Институт президентства в РФ: становление, структура, функции

Президентство в России –совершенно новый в исторической ретроспективе политический институт. Его появление в 1991 г. стало реакцией на процессы децентрализации и суверенизации республик, входивших в единое государство – Советский Союз. В то же время специфика российского президентства определена исторической логикой персонификации власти,  что является закономерным следствием строго иерархичной политической системы – будь то имперский, советский или современный период.

Общие характеристики института президентства

При всем разнообразии имеющихся в современном мире моделей президентства можно выделить ряд общих характеристик этого института:

  • конституционное разграничение полномочий и обязанностей президента, парламента, судебных институтов;
  • президент и парламент избираются отдельно, всенародно (за исключением ряда парламентских республик, где президент избирается парламентом, например, ФРГ). Такая процедура определяет равную легитимность и ответственность институтов;
  • президент может быть одновременно и главой государства и главой правительства (США), формировать и отправлять в отставку правительство;
  • парламент не имеет права отзыва правительства и президента, за исключением процедуры импичмента;
  • парламент обладает всей полнотой законодательной власти, президент может не иметь законодательной инициативы (США), но обладает правом вето, которое преодолевается двумя третями голосов;
  • исключено совмещение правительственного кресла и мандата парламентария.

В идеальном смысле президентство следует рассматривать как институт, имеющий все возможности для легитимации политического режима, особенно в переходный период; эффективно выполняющий функции социального арбитража и патронажа; как структуру, способную сплотить вокруг себя политических участников с различными интересами.

Базовые черты российского президентства

Российский институт президентской власти имеет следующие базовые характеристики:

  • всеобщие равные прямые альтернативные выборы президента и парламента;
  • президент избирается сроком на шесть лет; Президентом РФ может быть избран только гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет;
  • одно и тоже лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков подряд;
  • президент является главой государства и гарантом Конституции РФ;
  • президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;
  • в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии президент вправе вводить на территории РФ военное положение с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания РФ;
  • президент в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; определяет основные направления внутренней и внешней политики;
  • президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и утверждает структуру федеральных органов власти;
  • правительство несет двойную ответственность перед парламентом и президентом, но решение об отставке правительства принимает президент;
  • президент назначает выборы в Государственную Думу и вправе распустить ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
  • президент вносит законопроекты в Государственную Думу; федеральные законы вступают в силу после подписания их президентом;
  • указы президента имеют силу закона;
  • президент имеет право отлагательного вето на законопроекты парламента;
  • у парламента и президента разные сроки деятельности: пять и шесть лет соответственно;
  • президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия или в результате отрешения от должности (импичмента). Конституция РФ дает четкое понимание процедуры импичмента.  Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (Ст. 93).

Становлениеи развитие института президентства в России

Становление и развитие российского института президентства тесным образом связано с советским периодом. Ход и последствия политической реформы команды М.С. Горбачева поставили перед руководством страны вопрос о поиске новых форм управления обществом и государством. Ликвидация партийной монополии на власть ослабила всю политическую систему огромной страны.  Пост Генерального Секретаря ЦК КПСС как централизующий и легитимирующий политическую систему институт утратил свою актуальность. В той ситуации естественным выходом из сложившейся ситуации структурного кризиса руководству страны представлялось усиление центральной власти посредством создания новых, неассоциированных с коммунистическим прошлым структур.

Аргументы в пользу введения поста президента СССР были следующие: население требует решительных мер, направленных на обеспечение должного государственного и общественного порядка; на нормализацию положения в экономике; на решение неотложных социально-экономических и других проблем; а также в целях создания более четкой системы властных отношений, в которой именно президент будет выступать связующим звеном между законодательной и исполнительной ветвями власти. Во многом, создание института президентской власти было вынужденно быстрым и потому концептуально непродуманным.

Особенность советского и начального этапа становления российского президентства заключалась так же в том, что этот институт создавался под конкретных людей, как правило, бывших партийных руководителей. Первые выборы Президента СССР, как и президентов союзных республик, были непрямыми.

