Вывод коалиционных войск из Афганистана: Последствия для России

Одним из политических итогов 2014 года стала реализация планов по выводу военного компонента международной коалиции из Афганистана, что существенно изменило соотношение политических и военных сил в регионе и повлияло на перспективы афганского урегулирования. В июне 2011 г. президент США Б.Обама объявил о решении незамедлительно приступить к выводу из Афганистана американского воинского контингента и завершить этот процесс к концу 2014 г. Данное решение было принято, по словам хозяина Белого дома, «с позиции силы», т.е. благодаря военным успехам последнего времени над силами Аль-Каиды и талибов, включая уничтожение самого Усамы бин Ладена в мае 2011 г., и возрастающей готовности афганских вооруженных сил взять ответственность за обеспечение безопасности в стране. При этом американский лидер отметил, что США после ухода из Афганистана продолжат курс на дальнейшее укрепление его суверенитета, поддержание «партнерских» отношений с афганским правительством, прежде всего в сфере борьбы с терроризмом.

Вывод американских войск из  Афганистана, приступивших  к военным операциям в этой стране еще осенью 2001 г., был синхронизирован с завершением миссии Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF),  сформированных на основе резолюций Совета Безопасности ООН 2001 и 2003 г.г. из контингентов, предоставленных Атлантичеким альянсом и «государствами-партнерами». Сответствующие решения принимались на саммитах НАТО в 2010 – 2014 г. г.

На встрече в сентябре 2014 г. в Уэльсе лидеры 28 натовских государств и 22 «государств-парнеров» одобрили Декларацию по Афганистану, утвердили график поэтапного вывода сил ISAF, численный состав которого на  «пике» операции составлял 139 тыс. (из них более 100 тыс. -  американские войска), с расчетом на завершение афганской операции к концу 2014 г. Была также подтверждена приверженность курсу на «длительное партнерство», которое будет развиваться после ухода сил Коалиции из Афганистана с последующим выходом на формирование «индивидуальной программы сотрудничества» в «подходящее время».

Предусматривалось, что место контингента ISAF займут около 12 тыс. военнослужащих, в том числе  из США около 10 тыс. и из других стран НАТО и «государств-партнеров» около 2-х тыс. Предполагалось, что их  миссия ограничится обучением афганских войск и полиции, которым предстоит полностью взять на себя обеспечение безопасности в стране, а также защитой диппредставительств. В частности, американские подразделения продолжат базироваться на авиабазе в Баграме и в Кабуле. В 2012-2014 г.г. администрация Б.Обамы неизменно подтверждала курс на сокращение участия американских вооруженных сил в афганском конфликте согласно приведенному выше графику.

Отметим, что в обнародованном в начале 2012 г. документе «Укрепление глобального лидерства США: приоритеты оборонной политики в XXI веке» Вашингтон сформулировал несколько модернизированную стратегию военного строительства и использования вооруженных сил за рубежом. В частности, речь шла о том, что США будут впредь избегать участия в широкомасштабных военных кампаниях типа иракской или афганской и использовать военную силу только в случае угрозы своим стратегическим интересам.

Белый дом также ставил вопрос об обновлении в ближайшем десятилетии «георгафических приоритетов» использования вооруженных сил и выдвижении в деле обеспечения национальных (читай – «глобальных») интересов США на передний план Азиатско-Тихоокеанского региона, постепенно занимающего лидерские позиции в мировом экономическом развитии, помимо, разумеется, Европы и Ближнего Востока. А в вышедшем в феврале с.г. «Четыхлетнем обзоре оборонной политики» регионы Южной и Центральной Азии вообще не фигурировали в аналитическом разделе, посвященном ситуации в различных регионах мира, и были лишь вскользь упомянуты в завершающей части.

27 и 28 мая 2014 г. Б.Обама выступил с программными заявлениями по Афганистану, однозначно заявив, что США не собираются оставаться в Афганистане после 2015 г. При этом была повторена известная поэтапная схема вывода американских войск и особо подчеркнуто, что как бы ни складывалась обстановка в Афганистане к концу 2016 г., т.е. к моменту истечения второго президентского срока Б.Обамы, боевых подразделений армии США в этой стране не останется (при том, что в середине 2014 г. в Афганистане базировалось порядка 32 тыс. американских солдат). Исключение составят военнослужащие, задействованые для подготовки афганских сил безопасности, которые, якобы, уже достаточно успешно участвуют в боевых действиях и которым-де самим предстоит «закончить работу», т.е. борьбу с Аль-Каидой и талибами.

В последующие месяцы план Б.Обамы подвергся критике как внутри США, так и со стороны международного сообщества. На фоне  наступления сил т.н. «Исламского государства» в Сирии и Ираке и острого военно-политического кризиса внутри Афганистана момент для его обнародования был выбран не самый удачный. Существенная часть американской общественности полагала, что в Афганистане после 2014 г. к власти могут вновь прийти талибы и другие экстремистские группировки и там  повторится история с Ираком, неспособным, как выяснилось, самостоятельно противостоять натиску джихадистов.

