Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Российская Федерация рассматривает Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) как важный элемент современной архитектуры европейской безопасности. Это один из сформировавшихся инструментов многосторонней дипломатии с 40-летней историей, в становлении и развитии которого Россия принимала активное участие.

6 января 1992 г., официально закрепив преемственность в качестве государства-продолжателя СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Россия подтвердила решимость действовать в соответствии с обязательствами хельсинкского Заключительного акта (1975 г.), Парижской хартии для новой Европы (1990 г.), а также всех других документов, коллективно согласованных в рамках СБСЕ.

В настоящее время ОБСЕ является постоянно действующей Организацией с разветвленной структурой, в которой Россия является полноправным участником и может реализовывать свои национальные интересы на европейском, евроатлантическом и евроазиатском пространствах. Сегодня ОБСЕ объединяет 57 государств - участников из Северной Америки, Европы и Азии [1] и является крупнейшей в мире региональной организацией, занимающейся вопросами безопасности, и ведущей работу по обеспечению мира, демократии и стабильности на пространстве с населением более миллиарда человек.

Возникновение СБСЕ/ОБСЕ и Хельсинский Заключительный акт

Истоки ОБСЕ восходят к  периоду разрядки в начале семидесятых годов прошлого века с созданием Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в качестве многостороннего механизма по содействию диалогу между востоком и западом. В основу работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) лег Хельсинкский Заключительный акт 1975 г., закрепив политические и территориальные итоги Второй мировой войны, который утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Кроме того, документ включил в себя следующие основные договоренности, разбитые на три "корзины" — три измерения безопасности:

— военно-политическое измерение — согласование набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);

— экономико-экологическое измерение — анализ состояния и выработка рекомендаций по развитию сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды;

— человеческое измерение — политические обязательства по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования и отслеживание их выполнения на практике.

Таким образом, Хельсинкский Заключительный акт 1975 г. стал "хартией разрядки", установив принципы отношений между государствами-участниками, равно как и отношений внутри государств. Даже не имея жесткой собственной структуры, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) служило двум антагонистическим системам надежной платформой для мирного сотрудничества и диалога. В рамках СБСЕ впервые были реализованы меры укрепления доверия и безопасности, воплотившие в себе принцип безопасности на основе сотрудничества, когда безопасность одного государства неразрывно связана с безопасностью всех других.

Структура ОБСЕ

ОБСЕ создала действенный комплекс институтов, играющих активную роль в каждодневных усилиях по снижению напряженности и созданию атмосферы доверия  между государствами-участниками. Базирующийся в Вене Секретариат, "тихая дипломатия" Верховного комиссара по делам национальных меньшинств (ВКНМ), а также многогранная деятельность Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Представителя по вопросам свободы средств массовой информации (ПССМ) предоставляют в распоряжение ОБСЕ механизмы для оказания содействия государствам-участникам. Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.

Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.

Постоянный совет под руководством действующего председателя, занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).

Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств – занимается ранним предупреждением конфликтов и срочными действиями по предотвращению перерастания межэтнической напряжённости в конфликт. Комиссар назначается на трёхлетний период, который может быть продлён не более чем на один трёхлетний срок.

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) - занимается обеспечением уважения прав и основных свобод человека, укреплением и защитой демократических институтов.

Парламентская ассамблея ОБСЕ - межпарламентская организация, объединяющая парламенты 57 государств Европы, Азии и Северной Америки.

Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.

ОБСЕ и урегулирование конфликтов

Окончание холодной войны позволило сотрудничеству прийти на смену конфронтации в отношениях Востока и Запада. Однако стабильность на пространстве ОБСЕ вновь оказалась под угрозой из-за внутренних вооруженных конфликтов, вспыхнувших в отдельных государствах, и напряженность внутри стран быстро оттеснила на задний план противоречия между ними. Главной задачей СБСЕ в 1990-е годы стало уже не обеспечение форума для диалога двух противостоящих друг другу военных союзов, но раннее предупреждение, предотвращение конфликтов, регулирование кризисов и постконфликтное восстановление.