14 марта 1990 г. депутаты Ш внеочередного Съезда народных депутатов СССР приняли Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». После внесения дополнений по Конституции СССР Президент СССР должен был избираться гражданами страны путем прямого и тайного голосования сроком на 5 лет. Однако в порядке исключения первые выборы Президента СССР были проведены Съездом народных депутатов СССР. Новый глава государства – первый и единственный президент СССР – был избран 15 марта 1990 года. Им стал М.С. Горбачев, за которого проголосовало 59,2 % депутатского корпуса. Два других кандидата – Н.И. Рыжков и В.В. Бакатин – накануне голосования сняли свои кандидатуры.

На этом же съезде была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая ведущую роль КПСС как института  определявшего «генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР». Тем самым были разрушены необходимые для любого государства механизмы организации и управления, а новые – президентские структуры – еще не начали свою работу.

Становление собственно российского института президентства происходило в условиях политической децентрализации и суверенизации не только республик СССР, но и регионов РСФСР. И если союзный институт мыслился его инициаторами как цементирующий «раствор» начинавшей рушиться системы, то республиканские и, прежде всего, российский был создан в качестве инструмента ликвидации централизованной системы власти. Об этом прямо заявил один из ближайших соратников Б.Н. Ельцина:  «целью создания института президентства в РСФСР было изменение всей существующей системы власти, отстранение от политического руководства не только КПСС, но и ликвидация Советов» (Бурбулис Г.Э.  Президентство выбирает новое поколение //  Этика успеха.  1995. № 5. С. 252-254.).

Формальное начало российскому институту президентства положили Декларация о государственном суверенитете  РСФСР (принята 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР), итоги референдума 17 марта 1991 г. (за введение должности президента высказались 69,8 % пришедших на референдум или 52,4 % избирателей РСФСР) и Закон РСФСР «О выборах президента РСФСР» (принят Верховным Советом РСФСР 24 апреля 1991 г.).

Первые выборы президента РСФСР (и единственные с таким названием страны) состоялись 12 июня 1991 года. В отличие от последующих выборов, вместе с президентом РСФСР избирался вице-президент РСФСР – аналогично системе выборов президента США, где кандидатура вице-президента выставляется вместе с кандидатурой президента как единый пункт избирательного бюллетеня. Кроме того, президент избирался на пятилетний срок и хотя в 1993 г. он был сокращен до четырех лет,  переходные положения новой Конституции РФ предусматривали, чтобы Ельцин пробыл в должности весь первоначальный срок. Поэтому следующие выборы состоялись в 1996 г., а не в 1995 году.

12 июня 1991 г. пара Борис Ельцин – Александр Руцкой победила в первом туре, получив 57,3 % голосов. Второе место заняла пара Николай Рыжков – Борис Громов, получившая 16,9 %. Третье место завоевали Владимир Жириновский с Андреем Завидия (7,8 %).

В отличие от союзного президента Ельцин обладал безоговорочной легитимностью. Легитимным был и сам институт президентства, как отмечалось выше, за его введение высказалось большинство граждан РСФСР. Однако получить власть оказалось гораздо легче, чем ею распорядиться. Неолиберальные реформы, «шоковая терапия», приватизация, приведшие все вместе к колоссальному обнищаю большинства населения страны и дополненные ростом сепаратистских настроений в ряде регионов России, переросших в полномасштабную войну на Северном Кавказе, естественным образом отразились на легитимности режима и личной власти первого президента. Серьезным ударом по репутации государственной власти в лице Ельцина стал конституционный кризис 1993 г., закончившийся 4 октября расстрелом Белого дома (место заседания Верховного Совета республики). В результате рейтинг  действующего президента к началу 1996 г. не поднимался выше 6 %.

На выборах 1996 г. сохранить свой пост Ельцину удалось лишь со второй попытки. В первом туре действующий президент набрал 35,38 % голосов. Его главный конкурент Г.А. Зюганов – 32,03 %. Третье место занял А.И. Лебедь – 14,52 % голосов избирателей. Второй тур состоялся 16 июня 1996 г. и принес Ельцину победу – 53,88 % голосов, причем значительную поддержку ему оказал Лебедь, призвавший своих избирателей голосовать за действующего президента. Зюганов набрал 40,31 % голосов.

