Содружество Независимых Государств (СНГ)
Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.
СНГ было образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. Спустя две недели, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали Протокол к этому Соглашению в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. В декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Однако уже в 2009 Грузия официально перестала быть членом этой международной организации.
22 января 1993 года в Минске на саммите СНГ был принят Устав Содружества. Его не подписали Украина и Туркменистан, которые тем самым де-юре не являются государствами – членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам – учредителям и государствам – участникам Содружества. Туркменистан на казанском саммите СНГ (26 августа 2005 года) заявил о том, что будет участвовать в Содружестве в качестве «ассоциированного члена».
Целями Содружества являются:
- Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
- Всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
- Обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;
- Сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
- Содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
- Взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
- Мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.
Ключевые вопросы, требующие общих и слаженных действий в рамках Содружества по следующим направлениям являются энергетическое сотрудничество, в т.ч. энергосбережение, транспортное взаимодействие, продовольственная безопасность, работа над формированием зоны свободной торговли, развитие нанотехнологий, молодежная политика, миграция и гуманитарная сфера.
Структура СНГ:
Совет глав государств (СГГ)- это высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия - консенсусом.
Совет глав правительств (СГП) - координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. На его заседаниях обсуждаются важнейшие вопросы экономического, гуманитарного, социального, военного сотрудничества государств – участников.
Совет министров иностранных дел (СМИД) - является основным исполнительным органом, обеспечивающим сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.
Экономический совет – основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Советов глав государств и глав правительств Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и по другим вопросам социально-экономического сотрудничества. Экономический совет состоит из заместителей глав правительств государств – участников СНГ.
Совет министров обороны (СМО) является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества. Членами СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины)
Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ) является органом Совета глав государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и обеспечения стабильного положения на них. Членами СКПВ являются командующие Пограничными государств-участников СНГ, а также Председатель Координационной службы Совета командующих.
Межпарламентская Ассамблея (МПА) проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. В работе МПА СНГ принимают участие парламенты Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины. Большое внимание Ассамблея уделяет вопросам развития демократии, обеспечения и защиты прав человека в государствах – участниках СНГ. Учрежден Международный институт мониторинга развития демократии парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ. В рамках развития сотрудничества на международной арене МПА СНГ заключены договоры о ее сотрудничестве с 50 международными организациями, с которыми на регулярной основе проводятся крупные международные мероприятия.
Экономический Суд СНГ создан в целях обеспечения обязательств, вытекающих из заключенных между государствами СНГ экономических соглашений и договоров, путем разрешения споров, возникающих в процессе экономических отношений.
Совет постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах СНГ является постоянно действующим органом СНГ. Совет в период между заседаниями СГГ, СГП и СМИД способствует взаимодействию государств в вопросах, представляющих взаимный интерес.
Наряду с вышеуказанными органами СНГ создано более 70 органов отраслевого сотрудничества. Они координируют совместные усилия государств – участников.
Основополагающим документом, нацеленным на поиск взаимоприемлемых решений всего спектра экономических проблем, является Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. Документ представляет собой систему согласованных государствами – участниками СНГ взглядов на общие цели, определяет приоритеты и перспективы дальнейшего социально-экономического развития до 2020 г. Это прежде всего торговля, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, транспорт, сфера инноваций. Конкретная реализация положений Стратегии осуществляется в рамках планов, в которых отражаются качественные особенности каждого ее этапа.
По многим причинам пространство СНГ имеет важное значение для населения России и ее политики. Однако нельзя не отметить, что Содружество Независимых Государств, находится в глубоком кризисе. Созданное в 1991 г. и не претерпевшее значительных изменений, оно во многом исчерпало себя.
На данный момент существует высокая вероятность снижения роли СНГ и продолжения создания альтернативных геополитических конструкций, яркими примерами этого служат активно развивающиеся в последнее время ЕАЭС, ОДКБ.
Основной слабостью СНГ является неэффективность деятельности Содружества по урегулированию вооруженных конфликтов на территориях государств – участников СНГ. Сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам должно дополняться также принятием мер по борьбе с сепаратизмом, являющимся основной причиной вооруженных конфликтов.
Российская Федерация в Содружестве занимает особое положение. Россия продолжает наращивать усилия, нацеленные на формирование самостоятельного «центра силы» в Евразии. Опираясь на союзников и партнеров среди стран СНГ, Москва намерена укрепить свои позиции по отношению к геополитическим конкурентам — Европейскому союзу на западе и Китаю на востоке.
Характер отношений России и независимых государств, возникших в результате распада Советского Союза, будет меняться. Разумеется, географическая близость, в ряде случаев этническая и культурная общность, тесные исторические связи, будут придавать этим отношениям особый характер. Тем не менее близость Российской Федерации с другими участниками будет продолжать уменьшаться. Тем не менее, дальнейшее политическое сближение России и других стран СНГ, прежде всего Казахстана и Белоруссии, Армении и Киргизии необходимо и возможно. В условиях углубляющейся экономической интеграции у этих стран появляется больше общих интересов и возникает необходимость более тесной координации политик.