Приватизация
Под приватизацией понимается процесс передачи государственной собственности в частные руки. Существуют различные формы приватизации. Например, бесплатная раздача гражданам части государственной собственности в виде ценных бумаг; преобразование государственных предприятий в акционерные общества; выкуп предприятий на конкурентной основе по рыночной и остаточной стоимости и т.п. В России в начале 1990-х годов была осуществлена приватизация по ваучерным чекам.
Летом 1992 г. были введены приватизационные чеки или ваучеры, которые возможно было приобрести, заплатив 25 руб., независимо от того, кто получал ваучер взрослый человек или ребенок. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тыс. рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 млрд руб., и на эту сумму были изданы ваучеры. По утверждению А.Б. Чубайса – на тот момент главы Госкомимущества, руководившего приватизацией, один ваучер соответствовал по стоимости двум автомобилям «Волга» (тогда цена одного автомобиля была около 10 000 руб.). Однако купить эти автомобили в обмен на ваучер было нельзя, чеки можно было только вложить в какие-то предприятие.
Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. руб.), в Московской области – на 700 акций Газпрома, а в Москве – на 50 акций Газпрома. Бывший министр экономики, экономист А.А. Нечаев так прокомментировал ваучерную схему: «Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить три акции, а где-то – 300. В этом смысле на нем можно было написать и один рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту».
Основная масса населения России не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав к маю 1993 г. до трех-четырех тысяч рублей. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний. Схема действия этих фондов была примерно одинакова: фонды собирали ваучеры с населения, участвовали в чековом аукционе и покупали за ваучеры акции доходных предприятий. Затем, акции продавались с баланса чековых инвестиционных фондов на баланс структур, контролируемых влиятельными в регионе группировками (зачастую организованной преступностью) по низкой балансовой стоимости, оставляя номинальные активы в фонде для последующей фактической ликвидации.
Многочисленные критики данной схемы разгосударствления указывают, что ваучерная приватизация была нечестной, несправедливой, привела незаслуженному резкому обогащению узкой группы лиц. В ответ на это А.Б. Чубайс отмечает: «Мы не могли выбирать между «честной» и «нечестной» приватизацией, потому что честная приватизация предполагает четкие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка… Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом». В результате в процессе системной трансформации в России в начале 1990-х годов выбрали бандитский капитализм. Негативные последствия приватизационных процессов страна переживает вплоть до настоящего времени.
В то же время есть и позитивные итоги приватизации. Согласно российскому законодательству действует процедура бесплатной передачи (приватизации) жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан РФ.