Однако, несмотря на победу  на выборах,  кризис президентства Ельцина был очевиден. В результате 31 января 1999 г. Ельцин подписал указ об отставке и публично заявил об этом в телеобращении. Президент пояснил, что уходит «не по состоянию здоровья, а по совокупности всех проблем»и попросил прощения у граждан России за несбывшиеся мечты и неосуществленные надежды. Тогда же исполняющим обязанности президента был назначен председатель Правительства России В.В. Путин, который сразу же после заявления Ельцина об отставке выступил с новогодним обращением к гражданам России. В тот же день Путин подписал указ, гарантирующий первому президенту неприкосновенность, защиту от судебного преследования, а также полное государственное обеспечение его и  его семьи.

Следующие президентские выборы состоялись согласно Конституции РФ – не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий прежнего президента (Ст. 92) – 26 марта 2000 года. В первом туре, набрав 52,94 % голосов, победу одержал самовыдвиженец – исполняющий обязанности Президента РФ – В.В. Путин. На следующих выборах – 14 марта 2004 г. – Путин набрал 71,31 % голосов, что является ярким свидетельством поддержки его политики большинством населения страны.  Не менее убедительную победу на выборах 2 марта 2008 г. одержал кандидат от партии «Единая Россия» Д.А. Медведев – 70,28 % голосов избирателей.

Очередные президентские выборы состоялись 4 марта 2012 года. Беспартийный кандидат, выдвинутый «Единой Россией», на тот момент действующий премьер-министр страны В.В. Путин, набрав 71,31 % голосов,  повторил результат 2004 г. и был избран на шестилетний срок. Согласно Закону Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» срок полномочий Президента России был увеличен с четырех до шести лет.

По данным Левада-Центра на июнь 2015 г. деятельность действующего президента в целом одобряют 89 % опрошенных. Это рекордный рейтинг доверия, а значит и легитимности самого института.  Следует отметить два чрезвычайно важных, связанных друг с другом обстоятельства, определяющих не только современный этап эволюции института президентства, но и, так называемую, «загадку Путина».

Во-первых, В.В. Путин имеет несомненную массовую поддержку. Его электорат является репрезентативным для всего населения России. Избиратели Путина практически в одинаковой степени представлены во всех социально-демографических категориях и весьма пропорционально представлены во всех группах населения, различающихся по доходу. В этом смысле Путин – действительно Президент всех россиян.

Во-вторых, в политическом смысле электорат нынешнего президента находится действительно в центре, представляет срединную часть идеологического спектра массового сознания, что обеспечивает устойчивость не только институт президентства, но и всей политической системе современной России.

Структура института президентства в России

Как и любой другой институт политической системы, президентство в России имеет сложную и разветвленную структуру. Главными структурными элементами – точками опоры – института президентства являются Администрация Президента Российской Феде­рации (формирует Президент), Совет Безопасности (формирует и возглавляет президент), полномочные представители Президента РФ (назначает президент).

К главным функциям Администрации относятся обеспечение деятельности Президента РФ, Совета Безопасности, консультативных и совещательных органов при президенте и организация их взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти; подготовка предложений, рекомендаций и прогнозно-аналитических материалов по стратегии общей политики Российской Федерации; выработка предложений по законопроектной деятельности Президента РФ; проведение государственной кадровой политики; разработка мер по разъяснению политики Президента; осуществление президентского контроля над исполнительной властью; подготовка, оформление и выпуск документов, подписываемых Президентом и т.д.

Важнейшей фигурой российского политического процесса является руководитель Администрации. Глава Администрации отвечает за прохождение законопроектов, указов и распоряжений Президента, руководит деятельностью помощников Президента, пресс-секретаря, начальников главных управлений и руководителей иных подразделений Администрации, референтов, полномочных представителей, а также советников Президента.

Роль руководителя Администрации в современной политической системе определяется  также тем, что он представляет Президенту предложения по персональным назначениям на руководящие должности в президентской Администрации. Тем самым, он сосредоточивает в своих руках ключевые функции не только в Администрации Президента, но и во всей системе исполнительной власти.

Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента России  по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности России, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности (Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590).

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента России в пределах соответствующего федерального округа.

Основными задачами полномочного представителя являются:

организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом;

организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе 

(Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Утверждено указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849).

Автор:  Е. Г. Пономарева
Источник:  ЦПМИ\РАПН