НАТО в Афганистане: 2001 - 2014

Военная операция Североатлантического Альянса в Афганистане, начавшаяся после терактов 11 сентября 2001 года в США, стала одним из ключевых факторов в жизни страны. К числу ее целей относился разгром организации Аль-Каида, действовавшей при поддержке Талибана на территории страны, а также установление власти правительства, дружественного Соединенным Штатам. Достижение указанных целей позволяло Вашингтону в долгосрочной перспективе решать военные и экономические задачи в регионе – создание сети военных баз на Среднем Востоке и установление контроля над транзитными маршрутами, проходящими через территорию Афганистана.

В истории войны можно выделить 5 основных этапов, отличающихся стратегией США и НАТО, а также особенностями боевых действий в Афганистане:

  1. Активная конвенционная война (2001-2002);
  2. Партизанская война низкой интенсивности (2002-2004);
  3. Интенсивная партизанская война (2005-2008);
  4. Стабилизация ситуации на основе новой стратегии контрпартизанской войны (2008-2012);
  5. Сокращение военного присутствия (2012-2014).

Начальный этап войны (2001-2002) имел целью разгром основных сил Талибана и установление контроля над крупными городами, включая Кабул и Кандагар. Чтобы избежать широкого применения наземных войск и не допустить неприемлемые потери, США основывали свою стратегию на авиационной поддержке антиталибских сил Северного альянса. Обеспечивать координацию действий ВВС и антиталибских отрядов должны были прикомандированные к их штабам группы офицеров, преимущественно состоящие из бойцов американского спецназа.

Данная стратегия показала свою эффективность, так как позволила в течение нескольких месяцев переломить ход войны и добиться разгрома значительных по численности группировок Талибана в районе Мазари-Шарифа и Кундуза. К январю 2002 года активная фаза данного этапа войны была завершена, «северяне» и их союзники установили контроль над крупными населенными пунктами страны, крупные соединения талибов и Аль-Каиды были уничтожены, а их лидеры были вынуждены скрываться на территории Пакистана.

В декабре 2001 года в рамках решений Боннской конференции и Совбеза ООН была сформирована новая политическая структура власти в Афганистане. Ее основу составляло коалиционное правительство антиталибских сил, функционирующее при поддержке контингентов стран НАТО, получивших название Международных Сил Содействия Безопасности (МССБ). Изначально Совбез пытался ограничить их зону ответственности, однако эти попытки не имели успеха. Фактически операция ВС США позволила Вашингтону получить основания для долгосрочного присутствия в регионе.

Однако попытки стабилизировать ситуацию в стране не увенчались успехом. Причинами стали внутриафганские проблемы, а также пассивная стратегия МССБ, которая минимизировала наземные операции и работу по контролю над сельскими и малонаселенными районами Афганистана. Причины пассивности войск НАТО были связаны с началом военной операции в Ираке в 2003 году, а также недооценкой возможностей Талибана после разгрома в 2001-ом.

В результате в период наименее интенсивной партизанской войны (2002-2004) Талибану удалось оправиться от поражения, восстановить численность, провести перевооружение и укрепить свои позиции в ряде сельских районов на Юге страны. В результате на следующем этапе (2005-2008) происходит резкое обострение ситуации, которое можно охарактеризовать как кризис НАТО в Афганистане.

Указанный период характеризуется резким ростом интенсивности атак талибов, а также уровня потерь МССБ и афганских проправительственных сил.

В указанный период талибам удалось нарастить свое присутствие не только в южных, но также северных и западных районах страны, что резко расширило географию боевых действий. Ситуацию усугубили попытки ряда представителей командования МССБ и национальных властей заключать неформальные соглашения с талибами, что привело к укреплению позиций боевиков во многих сельских районах и даже потере города Муса-Кала.

Попытки подавить выступления Талибана с использование ВВС потерпели неудачу, так как на данном этапе войны вооруженная оппозиция широко использовала небольшие мобильные отряды, поэтому борьба с ними с помощью авиационных ударов имела низкую эффективность и вела к росту потерь среди мирного населения. Это, наравне с социально-экономическими неудачами официального Кабула, вело к снижению общественных симпатий к проправительственным силам и росту поддержки экстремистов.

Указанное осложнение ситуации заставило США после частичной стабилизации в Ираке в 2007-2009 гг. сосредоточить усилия на преодолении афганского кризиса. При участии Д.Петрэуса была выработана новая стратегия борьбы с терроризмом в Афганистане. Она включала временное увеличение численности контингентов МССБ в Афганистане, сокращение применения авиаударов и расширение наземных операций. В частности, широко стала применяться практика «ночных рейдов», точечных операций спецназа стран НАТО с целью захвата и уничтожения лидеров боевиков. Важной составляющей стал курс на тесное взаимодействие с афганскими армией и национальной полицией, активизацию подготовки последних с целью последующей передачи ответственности и сокращения числа активных операций войск МССБ в стране.

