Концепция государственной национальной политики Чеченской Республики

Утверждена указом Президента Чеченской Республики от 09.04.2007 г. N110

Концепция разработана по поручению Правительства Чеченской Республики Министерством ЧР по национальной политике, печати и информации.

Грозный, 2007  г.

Введение

Концепция государственной национальной политики Чеченской Республики (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в деятельности органов государственной власти Чеченской Республики в сфере национальных отношений.

Концепция исходит из того, что Чеченская Республика (Нохчийн Республика) является неотъемлемой составной частью Российской Федерации. В Концепции учитываются историко-культурные особенности, проблемы возрождения и развития основных сфер жизнедеятельности многонационального народа Чеченской Республики, современная этнополитическая обстановка в республике.

Исходя из того, что национальная политика является составной частью государственной политики Чеченской Республики, Концепция ориентирует на обеспечение единства и целостности Российской Федерации, сохранение Чеченской Республики, согласование общегосударственных интересов и интересов чеченского народа, других этнических групп, проживающих в Чеченской Республике, гармонизацию межнациональных отношений, обеспечение широкого развития языков и культур многонационального народа Чеченской Республики, интеграцию чеченского общества в российское социокультурное пространство.

Основные положения Концепции базируются на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Правительства Российской

Федерации, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, проекте Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе, Конституции Чеченской Республики, указах Президента Чеченской Республики и других нормативно-правовых актах.

В Концепции также учтены рекомендации научных конференций, в том числе Всероссийского совещания о реализации государственной 4 национальной политики Российской Федерации (18.04.2003 г.), ученых-кавказоведов, политических и религиозных деятелей.

1. Историко-культурные особенности чеченского этноса

Историко-культурные особенности чеченского этноса, являющегося титульной нацией в Чеченской Республике, сложились в ходе многовековых экономических, политических, культурных и межнациональных контактов с русским народом и другими этносами. История и культура чеченцев (самоназвание "нохчий") составляют часть кавказской и российской цивилизаций. Чеченская Республика (Нохчийн Республика) сформировалась  как неотъемлемая часть Российской Федерации, имеющая внутреннее государственное и культурное самоопределение.

Чеченский народ имеет сложную многовековую историю, исторически определившуюся территорию расселения, язык, древнюю, самобытную культуру. История чеченского народа - это история созидания и творчества, разносторонних благотворных связей и взаимовыгодного сотрудничества с другими народами.

Культурные достижения чеченского народа характеризуются созданием уникальных материальных и духовных культурных ценностей: башенного комплекса, героического эпоса "Илли", богатого фольклорного, этнографического, литературного и исторического наследия, нравственно-этического и патриотического кодекса, оригинального искусства. Культурные достижения чеченцев имеют не только национальное, но и общечеловеческое значение. Непреходящей ценностью для чеченского этноса является национальный язык, образующий ядро его культуры. Сохранение и развитие его - задача первостепенной важности для настоящего и будущего народа.

Чеченский народ дал миру плеяду выдающихся деятелей искусства, литературы, науки, которые внесли и вносят ощутимый вклад в российскую и мировую культуру. Взаимодействие чеченского народа с другими народами способствующий возникновению уникального института куначества. Этот традиционный институт межэтнического сотрудничества и дружбы, способствовавший укреплению социальных и культурных связей между народами, и сегодня не исчерпал свои потенциальные возможности.

Чеченский народ, тесно взаимодействуя с носителями других культур -народами Кавказа и России, через века пронес свои этнокультурные особенности: язык, обычаи, обряды, традиции, общественное устройство и духовно-нравственные ценности.

Гостеприимство, почитание старших, честность, доброжелательность, преданность исторической родине, терпимость, интернационализм -важнейшие характеристики чеченского этноса. Значительное место в этнической культуре чеченцев занимает суннитский ислам, представленный в форме суфизма. Еще в период Кавказской войны на смену идеологии газавата, призывавшей горцев на борьбу с царизмом до победного конца, зарождается новое для региона мировоззрение, основанное на принципах рационального непротивления злу, братства между людьми. Распространение этого альтернативного газавату мирного учения связано с религиозно-философским учением суфизма. Его особенность - в наличии мощного гуманистического, нравственного и миротворческого потенциала, которому чужды религиозный радикализм и экстремизм.