Приняв в 1990 году Хартию для новой Европы, государства-участники задали ОБСЕ новое направление развития, начав процесс ее преобразования из механизма политических переговоров в организацию с постоянно действующими институтами, собственными структурами на местах и другими возможностями для оперативных действий по обеспечению новых потребностей безопасности в эпоху после холодной войны. В декабре 1994 г. решением будапештской встречи на высшем уровне СБСЕ переименовано в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (это название действует с 1 января 1995 г.). И наряду с продолжающейся работой в области мер укрепления доверия и контроля над вооружениями ОБСЕ приняла на себя новые функции и расширенные полномочия  по раннему предупреждению, предотвращению, урегулированию конфликтов и постконфликтному восстановлению.

В этом ключе были согласованы следующие документы, определяющие полномочия, инструменты и механизмы ОБСЕ и ее структур на всех стадиях конфликта, а именно: Парижская Хартия для новой Европы, принятая в 1990 г.; Пражский документ по дальнейшему развитию институтов и структур СБСЕ, принятый в январе 1992 г.; Хельсинкский  документ «О вызове времени перемен», принятый  в июле 1992 г.; документ Стокгольмской встречи Совета министров, принятый в декабре 1992 г.; Стамбульская Хартия европейской безопасности 1999 года; решение Совета министров №8 от 2002 г. «О роли действующего председателя ОБСЕ»; Стратегия ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности в XXI веке, 2003 г.; «Астанинская памятная декларация: навстречу сообществу безопасности», 2010 г.; и постановление Совета министров  № 3/11 от 2011 г. «Элементы конфликтного цикла, связанные с повышением потенциала ОБСЕ по раннему предупреждению, срочным действиям, содействию диалогу, поддержке посредничества и постконфликтному  восстановлению». Эти документы соответствуют резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/65/283 (2011), A/ RES/66/291 (2012) и A/RES/68/303 (2014) об укреплении функции посредничества в мирном урегулировании споров, предотвращении и разрешении конфликтов.

Миссия ОБСЕ в Приднестровье

Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) открыла Миссию в Молдове в феврале 1993 года. Мандат Миссии на тот момент предусматривал содействие в нахождении мирного решения конфликта между центральным правительством страны и Приднестровским регионом. Миссия базируется в Кишиневе с действующим филиалом в Тирасполе и офисом в Бендерах.

Главной задачей Миссии является помощь в достижении долгосрочного, всеобъемлющего политического урегулирования приднестровского конфликта; укрепление независимости и суверенитета Молдовы; а также достижение договоренности об особом статусе Приднестровья. В ее задачи также входит предоставление рекомендаций и экспертных знаний по правам человека и правам меньшинств, и демократическим преобразованиям. ОБСЕ играет ключевую роль в переговорном процессе в целях окончательного, всеобъемлющего и устойчивого урегулирования приднестровского конфликта. С 2005 года этот процесс, известный как «5+2», включает ОБСЕ, Россию и Украину в качестве посредников, а также Европейский Союз и Соединенные Штаты в качестве наблюдателей (переговорный процесс возобновлен в 2011 г.). Миссия работает с обеими сторонами с целью укрепления доверия между людьми, живущими по обе стороны Днестра. Миссия также участвует в качестве наблюдателя в работе Объединенной контрольной комиссии, которая является контрольным органом Совместных миротворческих сил, и сформирована из делегаций Российской Федерации, Молдовы и Приднестровья, с участием Украины в качестве дополнительного наблюдателя.

Миссия ОБСЕ в Украине

21 марта 2014 года Постоянный Совет ОБСЕ принял решение направить в Украину Специальную мониторинговую миссию, состоящую из гражданских невооруженных наблюдателей.

Миссия была размещена в связи с обращением правительства Украины в ОБСЕ и решением стран-участниц ОБСЕ.