Новая стратегия, внедрявшаяся в 2008-2012 гг., оказалась частично успешной. Стали сокращаться потери мирного населения в ходе действий проправительственных сил и, одновременно, поддержка афганцами боевиков Талибана. Зоны, контролируемые вооруженной оппозицией, также сократились, но ее боеспособность осталась достаточно высокой, несмотря на то, что МССБ и афганской армии удалось захватить или уничтожить многих видных полевых командиров. (Наиболее успешной операцией такого рода стала ликвидация американским спецназом У. бен Ладена).

В 2012-2013 гг. НАТО перешло к этапу передачи ответственности афганским силовым структурам, сокращая до минимума свое участие в операциях против боевиков. Это значительно усилило нагрузку на афганские армию и полицию, которым пришлось учиться решать многие боевые задачи без поддержки иностранных военных. Это привело к существенному росту потерь афганских проправительственных сил в 2013-2014 гг., но многие иностранные наблюдатели отмечают, что их воинское мастерство объективно растет.

Завершение операции МССБ в 2014 году не привело к выводу иностранных войск с территории страны, так как контингенты США и некоторых других стран НАТО остались в стране в соответствии с двусторонними соглашениями, заключенными с официальным Кабулом. На данный момент численность иностранных войск составляет около 10 тысяч человек, что в 10 раз меньше, чем четыре года назад. Указанные контингенты продолжают принимать ограниченное участие в военных операциях, преимущественно оказывая афганской армии воздушную поддержку и участвуя в подготовке военных и полицейских кадров.

Очевидно, что афганская война НАТО 2001-2014 гг. завершилась частичным достижением поставленных целей.

  • В ходе операции была ослаблена группировка Аль-Каида, на которую была возложена ответственность за наиболее масштабный террористический акт в истории США;
  • Афганская миссия позволила Альянсу сформировать самую широкую коалицию, состоящую не только из стран-членов НАТО, но и других государств;
  • Военный опыт, полученный Альянсом в Афганистане, оказал существенное влияние на военную науку Запада. В частности, приемы взаимодействия авиации и спецназа с наземными отрядами союзников, отработанные в ходе начальной фазы конфликта 2001-2002 гг., были воспроизведены США в Ливии и Францией в Мали;
  • Действующее в Кабуле правительство остается лояльным Вашингтону, что обусловлено, в том числе, нуждой в военной и финансовой поддержке. На территории страны действуют 3 американских военных базы, что расширяет военные возможности НАТО на Среднем Востоке.

Однако Альянсу не удалось решить в стране стратегические военные задачи: не была полностью разгромлена вооруженная оппозиция, которая продолжает оставаться угрозой для Кабула и американских военных баз в стране. Общая ситуация в Афганистане является крайне сложной, а в начале 2015 года она во многом обострилась, особенно в северных провинциях, где активность вооруженной оппозиции существенно возросла.

Таким образом, США удалось решить в Афганистане тактические военные задачи, но не удалось подавить вооруженное сопротивление радикалов и продемонстрировать умение обеспечивать долгосрочную стабильность в  Центральной Азии.

Современная армия Афганистана

Формирование современных вооруженных сил Афганистана началось в 2002 году после падения режима Талибана. Этот процесс шел крайне медленно из-за утраты армейских традиций в ходе гражданской войны 1992-2001 гг., когда политический вакуум заполняли собственные вооруженные отряды различных политических сил, участвовавших в конфликте. Изначально этим формированиям придавался статус армейских корпусов, имеющих прописанную территориальную принадлежность. В общей сложности было создано 8 корпусов, из которых 6 имели в основе формирования «Северного альянса».

В 2002-2003 гг. при участии иностранных военных в Афганистане начался процесс разоружения неправительственных вооруженных отрядов и формирования регулярных вооруженных сил. Первоначально этот процесс шел крайне непросто, в 2003 году общая списочная численность афганской армии составляла менее 6000 человек, а полицейские формирования практически отсутствовали.

К началу 2015 года списочная численность Афганской национальной армии достигла 178 тысяч человек, численность полицейских формирований – более 150 тысяч человек. К числу силовых структур также относятся отряды местной полиции (около 28 тысяч человек) или отряды местной вооруженной самообороны, получившие официальный статус.

К настоящему моменту АНА отказалась от дивизионного звена подчинения и имеет следующую структуру: толи (рота) – кандак (батальон) – бригада – корпус. Всего в афганской армии существует 7 корпусов:

  • 201 корпус «Разлив» (Кабул), отвечающий за безопасность афганской столицы и юго-восточных провинций (считает наиболее подготовленным и боеспособным подразделением);
  • 203 корпус «Гром» (Гардез), действующий на территории регионального командования (военного округа) «Гардез», включающего провинции Хост, Пактика, Газни;
  • 205 корпус «Герой» (Кандагар), зона ответственности включает провинции Кандагар, Забуль, Урузган;
  • 207 корпус «Победа» (Герат), провинции Герат и Фарах;
  • 209 корпус «Сокол» (Мазари-Шариф);
  • 215 корпус (Лашкар-гах).