История чеченского народа сопряжена с многовековой борьбой за экономическое, политическое, культурное и национальное выживание. В войнах с завоевателями, притязавшими на его территорию, чеченский народ не раз оказывалась на грани физического исчезновения. Защищаясь от внешней агрессии, чеченцы никогда не посягали на чужие территории.

Российско-чеченские взаимоотношения складывались не просто, они имеют сложную многовековую и противоречивую историю. В период царизма эти отношения во многом определялись имперской политикой завоевания и колонизации и ответным сопротивлением народа, хотя отнюдь не сводились к этому, поскольку содержали большой резерв для сотрудничества, приобщения чеченцев к передовым формам хозяйствования и образованию.

В гражданскую войну чеченцы в подавляющем большинстве своем были на стороне большевиков, обещавших свободу угнетенным народам, грозненских рабочих и Красной Армии в борьбе против деникинцев и местных белоказаков, что, однако, не спасло их от охвативших страну массовых репрессий в 20-30 гг. XX в.

В годы советской власти чеченский народ был вовлечен в интенсивное экономическое, политическое и культурное развитие, в благотворный процесс широкого межнационального общения и сотрудничества. Огромные успехи были достигнуты в ликвидации безграмотности, в формировании национальной интеллигенции, развитии культуры.

В годы Великой Отечественной войны чеченцы внесли весомый вклад в победу советского народа над фашистской Германией как в тылу, так и на фронтах. Тем не менее, по абсурдному обвинению в массовом пособничестве немцам ( хотя республика не была оккупирована) чеченцы, как и некоторые другие народы, подверглись депортации, с ликвидацией их государственности и лишением конституционных прав и свобод по этническому признаку, что крайне отрицательно сказалось на формировании межнациональных отношений.

В жестоких условиях депортации чеченцы не сломались. Они внесли существенный вклад в развитие экономики и социальной сферы в районах их расселения - в Казахстане и Средней Азии.

После 13-летней сталинско-бериевской ссылки состоялось возвращение чеченского народа на историческую родину, и началось восстановление его государственности. На этом этапе совместно с другими народами достигнуты заметные успехи в экономике развитии образования, науки, здравоохранения и культуры. Вместе с тем, чеченцы сталкивались с проблемами, связанными с невозвращением их жилья, запретом селиться в местах прежнего проживания, дискриминацией по национальному признаку, массовой безработицей населения. Невозможность трудоустройства принуждала значительную часть населения к выездам на сезонные работы за пределы республики, отчуждая от образования, трансформируя менталитет чеченского народа.

Все это воспринималось другими народами как недоверие к чеченцам со стороны власти его политической благонадежности, что негативно сказывалось на межнациональных отношениях.

Важное политическое и правовое значение для чеченского народа имеет состоявшийся 23 марта 2003 года всенародный референдум по принятию Конституции республики, детерминировавший процесс политико-правовой стабилизации общества и заложивший основы формирования легитимной власти. Новый этап социокультурного развития Чеченской Республики и чеченского народа сопряжен с огромной работой установлению и упрочению мира, стабильности, межнационального и внутринационального согласия, с решительным противодействием радикалистским и экстремистским проявлениям, восстановлением и реконструкцией экономики и социальной сферы. Несмотря на экстремальные условия, чеченский народ ориентирован на лучшее будущее и полон решимости совместно с другими народами России добиваться мира и согласия в обществе. Успех в данном направлении во многом зависит от поддержки федерального центра и субъектов Российской Федерации, а также мобилизационных ресурсов многонационального народа Чеченской Республики.

2. Этнополитическая ситуация в Чеченской Республике

Современная этнополитическая ситуация в Чеченской Республике определяется многими взаимосвязанными и взаимодействующими факторами, в которых доминирующая роль отводится прошлому и настоящему чеченского народа, его национальному самосознанию.

