Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ
6 октября 2007 года
Государства – члены Организации Договора о коллективной безопасности (далее – государства – члены),
подтверждая свое стремление к обеспечению на коллективной основе безопасности и стабильности в зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности (далее – ОДКБ) и в сопредельных регионах,
заявляя о приверженности целям и принципам, закрепленным в Уставе ООН, решениям Совета Безопасности ООН, общепризнанным нормам международного права,
руководствуясь целями Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, Уставом Организации Договора о коллективной безопасности, Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 18 июня 2004 года о Концепции формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности,
исходя из важности обеспечения эффективного участия ОДКБ и ее государств – членов в усилиях мирового сообщества по поддержанию международного мира и безопасности,
считая участие ОДКБ в миротворческой деятельности действенным инструментом укрепления ее международных позиций, авторитета и политического веса в мировых и региональных делах,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящего Соглашения нижеупомянутые термины означают:
«миротворческая деятельность ОДКБ» – совокупность мер, включающих мирные средства и действия, направленные на разрешение споров (в соответствии с Уставом ООН), а также коллективные действия,
предпринимаемые государствами – членами с использованием военного, милицейского (полицейского) и гражданского персонала, направленные на предотвращение, сдерживание и прекращение военных действий между государствами или в пределах государства посредством вмешательства третьей стороны и способствующие поддержанию мира и безопасности;
«операция ОДКБ по поддержанию мира» (далее – миротворческая операция) – совокупность взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий беспристрастного военного, милицейского (полицейского) и гражданского персонала, предпринимаемых для стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих конфликтов, осуществляемых в соответствии с мандатом на проведение миротворческих операций и направленных на создание условий, способствующих разрешению конфликта, и поддержание или восстановление мира и безопасности;
«миротворческие контингенты государств–членов ОДКБ» (далее – миротворческие контингенты) – специально подготовленный военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал, а также силы и средства, предоставляемые государствами – членами в состав миротворческих сил ОДКБ;
«миротворческие силы ОДКБ» (далее – Миротворческие силы) – совокупность миротворческих контингентов, предназначенных для участия в миротворческих операциях ОДКБ;
«коллективные миротворческие силы ОДКБ» (далее – КМС) – части (подразделения) из состава миротворческих контингентов, выделяемые государствами–членами на период проведения миротворческой операции;
«мандат на проведение миротворческой операции» (далее – Мандат) – решение Совета коллективной безопасности ОДКБ (далее – СКБ) или, в случае проведения миротворческой операции за пределами территории государств – членов, решение Совета Безопасности ООН, в котором определяются цели и задачи, временные и пространственные пределы, другие детали конкретной миротворческой операции, а также полномочия миротворцев.
Мандат является юридической основой для размещения КМС в зоне конфликта и исходным документом для разработки плана миротворческой операции;
«глава миротворческой миссии ОДКБ» (далее – Глава миротворческой миссии) – официальное лицо, назначенное СКБ и наделенное им соответствующими полномочиями в зоне конфликта, действующее от его имени и подотчетное ему;
«оперативная рабочая группа по подготовке миротворческой операции ОДКБ» (далее – Группа) – рабочая группа, временно создаваемая СКБ и направляемая в зону потенциального или существующего конфликта с целью проведения мониторинга военно-политической ситуации, определения положения дел на месте и выработки предложений, рекомендаций о целесообразности проведения, возможных сроках и масштабах миротворческой операции, составе и задачах КМС, обеспечения их развертывания в районе проведения миротворческой операции;
«персонал КМС» – специально подготовленный военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал миротворческих контингентов, выделенный государствами–членами в состав КМС.
Статья 2
Государства–члены для участия в миротворческих операциях создают на постоянной основе Миротворческие силы.
Для комплектования Миротворческих сил государства – члены в соответствии со своим национальным законодательством выделяют на постоянной основе миротворческие контингенты.
Миротворческие контингенты государств – членов ОДКБ проходят подготовку по единым для ОДКБ программам, оснащаются едиными или совместимыми образцами вооружений и связи, принимают участие в регулярных совместных учениях.
Статья 3
Решение о проведении миротворческой операции на территории государств – членов принимается СКБ с учетом национального законодательства государств – членов на основании официального обращения государства – члена о проведении на его территории миротворческой операции или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в ОДКБ.