Цели работы Миссии – это сбор информации, отчет о ситуации с безопасностью и установление фактов, в частности, о конкретных происшествиях и событиях на местах. Наблюдатели Миссии общаются с различными группами населения – с представителями власти на всех уровнях, гражданского общества, этнических и религиозных групп и местных общин.

Миссия насчитывает в разные периоды от 500 до 1000 гражданских невооруженных наблюдателей из более чем 40 стран-участниц ОБСЕ. Мандат Миссии распространяется на всю территорию Украины. Главный офис Миссии находится в Киеве. Команды наблюдателей работают в 10-ти крупнейших городах Украины: Днепропетровске, Донецке, Ивано-Франковске, Киеве, Луганске, Львове, Одессе, Харькове, Херсоне и Черновцах. В Донецкой и Луганской областях работали порядка  350 наблюдателей.

Россия и антитеррористическая деятельность ОБСЕ

В начале XXI века тематика противодействия терроризму является одним из приоритетов работы ОБСЕ. Эта тематика активно продвигалась Россией со второй половины 1990-х гг. и прочно закрепилась в повестке дня Организации после терактов 11 сентября 2001 года в США. В декабре 2001 г. в Бухаресте состоялась 9-я встреча Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, на которой, во многом благодаря усилиям России, удалось выйти на серьезные документы, заложившие основу работы Организации на антитеррористическом направлении.

10-й СМИД ОБСЕ в Порту (6-7 декабря 2002 г.) развил и закрепил достигнутые в Бухаресте договоренности. Были намечены основные ориентиры реформирования Организации, подчеркнута важность ее скорейшей адаптации к современным международным реалиям. В новой, значительно обогащенной повестке дня ОБСЕ в основном учтены российские акценты на сбалансированное развитие всех трех измерений Организации при сохранении приоритетного значения антитеррористической составляющей.

Одним из важных этапов в деятельности ОБСЕ стало 11-е заседание СМИД в Маастрихте (1-2 декабря 2003 г.) [3]. Ключевыми документами встречи стали Стратегия ОБСЕ по противодействию угрозам стабильности и безопасности в XXI веке и Документ о стратегии в области экономического и экологического измерения, а кроме того, активное развитие получил антитеррористический вектор деятельности Организации. СМИД принял решения о повышении надежности проездных документов и о создании Контртеррористической сети ОБСЕ.

В 2005 году произошла дальнейшая активизация работы ОБСЕ на антитеррористическом направлении. Россия и Франция совместно инициировали принятие Заявления министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в поддержку Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Москва и Вашингтон выступили с совместной инициативой, направленной на противодействие угрозе использования террористами радиоактивных источников повышенной опасности.

Сегодня ОБСЕ выполняет задачи по содействию имплементации действующих международно-правовых инструментов, стимулируя государства-участников и партнеров к скорейшему присоединению и полному выполнению универсальных антитеррористических конвенций и протоколов.

ОБСЕ следует в русле ведущей роли ООН в глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. В своей деятельности она опирается на резолюции Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и другие документы ООН. Что касается собственной нормативной базы ОБСЕ, то ее можно разделить на две части: рамочную и оперативную. К первой относятся документы ОБСЕ, создающие политические рамки антитеррористического сотрудничества [2]. Вторая, оперативная, часть включает в себя решения СМИД, Постсовета и Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, касающиеся практических аспектов антитеррористической работы. Особое значение имеют документы, принимаемые на саммитах ОБСЕ.

Основными формами антитеррористической работы ОБСЕ являются:

- мониторинг выполнения государствами-участниками международно-правовых и политических обязательств в борьбе с терроризмом;

- разработка политических обязательств государств-участников в поддержку антитеррористической деятельности ООН и профильных международных организаций;

- проведение политических конференций, научно-практических мероприятий и учебных семинаров на общеевропейском, региональном и национальном уровнях;

- разработка и реализация проектов содействия государствам-участникам по их просьбе по конкретным направлениям антитеррористической деятельности;

- координация антитеррористического сотрудничества на базе Платформы кооперативной безопасности (Стамбул, 1999).