Связанный с распадом СССР и последующими преобразованиями крах базисных ценностей и приоритетов государства и общества, паралич федеральной власти ввергли миллионы людей в экономический, политический и идеологический хаос, нанесли тяжелый удар межнациональным отношениям. Центробежные, сепаратистские процессы, спровоцированные в стране отмеченными реалиями, получили наиболее опасное развитие в Чеченской Республике. В силу стечения обстоятельств и взаимодействия целого комплекса объективных и субъективных факторов республиканского и федерального уровня, в конце XX в. Многонациональный народ Чеченской Республики был насильственно выведен из экономического, политико-правового и информационного поля России. Он стал жертвой широкомасштабных военных действий, унесших тысячи жизней, подвергших почти полному уничтожению экономику и социальную инфраструктуру республики, лишивших сотни тысяч граждан жилья и имущества, вынудив многих перебраться в другие регионы России, ближнее и дальнее зарубежье.

Одним из тяжелых последствий вооруженного конфликта и предшествовавших ему процессов, связанных с политикой сепаратистов, явилось резкое нарушение исторически сложившейся национальной структуры населения республики, утрата его полнокровной полиэтничности.

Если в 1989 году в ЧИАССР проживали 734 тысячи чеченцев, 163,8 тысяч ингушей, 294 тысячи русских, более 60 тысяч русскоязычных (армян, украинцев, кумыков, ногайцев, аварцев и др.), то, по переписи населения 2003 года, общая численность населения Чеченской Республики составляет 1 млн. 103,7 тыс. человек, из них 1 млн. 31, 6 тыс. чеченцев, 40,6 тыс. русских и 31,4 тыс. русскоязычных.

Это свидетельствует об актуальности продуманной национальной политики в Чеченской Республике, внимательного учета интересов и потребностей социокультурного развития всех национальных общностей, включая малочисленные.

Серьезная проблема связана с массовой безработицей, особенно в молодежной среде. Отсюда - опасность ее негативного влияния на общественно-политическую, в том числе этнополитическую ситуацию в республике.

Опасным дестабилизирующим фактором являются исходящие от различных деструктивных сил необоснованные посягательства на территорию и целостность Чеченской Республики.

Следует учитывать опасность со стороны экстремистов, сковывающих общественно-политическую активность населения, а также сепаратистов, преследующих цель отторгнуть Чеченскую Республику от Российской Федерации.

Факторами, генерирующими недовольство всех слоев чеченского общества, являются античеченская пропаганда и клевета, нагнетаемые отдельными центральными и региональными СМИ, некоторыми политическими деятелями, учеными и журналистами. При этом широко используется фальсификация истории, искажение современных реалий и сущностных характеристик чеченского этноса.

В результате чеченцы, отождествляются с террористами и в регионах России подвергаются необоснованной дискриминации по национальному признаку, что существенно облегчает задачу сепаратистов и экстремистов по пополнению своих рядов, особенно за счет молодых людей из числа оклеветанных, оскорбленных, униженных.

Состояние этнополитической ситуации, необходимость обеспечения ее стабильности и совершенствования относятся к ключевым факторам, определяющим принципы, цели и задачи национальной политики Чеченской Республики.

2. Принципы государственной национальной политики

Историко-культурные особенности чеченского этноса, специфика этнополитической ситуации, необходимость сохранения ее стабильности и дальнейшего улучшения, социокультурного развития Чеченской Республики требуют, чтобы государственная национальная политика основывалась на следующих принципах:

1. Приверженность целостности Российской Федерации.

2. Сохранение целостности территории Чеченской Республики в составе Российской Федерации.

3. Содействие совершенствованию федеративных отношений на основе гармоничного сочетания интересов Чеченской Республики и Российской Федераций.

4. Равенство и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, вероисповедания, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.

5. Формирование у населения установок толерантного сознания и поведения, уважительного отношения к обычаям, традициям, языкам, культуре, религиозным верованиям всех народов.

6. Запрещение деятельности, пропаганды или агитации, направленных на подрыв безопасности республики, возбуждение расовой, национальной, религиозной, социальной неприязни, ненависти и вражды.

7. Сохранение и развитие языков и культур чеченцев, всех этнических групп, объективное освещение их истории.