Подготовка решения СКБ о проведении миротворческой операции осуществляется по рекомендации Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ (далее соответственно – СМИД, СМО и КССБ).
Для анализа военно-политической обстановки в зоне потенциального или существующего конфликта и выработки предложений о целесообразности проведения миротворческой операции, ее масштабах, сроках и составе КМС решением СКБ создается Группа.
Состав, задачи и функции Группы определяются отдельным Положением, утверждаемым СКБ.
Миротворческие операции не заменяют урегулирование конфликта путем переговоров и другими мирными средствами.
Статья 4
СКБ незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН о своем решении провести миротворческую операцию на территории государства – члена. Исходя из обстановки, масштабов конфликта и его возможного воздействия на ситуацию в регионе, СКБ может запрашивать полномочия (Мандат) у Совета Безопасности ООН на проведение миротворческой операции или устанавливать процедуру периодического информирования Совета Безопасности ООН о ходе миротворческой операции.
В случае принятия решения о проведении миротворческой операции за пределами территории государств – членов СКБ обращается к Совету Безопасности ООН с запросом на предоставление соответствующего Мандата на проведение миротворческой операции.
После получения Мандата СКБ назначает Главу миротворческой миссии.
Статус и полномочия Главы миротворческой миссии определяются отдельным Положением, утверждаемым СКБ.
Статья 5
Для участия в конкретной миротворческой операции из состава Миротворческих сил создаются КМС.
Комплектование КМС, их структура, задачи и функции, правовой статус персонала КМС, материально-техническое обеспечение и финансирование их деятельности определяются отдельным Положением, утверждаемым СКБ.
Состав, структура и численность КМС определяются решением СКБ для каждой миротворческой операции в отдельности.
Предпринимаемые КМС действия осуществляются в духе беспристрастности, нейтральности и открытости, при ясно выраженном согласии конфликтующих сторон и при условии достижения ими соглашения о прекращении огня и других силовых действий в зоне конфликта, и при обеспечении безопасности миротворческого контингента и его права на самооборону.
Осуществление миротворческой деятельности государствами – членами носит исключительно добровольный характер.
Статья 6
КМС в ходе подготовки и проведения миротворческой операции подчиняются Командующему КМС, который назначается СКБ и подотчетен ему.
Координация мероприятий по подготовке КМС и проведению миротворческих операций возлагается на Объединенный штаб ОДКБ.
Статья 7
По решению СКБ КМС могут принимать участие в миротворческих операциях, осуществляемых на основе соответствующих решений Совета Безопасности ООН.
КМС по решению СКБ направляются для участия в миротворческих операциях региональных организаций, осуществляемых под их юрисдикцией в соответствии с положениями Устава ООН и не содержащих принудительных действий, при наличии легитимных решений региональных организаций и согласия государства на проведение операции на его территории.
Статья 8
ОДКБ может заключать коллективное особое (резервное) соглашение с ООН.
Каждое государство – член, имеющее особое (резервное) соглашение с ООН, имеет право на участие своих миротворческих контингентов в миротворческих операциях по мандату ООН или под эгидой региональных организаций, информируя о своем участии СКБ.
Статья 9
Государства – члены признают персонал КМС, выполняющий обязанности в зоне ответственности КМС, участниками боевых действий и гарантируют соблюдение данного статуса в соответствии со своим национальным законодательством.
Статья 10
Настоящее Соглашение регистрируется в Секретариате ООН в соответствии со статьей 102 Устава ООН.
Статья 11
Споры и разногласия, которые могут возникнуть в связи с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, государства – члены разрешают путем переговоров и консультаций.
Статья 12
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием четвертого письменного уведомления о выполнении подписавшими его государствами – членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу.
Для государств – членов, выполнивших такие процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты передачи на хранение депозитарию соответствующего письменного уведомления.
Статья 13
Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязанностей государств – членов, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.
Статья 14
Любое из государств – членов может выйти из настоящего Соглашения путем направления письменного уведомления депозитарию.
Действие настоящего Соглашения прекращается в отношении данного государства – члена по истечении 6 месяцев с даты получения депозитарием такого уведомления.
Статья 15
По предложению любого государства – члена с согласия других государств – членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельным протоколом, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Протоколы об изменениях и дополнениях вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Соглашения.
Совершено в городе Душанбе 6 октября 2007 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Секретариате ОДКБ, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.