурная) автономии; где «административно-территориальная автономия представляет собой совокупность мер по обеспечению определенной степени самоуправления этнической общности, отличающейся от большинства населения государства и, как правило, имеющей численное преобладание на отдельной части государства» (Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. М.: МГУ, 2011. С. 359). Иными словами, при реализации такого типа автономии происходит установление региональной формы управления разного уровня.

В Российской Федерации территориальные автономии могут иметь статус государственного образования в рамках единого государства с собственной конституцией, законодательством и официальным языком – это национальные республики в составе РФ, их отношения с федеральной властью регулируются на базе общей конституции и соглашений.

Другими автономными территориальными образованиями являются автономные округа в Российской Федерации, численность которых в последние годы была уменьшена, и автономная область.

Персональная (или культурная) автономия реализуется применительно «к членам культурно отличительной общности в государстве или в регионе независимо от места их проживания»; такого типа автономия дает право сохранять и развивать религиозные, языковые и культурные традиции группы с помощью создаваемых ею общественных институтов и при поддержке государства. Соответственно, это экстерриториальная форма самоорганизации этнических или иных групп (меньшинств).

Принято считать, что автономия в виде национально-территориальной государственности была реализована в ходе становления Советской России, затем СССР, при опоре на практическую политику большевиков по национальному вопросу. Принцип политической автономии нашел свое применение при образовании автономных республик, которые обладали ограниченным суверенитетом при наличии собственной конституции, законодательства, правительства, высших судебных органов, гражданства республики. Административно-территориальная автономия была воплощена при создании автономных областей и национальных (автономных – в соответствии с Конституцией СССР 1977 года) округов.

Поскольку автономия, в общем и целом, является «одной из эффективных и признанных форм регулирования положения этнических меньшинств» в рамках того или иного государства, она широко применяется в современной России.

В настоящее время в состав Российской Федерации входят:

  • 22 национальные республики – Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия;
  • четыре автономных округа –Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ;
  • одна  автономная область – Еврейская автономная область).
Автор:  Е.С. Арляпова
Источник:  ЦПМИ\РАПН