8. Возрождение народных обычаев и традиций, способствующих гармонизации отношений между гражданами и сообществами.

9. Обеспечение внутринационального и межнационального мира и согласия.

10. Содействие возрождению полнокровной полиэтничности Чеченской Республики.

11. Развитие связей с другими субъектами Российской Федерации.

12. Содействие чеченцам, проживающим вне Чеченской Республики, в сохранении и развитии родного языка, традиций, культуры.

13. Защита прав и законных интересов чеченцев и других выходцев из Чеченской Республики, проживающих за ее пределами.

14. Противодействие распространению чеченофобии в российском обществе.

15. Противодействие попыткам иностранных государств использовать "чеченский вопрос" в антироссийских и геополитических целях.

4. Основные цели и задачи государственной национальной политики

Исходя из историко-культурных особенностей чеченского народа, этнополитической ситуации, сложившейся в современной Чеченской Республике, сформулированных принципов, отражающих федеративный и республиканский уровень межнациональных отношений, Концепция предполагает реализацию следующих основных целей:

- обеспечение на уровне субъекта федерации - Чеченской Республики - целостности Российского государства, его национальной безопасности, а также конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации на территории Чеченской Республики с учетом их этнонациональных потребностей;

- определение и осуществление главных направлений в деятельности органов власти по реконструкции в Чеченской Республике федеративных и национальных отношений, воссозданию социально-экономических условий для национально-культурного развития и единства ее народов;

- сохранение территории и целостности Чеченской Республики, обеспечение ее всестороннего развития как равноправного субъекта Российской Федерации.

Для реализации государственной национальной политики Чеченской Республики представляется необходимым решение нижеизложенных задач, непосредственно вытекающих из основных целей Концепции.

4.1. В политической и государственно-правовой сферах

4.1.1. Совершенствование федеративных и национальных отношений

К числу первоочередных задач в этих сферах относятся:

1) достижение и укрепление мира и политической стабильности в Чеченской Республике, обеспечение ее восстановления и упрочения в политическом и правовом поле Российской Федерации;

2) разработка на основе конституций Российской Федерации и Чеченской Республики правовой и нормативной базы для регулирования и совершенствования федеративных и межнациональных отношений, обеспечения национальных интересов чеченского народа и других этнических групп, проживающих в Чеченской Республике;

3) осуществление совместно с федеральными органами власти специальных мер по предотвращению дискриминации чеченцев по национальному признаку, обеспечению их конституционных прав во всех регионах Российской Федерации;

4) всесторонний учет этнокультурных особенностей чеченского народа и других этнических групп в развитии местного самоуправления;

5) разработка и принятие закона о чеченском языке;

6) принятие законов, направленных против религиозного и политического экстремизма;

7) совершенствование взаимодействия федеральных и республиканских органов государственной власти, политических, национальных, общественных, религиозных организаций и граждан для противодействия международному терроризму;

8) решительное противодействие любым формам проявления национализма, этноцентризма, посягательства на территорию и целостность Российской Федерации и Чеченской Республики;

9) проведение консультативных встреч руководства федерального центра и республики по вопросам регулирования правовых взаимоотношений;

10) совершенствование работы правоохранительных органов, прокуратуры и судов республики, их взаимодействия с федеральными структурами;

11) разработка законодательных актов, направленных на укрепление правовой базы, законности и правопорядка в Чеченской Республике;

12) поддержка общественных правозащитных организаций;

13) информационное и идеологическое обеспечение правоохранительных мер, проводимых в республике.

4.1.2 проблемы вынужденных переселенцев и возрождения полиэтничности

В районах расселения вынужденных мигрантов из Чеченской Республики нередко ущемляются их конституционные права.

Подавляющее большинство русскоязычных граждан, вынужденно покинувших республику - это коренные жители - русские. Возрождение полиэтничности, возвращение, прежде всего, русского населения, важно для восстановления республики, ее успешной интеграции в российское социокультурное пространство.

Решение указанной проблемы сопряжено с целым комплексом социально-экономических задач, способных обеспечить привлекательность жизненных условий в Чеченской Республике. Поэтому здесь необходим глубоко осмысленный и ответственный подход.