Сегодня Антитеррористическое подразделение Секретариата ОБСЕ (АТП) способствует продвижению и укреплению международных правовых рамок противодействия терроризму. В сотрудничестве с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) Подразделение организует национальные и субрегиональные семинары, способствующие ратификации универсальных контртеррористических конвенций и протоколов. АТП предоставляет странам-участницам помощь в подготовке законодательных актов, в которых должным образом прописан состав уголовных преступлений, связанных с терроризмом. Страны-участницы ОБСЕ признают, что контртеррористическая деятельность не сможет стать эффективной, если она не основана на сильной правовой базе. В 2001 году они взяли на себя обязательства стать участницами 12 универсальных контртеррористических конвенций и протоколов, вступивших к тому времени в силу. Сегодня работа подразделения выходит за рамки содействия их ратификации. АТП способствует отражению положений соответствующих договоров в национальном законодательстве, как того требует международное право и что необходимо для обеспечения эффективного сотрудничества.

АТП как центр координации контртеррористической деятельности ОБСЕ активно содействует дискуссии между заинтересованными сторонами, нацеленной на выявление наилучшей практики и возможных дальнейших действий по борьбе с крайними проявлениями экстремизма и радикализации, которые могут привести к совершению террористических актов.

Развитие данного измерения деятельности Организации отвечает российским интересам в области безопасности. Россия активно и инициативно участвует как в нормотворческой работе ОБСЕ, так и в практических мероприятиях антитеррористической тематики.

Реформирование ОБСЕ

Результатом многолетней деятельности ОБСЕ стало возникновение достаточно уникальной региональной организации. Сегодня ОБСЕ не является ни военным альянсом, ни экономическим союзом. Она представляет собой ассоциацию государств и их народов, объединившихся при участии средиземноморских и азиатских стран-партнеров по сотрудничеству ради общей цели формирования демократического, интегрированного континента, избавленного от войн и конфликтов, всем жителям которого сообща и индивидуально будут обеспечены свобода, процветание и безопасность.

Сегодня ОБСЕ является самым широким по составу форумом, охватывающим и трансатлантическое, и евроазиатское пространства. В ОБСЕ представлены все основные интересы и государства, принцип равноправия которых закреплен правилом консенсуса при принятии решений.

Вместе с тем, нынешнюю ситуацию, сложившуюся в ОБСЕ, многие аналитики оценивают как  неоднозначную и сейчас ведутся активные дискуссии о реформировании Организации. Россия также выступает за реформу ОБСЕ, которая одновременно затвердила бы новую политическую повестку дня Организации и должным образом перестроила бы ее структурно. В соответствии с решением Софийского СМИД была создана «Группа мудрецов» по вопросам повышения эффективности ОБСЕ, в которую входили и российские представители. 

В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. Российский МИД подчеркивает необходимость сохранения ОБСЕ.

В декабре 2014 года дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". В январе 2015 года был создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Его работа должна способствовать конструктивному диалогу по вопросам безопасности, а также восстановлению доверия в евро-атлантическом и евразийском регионах и укреплению обязательств ОБСЕ.

Примечания:

1. Австрия, Азербайджан, Албания,  Андорра, Армения,  Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия,  Казахстан, Канада, Кипр, Кыргызстан, Латвия,  Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта,  Молдова, Монако, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Святой престол, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина,  Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

2. К таким документам относятся: Стратегия по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI веке (Маастрихт, 2003), План действий по борьбе с терроризмом (Бухарест, 2001), Хартия европейской безопасности (Стамбул, 1999).

3. СМИД утвердил ряд важных, соответствующих российским интересам, решений в военно-политической области (об уничтожении излишков обычных боеприпасов; об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК); Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия) и гуманитарном измерении (о противодействии торговле людьми; создании климата толерантности, борьбе с проявлениями расизма, ксенофобии и дискриминацией; совершенствовании выборных стандартов, имеющих равную значимость для всех государств-участников).

Источник:  По материалам ОБСЕ, МИД РФ, РИА Новости.