Россия на антитеррористической конференции ОБСЕ
Выступление заместителя Министра иностранных дел России О.В.Сыромолотова на открытии ежегодной антитеррористической конференции ОБСЕ, Вена, 30 июня 2015 года.
Россия всегда с готовностью поддерживала эффективный формат антитеррористических конференций ОБСЕ. По нашей оценке, такие форумы неизменно служили дальнейшему развитию сотрудничества в борьбе с терроризмом на общеевропейском пространстве, акцентировали самые актуальные направления межгосударственного взаимодействия в данной области.
Не исключение и нынешняя конференция, исследующая злободневную для всех нас проблематику «иностранных террористов-боевиков» (ИТБ).
Мы считаем, что именно Россия первой вынесла тематику ИТБ на широкое международное обсуждение. И случилось это именно на площадке ОБСЕ – в апреле прошлого года на аналогичном мероприятии в швейцарском Интерлакене.
По сути, таким образом, в Общеевропейской организации заговорили про эту глобальную и острейшую опасность раньше, чем в ООН, ШОС или в Совете Европы.
Хотелось бы поблагодарить сербское Председательство и Секретариат ОБСЕ за организацию нашей встречи, в ходе которой, уверен, нам предстоит обсудить наиболее важные аспекты противодействия терроризму, обменяться ценным опытом и свежими идеями. И, что очень важно, в традициях ОБСЕ – мы сделаем это без оглядки на нынешнюю международную обстановку, переживающую не лучшие времена.
В Российской Федерации очень серьезно обеспокоены нарастанием террористических угроз.
Почти 15 лет международное сообщество прицельно ведет борьбу с глобальным терроризмом. Однако, пока вряд ли можно сказать, что достигнуты какие-либо решающие успехи. Напротив, многие реалии говорят не в пользу эффективности современной системы международного антитеррористического сотрудничества.
Так, сегодня мы являемся свидетелями беспрецедентного всплеска террористической активности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В Ираке и Сирии действует «монстр» в лице «Исламского государства» (ИГ), превратившийся в нового лидера «террористического интернационала», и его влияние растет буквально по всему миру.
Россия не перестает повторять, что справиться с нынешними террористическими угрозами можно только правильно определяя все причины, приведшие к масштабному росту террористической преступности. Среди таких причин, к сожалению, и готовность целого ряда государств использовать радикальные группировки в политических целях, как инструмент вмешательства во внутренние дела государств для дестабилизации и смещения неугодных режимов. Именно в ошибочной политике потакания террористам в значительной мере лежат причины нынешнего хаоса на пространстве БВСА, разгула там терроризма и экстремизма, страданий сотен тысяч, миллионов людей.
Более того, все негативные последствия нынешних кризисных явлений, в том числе в сфере терроризма, экстремизма, в каждой из наших стран и регионе ОБСЕ в целом мы до конца даже представить себе не можем.
Одно из таких последствий – стремительно растущее число иностранных террористов-боевиков в Сирии и Ираке. Никакие преграды, возводимые нами – индивидуально или совместно – не сдерживают этот опаснейший поток. По данным российских компетентных органов, из Российской Федерации в Сирию выехало порядка 2200 человек. Счет европейских граждан, вступивших в ряды террористических группировок, также в совокупности идет на десятки тысяч. При этом мы пока также не в состоянии эффективно помешать этим «джихад-туристам» возвращаться в страны происхождения. Думаю, мы все встревожены этим явлением и понимаем, какой опасный потенциал насилия, терроризма и экстремизма для наших обществ несут с собой возвращающиеся радикалы, террористы.
Что не в меньшей степени тревожит российскую сторону, так это тот факт, что даже перед лицом явной и прямой террористической угрозы наши зарубежные, западные партнеры приносят – причем в ущерб себе же – общие контртеррористические задачи в жертву сомнительной политической, а то и геополитической конъюнктуре.
Позиция России в отношении международной антитеррористической стратегии остается неизменной: борьба с терроризмом должна носить комплексный характер и может быть эффективной лишь при консолидации усилий всех государств на общепризнанной международно-правовой основе при соблюдении суверенитета вовлеченных стран и отказе от политики «двойных стандартов» по отношению к террористам.
Все государства должны на деле активно совершенствовать и развивать национальные стратегии отражения новых террористических и экстремистских угроз, прислушиваться к международным рекомендациям и успешному опыту друг друга.
Россия поступает именно так. Мы предпринимаем последовательные и энергичные меры в целях эффективного обеспечения антитеррористической защиты своих граждан, государства в целом. Мы постоянно стремимся укреплять национальную систему противодействия террористической и экстремистской угрозе с учетом актуальных антитеррористических задач внутреннего и внешнего характера. Так, в соответствии с профильными резолюциями Совета Безопасности ООН 2170 и 2178, Верховным Судом Российской Федерации в декабре 2014 года «Исламское государство» и другая опасная тергруппировка «Джебхат ан-Нусра» признаны террористическими организациями, их деятельность запрещена на территории России. Также был криминализирован выезд российских граждан за рубеж с целью участия в деятельности незаконных вооруженных формирований на территории иностранного государства.
Иностранные террористы-боевики являются не только носителями террористической практики, но и энергичными и умелыми распространителями террористической и экстремистской идеологии. В этом их особая опасность, в частности, с учетом силу их авторитетного и крайне негативного влияния на неокрепшие умы наиболее уязвимых слоев населения – молодежи и верующих.
Как я понимаю, в этом одна из причин повышенного внимания нашей конференции к тематике насильственного экстремизма.
В этой связи считаем важным подчеркнуть, что ведущая роль в организации системы превенции терроризма, мер по противодействию насильственному экстремизму должна быть отведена именно государствам, органам государственной власти, которые несут главную ответственность за обеспечение безопасности. При этом, конечно, первостепенная задача для госорганов в современных реалиях заключается в том, чтобы на фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими и экстремистскими проявлениями кардинально повысить эффективность противодействия радикальной идеологии, поставить надежные барьеры на путях её проникновения в общественное сознание – в том числе в плотном и партнерском взаимодействии с институтами гражданского общества.
Концептуальные подходы к реализации политики в сфере противодействия насильственному экстремизму были закреплены в утвержденной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в ноябре 2014 года «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года».
Без преувеличения скажу, что Российская Федерация обладает уникальным историческим опытом сохранения межконфессионального и межнационального согласия, эффективным ресурсом противодействия экстремизму и радикализации, что выражается, в частности, в широком и заинтересованном подключении к таким усилиям авторитетных традиционных российских конфессий, а также отечественных образовательных, научных и деловых кругов, других элементов гражданского общества в формате государственно-частного партнерства. Мы готовы откровенно делиться нашими успешными наработками в данной области с зарубежными партнерами на международных площадках.