Проблемы возрождения полиэтничности и возвращения вынужденных переселенцев выдвигают следующие основные задачи:

1) осуществление совместно с федеральными органами власти исчерпывающих мер по решению проблем вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, обеспечению защиты их конституционных прав и законных интересов;

2) организация целенаправленной работы по возвращению в республику вынужденных переселенцев;

3) экономическое, политическое, правовое и идеологическое обеспечение процесса возвращения вынужденных переселенцев;

4) обеспечение возвращающимся переселенцам безопасности и условий для интеграции в экономическую, политическую, социальную и духовную сферы республики;

5) регулярное освещение в печатных и электронных СМИ процесса возвращения переселенцев, отражение насущных проблем русского и русскоязычного населения, принимаемых руководством республики мер по их решению и обеспечению межнационального согласия.

4.1.3. Государственная защита национальных меньшинств

 В целях охраны и развития этнической, культурной, религиозной и языковой самобытности национальных меньшинств следует решить следующие задачи:

1) создание условий для сохранения и развития культур, языков, традиций, удовлетворения конфессиональных потребностей национальных меньшинств;

2) вовлечение национальных меньшинств в процесс восстановления экономики и социальной сферы республики, интеграция национальных меньшинств в политическую и общественную жизнь республики;

3) содействие становлению самоуправления в местах компактного проживания национальных меньшинств;

4) создание национально-культурных центров и общественных организаций национальных меньшинств в соответствии с конституциями и законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики;

5) создание Этнического совета при Президенте Чеченской Республики.

4.1.4. Реализация закона о репрессированных народах в чеченской республике

В Чеченской Республике до сих пор не реализованы Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающие социально-экономическое и культурное возрождение и развитие ранее репрессированных народов и граждан. В связи с этим органам власти и общественности необходимо решить следующие задачи:

1) обеспечить реализацию указанных законов на территории Чеченской Республики;

2) организовать научные исследования по проблеме депортации и ее последствиях для чеченского народа;

3) объективно и профессионально освещать в СМИ депортацию чеченского народа;

4) принять меры по увековечению памяти жертв сталинских репрессий.

4.2. В экономической сфере

К первоочередным задачам в экономической сфере, от решения которых зависит судьба многонационального народа республики, относятся:

1) создание особой экономической зоны в Чеченской Республике на 10 лет;

2) восстановление экономически перспективных предприятий;

3) передача в собственность республики предприятий и учреждений, необоснованно отнесенных к федеральной собственности;

4) развитие банковско-кредитной системы;

5) восстановление нефтепереработки с учетом новых технологий;

6) создание необходимого количества рабочих мест;

7) повышение уровня социально-экономического развития Чеченской Республики до уровня развитых регионов Российской Федерации;

8) создание условий для широкого развития малого и среднего бизнеса;

9) создание наукоемкого производства, подготовка кадров соответствующих специальностей;

10) развитие сельского хозяйства на новой агротехнической основе и подготовка квалифицированных кадров;

11) развитие перерабатывающей промышленности в АПК;

12) восстановление мясо-молочного животноводства и птицеводства;

13) развитие виноградарства и производства вино-водочных изделий;

14) создание системы легкой и пищевой промышленности; 15)развитие стройиндустрии;

15) восстановление и развитие системы коммуникаций;

16) развитие традиционных отраслей экономики в горной зоне республики;

17) развитие современной инфраструктуры села;

18) привлечение инвестиций в восстановление экономической и социальной сфер республики;

19) привлечение регионов Российской Федерации для восстановления экономики республики;

20) обеспечение получения населением ЧР соответствующей доли приватизированной в начале 90-х гг. общероссийской собственности.