 Республиканцы в Конгрессе осудили действия президента, пригрозив заблокировать военный бюджет и будущее соглашение по иранской ядерной программе, а ряд американских военных настойчиво рекомендовали президенту оставить в Афганистане более внушительный контингент  еще на несколько лет.

Мнение региональных лидеров выразил премьер-министр Индии Н.Моди, который призвал американское руководство не повторять ошибки, сделанной в Ираке, и как можно дольше растянуть процесс ухода из Афганистана.

Значительная часть международного экспертного сообщества, высказывала опасения, что с уходом войск Коалиции в условиях острого военного кризиса в Афганистане с новой силой может вспыхнуть гражданская война, в которой верх одержат силы, куда более радикальные, чем движение Талибан, как это случилось в Ираке и Сирии.

2014-й год с полным основанием можно назвать поворотным годом для Афганистана. Проходившие в два этапа (в апреле и июне с.г.) президентские выборы совпали с периодом значительного сокращения иностранных войск и сопровождались резко возросшей активностью боевиков движения «Талибан» и других антиправительственных группировок. Только к концу сентября победители выборной гонки - бывший министр иностнанных дел Афганистана Абдулла Абдулла и экс-министр финансов Аршав Гани Ахмадзай - не без нажима американцев сумели утрясти взаимные претензии и подписали соглашение о формировании правительства национального единства. В целом, хотя и с натяжкой, можно говорить, что впервые в истории Афганистана передача власти произошла относительно демократическим путем.

Ставший главой государства Аршав Гани Ахмадзай первым делом обещал завершить работу над двусторонним соглашением с США о сотрудничестве в сфере безопасности (Bilateral Security Agreement, или BSA). 30 сентября с.г. были подписаны соответствующие договоренности с США, а также с Североатлантическим альянсом сроком на 10 лет.

Отметим, что оба документа были согласованы еще в конце 2013 г., однако тогдашний президент Хамид Карзай отказался поставить под ними свою подпись, обвинив американцев в гибели гражданского населения в ходе антитеррористических операций и в саботаже его мирных переговоров с талибами. Вновь избранные афганские руководители поспешили подвести правовую основу под поэтапный план вывода контингентов, который также определял статус остающихся в Афганистане иностранных ввоеннослужащих. При этом, сам же Гани Ахмадзай поставил перед американцами вопрос о не столь быстром выводе войск Коалиции.

Понятно, что факторы, определяющие состояние дел в Афганистане и его дальнейшее развитие, далеко не исчерпываются только способностью адекватно ответить на растущие военные вызовы и восстановить политическое единство после бурных выборов. В проведенных специалистами Всемирного банка и МВФ в Афганистане исследованиях с тревогой отмечается, что растущая нестабильность внутренней обстановки усугубляется некомпетентностью и чрезвычайно высокой коррумпированностью афганских чиновников всех уровней, слабостью органов власти на местах. Весьма низко оценивается способность нового афганского руководства осуществлять хозяйственную деятельность, необходимую для восстановления страны, проводить экономическую и административную реформы.[1]

В сфере международных отношений остро стоит задача укрепления добрососедских связей с соседними государствами, налаживания диалога с международными финансово-экономическими институтами. Речь, прежде всего, идет о Пакистане, с которым у Афганистана довольно натянутые отношения: картину портит застарелый территориальный вопрос и остро стоит проблема безопасности в слабо контролируемых приграничных районах пакистанской территории, где базируются талибы и формирования других антиправительственных группировок.

У государств Центральной Азии, включая союзников России по ОДКБ, особую озабоченность традиционно вызывает угроза распространения нестабильности, вооруженного насилия и экстремизма из Афганистана, сопряженная с потоком афганских наркотиков. В странах Центральной Азии  сильны опасения относительно развития ситуации по негативному для нового кабульского режима сценарию после вывода сил Коалиции, не исключая  сползание к гражданской войне. Отсюда заинтересованность в налаживании более тесного взаимодействия, как в целях обеспечения безопасности на своих южных рубежах, так и для сохранения и дальнейшего развития сотрудничества по экономической линии.

Резонно, что свой первый зарубежный вояж новый глава Афганистана совершил в Китай, готовящийся быстро нарастить партнерские связи с Афганистаном после вывода контингента Коалиции. Ранее между странами был подписан План совместных действий по реализации Декларации по установлению между Китаем и Афганистаном отношений стратегического сотрудничества и партнерства.

После свержения режима талибов в 2001 г. КНР активно продвигала экономическое сотрудничество, а начиная с 2010 г. китайские вложения только в разработку медных шахт в Афганистане составили порядка 3,5 млрд.долл. В свою очередь, для Пекина важно, чтобы общественно-политическая обстановка в Афганистане стабилизировалась и кабульский режим надежно закупорил афганскую границу с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая, большинство жителей которого исповедуют ислам, и в котором достаточно сильны сепаратистские настроения.

Для США вывод войск из Афганистана означает окончание самой продолжительной в истории страны войны, стоившей более 2,3 тысяч жизней военнослужащих и около триллиона долларов, затраченных на военную и экономическую помощь. Вместе с тем, пока нет оснований утверждать, что общественное мнение страны однозначно настроено на скорейшее завершение войны. Вплоть до недавнего времени опросы общественного времени показывали, что участие США в афганской войне достаточно долго поддерживали большинство американцев, оправдыая его необходимостью довести по конца борьбу с Аль-Каидой, виновной в террактах 11 сентября 2001 г., и уничтожить «террориста номер один».