Каждый корпус включает в себя не менее 3 общевойсковых бригад, батальон специального назначения, штабной батальон, а также подразделения логистики и поддержки корпуса.

Численность вооруженных сил Афганистана достаточно велика в сравнении с государствами, близкими по численности населения, и объясняется это необходимостью ведения борьбы против террористических группировок внутри страны.

В текущих условиях государство не располагает достаточными собственными средствами для финансирования армейских подразделений, поэтому значительную роль в афганском военном строительстве играет иностранная финансовая помощь. Кроме того, армия ИРА зависима от импортных поставок ряда видов вооружений, снаряжения, техники, а также ГСМ, которые не производятся внутри страны в необходимых объемах. Эти обстоятельство делает вооруженные силы уязвимыми в случае изменения внешнеполитической конъюнктуры, поэтому перед Афганистаном стоит задача повышения независимости собственных вооруженных сил от внешней поддержки.

Современная афганская армия отказалась от насильственной мобилизации, практиковавшейся во времена ДРА. Военнослужащие несут службу на контрактной основе. Первые несколько недель службы личный состав получает подготовку в армейских учебных центрах, преимущественно в Кабульском регионе, затем процесс обучения продолжается в военных частях, в т.ч. при участии иностранных инструкторов.

В условиях неконвенционных боевых действий против мобильных отрядов противника особую роль в АНА играют подразделения специального назначения («коммандос»). Группа Специальных Операций, созданная в 2011 году, включает в себя 3-4 бригады. Ее центр, база «Мурихед», находится в провинции Вардак. Численность подразделений к 2012 году составляла около 1000-1500 человек.

АНА является многонациональной, но в ее рядах традиционно велико присутствие этнических таджиков. На 2013 год они составляли около 33,3% всего личного состава и 39% среди офицерства, что существенно выше их доли в общей массе населения страны. По неофициальным данным, среди командующих бригадами и выше преимущественно представлены этнические пуштуны.

После 2011 года задачи, встающие перед АНА, стали усложняться в связи с передачей ответственности за безопасность от сил МССБ национальным силовым структурам. Особенно негативно на настроении афганской армии сказались атаки экстремистов 2015 года в Бадахшане, Кундузе и Вардаке, сопровождавшиеся большими потерями. В этот период отмечается рост случаев дезертирства, являющегося недостатком армии Афганистана на протяжении последних 35 лет.

Несмотря на добровольность комплектования, АНА сталкивается с проблемой самовольного ухода личного состава, причем и «самоволками» в период полевых работ, и с бегством без намерения вернуться до истечения контракта. Обычно эти проблемы связаны с условиями службы и угрозами жизни в ходе боевых действий против вооруженной оппозиции. Существует также проблема «солдат-призраков», связанная с сокрытием фактов дезертирства или внесением в списки личного состава частей вымышленных лиц с целью получения дополнительного довольствия.

В 2015 году парламентское расследование констатировало наличие острой проблемы коррупции и хищений в вооруженных силах, включая незаконную продажу ГСМ, оружия и транспорта, что может приводить к небоеспособности отдельных частей.

Также АНА сталкивается с рядом других трудностей, вызванных быстрым увеличением численности вооруженных сил в конце 2000-х – начала 2010-х. Многие подразделения сталкиваются с дефицитом квалифицированных офицеров, а также проблемами в подготовке рядового состава. Последняя обусловлена, в том числе трудностями в развитии гражданских образовательных институтов и отсутствием у части рекрутов базовой грамотности.

Также проблемой афганских вооруженных сил является нехватка определенных видов вооружений, включая авиацию и бронетехнику. Частично это связано с неготовностью иностранных партнеров предоставлять национальной армии некоторые виды оружия, которое, по мнению иностранных специалистов, в настоящее время вооруженные силы не смогут эффективно использовать или же существует риск захвата их экстремистами. Также существует мнение, что уровень оснащения афганской армии регулируется неким соглашением между США и некоторыми странами региона, незаинтересованными в появлении на территории Афганистана мощной армии. Частично дефицит техники компенсирует за счет поддержки операций афганских военной авиацией НАТО, остающейся на территории страны после 2014 года.

На текущий момент значительная часть военных подразделений не может действовать полностью без поддержки иностранных военных советников и подразделений НАТО, дислоцированных в Афганистане. Чаще всего наличествует необходимость транспортной поддержки, оказания медицинских услуг и оперативных консультаций военных специалистов.

Несомненно, что в период вывода иностранных войск с территории страны нагрузка на афганских военных будет возрастать, и перед ними будут вставать все более сложные задачи, связанные с противодействием экстремизму, особенно в контексте новых региональных угроз. Успех решения указанных задач будет во многом определяться повышением боеспособности и независимости афганской армии, а также поиском новых механизмов международного сотрудничества и поддержки.

Автор:  Экспертная группа ЦИСА
Источник:  Интернет-портал «Afghanistan.ru», август 2015 г.