4.3. В социальной сфере

4.3.1. Образование, наука и подготовка кадров

1) повышение качества образования в школах, техникумах, вузах до уровня современных требований;

2) осуществление государственных мер по переподготовке кадров различных отраслей;

3) целенаправленная и широкая подготовка кадров для госслужбы из числа перспективной молодежи;

4) принятие мер по обеспечению протекционистской политики государства в подготовке медицинских кадров как в республике, так и в крупных образовательных и научных центрах страны;

5) направление молодых людей на учебу в ведущие учебные заведения страны;

6) осуществление подготовки кадров по наиболее перспективным направлениям жизнедеятельности республики;

7) подготовка кадров по приоритетным направлениям науки;

8) осуществление мер по стимулированию научной и научно- педагогической деятельности;

9) обеспечение интеграции республики в единое научно- образовательное пространство РФ.

4.3.2. Здравоохранение

1) создание современной системы здравоохранения, оснащение больниц новыми средствами диагностики и лечения;

2) развитие санаторно-лечебных и профилактических учреждений в предгорной и горной зонах республики;

3) создание в республике широкой сети медико-психологических реабилитационных центров.

4.3.3. Культура

1) развитие языка и культуры чеченского народа, языков и культур других этнических групп, проживающих в Чеченской Республике;

2) разработка и принятие закона о чеченском языке;

3) материальная и профессиональная поддержка сельских районных коллективов художественной самодеятельности;

4) восстановление и строительство зданий библиотек, комплектование книжного фонда, издание и переиздание социально значимой литературы.

5) развитие культурного сотрудничества с республиками Северного Кавказа и другими регионами Российской Федерации;

6) развитие индустрии туризма;

7) возрождение традиционных национальных промыслов и искусства;

8) подготовка профессиональных творческих коллективов различных жанров (музыкальных, танцевальных, театральных);

9) реставрация и охрана древних культурных комплексов.

4.3.4. Физическая культура и спорт

1) развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, спортивных центров и баз) для занятий физической культурой и спортом;

2) укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы образовательных учреждений;

3) развитие профессионального спорта;

4) проведение региональных, всероссийских, международных спортивных соревнований, массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

4.3.5. Экология

1) признание Чеченской Республики зоной экологического бедствия, принятие государственных мер по сохранению и восстановлению фауны и флоры республики, оздоровлению всей окружающей среды, осуществление природоохранных мер;

2) развитие в республике форм общественного экологического контроля;

3) совершенствование экологической подготовки в образовательных учреждениях, формирование экологической культуры населения.

4.3.6. Информационная деятельность

1) развитие современной информационной индустрии адекватной общественно-политическим, социально-культурным потребностям республики;

2) совершенствование подготовки кадров для работы в сфере средств массовой информации;

3) системное и оперативное противостояние через СМИ проявлениям чеченофобии, разжиганию межнациональной неприязни и вражды в российском обществе;

4) освещение через СМИ позитивного опыта межнациональных отношений, экономического и культурного возрождения республики;

5) целенаправленное использование возможностей СМИ для объективного освещения истории, культуры, традиций чеченского народа, показа гуманистической, толерантной сути его социальных и духовно- нравственных ценностей;

6) полное завершение процесса интеграции информационного комплекса Чеченской Республики в общероссийское информационное пространство;

7) компьютеризация и широкое использование возможностей современных технологий (в том числе Интернета) в борьбе против сил, препятствующих стабилизации ситуации в республике.

4.4. В духовной сфере

1) воспитание населения, особенно подрастающего поколения, в духе принципов единства и целостности Российской Федерации;

2) формирование у населения установок толерантного сознания, неприятия любых форм насилия;

3) культивирование идей межнационального мира и согласия, дружбы, общности интересов и исторических судеб народов России, российского патриотизма;

4) распространение знаний об истории и культуре чеченского народа и других этнических общностей, проживающих в Чеченской Республике, истории ратного, экономического и социокультурного взаимодействия чеченцев и других народов, историко-культурных взаимосвязях народов России;

5) сохранение, развитие и культивирование народных обычаев и традиций, служащих укреплению межнационального доверия и согласия, и мирному разрешению межэтнических проблем и конфликтов;

6) формирование у населения, особенно у молодежи, уважения к истории, языку и духовному опыту других народов;

7) научное исследование и изучение истории и духовного опыта чеченского этноса;

8) изучение в школах и вузах республики основ традиционного ислама;

9) пропаганда нравственно-гуманистического потенциала традиционных конфессий;

10) противодействие идеологии и практике различных форм религиозного радикализма и экстремизма;

11) совершенствование системы подготовки специалистов по традиционному исламу;

12) поддержка миротворческой деятельности религиозных деятелей и организаций.