Однако к середине  2014 г. здесь наметились определенные перемены, количество американцев, в течение 12 лет не считавших вторжение в Афганистан ошибкой, пошло на убыль. Общественное мнение США по поводу того, стоило или нет США ввязываться в афганскую войну в 2001 г. и направлять столь внушительный контингент,   разделилось, по разным оценкам, примерно пополам. В пользу же плана Б.Обамы завершить активную фазу антитеррористической операции, оставив там на короткое время около 10 тысяч военнослужащих, высказались две трети опрошенных. При этом те же две трети весьма скептически оценили возможности стабилизации обстановки в Афганистане после вывода контингента Коалиции.[2]

Понятно, что президентский план вывода войск из Афганистана не пользовался поддержкой республиканцев в Конгрессе, а некоторые американские военные сравнили его с поспешной, не вполне продуманной и напоминающей бегство эвакуацией, и предлагали оставить в Афганистане по меньшей мере 16 -17 тыс. военнослужащих до тех пор, пока военно-политическая обстановка не стабилизируется. Так, в пользу «более плавного» выхода из Афганистана однозначно высказывался командовавший ISAF с февраля 2013 по август 2014 г. генерал Дж.Данфорд, считающий, что Афганистан не выстоит «один на один» в войне с талибами, которых за 12 лет войны не удалось победить силам объединенной Коалиции. В конце октября с.г. нынешний командующий американскими силами ISAF в Афганистане генерал Дж.Кэмпбелл в интервью изданию “Foreign Policy” также заявил, что он не исключает, что будет настаивать на продлении пребывания сил Коалиции в некоторых районах, где боевики «Талибана» особенно активны.[3]

В конце ноября  2014 г. в американской прессе появились сообщения о том, что Б.Обама якобы отдал секретный приказ, расширяющий участие американских подразделений в боевых операциях и разрешающий более интенсивное использование авиации. Представитель Белого дома поспешил опровергнуть эти сведения, отметив, что запланированные количественные параметры вывода американских сил сохраняются: в начале 2015 г. в Афганистане остается порядка 10 тысяч военнослужащих США, которые будут задействованы на подготовке афганских сил безопасности и в ограниченных контртеррористических операциях, к концу 2015 г. эта цифра уменьшится вдвое, а в 2016 г. останутся только подразделения, неодходимые для охраны посольства в Кабуле .   

Сейчас сложно однозначно ответить на вопрос, пойдет ли Белый дом на корректировку плана действий оставшихся в Афганистане войск в сторону расширения участия в боевых операциях. С одной стороны, США остаются заинтересованными в закреплении стратегического успеха в борьбе с международным терроризмом, достигнутого в результате многолетней аффганской кампании, и стабилизации внутриполитической обстановки под контролем нового, вполне лояльного Вашингтону правительства, которое к тому же активно лоббирует сохранение иностранной военнной поддержки. 

С другой стороны, как отмечалось, Афганистан уже больше не относится к числу внешнеполитических приоритетов и не стоит во главе антитеррористической повестки Вашингтона, все внимание которого ныне сфокусировано на борьбе с «Исламским государством» в Ираке и Сирии.

Создание «правительства национального единства» не слишком добавило стабильности Афганистану, и пока преждевременно говорить о преодолении острого политического кризиса, сопровождавшего борьбу за президентское кресло, едва не закончившуюся вооруженными столкновениями сторонников двух главных кандидатов. В условиях сокращающейся поддержки натовских подразделений военно-политическая обстановка в стране продолжает ухудшаться, афганским силам безопасности все труднее становится сдерживать напор талибов и других радикальных  группировок на юге и востоке страны, которые стремяися не упустить благоприятный момент и попытаться вновь захватить власть. Поэтому нельзя исключать, что, если угроза потери власти центрального правительства над рядом районов станет вполне реальной, США будут вынуждены пересмотреть параметры плана по выходу из афганской войны и, не ограничиваясь исключительно антитеррористическими операциями, вновь нарастить свой контингент и вернуться к активным боевым действиям.

[1] Доклад Всемирного Банка “Afghanistan - Pathways to inclusive growth” (Vol. 2 of 2): Full report, World Bank, Report No: ACS8228, March 1, 2014, http://documents.worldbank.org/curated/en/2014/03/19694131/afghanistan-pathways-inclusive-growth-vol-2-2. 

[2] NBC News/Wall Street Journal Poll conducted by Hart Research Associates (D) and Public Opinion Strategies (R). June 11-15, 2014.http://www.pollingreport.com/afghan.htm

[3] Top US commander of Afghan war reassessing US withdrawal timeline. Foreign Policy, November 4, 2014.(http://www.foreignpolicy.com/articles/2014/11/03/

exclusive_top_afghan_war_commander_reassessing_withdrawal_timeline)

Автор:  Е.К. Зверде
Источник:  ЦЕАБ