4.5. В сфере внешних связей

1) определение и систематизация приоритетных задач в области внешнеэкономической деятельности республики;

2) выработка совместно с представителями других субъектов России рекомендаций по совершенствованию межнациональных отношений вЮФО;

3) проведение научно-практических конференций с участием чеченских диаспор и общин с целью укрепления экономического, политического, культурного сотрудничества;

4) развитие культурных связей с субъектами Российской Федерации, регионами ближнего и дальнего зарубежья.

5. Механизмы реализации государственной национальной политики

Механизмы реализации данной Концепции предполагают разработку республиканской Комплексной программы национального, социально-экономического, политического, культурного развития многонационального народа Чеченской Республики, состоящей из следующих подпрограмм:

1. Россия - наш общий дом.

2. Информационно-пропагандистское обеспечение государственной национальной политики Чеченской Республики.

3. Национально-культурное развитие чеченского народа.

4. Чеченский язык.

5. Защита материальной и духовной культуры чеченского народа.

6. Издание и репродукция трудов творческой и научной интеллигенции Чеченской Республики.

7. Развитие народного творчества.

8. Проблемы занятости населения Чеченской Республики и пути их решения.

9. Горное село.

10. Малое предпринимательство.

11. Дети Чечни.

12. Здоровье населения.

13. Молодые таланты.

14. Подготовка и переподготовка кадров.

15. Молодежь Чеченской Республики.

16. Место и роль женщины в современном чеченском обществе.

17. Политическая и правовая защита национальных меньшинств.

18. Формирование толерантности и профилактика различных форм радикализма и экстремизма.

19. Возрождение полиэтничности в Чеченской Республике.

20. Русские в Чеченской Республике.

21. Казачество в Чеченской Республике.

22. Кумыкский язык и культура в Чеченской Республике.

23. Ногайский язык и культура в Чеченской Республике.

24. Дом дружбы народов Чеченской Республики.

25. Культурное сотрудничество народов Северного Кавказа.

26. Пути формирования гражданского общества в Чеченской Республике.

27. Общественная организация "Ассамблея народов Чеченской Республики".

28. Межнациональное и социально-экономическое сотрудничество народов в ЮФО. Международное сотрудничество.

29. Чеченцы за рубежом: особенности адаптационных процессов.

30. Центр "Стратегические исследования".

31. Мониторинг состояния межнациональных отношений на Северном Кавказе.

32. Общественное и государственное противодействие различным формам насилия.

33. Наши соседи - наши братья.

34. Кавказ - общий дом свободных народов.

35. Национально-государственное строительство в Чеченской Республике.

Заключение

В настоящей Концепции охарактеризованы историко-культурные особенности чеченского этноса, рассмотрены этнополитические процессы, изложены принципы, основные цели и задачи, комплекс мероприятий и механизмов, призванных совершенствовать межнациональные и внутринациональные отношения в Чеченской Республике в соответствии с действующим законодательством и Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации.

Практическая реализация Концепции предполагает не только безусловный учет интересов многонационального народа Чеченской Республики, но и развитие демократических институтов, формирование гражданского общества, укрепление братства и добрососедства с народами Северного Кавказа и всей России.

Успешная реализация государственной национальной политики в Чеченской Республике позволит значительно снизить социально-экономическую и межнациональную напряженность, уровень конфликтности на Северном Кавказе.

Руководство Российской Федерации и руководство Чеченской Республики одинаково ответственны за соблюдение взятых на себя обязательств по совершенствованию и развитию федеративных, межнациональных отношений, институтов демократии, призванных обеспечить мир и стабильность, согласие, благополучие и свободное развитие народов единого государства.

В ходе социально-экономических преобразований, совершенствования федеративных и национальных отношений в данную Концепцию могут быть внесены соответствующие изменения.

Источник:  Министерство ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации